Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История социологии. ственнические отношения причудливо соединены с разлагающи­мися общинными





ственнические отношения причудливо соединены с разлагающи­мися общинными. Капиталистический способ производства воз­ник именно в Западной Европе и именно в XVI-XV1I вв. (спора­дически в ряде городов Северной Италии еще в XIV в.) потому, что здесь процессы отделения средств производства от производителя впервые в мире достигли того уровня развития, который необхо­дим для возникновения капиталистического способа производства. (Процесс отделения производителей от средств производства, про­цесс поглощения частнособственническими отношениями общин­ных достигают абсолюта лишь в зрелом буржуазном обществе.)

В гл. 24-й первого тома «Капитала» («О так называемом пер­воначальном накоплении») Маркс специально рассмотрел финаль­ную стадию процесса отделения производителя от средств произ­водства на материале Великобритании XVI- XVII вв. Этот процесс включает два взаимосвязанных аспекта: с одной стороны, речь идет о складывании отделенных от производителей капиталов в форме товаров, денег и средств производства, с другой — о возникнове­нии свободной рабочей силы (свободной двояко: от средств про­изводства и от личной зависимости, от закрепощенности). Первый аспект предполагает ограбление колоний, неэквивалентную тор­говлю с их народами, принуждение их к рабскому труду, самого разного рода неслыханные зверства и жестокость1. Второй аспект был связан с насильственной экспроприацией средств производ­ства у производителей — крестьян, ремесленников и последую­щее принуждении лишенных собственности индивидов к продаже своей рабочей силы капиталистам, чему служили «кровавое зако­нодательство» против них с его жесточайшими наказаниями тех, кто не работал на капиталистических предприятиях. Оба аспекта предполагали значительную роль государства как орудия форси­рования данных процессов. Это орудие находилось в руках воз­никающего буржуазного класса; в Великобритании этого периода оно имело форму абсолютной монархии. В связи с этим Маркс отмечал: «Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым»2.

1 Маркс писал: «Открытие золотых и серебряных приисков в Америке,
искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в руД"
никах, первые шаги по завоеванию и разграблению чернокожих - такова была
утренняя заря капиталистической эры производства» (Маркс К. Капитал. Т. I //
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 760).

2 Маркс К. Капитал. Т. I // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 761.


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ



Живописуя зверства и ужасы эпохи так называемого первона­чального накопления, Маркс отмечает и прогрессивную роль капи­тала как средства развития человека как производительной силы, ибо индивида «приходится еще заставлять работать на условиях, установленных капиталом. Человек, лишенный собственности, бо­лее расположен стать бродягой, разбойником или нищим, чем ра­бочим. Лишь при развитом капиталистическом способе производ­ства наемный труд становится чем-то само собой разумеющимся. На первоначальной ступени капитала имело место государственное принуждение для превращения неимущих в рабочих на условиях, выгодных капиталу, которые здесь еще не навязаны рабочим их взаимной конкуренцией»1. Маркс, как и всегда, подчеркивал про­тиворечивость социальных процессов.

Теория снятия капитализма

Капиталистический способ производства, как доказывал Маркс, в силу законов своего внутреннего развития подготавливает собственное снятие путем коммунистической революции.

Снятие капитала, буржуазного общества, осуществленное про­летарским классом, должно привести к становлению коммунисти­ческого общества. Между капиталистическим и коммунистическим обществами, как полагал Маркс, лежит «период революционного превращения первого во второе». Буржуазное государство подлежит слому, как установил Маркс еще в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» и развил эту мысль в труде «Гражданская война во Франции». Государственной надстройкой переходного общества бу­дет «революционная диктатура пролетариата»2. Образец такой дик­татуры Маркс видел в Парижской коммуне. В развитии собственно коммунистического общества выделяются две стадии — низшая фаза и высшая фаза. В первой фазе производительные силы еще не настолько развиты, чтобы преодолеть «порабощающее разде­ление труда», относительный недостаток предметов потребления, «буржуазное право» (принцип оплаты по труду — равенство оплаты неравных индивидов оборачивается неравенством), противополож­ность умственного и физического труда и отношение к труду как к необходимому средству к жизни. Высшая фаза будет означать сня-

' Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 46. Ч. 1. С. 249.

2 Маркс К. Критика готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18.

С 27.


296 История социологии

тие рефлексии буржуазного способа производства в коммунисти­ческом обществе, т.е. исчезновение всех этих черт ограниченности. Это будет время, «когда труд перестанет быть только средством к жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: от каждого — по способностям, каждому — по потребнос­тям!»1 Постепенно исчезнут государство, право, религия, коренной трансформации подвергнутся мораль, искусство, наука и филосо­фия. Маркс дал следующую характеристику коммунистическому обществу: «Происходит свободное развитие индивидуальностей, и поэтому имеет место не сокращение необходимого рабочего вре­мени ради полагания прибавочного труда, а вообще сведение не­обходимого труда к минимуму, чему в этих условиях соответствует художественное, научное и т.п. развитие индивидов благодаря вы­свободившемуся для всех времени и созданным для этого средс­твам»2. Движителем активности индивидов становится не труд ради обеспечения себя необходимыми предметами потребления, а труд как средство развития личности. Коммунистическая формация в своей зрелой форме обеспечивает наряду с высочайшим подъемом произ­водительных сил и максимальное развитие каждого члена общества. Свободное время для немногих характерно для буржуазного общества, коммунистическое общество характеризуется свободным временем для всего общества, для его каждого члена. В буржуазном обществе богатством является рабочее время, точнее, время, необходимое для создания прибавочной стоимости, в коммунистическом — свобод­ное время индивидов, которое используется для их всестороннего развития. В коммунистическом обществе характер общественного прогресса будет преобразован и впервые в истории противоречия об­щественного развития потеряют свои антагонистические черты: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием развития всех»3.

1 Маркс К. Критика готской рограммы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18.
С. 20.

2 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К.,
Энгельс Ф.
Соч. Т. 46. Ч. 2. С. 214.

3 Маркс К. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф-
Соч. Т. 4. С. 447.


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 297

Основная литература

1. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955-1981. Т. 13.

2. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 3-е изд. Т. 2.

4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.

6. Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4.

7. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

8. Маркс К. Экономическая рукопись 1861-63 годов // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 47.

9. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. II.

10. Ленин В.И. Великий почин // Ленин В.И. Поли. Собр. Соч. 5-е изд. Т. 39.

11. Маркс К. Манифест Коммунистической партии // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4.

12. Маркс К. К теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. I. *

13. Маркс К. Письмо к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 года // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 28.

14. Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 17.

15. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

16. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

17. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19.

Дополнительная литература

1. Бородай Ю.М., Келле В.Ж., Плимак Е.Г. Наследие К. Маркса и проблемы теории общественно-экономической формации. М., 1974.

2. Вазюлин В.А. Логика «Капитала» К. Маркса. М., 1968.

3. Вазюлин В.А. Развитие Ф. Энгельсом материалистического понимания ис­тории в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государс­тва»// Вест. Моск. ун-та. Сер. 12. Философия. 1985. № 2.

4. Корню О. Карл Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность: В 3 т. М., 1959— 1968.

5. Теория общественно-экономической формации. М., 1982.


Социология Фердинанда Тенниса




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.