КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История социологии
Зиммеля, на господстве отца, на его воле в не меньшей степени, чем на единстве чувств и действий. В силу такого двойственного происхождения общество имеет двойственную природу: солидаристскую и конфликтную (насилие и принуждение есть форма конфликта), а действие или взаимодействие, которым оно формируется, может быть соответственно солидарным или конфликтным по форме. С олидаристская природа общества. Говоря о солидарности в обществе и вскрывая солидарную природу общества, Зиммель, в частности, пишет: «Отношения, которые приводят отдельного человека к полному единению с его группой, бывают двух типов...: это, с одной стороны, одинаковость, с другой — реальная взаимная связь»1. Группа, или «социальный уровень», — это, во-первых, общее духовное достояние некоторого числа людей, т. е. та часть индивидуального достояния, которая в равной мере наличествует у каждого; во-вторых, социальный уровень — это то коллективное, в собственном смысле слова, достояние, которым ни один человек сам по себе в отдельности не обладает. Общность, по Зиммелю, выступает творцом социальной нормы, которая является мерой правильности или ошибочности действий и представлений индивида. В силу этого индивид может достигнуть своих целей только путем присоединения к общности и при ее содействии, поскольку изоляция от нее отняла бы у него все, что он осознает как норму, как должное, как то, что следует рассматривать в качестве желаемого и цели, к которой следует стремиться. Зиммель подчеркивает при этом, что, хотя солидаристские отношения носят преимущественно индивидуальный характер и базируются на индивидуальных действиях, сама природа обобществления, ассоциации с другими такова, что не позволяет отдельному человеку ограничиваться в своей деятельности непосредственным личным интересом, а заставляет стремиться к удовлетворению последнего в союзе с другими. «Понятие общества говорит о таком взаимодействии, при котором деятельность ради собственных целей способствует в то же время целям других»2. Отношение между индивидом и обществом видится Зиммелю как проблема индивидуальной свободы, ответственности, вины и 1 Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 329. 2 Там же. С. 316. СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 321 нравственности. «Каждый человек, — утверждает Зиммель, — находится в точке пересечения бесчисленных социальных нитей, и, таким образом, каждый из его поступков должен иметь самые разнообразные социальные последствия»1. Взаимодействие человека с другим и с обществом в целом имеет два уровня. Первый — индивидуальный — определяется его эгоистическими целями и интересами, которые, однако, должны реализовываться по следующей схеме: если я хочу, чтобы другие служили моим интересам, я должен служить интересам других. Благодаря этому вся атмосфера социальной жизни становится нравственной, что обычно не осознается в силу того, что изначальные цели, ради которых что-то совершается, являются эгоистическими. И причина этого заключена не в коллективной общественной нравственности, а в том, что достижение эгоистических целей возможно лишь благодаря другим, благодаря обществу, и осуществляется оно опосредованным путем, нравственным по своей природе. Второй уровень — коллективный — определяется «коллективной нравственностью» или фактически системой социальных институтов. Для достижения своих целей индивид нуждается не только в других людях, но и в объективно существующих институтах. Установления права, морали, нравов и форм общения, которые общество выработало для своей пользы, проникают во все жизненные отношения отдельного человека настолько, что он должен ими пользоваться каждое мгновение. Любые эгоистические намерения, за исключением непосредственного насилия, могут осуществляться не иначе, как в социально предписанных формах. Благодаря этому даже самое безнравственное намерение платит дань нравственности, принимая те формы, в которых объективировалась публичная мораль. Конфликтная природа общества. Помимо солидарности в обществе наличествуют конфликты и восприятие другого как врага. Специфика конфликтных взаимодействий, по Зиммелю, заключается в их неиндивидуальной природе: индивид видит в каждом враге не столько данную определенную личность, сколько лишь члена враждебной группы. Он считает, что враждебные соприкосновения в гораздо большей степени, чем солидарные, являются коллективистскими, или групповыми. Вообще отношения Фупп носят по преимуществу враждебный характер, причем это 1 Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 348. 322 История социологии происходит как на низких, так и на высоких ступенях развития культуры. Вместе с тем анализ враждебных отношений, отношений доминирования, отношений к другому как к врагу приводит Зиммеля к выводу, что самим своим возникновением солидарность обязана враждебности. Он указывает, что превращение простого локального сосуществования в совместное существование в бесчисленном множестве случаев обусловлено общим добровольным или вынужденным соотнесением с «враждебным третьим». По мнению Зиммеля, необходимо признать борьбу и вражду в качестве определенного априорного инстинкта, поскольку у личности, даже не подвергавшейся нападению, а всего лишь реагирующей на самовыражение других, нет иного способа утвердиться, кроме как через оппозицию. Иными словами, «первый инстинкт», при помощи которого она себя утверждает, есть отрицание другого»1. Роль конфликта, вражды, отношения к другому как к врагу, в качестве основного типа межгруппового взаимодействия и механизма, порождающего солидарность внутри групп, столь ярко описана Зиммелем, что можно говорить о нем как еще об одном наряду с Марксом основоположнике социологии конфликта. Зиммель считает, что у человека есть формальное побуждение к враждебности как естественная противоположность потребности в симпатии. Оно берет начало в определенных психических процессах, которые являют анализу общую им форму самостоятельного влечения. Интересы различного рода часто побуждают к борьбе за определенные блага, к оппозиции по отношению к определенным личностям, и вполне естественно, что «в качестве остатка в наследственный инвентарь нашего рода могло перейти состояние возбуждения, само по себе побуждающее к антагонистическим выражениям»2. Утверждение, что враждебность становится основанием социальной солидарности, весьма значимо для понимания теории Зиммеля. Солидарность и конфликт являются, таким образом, двумя формами индивидуального целеполагания и волеизъявления, объединяющими людей в общество. Последовательно проведенный принцип методологического индивидуализма, опирающийся на безусловный методологический и исторический приоритет отдельного социального 1 Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. С. 502. 2 Там же. С. 504. СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 323 действия и взаимодействия, заставляет Зиммеля использовать понятие «круг общения» (или «круги общения») там, где структурная, структурно-функционалистская или системная социология используют понятия «группа» или «группы». В результате общество предстает как совокупность множества кругов общения индивидов, некое многомерное пространство взаимодействий, в котором индивиды, подобно отдельным атомам, формируют вокруг себя необходимые и интересные им круги взаимодействия с другими либо входят в уже намеченные или сформировавшиеся круги. Индивид при этом представляет собой некую точку пересечения бесчисленного множества социальных нитей, а в содержательном отношении — результат комбинации различных элементов культуры, результат исторического наследования содержания от самых различных кругов общения и взаимодействия. Любой круг не только представляет собой совокупность контактов или взаимодействий, но имеет общее сознание, которое Зиммель очень часто именует «честью» (честь семьи, честь офицера, честь мундира, купеческая честь и т. д.), желая подчеркнуть нравственно-этическую природу принципа, объединяющего круг. Внешнее принуждение уступает место нормам, которых оказывается достаточно для прочного существования круга. Чем теснее социальный круг, к которому принадлежит человек, тем меньше у него индивидуальной свободы, тем беднее его индивидуальность. Зато сам социальный круг в таком случае весьма индивидуален (поскольку невелик) и отделяет себя от других резкими границами. И наоборот. Чем шире круг, в котором действует человек, к которому он себя относит и с которым увязывает свои интересы, тем больше простора для своей индивидуальности он получает. Но само целое круга, к которому он принадлежит, является менее индивидуальным. Общество, представляющее собой совокупность кругов общения или совокупность групп вхождения, возникает как результат социальных взаимодействий индивидов. На эти взаимодействия оказывают влияние не только факты, лежащие в сфере субъективности, но и многообразные «реальные» факторы, например рост населения. По мере расширения групп и увеличения их количества изменяется морфологическая картина общества, ширятся контакты и связи. Процесс дифференциации приводит к индивидуализации и изменению морфологической картины общества в целом, кото-Рое уже не является совокупностью резко индивидуализированных
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |