Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История социологии. Осмысление роли сознания рода в структуре социальной жизни позволило Гиддингсу поставить в качестве важнейшей для социологии проблему соотношения социального





Осмысление роли сознания рода в структуре социальной жизни позволило Гиддингсу поставить в качестве важнейшей для социологии проблему соотношения социального и индивидуаль­ного сознания. Согласно его представлениям, сознание индивида изначально включает сознание рода, заставляющее его признавать реальность общности. Он утверждал необходимость развития со­циального сознания как фактора, способствующего укреплению единства нации.

По мнению Гиддингса, в обществе действуют силы «искусст­венного отбора как сознательного выбора», которые он подразде­лял на силы социализирующие и силы социальные. К первым из них, представляющим внешнее условие по отношению к социаль­ной структуре и способствующим социализации, он относил почву, климат и т.п., а также стремления и страсти индивидов. В структу­ру социальных сил Гиддингс включал влияние группы или обще­ства на индивида, направляющее поведение людей к достижению групповых целей. Примерами социальных сил для Гиддингса были общественное мнение, законодательство. В самом общем виде со­циальный процесс рисовался им как взаимодействие сознательных мотивов, волевой ассоциации и физических сил1.

Гиддингс пытался представить в психологическом плане ме­ханизм воздействия «сознания рода» на социальную эволюцию. Согласно Гиддингсу, именно «сознание рода» лежит в основе прой­денного человечеством пути. Поэтому для «полного субъективного истолкования общества» он считал необходимым проследить по­явление «сознания рода» во всех социальных феноменах на всем протяжении человеческой истории. Рассуждая о процессе соци­альной эволюции, Гиддингс выдвинул гипотезу, согласно которой первоначальные социальные объединения возникали под влия­нием внешних физических условий: запасов пищи, температуры, соприкосновения или столкновения с другими индивидами или племенами. Но по прошествии определенного времени внутри «социального агрегата» у подобных друг другу индивидов появля­лось «сознание рода», и это объединение развивалось в «ассоциа­цию», которая в свою очередь начинала положительно реагировать на удовольствия и жизненные условия индивидов. С осознания индивидами этой благоприятной реакции начинался их волевой процесс. С этого времени объединенные в ассоциацию индивиды старались усовершенствовать свои социальные отношения, и в свя-

1 Гиддингс Ф. Основы социологии. Анализ явлений ассоциации и социаль­ной организации. С. 373.


СОЦИОЛОГИЯ США



зи с этим важнейшими факторами в ряду социальных причин ста­новились индивидуальные и социальные выборы. Среди множес­тва социальных отношений и действий, случайно установленных, испытанных или придуманных, одни воспринимались сознанием как желательные, другие — как неприемлемые. Соединившиеся в ассоциацию индивиды делали выбор между этими отношениями, стремясь сохранить одни и устранить другие. Согласно Гиддингсу, социальный выбор и социальная воля ассоциации определялись «сознанием рода»1.

Большую роль в реализации выбора Гиддингс отводил естест­венному отбору. По существу, вторя Дарвину и Самнеру, он указы­вает, что в борьбе за существование отдельные выборы могут либо сохраниться, либо отмереть. Природа сама отвергнет неудачный выбор, иногда даже путем разрушения целых обществ2. Поскольку вредные выборы отвергаются в ходе естественного отбора, то, по Гиддингсу, теория социальных изменений может концентрировать свое внимание на разумных выборах. Гиддингс формулирует со­циальный закон, согласно которому общество стремится к своему совершенному типу в соответствии с доминирующей концепцией «идеального блага». Иначе говоря, каждая большая группа людей находится под влиянием определенного идеала. Развивая свою мысль, Гиддингс конкретизирует, что основой рационального со­циального выбора являются социальные ценности, которые он определяет как «социальную оценку вещей, имеющих социаль­ное значение»3. В более поздних работах Гиддингс дает следую­щее определение феномену социальной ценности: это «отноше­ние или уважение к любой социальной привычке, отношению или институту, которые человек лелеет и защищает»4. Согласно теории ценностей Гиддингса, высшим объектом социальных ценностей является «разумное счастье»5. Такая постановка вопроса в целом соответствовала философской традиции, в которой целью позна­ния является разумное переустройство общества на благо и счастье человечества.

1 Гиддингс Ф. Основы социологии. Анализ явлений ассоциации и социаль­
ной организации. С. 21.

2 См. там же. С. 22.

3 Там же. С. 157.

4 Giddings F.H. Studies in the Theory of Human Society. N. Y, 1922. P. 173.

5 Гиддингс Ф. Основы социологии. Анализ явлений ассоциации и социаль­
ной организации. С. 406.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.