КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История социологии. Принципиально важной является постановка Гиддингсом вопроса об отношении этой формы социальной оценки к прогрессу
Принципиально важной является постановка Гиддингсом вопроса об отношении этой формы социальной оценки к прогрессу. Он предлагает два ответа. Один сводится к тому, что рациональное усовершенствование общества возможно осуществить путем критики социальных ценностей1. Чтобы обеспечить основы рационального социального выбора, общество должно точно оценить возможности использования каждого института или обычая, а также жертвы, необходимые не только для защиты отжившего, но и для его восстановления. В другом случае ученый исходит из того, что социальное поведение обусловлено комбинацией социальных ценностей, определенных рациональным выбором. «Сгруппируйте социальные ценности в определенном порядке, — пишет он, — и вы получите определенную форму социального поведения согласно неизменным отношениям, заложенным в законах социального выбора». Получается, что прогресс зависит, во-первых, от того, как сформулированы законы социального выбора, и, во-вторых, от комбинации социальных ценностей. Первым законом социального выбора Гиддингс называет «закон предпочтения какой-либо одной из достижимых целей», вторым — «закон социального выбора комбинаций и средств». Закон «предпочтения какой-либо одной из достижимых целей» гласит, что в любом социальном выборе «самым главным идеалом является идеал личной силы, или добродетели, в первоначальном смысле этого слова; вторым по влиянию является гедонистический, или утилитарный, идеал; третьим — идеал аскетического человека, пуританские добродетели самоограничения и, наконец, четвертым — идеал самоосуществления рационального сознательного человека». Но, уточняет ученый, если продолжается умственная и нравственная эволюция, то влиятельными должны становиться более высокие идеалы2. В этой формулировке Гиддингса основные ценностные понятия и представления рассматриваются с позиций классического буржуазного утилитаризма. В ней можно усмотреть также проявление сильного влияния дарвиновской и спенсеров-ской эволюционной доктрины с ее оппозицией коллективизму и поддержкой индивидуалистических идеалов. В основу определения «закона социального выбора комбинаций и средств» Гиддингс положил категорию «интерес». Согласно 1 Giddings F.H. Democrasy and Empire. N. Y., 1901. P. 59. 2 Гиддингс Ф. Основы социологии. Анализ явлений ассоциации и социаль СОЦИОЛОГИЯ США этому закону, «население с немногочисленными, но находящимися в гармоничном сочетании интересами будет консервативно в своих выборах. Население с разнообразными, но не находящимися в гармоничном сочетании интересами будет радикально в своих выборах. Только население, имеющее многочисленные, разнообразные и гармонично переплетающиеся интересы, будет постоянно прогрессивным в своих выборах»1. Следовательно, прогресс находится в функциональной зависимости от установления шаг за шагом более высоких идеалов, которые Гиддингс перечисляет в первом законе, и от создания многочисленных разнообразных и гармоничных интересов, названных им во втором законе. Представления Гиддингса о социальном прогрессе связывались, как видим, исключительно с миром разума. Ученый по существу предложил инструменталистский подход к социальным ценностям, связав социальный прогресс с необходимостью рационального выбора обществом только таких ценностей, которые полнее отвечают задачам общей пользы. Главное, что характеризовало эволюционистскую теорию Гиддингса, — это его идея о неизбежности социального прогресса, который он олицетворял с ростом материального благосостояния народа, увеличением его популяции, а также со все большей рационализацией поведения индивидов2. Социальный прогресс соотносится не только с его «объективными» характеристиками, но и с «субъективным фактором», т.е. с сознательной деятельностью людей. Сущность прогресса видится Гиддингсу в «расширении нравственной и умственной жизни», которое осуществляется с помощью такого психического фактора, как сознание рода3. Психологический подход к феномену общества предопределил и взгляды Гиддингса на социальную организацию, которая, по его разумению, предстает в двух формах: в форме «социального состава» и в форме «социального устройства». Эти формы социальных связей во многом напоминают «общность» и «общество» Ф. Тенниса, «механическую солидарность» и «органическую солидарность» Э. Дюркгейма. Основополагающим признаком групповых организаций Гиддингс считает «сознание себе подобия» или «сознание несходства с собой». «Социальный состав» представляет 1 См.: Гиддингс Ф. Основы социологии. Анализ явлений ассоциации и соци 2 Там же. С. 367. 3 См. там же. С. 368.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |