Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История социологии. биотической стихии. Говоря о сущности культурного регулирова­ния поведения, Парк употребляет выражение «иго обычая»





биотической стихии. Говоря о сущности культурного регулирова­ния поведения, Парк употребляет выражение «иго обычая». Если биотический уровень — царство максимальной свободы от ограни­чений, то культура по самой своей сути ограничивает свободу.

Биотическое и культурное разграничиваются социологами Чикагской школы прежде всего в онтологическом смысле: биоти­ческое сообщество — это субстанциальная основа культуры. Если же говорить о реально существующих социальных образованиях, то в них одновременно присутствуют оба аспекта. Биотическое и культурное тесно переплетены и взаимосвязаны. «В обществе фи­зическая структура и культурные характеристики представляют со­бой части одного комплекса»1. В такой трактовке общества можно усмотреть сильное влияние Дюркгейма, считавшего необходимым рассматривать факты духовного порядка (принятые способы пове­дения, мышления и чувствования) в комплексе с морфологичес­кими фактами (т.е. физическим строением общества).

Реальный синтез этих двух аспектов социальной жизни про­является в том, что главные их принципы (конкуренции и коо­перации) соединяются в единый принцип соревновательной коо­перации. Двойственность человеческой природы имеет такой же характер: реально действующий человек выступает одновременно в обоих своих качествах — обособленного от других организма и тесно связанной с другими персоны, воплощая в своем поведении весь спектр возможных мотиваций — от биологических импуль­сов до сознательного самоограничения и срастания с усвоенной социальной ролью2.

Адекватное истолкование социологической теории Парка и его коллег требует понимания того, что биотическое и культурное выделяются ими как два аспекта общества, поведения, человечес­кой природы, существующие всегда в единстве, но имеющие не­равноценный онтологический статус. Парк писал по этому поводу: «Человеческое общество... организовано на двух уровнях — биоти­ческом и культурном. Есть симбиотическое общество, основанное на конкуренции, и культурное общество, основанное на комму­никации и консенсусе. По сути дела эти два общества являются лишь разными аспектами одного общества; они, несмотря на все

1 McKenzie R.D. The Scope of Human Ecology // Burgess E. W. (ed.) The Urban
Community. Selected Papers from the Proceedings of the American Sociological Society,
1925. Chicago, 1926. P. 167-182.

2 См.: Парк Р.Э. Человеческая природа и коллективное поведение //
Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1997. № 4. С. 126-134.


СОЦИОЛОГИЯ США



перипетии и изменения, остаются, тем не менее, в определенной зависимости друг от друга»1. Биотическое первично; всякая соци­альная жизнь вырастает на биотическом базисе; общество изна­чально есть «глубоко биологический феномен»2. Как естественный феномен каждое социальное образование (общество, сообщество, институт) имеет свою «естественную историю» — историю посте­пенного формирования институциональной надстройки на посте­пенно развивающемся фундаменте территориально организован­ной популяции. Культура становится высшей ступенью в эволюции изначально биотического человеческого сообщества; закрепляясь в институциональных формах и привычках людей, она все более ограничивает конкуренцию и трансформирует исходные (биоло­гические) схемы человеческого поведения.

В завершенном сообществе все социальные институты и про­цессы находятся под двояким влиянием: влиянием базисных био­тических принципов и влиянием культурных ограничений. Первое выражается в том, что на всех уровнях социальной организации выше биотического прослеживается действие механизмов конку­ренции, господства и последовательности. Экологический прин­цип господства состоит в том, что в каждом природном сообществе разные сосуществующие виды территориально распределяются по иерархическому принципу, и какой-то из видов занимает господс­твующее положение; например, растения в природных ареалах распределяются по нескольким ярусам, и самые высокие деревья, имеющие наибольший доступ к свету как жизненно важному ре­сурсу, становятся господствующим видом. Так и в человеческих сообществах индивиды и группы иерархически дифференцируются по доступу к значимым ресурсам и ценностям, и какие-то из них начинают доминировать над другими. Принцип последовательности (или сукцессии) заключается в том, что ничто в сформировавшихся сообществах не происходит вдруг, в их развитии всегда прослежива­ется преемственность, и само их развитие имеет серийный характер, развертывается как последовательная серия циклов. Цикл развития начинается с нарушения достигнутого на соответствующем этапе равновесия («вторжения» дестабилизирующего фактора извне или изнутри сообщества) и завершается восстановлением равновесия на новом уровне, иногда с перераспределением элементов внутри сообщества и установлением новой иерархии господства. Такая преемственность (или последовательность) прослеживается и в

1 Парк Р.Э. Экология человека. С. 397-398.

2 Парк Р.Э. Физика и общество. С. 153.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.