КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История социологии. биотической стихии. Говоря о сущности культурного регулирования поведения, Парк употребляет выражение «иго обычая»
биотической стихии. Говоря о сущности культурного регулирования поведения, Парк употребляет выражение «иго обычая». Если биотический уровень — царство максимальной свободы от ограничений, то культура по самой своей сути ограничивает свободу. Биотическое и культурное разграничиваются социологами Чикагской школы прежде всего в онтологическом смысле: биотическое сообщество — это субстанциальная основа культуры. Если же говорить о реально существующих социальных образованиях, то в них одновременно присутствуют оба аспекта. Биотическое и культурное тесно переплетены и взаимосвязаны. «В обществе физическая структура и культурные характеристики представляют собой части одного комплекса»1. В такой трактовке общества можно усмотреть сильное влияние Дюркгейма, считавшего необходимым рассматривать факты духовного порядка (принятые способы поведения, мышления и чувствования) в комплексе с морфологическими фактами (т.е. физическим строением общества). Реальный синтез этих двух аспектов социальной жизни проявляется в том, что главные их принципы (конкуренции и кооперации) соединяются в единый принцип соревновательной кооперации. Двойственность человеческой природы имеет такой же характер: реально действующий человек выступает одновременно в обоих своих качествах — обособленного от других организма и тесно связанной с другими персоны, воплощая в своем поведении весь спектр возможных мотиваций — от биологических импульсов до сознательного самоограничения и срастания с усвоенной социальной ролью2. Адекватное истолкование социологической теории Парка и его коллег требует понимания того, что биотическое и культурное выделяются ими как два аспекта общества, поведения, человеческой природы, существующие всегда в единстве, но имеющие неравноценный онтологический статус. Парк писал по этому поводу: «Человеческое общество... организовано на двух уровнях — биотическом и культурном. Есть симбиотическое общество, основанное на конкуренции, и культурное общество, основанное на коммуникации и консенсусе. По сути дела эти два общества являются лишь разными аспектами одного общества; они, несмотря на все 1 McKenzie R.D. The Scope of Human Ecology // Burgess E. W. (ed.) The Urban 2 См.: Парк Р.Э. Человеческая природа и коллективное поведение // СОЦИОЛОГИЯ США перипетии и изменения, остаются, тем не менее, в определенной зависимости друг от друга»1. Биотическое первично; всякая социальная жизнь вырастает на биотическом базисе; общество изначально есть «глубоко биологический феномен»2. Как естественный феномен каждое социальное образование (общество, сообщество, институт) имеет свою «естественную историю» — историю постепенного формирования институциональной надстройки на постепенно развивающемся фундаменте территориально организованной популяции. Культура становится высшей ступенью в эволюции изначально биотического человеческого сообщества; закрепляясь в институциональных формах и привычках людей, она все более ограничивает конкуренцию и трансформирует исходные (биологические) схемы человеческого поведения. В завершенном сообществе все социальные институты и процессы находятся под двояким влиянием: влиянием базисных биотических принципов и влиянием культурных ограничений. Первое выражается в том, что на всех уровнях социальной организации выше биотического прослеживается действие механизмов конкуренции, господства и последовательности. Экологический принцип господства состоит в том, что в каждом природном сообществе разные сосуществующие виды территориально распределяются по иерархическому принципу, и какой-то из видов занимает господствующее положение; например, растения в природных ареалах распределяются по нескольким ярусам, и самые высокие деревья, имеющие наибольший доступ к свету как жизненно важному ресурсу, становятся господствующим видом. Так и в человеческих сообществах индивиды и группы иерархически дифференцируются по доступу к значимым ресурсам и ценностям, и какие-то из них начинают доминировать над другими. Принцип последовательности (или сукцессии) заключается в том, что ничто в сформировавшихся сообществах не происходит вдруг, в их развитии всегда прослеживается преемственность, и само их развитие имеет серийный характер, развертывается как последовательная серия циклов. Цикл развития начинается с нарушения достигнутого на соответствующем этапе равновесия («вторжения» дестабилизирующего фактора извне или изнутри сообщества) и завершается восстановлением равновесия на новом уровне, иногда с перераспределением элементов внутри сообщества и установлением новой иерархии господства. Такая преемственность (или последовательность) прослеживается и в 1 Парк Р.Э. Экология человека. С. 397-398. 2 Парк Р.Э. Физика и общество. С. 153.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |