Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рождение и младенчество




Черты социализации половой роли

Еще до рождения ребенка в семье могут быть разногласия по поводу его желаемого пола. В большинстве случаев родители хотят иметь мальчика, а не девочку (Makle, 1974; Coombs, 1977). Иметь сына считается более престижным, нежели дочь (Westoff, Rindfuss, 1974). Причина такого предпочтения коренится в убеждении, что мужчины сильнее, умнее, смелее и способнее женщин и что "наш мир - это мир мужчин" (каким он действительно был в недалеком прошлом), если иметь в виду, что мужчины имеют более широкие возможности чем женщины для получения образования, материального достатка, для профессиональной и политической карьеры.

Родители часто пытаются узнать пол еще не родившегося ребенка и спланировать его будущую судьбу. Если ожидается рождение мальчика, его заранее видят спортивным, удачливым, твердым и независимым. Если же должна родиться девочка, то чаще всего мечтают, чтобы она была красивой, стройной, любящей, привлекательной и удачно вышла замуж.

Все эти размышления о судьбе еще не родившегося ребенка представляют собой род стереотипа, так же как догадки о том, что родится мальчик, потому что "он" часто толкается в материнской утробе. Нет ничего удивительного в том, что, едва родившись, ребенок оказывается в плену имеющихся в данном обществе стереотипов и представлений.

Возглас, оповещающий о поле ребенка в момент его появления на свет ("Это мальчик!" или "Девочка!"), кладет начало целой цепочке событий: выбору розового или голубого браслета, который надевают на ручку новорожденного, выбору имени, покупке одежды и оформлению детской комнаты в соответствии с тем, что требуется мальчику или девочке. (В песне "Мальчик по имени Сью" композитора С. Силверстейна отец вопреки общепринятым нормам назвал сына женским именем, считая, что такой парадоксальный прием поможет закалить ребенка. Выбрав имя Сью, отец заставил мальчика часто вступать в драки, чтобы, защищаясь от насмешек, воспитать в себе твердость).

Стереотип отношения к полу виден и в том, что говорят друзья, родственники и родители, обсуждая внешность новорожденного: "Посмотрите, какой он большой. Держу пари, что из него выйдет футболист", "Какие у нее красивые глазки - просто куколка", "У него такое умное лицо", "У нее уже сейчас такие ножки, что можно не волноваться, отбоя не будет от поклонников". Шутливые предсказания будущей судьбы ребенка тоже непосредственно связаны с его полом. Если друзья родителей замечают: "Теперь придется думать, как собрать приданое", можно с уверенностью сказать, что речь идет не о мальчике.

Родители новорожденных говорят о девочках как существах более нежных, маленьких, красивых и не таких живых, как мальчики, хотя врачи не видят никаких объективных отличий с точки зрения внешности или активности (Rubin, Provenzano, Luria, 1974). В младенческом возрасте общение с матерью у мальчиков ограничивается в основном физическими контактами; с девочками матери больше разговаривают и больше опекают их (Lewis, 1972). Это различие способствует тому, что впоследствии девочки оказываются более разговорчивыми, а мальчики проявляют повышенную физическую активность. В 1977 г. Валум опубликовал результаты интересного исследования. Нескольких молодых матерей просили присмотреть за одним и тем же шестимесячным младенцем, одетым в одних случаях в голубой комбинезон и названного им Адамом, а в других - в розовое гофрированное платье и названного Бетти. Оказалось, что матери чаще улыбались "Бетти", чаще играли с ней и находили ее "миленькой". Другое недавно проведенное исследование подтвердило, что матери и отцы по-разному ведут себя в отношении незнакомых детей, в зависимости от того, какой пол ребенка им назвали (Gulp, Cook, Housley, 1983).

Разное отношение родителей к собственным детям разного пола проявляется по-другому. В частности, они быстрее реагируют на плач маленькой дочери, чем на плач сына (Frieze et al., 1978), с большей готовностью разрешают мальчику проявлять самостоятельность, раньше начинают оставлять его одного дома. Напротив, у маленьких девочек как бы намеренно формируют пассивность и зависимость (Weitzman, 1975; Long, Laws, 1979).

До сих пор неясны причины проявления половых различий в процессе социализации детей. Культурные влияния, разумеется, имеют важное значение, но не исключено участие биологических факторов. Так например, повышенная интенсивность обмена веществ у мальчиков, высокая калорийность их пищевого рациона и более активный образ жизни способствуют раннему формированию чувства независимости; в свою очередь, стремление родителей поощрять это чувство отражает традиционно сложившиеся ожидания (Walum, 1977). Разное поведение мальчиков и девочек в младенческом возрасте может объясняться и различиями в их гормональном статусе. Зачастую родители сами не осознают, насколько отличается их отношение к детям разного пола. Тем не менее дифференцированная социализация, по-видимому, имеет место даже в тех случаях, когда родители теоретически не сторонники стереотипов половой роли (Scanzoni, Fox, 1980).

Ранее детство (от двух до пяти лет)

К двухлетнему возрасту ребенок достаточно надежно определяет половую принадлежность окружающих его людей и может разложить по ящикам одежду мальчиков и девочек (Thompson, 1975). Тем не менее двухлетка зачастую неспособен четко определить пол ребенка на фотографии, изображающей его (ее) самого; такая способность обычно появляется только к двум с половиной годам. Как уже говорилось, половая самоидентификация, т.е. осознание себя существом мужского или женского пола, окончательно формируется примерно к трехлетнему возрасту. Этому, вероятно, способствует приобретение речевых навыков, которые позволяют ребенку идентифицировать себя в новом качестве и проверять свою способность правильно определять половую принадлежность, используя такие местоимения, как "он" или "она" применительно к другим людям.

В возрасте двух или трех лет у детей начинает появляться понимание роли полов, внешних проявлений принадлежности к мужскому и женскому полу как членов собственной семьи, так и других людей. По-видимому, вначале ребенок ориентируется по отдельным, случайным признакам типа "мама не курит трубку" или "папа не красит губы". Однако начинающий ходить ребенок понимает больше, чем может выразить словами. Скорее всего умение различать пол людей развивается в процессе наблюдения за разнообразными формами поведения окружающих.

Чрезвычайно важное занятие детей раннего возраста - игра; наблюдая, какие предметы ребенок использует в играх, можно больше узнать о социализации половой роли. Пройдитесь по отделу игрушек в большом магазине и вы очень скоро поймете, что такое принцип дифференциальной социализации. Игрушки для мальчиков ориентированы на активные действия (ружья, машины, космические корабли, спортивные принадлежности), тогда как игрушки для девочек предполагают более спокойные занятия, зачастую связанные с различными домашними делами (куклы, наборы посуды, игрушечные косметические наборы или миниатюрные пылесосы, печи и холодильники). Если та или иная игрушка предназначена и для мальчиков, и для девочек, то ее вариант для девочек так или иначе модифицирован, чтобы в большей степени отвечать специфическим потребностям. Например, велосипеды для мальчиков рекламируются как "прочные, быстрые и долговечные"; такие же изделия для девочек "изящны и безопасны, имеют седло, украшенное цветочным орнаментом, и свисающие с руля красивые розовые кисточки". Подробный анализ наборов игрушек в 96 семьях показал, что мальчикам покупают больше разнообразных игрушечных машин, спортивных принадлежностей и военизированных игрушек, а у девочек преобладают куклы, кукольные домики и игрушечные предметы домашнего обихода (Rheingold, Cook, 1975). Хотя в наши дни многие мальчики играют куклами типа "Рембо" и в солдатики, большинство родителей, имеющих сыновей, наверняка бы забеспокоились, узнав, что они предпочитают возиться с "девчачьими" разряженными куклами (Collins, 1984).

Еще одним важным источником, из которого дети черпают знания о роли полов, служат книжки с картинками. Как замечает Вейцман (Weitzman, 1975), "из книг дети получают сведения о том мире, который лежит за пределами их непосредственного окружения; они узнают, чего ждут от них другие люди". Несмотря на произошедшие в последние годы изменения, анализ содержания книг для детей дошкольного возраста, удостоенных тех или иных наград, выявил явную дискриминацию по половому признаку (Weitzman et al., 1972). Во-первых, мужчины изображаются в них гораздо чаще, чем женщины (авторы насчитали на картинках 261 мужчину и 23 женщины, что дает соотношение 11:1). Во-вторых, большинство мужчин представлены активно и независимо действующими, тогда как женщины выполняют пассивные роли. В-третьих, взрослые женщины, изображенные на этих рисунках, как правило, либо матери, либо жены, а взрослые мужчины заняты самыми разнообразными делами и представляют разные профессии. Неудивительно, что у девочек формируется твердое убеждение, что их жизненный "успех" связан только с замужеством и материнством. К счастью, положение начинает постепенно нормализоваться, и многие вышедшие в последнее время книги для дошкольников изображают женщину в более привлекательном свете.

Телевидение также является мощным средством социализации половой роли в детском возрасте, поскольку оно служит для них окном в мир. Однако детские мультфильмы также полны стереотипов половой роли: почти все их герои - мужчины, а женщины, как правило, изображаются "жертвами", которых приходиться спасать от злодеев. Даже такие получившие награды детские шоу, как "улица Сезам", не избежали критики, потому что в них доминируют мужские персонажи, а женщины редко изображаются действующими вне дома (Vogel, Broverman, Gardner, 1970). Реклама, рассчитанная на дошкольников, закрепляет ту же тенденцию: мальчики представлены в ней твердыми, деловыми людьми, а девочки - более тихими и утонченными, занятыми домашними делами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.