КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аннелиз Ф. Корнер 36 страница
Самая продолжительная серия спонтанных комментариев, с которой столкнулся автор, принадлежала мужчине, явному психоневротику, который, отвечая на вопрос Д22, вошел в состояние, подобное трансу, и высказал несколько тысяч слов в виде свободных ассоциаций относительно нарисованного им дерева, а также висевшей на стене кабинета картины с изображением деревьев, ни одно из которых не походило на нарисованное испытуемым. 2) Уместность. Ответ, подобный тому, который был получен на вопрос 41 — «Да, это мужчина, это видно по усам», — считается лишним. Неуместным можно назвать ответ испытуемого в предпсихотичес-ком состоянии на вопрос 42: «Этому человеку 100 лет, а мне 27». Очень странным был ответ очень возбужденного пациента на вопрос Д14: «Всякая. Это и снег, и лето, и осень, и дождь, и засуха, в общем, все вместе!» 3) Диапазон. В пост-рисуночном опросе диапазон тем для ответа более или менее ограничен вопросом, по крайней мере теоретически. Любое значительное отклонение от темы должно расцениваться как па-тоформное. 4) Субъективность. Здесь исследователь должен определить степень идентификации испытуемого с любым из нарисованных объектов и ха- рактер этой идентификации. Юноша психопатического склада нарисовал дерево, которое имело множество признаков мужского тела; торчащий из ствола короткий сук походил на эрегированный пенис. Если же расценивать дерево в качестве автопортрета, то, по-видимому, испытуемый чрезмерно акцентируется на объекте, занимающем его мысли. На вопрос Д10 испытуемый ответил немедленно: «Я смотрю вниз, на него». И при этом выделил интонацией слова «на него», 5) Реальность в комментариях. Как уже говорилось в довольно объемном описании ПРО в отдельном разделе, ответы испытуемого могут предоставить исследователю информацию о способности испытуемого понимать реальность, которая, в свою очередь, способствует оценке общей приспособленности испытуемого, а также уровня его интеллекта. Особенно полезны в этой связи ответы испытуемого на вопросы 41, 42, 46, Др1, Дрб, ДрЮ, Др12, Др1б, Д1, Д2, Д7, Д8, Др20, Др22, 412, 414, а также ответы на дополнительные вопросы 418, Др23, Д15 и 420. 6) Эмоциональность. Эмоциональные проявления встречаются несколько чаще в процессе ПРО, чем во время непосредственного выполнения рисунков. Очевидно, именно на этой стадии выражение эмоций осуществляется легче, чем где-либо еще, вследствие того, что подавленный материал удерживался до этого момента. В некоторых случаях имеют место некие проявления, родственные отреагированию (абриакции) ранее имевшегося опыта. Можно предположить, что случаи выражения более сильных или незначительных, но постоянных эмоциональных проявлений, а также любые отмеченные признаки неподвижности аффекта являются весьма подозрительными. Косвенное выражение эмоциональности и ее предполагаемая причина могут проявиться в ответах на дополнительные вопросы, начинающиеся с Д17. О них довольно подробно было сказано в отдельном разделе. В пост-рисуночных комментариях о рисунке человека испытуемый часто позволяет себе открыто выразить свои чувства и отношения к межличностным взаимосвязям в целом и по отношению к конкретным случаям. 7) Фактор «жизни» в комментариях. Средний, хорошо приспособленный испытуемый воспринимает нарисованный им дом как жилой (то есть содержащий жильцов), а дерево и человека — живыми. Ответы в ПРО, свидетельствующие о том, что испытуемый воспринимает дом пустующим, дерево умирающим или мертвым, а человека больным, умирающим или мертвым, по-видимому, говорят о плохой приспособленности испытуемого. 4ем менее одушевленным с точки зрения испытуемого является рисунок и чем большее число объектов он воспринимает лишенными жизни, тем глубже его предполагаемый уровень дезадаптации. 8) Движение. При рассмотрении фактора движения в рисунке (см. наст. разд. «Перспектива*) было указано, что для его передачи дом и дерево должны иметь заметно искаженный вид, и такое изображение подразумевает серьезное расстройство личности. Однако движение человека, отраженное в рисунке, не обязательно содержит какие-либо иска- жения, его диагностическое значение зависит от качества движения, которое можно определить только на основании ответов испытуемого на вопросы ПРО, касающихся движения. Например, исследователь не должен делать поспешных выводов о том, что испытуемый чаше всего чувствует себя свободно и комфортно при обращении с другими людьми только на основании улыбки нарисованного человека и утвердительного ответа испытуемого на вопрос 413, так как последующий опрос может выявить, что нарисованный человек улыбается, «потому что он только что убил ненавистного отца». Из ответов на вопросы ДрП, 12, 14 и Д14 исследователь может узнать, чем вызвано движение на рисунках дома и дерева, и то, что испытуемый думает об этом движении, считает он его приятным или неприятным, импульсивным или сознательным, разрушительным или стимулирующим и т.д. Из того, как он характеризует это движение и чем объясняет вызвавшие его причины, можно заключить, ощущает ли он себя твердым, непреклонным или гибким и уступчивым, и судить о возможном источнике этих чувств, находящихся в сферах, затронутых данным рисунком. Например, хорошо приспособленный взрослый испытуемый со средним уровнем интеллекта в ответе на вопрос ДрП утверждал, что погода ясная и теплая, на вопрос Др12 — что дует мягкий бриз, в ответе на вопрос Др14 — что это нежный и приятный ветерок. Его ответам можно противопоставить ответы испытуемого с прогрессивным органическим ухудшением на эти же вопросы: бушует мартовская штормовая буря; дует пронизывающий холодный ветер; он, вероятно, повредил бы дерево. Женщина (диагн. шизофрения кататонического типа), нарисовав у человека эрегированный эякулирующий пенис, утверждала, что она воспринимает этого человека движущимся сразу во всех направлениях и находит это весьма возбуждающим. Вообще, исследователь должен обратить особое внимание на ответы, указывающие на экстремальные погодные условия (как хорошие, так и плохие) во всех трех рисунках. 9) Катексис. В ответах испытуемого на пост-рисуночные вопросы исследователь нередко может обнаружить ценную информацию относительно идей ситуаций, объектов, людей и т.д., на которых испытуемый направляет свою либидозную энергию и которые имеют положительную или отрицательную валентность. 10) Согласованность. Маловероятно, что ответы в ПРО будут согласованными. Хотя хорошо интегрированная личность в пост-рисуночной фазе (как, впрочем, и вообще в жизни), как правило, представляет своими ответами довольно согласованный образ, что иногда, впрочем, свойственно и плохо приспособленным испытуемым, и исследователь не должен заблуждаться на этот счет. В. Ассоциации. 1) Количество. Хорошо приспособленные испытуемые, в силу своих индивидуальных особенностей, приводят различное количество ассоциаций в ответах на ПРО в целом и на вопросы Д9, Д10, Др17, Др18, 49, 410, 418, Др23 и Д15 в частности. 2) Уместность. Не слишком уместной ассоциацией можно назвать ответ на вопрос 49: «Он напоминает мне о том, как рисуют человека в четвертом классе». В качестве определенно странной ассоциации можно привести в пример ответ на вопрос Д9 испытуемого с застарелой шизофренией: «Это заставляет думать о картине, серебряных картинах...» Исследователь: «Почему?» Ответ: «В воздухе летают москиты». Исследователь: «4то приходит вам на ум, когда вы думаете о доме?» Ответ: «Корица, я ее чувствую». Исследователь: «Вам нравится ее вкус?» Ответ: «4е- ловек, дети». 3) Традиционность. 21 человек из группы 38 студентов-медиков в ответах указали, что под «домом» они подразумевают домашний очаг. Говоря о дереве, испытуемые чаще всего называли его конкретный вид, причем в целом особого разнообразия в названиях не было. Большинство ответов на вопросы о человеке можно свести в категорию «Противоположный пол» (в их числе ответы: «Девушка», «Невеста», «Женщина»). Заслуживают внимания следующие ответы на вопрос Д10: «Место жительства» (свидетельствующий о чувстве отчужденности); на вопрос Др17: «Древесина» (только мертвое или разрушенное дерево становится просто древесиной), «Убежище» (потребность в защите), «Лес» (интерпретация этого ответа зависит от дальнейшего опроса: желательно узнать, например, подразумевает ли лес потребность в компании сверстников или выражает чувство страха и угнетения). Патологическим можно назвать ответ испытуемого на вопрос 416, который в частности сказал: «...Большинство людей являются естественными врагами по ошибке или заблуждению. Ладно, не буду об этом. Просто вы меня раздражаете, будьте проще». 4) Субъективность. Исследователь должен быть заинтересован прежде всего в том, чтобы определить, в какой степени ассоциации испытуемого сводятся к повествованию о себе самом. Действительно плохо приспособленная испытуемая на вопрос Д9 ответила: «О будущем!» Сперва исследователь не обнаружил в этом ответе ничего необычного и посчитал, что испытуемая хотела бы когда-нибудь иметь такой дом, но помня, что в ПРО ничего нельзя принимать на веру, он продолжил беседу, спросив: «Почему?» на что испытуемая не дала никакого ответа. Тогда исследователь задал вопрос: «Какие мысли приходят вам в голову? Скажите что-нибудь, даже если это неясные, смутные идеи». На это испытуемая возмущенно ответила: «Они вовсе не смутные, нисколько! Я думаю о том, что надо как можно лучше написать все книги, которые я задумала. Меня не заботит, будут ли они продаваться. Меня не волнует, будут ли они популярны, так как я знаю, что они хорошие. Обращаются они к среднему читателю или нет — это неуважительно». Другой субъективный (и весьма откровенный) ответ был дан мужчиной, хроническим алкоголиком, на вопрос 410: «Ну, я сказал вам, мистер Бук, он ждет, когда его отец сходит за почтой, и тогда он сможет добыть бутылку пива. А этот забор находится здесь. Вы не можете видеть меня, но я тоже жду бутылку пива!» 5) Тип выражаемых чувств. Ожесточенность, ненависть, страх и другие негативно окрашенные катективные реакции говорят сами за себя, и им присваивается та или иная Р-оценка в соответствии с ее диагностическим значением. 6) Согласованность. Как уже было отмечено ранее, не следует ожидать слишком значительной и жесткой согласованности в ассоциациях испытуемого. Анализируя значения некоторых ответов в ПРО, исследователь должен иметь в виду, что если была необходимость перефразировать вопрос несколько раз и/или как следует «подтолкнуть» испытуемого к ответу, то такому ответу не следует доверять без предварительной проверки, потому что он может быть 1) результатом прямого внушения или 2) отговоркой с целью предотвратить дальнейший расспрос в данном направлении. Исследователь должен помнить, что не стоит слишком увлекаться ответами ПРО, чтобы не пропустить важную с интерпретационной точки зрения информацию, заключенную в самих рисунках. Методика ДДЧ в любом случае должна дать какие-то результаты, даже если обследуемые испытывают трудности вербализации или категорически отвергают ПРО. X. КОНЦЕПЦИЯ После завершения анализа рисунков и комментариев испытуемого (как спонтанных, так и спровоцированных исследователем) следует перейти к синтезу собранного материала с тем, чтобы составить заключение относительно представлений испытуемого"о себе на основании оценки рисунков в качестве автопортретов и его представлений о способах решения проблем, отраженных в рисунках. А. Содержание. /. Дом. Если рассматривать рисунок дома в качестве автопортрета испытуемого, то можно получить следующую информацию. 1) Психосексуальная зрелость и приспособленность испытуемого. Женщина, профессор колледжа, у которой на основании истории болезни и фактов, полученных из других источников, было обнаружено наличие сексуальной неприспособленности, испытала значительные затруднения при обращении к сексуальным символам в рисунке дома (она рисовала собственный дом). Например, она не захотела оставить в первоначально нарисованном виде треугольное окно над дверью (женский сексуальный символ), которое в действительности существует в ее доме, и сочла необходимым «прикрыть» его решеткой. Во время рисования она произнесла: «Проклятое окно!» Испытуемая оказалась совершенно неспособной нарисовать дымоход (мужской сексуальный символ). Судя по качеству линий, она испытывала тревогу, изображая окна своей спальни. 2) Доступность испытуемого. Женщина (диагн. психоневроз) нарисовала дом, расположенный высоко на холме, вдали от извилистой дороги. Его огораживал высокий забор, ворота которого были закрыты, крошечные ступени не имели полноценного контакта с маленькой дверью — одной из последних нарисованных деталей. 3) Контакты испытуемого в реальности. Последовательность деталей и акцентирование на линии земли, окнах нижнего этажа, двери и т.д., по-видимому, имеет довольно высокую степень корреляции с тем, что может быть названо проницаемостью границ психологического пространства личности испытуемого и его осознания взаимоотношений в реальности. Чем ближе к «норме» такие показатели, как последовательность деталей, качество линий, пропорциональная и пространственная связь элементов рисунка, тем лучше, по-видимому, приспособлен испытуемый в реальности. 4) Чувство внутриличностного баланса. Взрослый испытуемый, мужчина в предпсихотическом состоянии, тем, что использовал в рисунке нетипичный подход к последовательности изображения деталей, выразил ощущение собственной дезорганизации (в закончеттолнэисунке это отклонение никак не отразилось). Кроме того, он уделил чрезмерное внимание линиям контура дома (линиям торца, крыши, основания), что свидетельствует о чувстве тревожности, связанной со стремлением сохранить интеграцию личности. Другой испытуемый (диагн. шизофрения) выразил дезорганизацию собственной личности в том, что нарисовал дом, состоящий из окон, двери, дымохода, крыши и других деталей, никак не соединенных между собой. 5) Степень ригидности личности. Явно тревожный испытуемый с психоневрозом обнаружил высокую степень ригидности тем, что: 1) нарисовал дом точно в центре листа; 2) рисовал его сверхтщательно и 3) продемонстрировал мелочный педантизм в спонтанных комментариях. 6) Относительная роль прошлого и будущего в психологическом поле испытуемого. Рассматривая правую сторону страницы рисуночной формы как прошлое, а левую — как будущее, при анализе таких факторов, как количество и последовательность деталей, акцентирование на том или ином фрагменте, вид перспективы в рисунке испытуемого и т.д., иногда можно получить заслуживающую внимания информацию о таком феномене, как «временная доминанта». Если полученные данные говорят о том, что главную роль в психологическом поле личности играет прошлое, то это предполагает негативно сказывающуюся фиксацию на событиях прошлого; доминирующая роль будущего свидетельствует о нездоровом стремлении к вероятно вымышленным целям. Другой подход к изучению рисунка заключается в рассмотрении его с точки зрения сложившихся у испытуемого представлений о способах решения проблем. Дом, место жительства, обычно представляет собой сцену, на которой разыгрываются наиболее интимные и приносящие удовлетворение или напряженные и конфликтные межличностные отношения, которые для большинства испытуемых символизируют: О) Дом такой, как он есть. Как правило, испытуемые воспроизводят дом таким, каким они его «чувствуют», а не точно таким, какой он есть на самом деле. (2) Дом такой, каким бы его хотел видеть испытуемый. Студенты-медики, например, часто рисуют особняки, которые, по их мнению, отражают социальное положение, соответствующее врачам в современном обществе. Поскольку рисунок дома часто является сложным изображением, состоящим из нескольких зданий, он может представлять: (1) Не приносивший удовлетворения дом из прошлого. Мужчина (ди-агн. психоневроз) нарисовал бревенчатый домик, в котором родился его отец (к которому он испытывал самые противоречивые чувства). Пациента приводил в ярость тот факт, что его отец родился в нем, а не в большом кирпичном доме, который также был во владении его семьи. Испытуемый чувствовал, что это довольно скромное место рождения его отца так или иначе унижает его. (2) Удовлетворяющий дом из прошлого. Испытуемый, врач (диагн. легкая форма шизофрении), нарисовал с болезненной заботой дом своего детства, сопровождая это комментариями, в которых выражал сильное желание вернуться в этот дом (и в детское состояние), где он был так счастлив и чувствовал себя так безопасно. (3) Отношение испытуемого к своей семье и/или отношение семьи к нему в его интерпретации. Например, плохо приспособленный мужчина выразил неприятие матери и враждебность к ней, уменьшая размер окна ее спальни и утверждая, что для себя он выбрал бы самую дальнюю от нее комнату в доме. Мужчина (диагн. эпилепсия) чувствовал неприятие, исходящее из его семьи, и отразил это, нарисовав гараж возле дома. Другой испытуемый (диагн. психопатия) также чувствовал, что семья отвергает его, и выразил это ощущение и свою готовность простить в том, что нарисовал маленькую фигурку (о которой сказал, что это он сам) в дверном проеме дома. Руки человека были протянуты к четырем людям, стоявшим спиной к нему на дорожке. Он идентифицировал эти фигуры как сестру, мать, отца и брата (который погиб в катастрофе). //. Дерево. Рассматриваемый в качестве автопортрета рисунок дерева, по-видимому, представляет: (1) Подсознательный образ самого себя. Считается, что дерево больше всего подходит для такой проекции, так как дефекты развития, искажения роста и формы, которые по своей природе в изображении человека воспринимались бы как уродство и, следовательно, вызывали бы защитные реакции у испытуемого, в рисунке дерева только способствуют передаче реализма. Ранее в этом разделе уже говорилось о том, что ствол дерева, по-видимому, символизирует ощущение базового потенциала испытуемого; размеры и связь ветвей со стволом и их положение на странице рисуночной формы, по-видимому, указывают на способы поиска удовлетворения испытуемого; взаимосвязь между ветвями, вероятно, выражает гибкость и организацию доступных испытуемому способов поиска удовлетворения. О том, как интерпретируется корневая структура дерева, изображенная испытуемым (спонтанно во время рисуночной фазы или по просьбе исследователя в ПРО), четкого представления пока нет. Вероятно, для большинства испытуемых корневая структура при поверхност-, ной интерпретации представляет: (1) источники элементарного удов- летворения; (2) стабилизирующую силу внутри личности и (3) на более глубоком уровне — первичные, элементарные влечения. Молодая женщина (диагн. психоневроз) нарисовала дерево, у которого остался только поврежденный, голый ствол, совершенно без ветвей. Позже было установлено, что, по ее мнению, дерево символизирует ее собственную неудовлетворенную, загубленную жизнь. Мужчина (диагн. острая паранойя) с высоким уровнем интеллекта, который предчувствовал, что вскоре его ожидает госпитализация, нарисовал дерево с твердым, крепким стволом, мощными корнями, огромными, вызывающе торчащими и негнущимися, непропорциональными ветвями, которые ясно указали на ощущение сильного давления, исходящего из окружающего мира. В завершение он дополнил рисунок слабой штриховкой, которая передала его сильную тревогу. Спустя две недели, когда госпитализация стала необходимой, он нарисовал огромную (по сравнению с размерами страницы) плакучую иву с единственной линией ствола, в которой ближе к основанию угадывался определенный нажим, если говорить о качестве этой линии. В целом, дерево создавало впечатление слабого и окончательно покорившегося существа, в отличие от дерева, нарисованного двумя неделями раньше, которое как бы выражало бурное неповиновение. Это довольно редкий случай, когда серия рисунков отражает глобальную трансформацию личности, произошедшую в такой короткий срок. Испытуемые с органическим нарушением склонны рисовать одномерное дерево стереотипной формы, которое в графической форме, по-видимому, выражает основные чувства испытуемого: чувство неполноценности, ущербности и прогрессирующей утраты работоспособности. (2) Подсознательное представление испытуемого о своем развитии. Рубцы, сломанные, поврежденные ветви и другие подобные детали, по-видимому, отражают травматические эпизоды, которые, как считает испытуемый, оставили след в его душе. Дефекты роста, переданные в виде необычных изменений размера ствола, асимметричностью кроны и т.д., как было установлено, символизируют существовавшие в прошлом испытуемого периоды, которые были богаты или бедны впечатлениями, приносящими удовольствие или стимулирующими его. (3) Психосексуальный уровень и зрелость испытуемого. Мужчина с сильными гомосексуальными наклонностями сразил свою бисексуальность, изобразив дерево, представляющее необычную смесь фемининных и мускулинных черт, в процессе пост-рисуночного опроса он свободно вербализовал свои амбисексуальные отношения. Молодая женщина (диагн. развитый невроз характера) нарисовала сперва ствол, форма которого почти фотографически воспроизводила пенис. После короткой паузы, во время которой было заметно ее сильное напряжение, она поспешно зарисовала вершину кривыми, похожими на волосы линиями. Окончательный вариант рисунка без сомнения подтвердил первоначальное впечатление. (4) Контакт испытуемого с реальностью. Замкнутый испытуемый продемонстрировал предпочтение сферы фантазии (и избегание реаль- ности) как источника удовлетворения, нарисовав дерево висящим над линией земли, его крошечные, одномерные корни только касались почвы, а верхушка была срезана верхним краем листа. (5) Чувство внутриличностного баланса. Молодая женщина, у которой впоследствии развился шизофренический психоз, отразила в рисунке чувство неминуемого расстройства личности, нарисовав дерево, крона которого представляла необычную смесь разнообразных типов изображения: одномерного, двумерного, эскизного без всякой реальной взаимосвязи. Исследователь может получить много информации об уровне сформированное™ понятий у испытуемого, как с количественной, так и с качественной точки зрения, оценивая дерево не как автопортрет, а в ином качестве. Дерево может, например, представлять: Не испытуемого, а какого-либо другого человека. Мужчина (диагн. психоневроз) привел огромное количество ассоциаций рисунку дерева, которое сильно напоминало ему любовницу и практически являлось для него ее портретом. В своих высказываниях он проявил интенсивное чувство вины, причиной которому были его побочные сексуальные связи. Мужчина (диагн. запущенная эпилепсия), который иногда с трудом дифференцировал своего отца-священнослужителя и бога, выразил ощущение собственной слабости, нарисовав «ысокую ель (которая, как оказалось, символизировала его отца) и затем падающую от нее на землю тень (в ПРО обнаружилось, что тень представляет самого пациента). Молодой мужчина, который чувствовал себя полностью отверженным своей матерью, отметил, что нарисованный им дуб похож на женщину, стоящую к нему спиной. Плохо адаптированный мальчик счел необходимым нарисовать два дерева: лиственное дерево слева и кедр справа. Затем он изменил общепринятому взгляду на различие полов, заявив, что береза — это его отец, а кедр — мать (в этом изменении полов он несколько цинично выразил свой взгляд на то, кто из его родителей соответствует его представлению о маскулинности, и его взгляд, как позже оказалось, был верен). IIL Человек. Рисунок существующего или некогда существовавшего человека, несомненно, может служить основой для откровенного автопортрета, проекции своего осознания тела и т.д., но именно тот факт, что темой рисунка является человек, иногда пробуждает у некоторых испытуемых с параноидальными или психопатическими симптомами такое интенсивное чувство вины, что они категорически отказываются рисовать его. В качестве автопортрета рисунок человека может представлять: (1) Испытуемого как он есть. Косметические дефекты, физиологические нарушения и т.д. часто воспроизводятся искренне и точно, только как бы в зеркальном отражении; например, если у испытуемого отсутствует палец на левой руке, на рисунке у человека будет недоставать пальца на правой руке. Женщина, профессор колледжа, сексуально не адаптированная, на предложение нарисовать человека изобразила маленькую девочку с куклой в руках. В ПРО она сперва определила, что это ребенок с фотографии из журнала мод. Вскоре, однако, она поправила себя, сказав, что это портрет ее дочери. В действительности же было бы трудно подыскать более подходящий рисунок в качестве автопортрета, ибо если бы испытуемая была маленьким ребенком, она была бы свободна от неизбежных сексуальных отношений и как маленький ребенок она могла бы управлять своими куклами так авторитарно, как она в свое время управляла своими детьми. А также она была бы свободна от ответственности, которую должны нести взрослые. Кроме того, было известно пристрастие испытуемой к тому, чтобы в обществе проявлять себя с показанной в рисунке позиции ребенка. (2) Как испытуемый воспринимает себя. Взрослый испытуемый (диагн. эпилепсия) выразил с болезненной ясностью чувство одержимости собственным заболеванием, нарисовав человека, в котором можно было узнать его автопортрет (однако им самим не признанный), отражающий его сущность марионетки. (3) Каким бы хотел быть испытуемый. Молодая женщина (беременная, будучи не замужем), незадолго перед тестированием пережившая реактивную депрессию, нарисовала изящную, уверенную в себе балерину в центре сцены, представляющую явный контраст с самой испытуемой. Подросток, враждебно реагирующий на родительское неприятие и давление в целом, исходящее из его окружения, нарисовал крупного, мускулистого мужчину, которого он украсил значком и вооружил несколькими пистолетами. Мальчик назвал нарисованного человека шерифом и сказал, что он собирается расстрелять банду грабителей. Таким образом он выразил свою враждебность и в то же время продемонстрировал знание социальных норм — агрессия, выраженная уполномоченным лицом, принимает социально приемлемую форму. (4) Представление испытуемого о своей сексуальной роли. Взрослый мужчина, переболевший энцефалитом, будучи бисексуально ориентированным и имеющий беспорядочные сексуальные связи, нарисовал мужчину с небритым лицом, волосатой грудью, широкими плечами, огромным пенисом и яичками; фигура, которая могла быть расценена как стереотип «доминирующего мужчины». Сексуально неприспособленная взрослая замужняя женщина выразила свое чувство сексуальной неполноценности, нарисовав совсем непривлекательную женскую фигуру (отрицающую женственность), у которой руки были согнуты в локтях, а пальцы сжаты в кулак — в положении боксера (недопущение сексуальной близости). (5) Отношение испытуемого к межличностным взаимоотношениям в целом. Мужчина (диагн. прогрессирующая паранойя) нарисовал человека в абсолютный профиль, с прямым телом, в широкополой шляпе, надвинутой на лицо, так что визуальный контакт был невозможен без его согласия. Таким образом испытуемый выразил свою собственную ригид- ную неадаптированность, свое нежелание вступать в контакт с другими людьми. Взрослая испытуемая (диагн. психоневроз) нарисовала женщину, лицо которой выражало опасение, ее руки были нерешительно вытянуты вперед, как будто она заслонялась от некой угрожающей фигуры, а ступни — в положении готовности к бегству. Таким образом испытуемая выразила вину и тревогу, которые она до сих пор ощущала в связи со своей недавней «незаконной» беременностью. Если рассматривать рисунок не как автопортрет, то он может представлять: (1) Отношение испытуемого к конкретному человеку. Испытуемый с пограничным уровнем умственной отсталости, погруженный в ностальгию, нарисовал пожилую женщину, протягивающую руки к наблюдателю. Он пояснил, что это рисунок его матери, которая протягивает к нему руки и зовет его. Мужчина (диагн. психоневроз) нарисовал молодую женщину в одной комбинации. Он очень сожалел, что не смог нарисовать эту девушку (свою любовницу) лучше, так как, по его словам, она очень хороша. Эмоциональность испытуемого, его нерешительность и довольно низкое качество именно этого рисунка свидетельствуют об очень противоречивых чувствах, которые он испытывает из-за того, что имеет связь с любовницей. (2) Некоторые специфические страхи, навязчивые идеи и т.д. Пожилая женщина (диагн. обсессивно-компульсивное состояние) несколько недель спустя после перенесенной префронтальной лоботомии нарисовала маленького мальчика, которого она идентифицировала как «Такой-то сынок» (сын ее мужа от служанки). Затем, со смехом, почти бесконтрольным, она сказала, что никакого ребенка не было и она знала об этом, что муж, несомненно, захотел бы убить ее, если бы услышал ее слова, и т.д. Таким образом она выразила стойкое навязчивое чувство ревности, но без того сильного аффекта, которым это обычно сопровождалось до операции. Еше одна женщина с аналогичными симптомами нарисовала очевидный автопортрет, но пропустила при этом руки. Она посчитала, что они являются источником большинства ее трудностей. По ее мнению, они были настолько заражены, что она не смела прикоснуться к бутылке молока без резиновых перчаток, опасаясь заразить следующего, кто коснется бутылки. (3) Наиболее приятного человека из окружения испытуемого. В рисунке женщины, выполненном хорошо приспособленным молодым человеком, психиатром, можно было узнать его невесту. (4) Наиболее неприятного для испытуемого человека. Испытуемая (диагн. психопатия) нарисовала превосходный портрет ненавистного ей человека из медперсонала, обслуживающего ее палату. Она искренне выразила свою враждебность к нему в грубом и унизительном карикатурном изображении этого человека и очень оскорбительными замечаниями в его адрес в процессе ПРО.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |