Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступительная статья




Оригинальная и весьма нужная книга

Алфавитно-предметный указатель

Вопросы для самопроверки

Вопросы для самопроверки

Вопросы для самопроверки

Часть V Методы искусства управления личностью и коллективом

Вопросы для самопроверки

Вопросы для самопроверки

Часть V Искусство воздействия на личность и коллектив

Вопросы для самопроверки

Вопросы для самопроверки

Глава 11. Трудовой коллектив как объект управления

11.1. Особенности труда руководителя

11.2.Социально-психологический статус члена коллектива

11.3. Проблема лидерства

11.4.Смена руководителя

11.5.Тайное братство бюрократии

11.6. Искусство управления конфликтами

Глава 12. Ораторское искусство, культура речи

12.1. Искусство как высшая степень мастерства

12.2. Ораторское искусство

12.3.Античная и средневековая риторика, современные тенденции ее развития

12.4. Проблемы и формы делового общения

12.5.Искусство социально-политической аргументации

12.6. Культура речи

Глава 13. Неповторимость личности, приоритеты потребностей человека, этика и этикет

13.1.Мужчина и женщина

13.2. Приоритеты потребностей человека

13.3. Власть и ответственность руководителя

13.4. Стиль руководства

13.5. Этика деловых отношений

13.6. Этикет в современном обществе

13.7. Мировоззренческое и культурное воспитание

Глава 14. Методы воздействия на личность

14.1.Универсальность методов искусства управления

14.2. Методы самовоспитания

14.3. Метод Сократа

14.4.Метод трех раундов

14.5.Метод Штирлица

14.6.Метод "лягушка в сметане"

14.7. Метод "S"

Глава 15. Культура делового общения

15.1. Осторожно — имя собственное

15.2. Амбиции и лесть

15.3. Проявление интереса к людям

15.4. Умение слушать

15.5. В споре ли рождается истина?

15.6. Приветливость и личное обаяние

15.7. Как исправить свою ошибку?

Глава 16. Этапы развития и современное состояние теории, практики и искусства управления за рубежом

16.1. "Экономическое чудо XX века" — немецкая модель управления

16.2. Американский менеджмент

16.3. Японский менеджмент

16.4. Формирование русской модели государственного и хозяйственного управления

Литература

Словарь основных терминов

Кажется, что при некотором опыте несложно написать ре­цензию на книгу, если профессионально владеть существом изло­женных проблем и если книга тебе интересна (второе особенно важно). Книга В. И. Кнорринга "Теория, практика и искусство уп­равления" отвечает этим требованиям, но написать вступитель­ную статью к ней оказалось совсем непросто.

Уже само название книги показывает, что автор поставил перед собой весьма трудную задачу: изложить теоретические ос­новы такой сложной науки, как управление (хотя об этом написа­ны уже тысячи томов), отразить производственный опыт, эволю­цию и достижения в реализации основных современных управлен­ческих концепций (толково об этом написано уже значительно мень­ше) и об искусстве воздействия на личность и общество — об этом в отечественной и зарубежной литературе практически ничего нет.

Более того, автор обязался написать обо всем этом не "скуч­но и тоскливо-нудно", а живым и образным языком, понятным и профессору, и студенту, и самому широкому кругу читателей. А ведь писать просто о сложном — задача не из легких.

Удалось ли решить такую сложную задачу? Уверен, что — да, в свет вышла новая, оригинальная и по содержанию, и по форме изложения книга, интересная и весьма нужная многим ты­сячам читателей. Причем автору удалось сохранить гармоничное равновесие между простотой, образностью и научной строгостью выводов и формулировок.

Многие научные книги, а тем более учебники создаются по простому алгоритму компиляции: изучаются десять книг и пишет­ся одиннадцатая. Если при этом удается сохранить мудрость пер­воисточников и убрать замеченные там недостатки, то автора сле­дует похвалить и одобрить. Кажется, что этой проторенной и вер­ной дорогой должен был бы идти и автор представляемой на суд читателей книги, но в приведенной им библиографии около 150 тру­дов (кстати, среди них нет ни одной книги по искусству управле­ния — их просто не существует, кроме книги самого автора, из­данной два года назад[1]) и он часто сходит с традиционного пути на нехоженые тропинки, ведущие в terra incognita управления. Но об этом позже.

В первой главе этой книги обоснованно отстаивается тезис об основной причине политического, экономического и социального кризиса в нашей стране — развале системы государственного и производственного управления, а также дилетантских методах управления на всех его уровнях. Эта мысль настойчивым рефре­ном проходит через всю книгу и иллюстрируется многими приме­рами.

Столь же жестко отстаивается необходимость борьбы с необоснованным засорением языка науки и практики управления иностранными терминами. Спорным, пожалуй, является утверждение, что кибернетика и привычная аббревиатура "АСУ" выпали в на­стоящее время из языка науки как бы "по взмаху чьей-то дири­жерской палочки" — чаще объектом исследований является ка­кая-либо часть кибернетики (компьютерные технологии, инфор­матика и т.п.), а автоматизированные системы при сохранении своих теоретических основ получили дальнейшее развитие приме­няемых технических средств и программных продуктов. Термины "менеджмент" и "менеджер" настолько прочно вошли в современный лексикон науки и практики управления, что замена их более привычными понятиями "управление", "управляющий", "руково­дитель" оправдано при рассмотрении общих проблем управления, вне контекста рыночных отношений и фирменного управления.

Главы, посвященные функциям управления, маркетингу, тех­ническим средствам и структурам управления по содержанию впол­не соответствуют традиционным учебникам и научным моногра­фиям, но написаны легко, непринужденно, ясным и доходчивым языком, как и было обещано автором в кратком вступлении.

Особого внимания заслуживает глава о теоретическом фун­даменте управления — принципах управления. Для любой отрасли знания принципиально необходимо в первую очередь установить внутренние устойчивые связи между изучаемыми явлениями, на основе имеющихся эмпирических фактов и проведенных экспери­ментов определить законы, принципы, которым подчиняются эти сложные процессы и зная которые можно предвидеть результаты предпринимаемых действий. Естественно, что принципы управле­ния производством, как и обществом в целом, формируются под воздействием действующего в данное время экономического и хо­зяйственного устройства и развиваются, совершенствуются вмес­те с развитием социально-экономических систем.

Теория управления еще со времени ее становления как на­уки всегда стремилась определить закономерности функциониро­вания и развития управляемой системы. Эта проблема волновала и одного из основоположников научной организации труда Ф. Тейло­ра, и создателя "теории администрации" А. Файоля (известны его 14 принципов управления), волнует она и многих современных уче­ных. В годы строительства социализма в нашей стране настойчиво внедрялись марксистско-ленинские принципы управления народ­ным хозяйством, но в условиях перехода экономики на рыночные отношения эти принципы неприменимы.

В книге Кнорринга предпринимается первая попытка опреде­лить хотя бы основные принципы управления, причем существенно стремление распространить действие этих принципов не толь­ко на управление производством, но и на любой, социум, от про­изводственного коллектива и до социальной основы общества — семьи. Нельзя быть беспощадно строгим к отдельным формулиров­кам и выводам, тем более что большинство, принципов определе­ны верно и бесспорно (принципы правовой защищенности, делеги­рования полномочий, соответствия, повышения квалификации), важно, что положено начало научно-практическим исследовани­ям в этой особо актуальной области теории управления и они, не­сомненно, будут продолжены.

Острейшие вопросы теории и практики управления объеди­нены под рубрикой принципа оптимизации управления. Действи­тельно, когда необходима централизация или децентрализация управления персоналом? Сколько сотрудников должно непосред­ственно подчиняться руководителю, от каких факторов зависит норма управляемости? В книге обоснованно, мотивированно рас­сматриваются эти важные производственные проблемы, знакомые каждому руководителю, но предлагаемая формулировка принци­па не дает однозначного ответа на поставленные вопросы. И при всей важности создания баз и банков данных, решения комплексов новых задач на основе применения новейшей вычислительной тех­ники и современных программных продуктов, — все это не дает достаточных оснований для придания этим проблемам статуса прин­ципов управления. Может быть, было бы разумным рассматривать один из предлагаемых принципов управления, оригинально на­званного в честь известного монтера Мечникова, как одно из след­ствий принципа правовой защищенности управленческого реше­ния?

Важно, что книга заставляет читателя размышлять, творчес­ки интерпретировать очевидные на первый взгляд истины, спо­рить, улыбаться, негодовать и сочувствовать. Такие разделы, как "Государство, нация", "Религия и наука как системы воздействия на личность и общество", "Мужчина и женщина", редко можно встретить на страницах научной и учебной литературы, хотя важ­ность и актуальность рассматриваемых тем очевидна; они могут быть основой для бесчисленных диспутов, споров, дискуссий, чего так часто не хватает в институтских аудиториях. Полемично и остро написаны разделы "Культура речи", "Этикет в современном обществе", "Мировоззренческое и культурное воспитание" — эти темы, точнее способ их изложения, являются своеобразным при­глашением к обмену мнениями, к дружескому, но принципиально острому спору.

"Наука и искусство управления имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике и музыке — порыв и полет фантазии, когда творческое озарение основано на солидном фундаменте це­лесообразности, точном расчете и математически строгой гармо­нии'' — эта цитата вводит нас в сложную, оригинальную и с точки зрения практической ценности важнейшую часть книги. Впервые в отечественной и зарубежной литературе об управлении столь глу­боко и разносторонне (хотя иногда и не бесспорно!) освещаются методы искусства воздействия на личность и коллектив. Хотя ав­тор и не скрывает влияния на свое творчество, особенно на стиль изложения, таких всемирно известных публицистов, как Д. Карнеги и С. Паркинсон, предлагаемые им методы искусства управле­ния совершенно самостоятельны, обоснованны и самобытны.

Нет ничего более сложного и мучительно-прекрасного, чем творчество, а искусство управления людьми еще и чрезвычайно ответственная миссия. Непослушен резец в руках ваятеля, кисть и смычок художника и музыканта, сложна гармония стиха и музы­ки, но нет в мире ничего сложнее и непокорнее, чем человеческая личность. Неверно взятые ноты во взаимоотношениях руководите­ля и подчиненного, мужа и жены, отца и сына могут привести к непоправимым последствиям и налагают на старшего особо тяже­лое бремя ответственности.

Предлагаемая читателям книга "Теория, практика и искусст­во управления" внешне легко и ненавязчиво, логично и часто остроумно вводит нас в святая святых человеческих отношений, дает обоснованные рекомендации по разумному решению многих жизненных коллизий и, главное, заставляет нас думать, творчес­ки решать казалось бы привычные, рутинные, но часто и весьма трудные задачи человеческого общения.

Можно доказывать жизненную важность искусства управле­ния, но лучше привести еще один фрагмент книги: "Действитель­но, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управле­ния, стараться применять его важнейшие принципы и методы — обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня". Этот тезис особенно важен тем, кто невысокого мнения о своих возможностях (может быть, и незаслуженно!), кто считает, что он плохой оратор, слишком застенчив, не умеет аргументированно отстаивать свое мнение. Понять и стараться применить на практи­ке методы искусства управления важно для самоутверждения и переоценки каждому человеку.

Следует вспомнить античных философов, утверждавших, что самое трудное и самое важное — познать самого себя. Не случай­но, что основное внимание в этом разделе книги уделяется мето­дам самовоспитания, самосовершенствования. Этот раздел следует прочитать особо внимательно, примеряя рекомендации к себе, — споря, соглашаясь или отрицая их.

Личность, с точки зрения ее социальных свойств, формиру­ется в процессе воспитания, своей деятельности и общественных отношений. Хотя характерные психофизические особенности че­ловека закладываются его биологической основой, но моральные убеждения, потребности, интересы, интеллектуальное развитие во многом зависят от социальной среды и собственных стремлений человека к совершенствованию, объективной оценке своих возмож­ностей и своих недостатков. Внутренний мир человека — сложней­шая система морально-волевых, интеллектуальных и культурных качеств, система, способная не только к динамическому разви­тию, но иногда и к регрессу в зависимости от поставленных жиз­ненных целей, стимулов, сознания человека и особенностей его деятельности. Несмотря на то что способность познавать новое, обучаться, стремление к достижению целей с годами падают, ра­зумный, умственно развитый человек всю жизнь стремится через самоанализ к духовному и культурному развитию. Автор созна­тельно акцентирует внимание читателя на сложности духовного мира личности, системы его внешних защитных "оболочек" своего "Я" при контактах в социуме и демонстрирует целый комплекс методов его духовного развития и сохранения психического здо­ровья (методы самоанализа, "положительного подкрепления", "ра­зумного самопринуждения", "защитных блокировок" и т.п.).

Помня о значительных потенциальных, интеллектуальных и психологических возможностях человека, весьма заманчивы перс­пективы кардинального переустройства внутреннего, субъектив­ного мира личности, идеи формирования "сверхчеловека". Но этот путь по раскрытию латентных физиологических и духовных спо­собностей ведет от "высшего просветления" буддизма, идей Ниц­ше и работ Иоганна Шульца с его теорией психической саморегуляции до бесчеловечных экспериментов в нацистских лагерях смерти и требует особой осторожности. Хотя, несомненно, духовные цен­ности Востока, его некоторые идеи и методы заслуживают серьез­ного внимания.

В заключительной части книги автор рассматривает модели государственного и производственного управления ведущих капиталистических стран мира — Германии, США и Японии. Анализ и сравнение методов управления в этих развитых странах традици­онно входят в состав многих учебников по специальности "менедж­мент", но особый интерес представляет поиск подхода к формиро­ванию русской модели управления, который должен учитывать наглядные примеры и опыт европейского, американского и японс­кого менеджмента.

С учебно-методической точки зрения интересен поставленный в книге вопрос о методах обучения науке и искусству управления. Действительно, успех на поприще специалиста по управлению во многом зависит от способностей, даже таланта будущего руководителя, но наличие способностей практически невозможно определить у поступающего в вуз по этой специальности. Неизбежно практическая деятельность молодого специалиста внесет свои коррективы, но процент брака при этом будет недопустимо высок система и управления народным хозяйством страны получит еще не одну тысячу бездарных руководителей. Может быть, действительно профессионально следует обучать теории и искусству управле­ния лишь после проявления человеком несомненных способностей, призвания к такому сложному и ответственному виду деятель­ности?

Использование учебника В. И. Кнорринга "Теория, практика и искусство управления" при подготовке студентов вузов, слушате­лей академий и в системе повышения квалификации по специаль­ностям "менеджмент", "управление персоналом", "маркетинг" и по другим смежным дисциплинам будет более эффективным, если теоретическая база предмета будет подкрепляться информацией о применении принципов и методов управления в производственной деятельности трудовых коллективов с организацией различных форм практических занятий.

Впервые спецкурс "Искусство управления" был прочитан ав­тором в1995—1996 учебном году слушателям Академии государ­ственной службы при Президенте РФ и Академии народного хо­зяйства при Правительстве России. Позже фрагменты этого спец­курса были представлены слушателям Академии Генерального штаба Минобороны России, Ташкентского государственного эко­номического университета и в рамках программы "Топ-менеджер" АНХ в Воронеже. Причем при разработке учебной программы спе­циально был сделан акцент на практических аспектах науки и ис­кусства управления, так как основной целью изучения любой дисциплины является возможность применения слушателями по­лученных знаний в своей практической деятельности. Прочитав­ший данный учебник несомненно отметит, что каждая новая часть изложенных научных концепций требует по логике изложения практических подтверждений, может служить основой для дело­вых игр, интересных диспутов, разбора производственных прецедентов, казусов и обмена мнениями.

На фоне многих переведенных за последние годы книг иност­ранных авторов по проблемам управления, безусловно полезных и интересных, но отражающих далекий от нашей российской дей­ствительности зарубежный опыт, оригинальная и содержательная книга В. И. Кнорринга заслуживает самого глубокого внимания.

О. Д. Проценко,

проректор АНХ при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор, академик Академии экономических наук и предпринимательской деятельности, почетный профессор Высшей школы маркетинга и общественных связей Барселоны (Испания)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.