Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практики управления




Особая сложность и актуальность теории и

Что же и составляет величие человека, как не мысль?

А. С. Пушкин

 

Итак, цель науки управления — изучение и совершенствова­ние принципов, структур, методов и техники управления. Поиск оптимальных методов управления ведется постоянно и в большом диапазоне, от технологических (ручное, автоматическое, телеме­ханическое управление, АСУ) до экономических, административ­ных и социально-психологических. Метод управления можно опре­делить как способ воздействия на управляемую систему для реа­лизации поставленных задач. Методы управления зачастую допол­няют друг друга, выбор их ориентирован на экономическую целе­сообразность, своевременность и доступность каких-либо из ос­новных методов.

Решение проблем управления связано со значительными труд­ностями, так как наряду с процессами, которые поддаются коли­чественным измерениям (затраты ресурсов в количественном и сто­имостном выражении, расход энергии, металлоемкость и т.д.), есть и такие, что не поддаются объективной количественной оценке: эффективность действующих методов воздействия на коллектив, воздействие моральных стимулов и системы мотиваций на произ­водительность труда, значение административного предвидения и прогнозирования, психологический климат и т.п. Анализ и оценка этих явлений возможны лишь после длительного экспериментирования с последующей математической обработкой полученных ре­зультатов.

Процесс управления технологическими объектами, машина­ми, станками имеет свои сложности, но физические объекты зна­чительно надежнее выполняют команды управления, их действия, алгоритм поведения вполне предсказуемы, а вот управлять людь­ми значительно сложнее. Человек, вежливо улыбаясь, может про­должать бездельничать, несмотря на самые строгие приказы и предупреждения, — таков уж человек, не всегда можно быть уверенным в логичности, целесообразности и предсказуемости его поведения.

Рост сложности систем управления определяется постоянным повышением производительности труда и скорости обработки опе­ративной информации, вводом в эксплуатацию все более сложных и совершенствованием действующих технологических объектов (энергетических и транспортных систем, каналов связи и т.п.), увеличением количества взаимодействия между элементами эко­номических и государственных систем.

Результаты социологических исследований являются необхо­димой базой для проверки теорий и гипотез управления, основан­ных на единстве анализа и синтеза процессов и факторов управле­ния. Сложность выполняемых экспериментов и их последующая математическая обработка требуют привлечения большого коли­чества квалифицированных научных специалистов, разработки специальных методик и программ.

Последние десятилетия XX в. характеризуются постоянным вовлечением в органы управления все больших и больших трудо­вых ресурсов. Рост масштабов производства, его усложнение по­стоянно увеличивают удельный вес и численность специалистов, в том числе и управленцев, в общей численности работников. Дан­ные ЦСУ СССР наглядно подтверждают эту тенденцию: если в излюбленном ЦСУ 1913 году специалистов с высшим и средним образованием в стране насчитывалось около 190 тыс. человек, то в 1982 году их численность превысила 30 млн., т.е. увеличилась бо­лее чем в 150 раз. Если в 1928 г. на одного инженерно-технического работника в промышленности приходилось около 26 рабочих, то к началу перестройки их число сократилось до пяти. Это сокраще­ние числа рабочих объясняется процессом комплексной механиза­ции и автоматизации производства, требующим все большего ко­личества высококвалифицированного персонала. К 1996 г. значи­тельно увеличилось количество небольших фирм и предприятий, требующих специалистов в области управления. Статистические данные показывают, что к 1996 г. в России функционировало око­ло 1 млн. самостоятельных предприятий, фирм и организаций, объе­диненных сложными хозяйственными и информационными связя­ми. Постепенно восстанавливаются производственно-хозяйственные связи между предприятиями стран бывшего СССР, неуклонно растут и международные связи предприятий и фирм России. Це­лесообразность создания небольших по численности персонала пред­приятий взамен промышленных гигантов подтверждается между­народной и особенно японской практикой. Например, такой штрих: если на предприятиях с числом работающих от 10 до 25 человек теряется из-за трудовых конфликтов в среднем около 15 рабочих дней в расчете на 1 тыс. занятых, то на предприятиях с 1 тыс. работающих — в среднем 2000 рабочих дней, т.е. в 133 раза боль­ше [101].

Сейчас, когда круг пользующихся техническими средствами обработки и передачи информации существенно расширился, не­обходимо при создании, закупке и эксплуатации технических и программных средств учитывать физиологические и психологичес­кие особенности и возможности людей. Весьма сложны и специ­фичны отношения как между руководителем и подчиненными, так и межличностные отношения внутри коллектива, которые долж­ны быть под непрестанным, но ненавязчивым контролем. Эффек­тивность функционирования этих сложных организационных сис­тем во многом зависит от искусства руководителя, его таланта и знания законов управления. Труд квалифицированного менеджера оплачивается весьма высоко: средний оклад президента японской компании превышает заработок опытного рабочего в 11 раз, а в американских компаниях — более чем в 30 раз. Не случайно, что проблема элитарности специалистов в области управления в после­дние годы стала обращать на себя все более пристальное внима­ние, хотя еще в1941 г. эта проблема изучалась в работе крупного специалиста по управлению Дж. Бэрнхема "Менеджерская рево­люция". Автор одним из первых обратил внимание на то, что ли­дирующее положение в обществе переходит от собственников пред­приятий к менеджерам, которые образуют вполне определенный элитарный социальный слой. Такая социально-экономическая си­туация объясняется тем, что именно в руках менеджеров скон­центрирована фактическая власть, позволяющая им контролиро­вать практически все технологические, социальные и финансовые процессы и влиять на стратегическое будущее предприятия. Рас­тет и количество специалистов, осуществляющих функции управ­ления. По данным французского института статистики, за 1995 г. количество менеджеров во Франции выросло на 12,7%, а в Герма­нии на 6,5% [126].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.