Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Шекспир




Психологические типы

Весь мир — театр,

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль...

 

Каждый человек имеет свою неповторимую индивидуальность, которая проявляется в его взаимоотношениях с другими людьми, в его реакциях на внешнюю среду. Эти индивидуальные особенно­сти поведения называют темпераментом, и всех людей подразде­ляют на четыре психологических типа: холерики (быстрая эмоцио­нальная реакция на внешние раздражители, слабая система тор­можения), сангвиники (живость, легкость общения, они часто не доводят начатое дело до конца, слабая воля), флегматики (медли­тельные, уравновешенные, серьезные, медленно перестраивают­ся, не любят менять свои привычки), меланхолики (малообщитель­ные, впечатлительные, часто не верят в свои силы, обидчивы). Темперамент определяется типом нервной системы, и эти свойства являются врожденными, хотя они вполне поддаются тренировке, самовоспитанию.

По типологии Юнга, который считал основными функциями психики человека мышление, эмоции, ощущения и интуицию, люди подразделяются также на четыре типа: мыслительный, эмоцио­нальный, ощущающий и интуитивный.

Соционика — "наука общения, понимания и согласия", как определяют ее создатели, продолжила мысль Юнга. Новизна соционики — "в отходе от специально-психологических понятий. Во внимание берутся, собственно, не одни только психические ре­акции (как было у Юнга), но и все многообразие связанной с ними деятельности человека" (цитируется по книге Е. Власовой "Соционика для вас", 1994). Соционика предлагает уже 16 психо­логических типов: интуитивные интроверты (Есенин, Бальзак), сенсорные интроверты (Дюма, Габен), этические интроверты (До­стоевский, Драйзер), логические интроверты (Робеспьер, Максим), интуитивные экстраверты (Гексли, Дон Кохот) и т.д. Классифи­кационная эпидемия продолжается и ныне, хотя все авторы гово­рят о несомненной условности этой типологии, о том, что человек слишком сложен, чтобы уместиться в прокрустово ложе ка­ких-либо классификаций или терминологий. И хочется задать крамольный вопрос: а зачем так жестко систематизировать не­повторимую личность по типологическим признакам? Более того, искусство управления, весь опыт человеческого общения учат избегать стереотипов поведения, раз и навсегда избранных ак­терских масок, быть всегда другим, неожиданным, если измени­лась ситуация. Сегодня, на вечеринке у друзей, он — холерик с "быстрой эмоциональной реакцией", на совете директоров — флегматик, "медлительный, уравновешенный", а на любовном свидании — сангвиник, живой и легкий в общении. В этом-то и притягательность неординарного человека, в его нестандартнос­ти и даже непредсказуемости, хотя заложенная природой склон­ность человека к определенным, лишь ему характерным реакци­ям на внешний мир, несомненно, имеется. Как мудро сказал Ри­чард Фейнман: "Наш ограниченный ум для удобства делит... мир на части: физику, биологию, геологию и т.д., но ведь природа на самом деле никакого деления не знает!", а Льюис Кэрролл доба­вил: "Поскольку весь процесс классификации производится мыс­ленно, мы можем выполнять его независимо от того, существует ли в действительности предмет, обладающий данной особеннос­тью, или нет".

В психологии уже давно ведется дискуссия о том, что опре­деляет личность человека — врожденные психологические особен­ности или влияние окружающего мира. Несомненно, что воспита­ние, обучение, вся окружающая среда оказывают существенное влияние на формирование личности. Каждый человек ежедневно играет определенные роли, каждый старается найти в изменчивой ситуации именно ту роль, которая поможет ему лучше приспособиться, адаптироваться к требованиям общества, облегчит контак­ты с другими людьми. К сожалению, эти роли могут вступать в конфликт между собой, но совершенно очевидно, что человек обя­зан их глубоко знать и уметь вжиться в каждую из своих ролей (эту истину хорошо знают представители одного из древнейших видов искусств — театральные актеры). Не случайно латинское слово persona (личность) имеет еще одно смысловое значение — маска.

Потенциал личности
Несомненно, что каждый человек обладает не только своим летентным, скрытым генетическим багажом, суммой определен­ных талантов, склонностей, но и мощным интеллектуальным, ду­ховным потенциалом.

 

       
   

 

 


Гармоничная, сбалансированная структура внутреннего мира человека дает обоснованные предпосылки для успешной реализа­ции его потенциала независимо от психологического типа личности.

Вопросы для самопроверки:

 

1. Чем объясняется особая сложность психологических аспек­тов управления?

2. Роль теории психоанализа в формировании представлений о внутреннем мире человека.

3. Основное содержание теории научения.

4. Важность учета психологических типов личностей при межличностных отношениях.

 

Глава 11. Трудовой коллектив как объект управления

Управление — это не только функция президента корпорации и генерала, командующего армией, но также начальника цеха и командира роты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.