Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Немецкая модель управления




Дж. Грейсон-младший

Управления за рубежом

Состояние теории, практики и искусства

Люди, которые хотят что-то сделать, могут добиться всего. Без этого любая, самая элегантная стратегия превращается в пыль. Хотя сам по себе энтузиазм не решает успеха дела. История говорит, что в мировой экономике, где период жизни преимуществ в технологии очень невелик, это одна из граней, отделяющих победителей от побежденных.

16.1. "Экономическое чудо XX века" —

 

Европейский менеджмент имеет свои важные и поучитель­ные особенности, но для русского читателя особый интерес пред­ставляет управленческий опыт именно Германии, так как эта страна начинала свое восхождение к "экономическому чуду" в условиях, напоминающих состояние экономики современной России. После Второй мировой войны территория и экономическое пространство Германии значительно сократились, нарушились традиционные кооперативные связи между регионами, остро стояли проблемы конверсии промышленности, трудоустройства беженцев и пересе­ленцев, борьбы с инфляцией — буквально те же задачи стоят и перед экономикой современной России. Любопытно, что перевод экономики Германии на рыночные отношения встретил такое же активное противодействие оппозиции и левых политических сил, как и в современной России.

Однако эти бросающиеся в глаза сходства и параллели не могут служить основой для прямого перенесения принятых в Гер­мании управленческих решений (как американских, так и японс­ких!) на русскую почву. Основная причина — развитые страны Европы, Америки и Тихоокеанского региона уже давно строят свою экономику на основе свободных рыночных отношений, т.е. на принципах частной собственности на средства производства, на праве распоряжаться ею и индивидуально планировать развитие своего предприятия. Рыночная экономика Германии реализует из­вестный принцип DIM: свобода принятия решений (decision) на базе рыночной информации (information) и системы стимулов (motivation). Россия лишь только начинает осваивать эти новые для нее прин­ципы хозяйствования.

Создание социальной рыночной экономики. Политика соци­альной рыночной экономики связана с именем Людвига Эрхарда — министра экономики, затем заменившего К. Аденауэра на посту канцлера ФРГ. Основой этой политики была концепция "Фрайбур­гской школы" (Вальтер Ойкен, Вильгельм Репке) и работы Альфреда Мюллер-Армака о необходимости выравнивания положения социальных групп в условиях рыночной экономики. Подъем эконо­мики Германии начался в 1948 г. с валютной реформы и реализа­ции знаменитого плана Маршалла, так осмеянного советской про­пагандой. Подготовка к денежной реформе велась заблаговремен­но Особым отделом по вопросам денег и кредита, расположенным в небольшом городке Хомбурге около Франкфурта. Разработкой "Хомбургского плана" руководил Л. Эрхард в обстановке повышенной секретности, основой плана служили американские проек­ты денежной реформы. Заключительный этап плана начался с того, что 20 апреля 1948 г. 25 сотрудников Особого отдела были вывезе­ны на охраняемую американскую военную базу, где через 49 дней была разработана концепция и четкие документы, регламентиру­ющие правовое обеспечение и организацию проведения денежной реформы. Одновременно с реформой тогда же, 20 июня, началась и либерализация цен, что вскоре позволило ликвидировать "чер­ный рынок" и начать планомерное внедрение рыночных отноше­ний. По плану Маршалла Германия получила помощь в валюте и поставках стратегических товаров на сумму 1,5 млрд. долларов, две трети всех импортных поставок было осуществлено за счет этой помощи.

Роль государственного управления в экономике. Важнейши­ми концепциями управления экономикой Германии при ее возрож­дении и до настоящего времени являлись приверженность мето­дам рыночной экономики и регулирующая роль государства при безусловной экономической свободе предпринимательства. Рыноч­ная экономика опирается на частную собственность на средства производства, свободное ценообразование, конкурентные рыноч­ные отношения и выход на внешний рынок; государство обеспечи­вает стабильность стоимости денег, борьбу с экономическими кризисами, социальную справедливость и реализацию антимонополь­ных мероприятий. Следует подчеркнуть особую роль государства в вопросах социальной и экономической политики, характерную для послевоенной Германии. По мнению творцов немецкого менедж­мента, государство несет ответственность за соблюдение единых норм и правил ведения хозяйственной деятельности, за социальные последствия экономической политики, за устойчивость благопри­ятной конъюнктуры и надежное вхождение в мировую экономику. Государство не должно допускать чрезмерной концентрации про­изводства в крупных корпорациях и всячески способствовать част­ной инициативе. На государство возлагается решение задач оборо­ны, соблюдения правопорядка, охраны окружающей среды, ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п. Важнейшей функ­цией государственного управления является контроль за стабиль­ностью денежной системы, так как инфляция затрудняет деятельность государственного планирования и нарушает ценовые пропорции. С середины 80-х годов немецкая марка благодаря своей стабильности и неограниченной конвертируемости стала выполнять роль "опорной валюты" европейской валютной системы. Основные постулаты немецкой системы государственного управления можно сформулировать так:

— главная задача государственного управления состоит в обес­печении эффективного функционирования рыночных механизмов как основы экономической системы страны и благополучия ее граж­дан. Конкурентные отношения способствуют экономическому про­грессу и повышению производительности труда;

— государственная экономическая стратегия должна быть со­циально ориентирована и выполнять функцию "социального вы­равнивания", так как большой уровень различий в доходах может вызвать социальные и политические проблемы, "богатые стано­вятся богаче, а бедные беднее". Этот принцип противоречив в сво­ей основе, так как свобода рынка подразумевает и свободу распре­деления результатов рыночной деятельности;

— для развития производства большая часть доходов должна оставаться в руках производителя, а не изыматься государством в виде налогов и сборов. Производитель сам берет на себя заботу о развитии своего дела, благополучии семьи, и, следовательно, фун­кции социальной благотворительности и государственного распре­деления дотаций и льгот должны быть ограничены;

— непрост и внешне парадоксален еще один постулат немец­кого государственного управления: по мере роста общественного благосостояния размеры социальных пособий должны сокращать­ся. Каждый человек должен отвечать за самого себя и обеспечить свое будущее в годы активной деятельности, накапливая сбережения или используя систему пенсионного страхования. Справед­ливо, если по мере роста доходов социальные выплаты со сторо­ны государства будут уменьшаться, чем богаче государство, тем меньше нуждающихся в государственной помощи. Кстати, расхо­ды Германии на социальное страхование, например, в 1992 г. со­ставили солидную сумму в 1500 млрд. марок при стоимости валово­го внутреннего продукта (ВВП) 3000 млрд. марок (ВВП — валовой показатель стоимости, созданный всеми хозяйственными единица­ми). Но все же лучшее правительство то, считают немцы, кото­рое меньше всего правит.

"Управление по результатам". Организация управления в западноевропейских компаниях, в том числе и немецких, по срав­нению с американскими имеет свои специфические особенности, что объясняется историческими условиями развития теории и прак­тики управления в этих странах. Ведущие американские компании имели в своей основе трестовскую структуру и филиалы этих мощ­ных фирм не наделены самостоятельностью, особенно в решении стратегических вопросов, таких как обновление продукции, кор­ректировка цен, замена и установка нового оборудования и т.п. Большинство крупных европейских компаний ориентировано на децентрализацию управления, и их дочерние предприятия обла­дают финансовой и юридической самостоятельностью и несут ответственность за производство и сбыт закрепленной за ними то­варной номенклатуры. Эта структурная особенность европейских корпораций закрепилась даже в их названиях — "промышленные группы". Такой промышленный гигант, как "И. Г. Фарбениндустри", после войны был разделен на три юридически самостоятель­ные фирмы: Байер, Басф и Хехст, и каждая из дочерних фирм работает весьма эффективно. Однако и эти дочерние фирмы пла­нируется разделить на более мелкие. Одна из старейших промыш­ленных компаний мира "Сименс" (Siemens AG была основана в 1847 г.) по состоянию на 1992 г. имела свои филиалы в 120 странах мира и доля зарубежных продаж составляла 54%, причем самым крупным рынком сбыта являются... США (объемы продаж в 1993 г. американского филиала "Сименс" составили 5 млрд. долл., а чис­ленность персонала выросла до 34 тыс. чел.).

Малые предприятия имеют существенные преимущества пе­ред крупными: гибкость управления, быстрая реакция на измене­ния конъюнктуры рынка, особая атмосфера межличностных отно­шений ("фирма — одна семья") и т.п. Любопытно, что сотрудни­кам в малых и средних фирмах при учебе или повышении квали­фикации выделяют значительно больше учебных часов, чем в крупных. Приведенная ниже таблица показывает, что на малых пред­приятиях с численностью персонала до 9 чел. каждому работнику при повышении квалификации предоставляется около 148 часов в год, а на предприятиях с численностью персонала свыше 1 тыс. чел. — не более 16 час. [32].

Таблица 10

Численность персонала фирмы Количество учебных часов в год
до 9 147,8
20—49 72,4
100—199 39,9
300—399 22,7
более 1000 15,8

 

Ориентация многих фирм (Германия, Финляндия) на дости­жение стратегических результатов с учетом возможностей фирм и конкретной хозяйственной ситуации получила название "управле­ние по результатам". Этот метод управления подразумевает кол­легиальное определение важнейших направлений деятельности предприятия, определяются варианты действий для достижения целей, а конкретные методы решения поставленных задач выби­раются самими исполнителям. Обеспечиваются четкий контроль и оценка промежуточных результатов, ход выполнения оперативных графиков производства работ, задействован аппарат ситуационно­го управления.

"Совет мудрецов". Л. Эрхарду принадлежит идея создания Совета экспертов при правительстве Германии, более известного как "Совет мудрецов". Ежегодно, за шесть недель до Рождества, пять авторитетных ученых-экономистов в торжественной обстановке передают канцлеру объемный труд "Заключение Совета экспертов о развитии народного хозяйства страны в текущем году", цель которого — дать объективный анализ положительных и отрица­тельных тенденций в экономике, разработать альтернативные пути развития народного хозяйства и определить возможные социальные и политические последствия предлагаемых мероприятий. В немец­кой промышленности прочно утвердились принципы демократиза­ции управления. Для предотвращения забастовок на предприятиях тяжелой промышленности еще в 1951 г. был принят закон о зак­реплении за представителями рабочих 50% мест в советах дирек­торов крупнейших компаний (этот факт, естественно, замачивал­ся в советской прессе). Коллегиальный метод управления, реализация принципов партнерства значительно улучшают производ­ственный климат на предприятиях, стимулируют заинтересован­ность рабочих в достижении поставленных управленческих, эконо­мических и социальных задач. Опыт Германии был подхвачен в Австрии, Дании, Голландии, Люксембурге и Швеции, где также были приняты законы об участии рабочих в работе советов дирек­торов. В итоге Германия за короткий срок из побежденной, разру­шенной войной страны превратилась в одно из ведущих промышленно развитых государств мира. По объему промышленного про­изводства Германия занимает первое место в Европе и третье (после США и Японии) в мире.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.