Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор оптимального объема производства




Локальные монополии.

Данный вид монополии обусловлен высокими транспорт­ными расходами, способствующими формированию изолиро­ванных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли.

При анализе модели чистой монополии используется допу­щение о совершенной информированности всех субъектов рынка. Это означает, что единственный продавец (производитель) - монополист - и все покупатели знают все необходимые пара­метры рынка: цены, физические характеристики товара, функ­ции доходов и издержек. При этом предполагается (так же как и при анализе совершенной конкуренции), что информация распространяется мгновенно и бесплатно.

В условиях совершенной конкуренции отдельная фирма не может воздействовать на рыночные цены и по этой причине является ценополучателем. Для максимизации прибыли фирме-конкуренту достаточно знать функцию своих издержек.

Для фирмы-монополиста этой информации недостаточно. Ей необходимо знать функцию спроса на свою продукцию, а так­же (при осуществлении политики ценовой дискриминации) функции спроса отдельных потребителем или сегментов рынка на свою продукцию.

Основные отличия в поведении конкурентной компании и фирмы-монополиста на рынке обусловлены характером спро­са на продукцию данных компаний.

При совершенной конкуренции фирма принимает рыночные цены как данные. Кривая спроса на ее продукцию совершенно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси объема.

Фирма-монополист, будучи единственным производителем (продавцом) своей продукции, сталкивается с совокупным спросом практически всех потребителей своего товара, и в этом смысле кривая индивидуального спроса монополиста тож­дественна кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон (рис. 8.2).

 

 

Рис. 8.1. Спрос и предельный доход монополии

 

 

Таблица 8.1

 

Динамика предельного дохода в условиях чистой монополии

Цена (Р), (у.е.) Объем (Q), шт. Совокупный доход (TR),у.е. Предельный доход на ед. Выпуска (MR),у.е.
       
       
       
       
       

 

Предположим, что структура издержек фирмы-монополиста задана кривыми АТС, МС, ТС, а предельный доход опреде­ляется кривой спроса. Сколько продукции следует произвести фирме-монополисту?

Необходимым условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода и предель­ных издержек: МС = MR.

Если предельные издержки превышают величину предель­ного дохода (МС > MR), то монополист может увеличить при­быль за счет сокращения объема производства. И наоборот, ес­ли предельные издержки меньше предельного дохода (МС < MR), объем совокупной прибыли может быть увеличен за счет расширения производства. Лишь при равенстве рассматривае­мых показателей в точке Q* достигается оптимальный объем производства (рис. 8.2).

Достаточным условием максимизации прибыли, а не усло­вием минимизации прибыли является условие второго порядка:

n"(Q) = TR"(Q) - TC"(Q) < 0 или MR'(Q) – MC'(Q) < 0.

Это означает, что кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек сверху вниз (см. рис. 8.2).

 

Рис. 8.2. Оптимальный объем выпуска монополиста

 

В противном случае равенство MR = МС обеспечивало бы в точке Q** минимизацию прибыли ( рис. 8.3).

 

Рис. 8.3. Условия минимизации прибыли

 

Задача 8.1. Нахождение оптимального объема и оптимальной цены производства фирмы-монополиста

Предположим, что функция спроса монополиста имеет вид

Р = 50 - 10Q. а функция совокупных издержек ТС = 5 + 20Q - 5Q2. Необходи­мо определить объем производства (в тыс. ед.), обеспечивающий фирме максимальную прибыль (Q*).

Решение:

Поскольку условием максимизации прибыли является равенство предельных издержек и предельных доходов, определим величину предельных издержек и предельного дохода, а затем приравняем их МС = MR.

Предельные издержки выводятся из функции совокупных издержек-

МС = TC'(Q) = 20 - 10Q.

Предельные доходы - из функции совокупных доходов и функции спроса

TR = P*Q = (50 - 10Q)Q = 50Q - 10Q2;

MR = TR'(Q) = 50- 20Q.

Приравняем полученные функции предельных издержек и предельных доходов и получим величину оптимального объема производства:

20 - 10Q = 50 - 20Q;

Q* = 3 тыс. ед.

Оптимальная цена выводится из функции спроса:

Р = 50 - 10Q = 50 - 10*3;

Р* = 20 у.е.

Основное отличие условий максимизации прибыли при совершенной конкуренции и при монополии заключается в сле­дующем.

Для конкурентной фирмы предельный доход всегда опре­деляется рыночной ценой (MR = Р), тогда как для монополи­ста предельный доход меньше цены реализации (MR < Р). По­этому уравнение МС = MR не может быть приведено к виду МС = Р, как при совершенной конкуренции.

Это означает, что если при совершенной конкуренции оп­тимальный объем производства определяется путем сопостав­ления предельных издержек фирмы и рыночной цены, то при монополии фирма должна сопоставлять свои предельные из­держки и предельный доход. Точки оптимума конкурентного и монопольного рынка не совпадают (рис. 8.4).

 

Рис. 8.4. Точки оптимума на конкурентном и монопольном рынках

 

Как видно на графике, причистой монополии рыночная це­на обычно выше, а объем производства - ниже, чем при совершенной конкуренции. Последствием этого как прямой ущерб от недопроизводства товара или услуги и менее эффективного использования ресурсов, так и косвенный ущерб от перераспределения части потребительского излишка в пользу монополии вследствие повышения рыночной цены. Между предельным доходом, ценой и эластичностью спроса на продукцию фирмы-монополиста в точке оптимума сущест­вует зависимость. которую можно представить в виде уравнения:

MR = Р (1 + 1 /Ed).

Уравнение выводится из функции совокупного дохода (TR) и точечного коэффициента ценовой эластичности спроса на продукцию монополиста (Ed) [2]. Данное уравнение позволяет в свою очередь сформулировать универсальное правило ценообра­зования и облегчить выбор оптимального уровня цен (прило­жение 8.1).

Приложение 8.1. Универсальное правило ценообразования

Большинство руководителей обладает, как правило, ограниченной информацией о кривых рыночного спроса и предельного дохода, а предельные издержки известны им лишь для ограниченного интервала производ­ства. Для упрощения выведем универсальное правило ценообразования используя уже известные соотношения предельного дохода и коэффици­ента эластичности, а также условие максимизации прибыли[3].

Зависимость предельного дохода от цены и эластичности спроса на продукцию фирмы MR = Р(1 + 1/Ed). Условие максимизации прибыли МС = MR. Следовательно,

Р(1 + 1/Ed) = МС

Р + P/Ed = МС

Р-МС = -P/Ed

(Р - МС)/Р= -1/Ed

Р = МС/(1 + 1 /Е),

где Р - оптимальная цена;

МС - предельные издержки;

Ed - эластичность спроса по цене.

Например, если эластичность спроса равна -2, а предельные издержки составляют 5 у.е. на единицу продукции, цена должна быть установлена на уровне 5/(1-1/2) = 5/0,5 = 10 у.е.

Анализ условий максимизации прибыли монополистом позволяет выделить несколько наиболее распространенных заблуждении относительно поведения фирмы на рынке и осо­бенностей ее ценообразования.

Во-первых, рыночная власть монополиста и его способ­ность влиять на цены не безграничны. Монопольная власть фирмы ограничена рыночным спросом, и назначение цены выше оптимального уровня (Р̽) неизбежно повлечет за собой снижение получаемых прибылей монополии.

Во-вторых, рыночная власть монополиста не гарантирует ему получение положительной экономической прибыли. Если на продукцию по какой-то причине сокращается спрос, прибыль может быть нулевой (особенно в случае локальных монополистов действующих в рамках небольшого регионального рынка). кроме того, значительно снизить прибыльность фирмы могут неэффективность производства и высокие издержки.

В третьих, спрос на продукцию монополиста является эластичным по цене, несмотря на формальное отсутствие близ­ких заменителей у предлагаемых им товаров и услуг «Потреби­тели монополии всегда хотят, чтобы был еще один поставщик и все устремляются к нему, когда он появляется»[4].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.