Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия успешной манипуляции




Согласно Джорджу Саймону (George K. Simon), успех психологической манипуляции прежде всего зависит от того, насколько манипулятор:

• скрывает агрессивные намерения и поведение;

• знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить какая тактика будет наиболее эффективной;

• имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб в случае необходимости.

Следовательно, манипуляция остаётся чаще всего скрытой – реляционно-агрессивной (англ. relational aggression) или пассивно-агрессивной.

Х. Брейкер (Harriet B. Braiker) идентифицировала следующие основные способы, которыми манипуляторы управляют своими жертвами:

• положительное подкрепление – похвала, поверхностное очарование, поверхностное сочувствие («крокодиловы слёзы»), чрезмерные извинения; деньги, одобрение, подарки; внимание, выражения лица, такие как притворный смех или улыбка; общественное признание;

• отрицательное подкрепление – ворчание, вопли, тихое обращение, запугивание, угрозы, брань, эмоциональный шантаж, чувство вины, обида, плач, изображение жертвы;

• неустойчивое или частичное подкрепление – может создавать эффективный климат страха и сомнения. Частичное или неустойчивое положительное подкрепление может поощрить жертву упорствовать – например, в большинстве форм азартных игр игрок может выигрывать время от времени, но в сумме всё равно окажется в проигрыше;

• наказание;

• травмирующий одноразовый опыт – словесное оскорбление, взрыв гнева или другое пугающее поведение с целью установить господство или превосходство; даже один инцидент такого поведения может приучить жертву избегать противостояния или противоречия манипулятору.

Саймон идентифицировал следующие методы управления:

• Ложь – трудно определить лжёт ли кто-либо во время высказывания, и зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно. Единственный способ минимизировать возможность быть обманутым состоит в том, чтобы осознать, что некоторые типы личностей (особенно психопаты) – мастера в искусстве лжи и мошенничества, делают это систематически и, нередко, тонкими способами.

• Обман путём умолчания – очень тонкая форма лжи путём утаивания существенного количества правды. Эта техника также используется в пропаганде.

• Отрицание – манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так.

• Рационализация – манипулятор оправдывает своё неуместное поведение. Рационализация тесно связана со «спином» – формой пропаганды или пиара, Spin (public relations).

• Минимизация – разновидность отрицания в совокупности с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или её поведение не является настолько вредным или безответственным, как полагает кто-то другой, например заявляя, что насмешка или оскорбление были только шуткой.

• Избирательное невнимание или избирательное внимание – манипулятор отказывается обратить внимание на что-либо, что может расстроить его планы, заявляя нечто вроде «Я не хочу этого слышать».

• Отвлечение – манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему.

• Отговорка – подобна отвлечению, но с предоставлением неотносящихся к делу, бессвязных, неясных ответов, с использованием неопределённых выражений.

• Скрытое запугивание – манипулятор заставляет жертву выполнять роль защищающейся стороны, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.

• Ложная вина – особый вид тактики запугивания. Манипулятор намекает добросовестной жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна. Это обычно приводит к тому, что жертва начинает испытывать негативные чувства, попадает в состояние неуверенности, тревоги или подчинения.

• Пристыжение – манипулятор использует сарказм и оскорбительные выпады, чтобы увеличить в жертве страх и неуверенность в себе. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя малозначимыми и поэтому подчиниться им. Тактика пристыжения может быть очень искусной, например, жесткое выражение лица или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить испытывать чувство стыда даже за дерзость оспаривать их действия. Это эффективный способ воспитать чувство неадекватности в жертве.

• Осуждение жертвы – по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву быть защищающейся стороной, одновременно маскируя агрессивное намерение манипулятора.

• Игра роли жертвы («я несчастный») – манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели. Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.

• Игра роли слуги – манипулятор скрывает корыстные намерения под видом служения более благородному делу, например утверждая, что действует определенным способом из-за «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.

• Соблазнение – манипулятор использует очарование, похвалу, лесть или открыто поддерживает жертву, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие и лояльность.

• Проецирование вины (обвинение других) – манипулятор делает жертву козлом отпущения, зачастую тонким, труднообнаружимым способом.

• Симуляция невиновности – манипулятор пытается внушить, что любой причинённый им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чём его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Эта тактика заставляет жертву подвергнуть сомнению своё собственное суждение и, возможно, своё благоразумие.

• Симуляция путаницы – манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание.

• Агрессивный гнев – манипулятор использует гнев с целью достичь эмоциональной интенсивности и ярости, чтобы шокировать жертву и заставить подчиняться. Манипулятор в действительности не испытывает чувство гнева, лишь разыгрывает сцену. Он хочет то, что хочет, и становится «сердитым» когда не получает желаемого.

Манипуляторы обычно тратят немалое время на изучение особенностей и уязвимостей своей жертвы. Согласно Брейкер, манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости («кнопки»), которые могут существовать в жертвах:

• страсть к удовольствиям;

• склонность к получению одобрения и признания окружающих;

• эмотофобия (Emotophobia) – страх перед отрицательными эмоциями;

• нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать «нет»;

• неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами);

• низкая уверенность в своих силах;

• внешний локус контроля.

Уязвимости к манипуляции по Саймону:

• наивность – жертве слишком трудно согласиться с идеей, что некоторые люди хитры, нечестны и безжалостны, или она отрицает, что находится в положении преследуемого,

• сверхсознательность – жертва слишком сильно желает предоставить манипулятору презумпцию невиновности и принимает его сторону, то есть точку зрения преследующего жертву,

• низкая уверенность в себе – жертва не уверена в себе, ей недостаёт убеждённости и настойчивости, она слишком легко оказывается в положении защищающейся стороны.

• чрезмерная интеллектуализация – жертва слишком сильно пытается понять манипулятора и полагает, что у него есть некоторая понятная причина приносить вред.

• эмоциональная зависимость – жертва обладает подчинённой или зависимой индивидуальностью. Чем более жертва эмоционально зависима, тем более она уязвима для эксплуатации и управления.

Согласно Мартину Кантору (Martin Kantor), следующие люди уязвимы для психопатических манипуляторов:

• слишком доверчивые – честные люди зачастую предполагают, что и все остальные честны. Они доверяются людям, которых едва знают, не проверяя документы и т. п. Они редко обращаются к так называемым экспертам;

• слишком альтруистичные – противоположность психопатическим; слишком честные, слишком справедливые, слишком чуткие;

• слишком впечатлительные – чрезмерно поддающиеся чужому обаянию.

• слишком наивные – которые не могут поверить, что в мире существуют нечестные люди, или которые полагают, что если такие люди есть, им бы не позволили действовать;

• слишком мазохистские – нехватка чувства собственного достоинства и подсознательный страх позволяют использовать их в своих интересах. Они думают, что заслуживают этого из чувства вины;

• слишком самовлюбленные – склонные к тому, чтобы влюбляться в незаслуженную лесть;

• слишком жадные – жадные и нечестные могут стать жертвой психопата, который может легко соблазнить их действовать безнравственным способом;

• слишком незрелые – имеют неполноценные суждения и слишком доверяют преувеличенным рекламным обещаниям;

• слишком материалистичные – легкая добыча для ростовщиков и предлагающих схемы быстрого обогащения;

• слишком зависимые – нуждаются в чужой любви и поэтому легковерны и склонны сказать «да» тогда, когда следует ответить «нет»;

• слишком одинокие – могут принять любое предложение человеческого контакта. Психопат-незнакомец может предложить дружеские отношения за назначенную цену;

• слишком импульсивные – принимают поспешные решения, например, о том, что купить или на ком жениться без консультации с другими людьми;

• слишком экономные – не могут отвергнуть сделку даже если знают причину, почему предложение настолько дешево

• пожилые люди могут быть утомлёнными и менее способными к выполнению многих задач одновременно.

Возможные мотивы манипуляторов:

• потребность фактически любой ценой продвинуть свои собственные цели и личную выгоду,

• необходимость в приобретении чувства власти и превосходства над другими,

• желание и потребность чувствовать себя диктатором,

• получение господства над другими для того, чтобы поднять собственное самоуважение.

В отечественной психологии распространена точка зрения, согласно которой при психологическом воздействии нужно различать «субъект-субъектный» и «субъект-объектный» подходы. Первый основан на диалоге равных субъектов взаимоотношений, базируется на гуманистических целях, второй – на неравенстве людей в общении, на том, что есть «выигрывающая» от взаимодействия сторона, а есть «проигрывающая». Второму подходу соответствует две стратегии. Стратегия императивного воздействия, которая подразумевает отношения доминирования – подчинения (например, начальник – подчиненный, учитель – ученик, родитель – ребенок). Часто именно в соответствии с этой стратегией строится взаимодействие «следователь – обвиняемый». Другая стратегия – манипулятивного воздействия – предполагает скрытое психологическое воздействие с односторонней выгодой.

Традиционно в отечественной психологии выделяли следующие методы психологического воздействия:

Убеждение. Этот метод предполагает интеллектуальное воздействие на сознание собеседника с использованием логических обоснований своей позиции. Аргументируя свою позицию, дознаватель может убедить собеседника в правильности своей точки зрения.

Вознаграждение предусматривает положительное подкрепление материальными или духовными стимулами желательного поведения партнера. Похвала является одним из способов вознаграждения собеседника, всем известен метод «кнута и пряника».

Угрозы. Этот метод заключается в словесных обещаниях наказания за нежелательные формы поведения человека. Обязательным условием действенности угрозы является наличие чувства страха у объекта.

Принуждение. Этот метод предполагает насильственные меры по организации желаемого поведения человека. Принуждение может быть физическим (основанным на применении силы) и психологическим (выступает как побуждение интересующего нас лица к определенным действиям вопреки его желаниям). Принуждение предполагает создание ситуации, при которой у объекта воздействия отсутствует возможность выбора.

Обещание предусматривает положительное стимулирование на словах материальными или нематериальными поощрениями желательного нам поведения.

Изменение окружающей обстановки. Этот метод заключается в активном воздействии на ситуацию, с конечной целью – изменение поведения объекта.

Внушение – это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого. Более всего внушению подвержены дети, женщины, пожилые люди, малообразованные, утомленные, ослабленные.

В современной психологической литературе приводятся и другие классификации видов психологического воздействия. Психологические воздействия можно классифицировать по разным основаниям. По характеру воздействия различают простое и сложное воздействие. Простое связано с достижением одной или нескольких целей и реализуется за один сеанс общения: беседу, опрос, допрос и проч. Например, в процессе беседы дознаватель может ставить цель добиться согласия собеседника на переговоры и использует для этого приемы психологического воздействия. Сложное психологическое воздействие состоит из нескольких простых и нацелено на решение профессиональной задачи.

По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное воздействие направлено на одного человека, а социальное – на группу людей.

По форме осуществления психологического воздействия различают открытое, закрытое и комбинированное воздействие. Открытая форма предполагает непосредственное обращение к сознанию объекта воздействия. Закрытая форма связана с использованием приемов влияния на подсознание (НЛП и проч.). Комбинированная форма предполагает сочетание воздействия на сознательную и подсознательную сферу.

По технической оснащенности различают субъектные воздействия и инструментальные. Субъектные предполагают воздействия личности, слов, инструментальные – воздействия с использованием материальных объектов (например, вещественных доказательств), выбора места (комната переговоров, камера для допросов). Н.П. Рапохин различает гуманное и манипулятивное, мягкое и жесткое воздействие. При гуманном объект воздействия рассматривается как равноценная личность. Субъект воздействия аргументированно убеждает индивида или группу, исходит из их интересов, предоставляет им возможность осознанного выбора. Гуманное воздействие исключает обман, насилие, принуждение. При манипулятивном воздействии объект пассивен и является средством для достижения целей субъекта. В результате манипуляции очевидна односторонняя выгода. При манипулятивном воздействии используются обман, разнообразные психологические «ловушки», компрометирующий материал, пороки, слабости человека. Мягкое воздействие, по Рапохину, это такая форма, при которой человек не замечает воздействия как такового. Он делает самостоятельный выбор, перебирая и оценивая имеющиеся альтернативы. Жесткое воздействие предполагает сильное давление, осуществляемое вопреки его воле и желаниям, посредством использования психологической или материальной зависимости, угроз и шантажа. Автор различает прямые способы воздействия (просьба, предложение, замечание, указание, требование) и косвенные способы (вербальные – информирование, демонстрация, разъяснение и невербальные – игнорирование высказываний, избегание визуального контакта, молчание, паузы, контрпозы). Как считает Рапохин, воздействие на психику может осуществляться с помощью предметно-практических и вербальных средств. Предметно-практические предполагают целенаправленное изменение материальных условий жизни человека, создание определенных ситуаций, использование факторов внешней среды, формирующих у него соответствующие идеи, чувства, настроения и т. п. Например, задержание, арест, пленение, очную ставку можно рассматривать как психологическое воздействие с использованием предметно-практических средств.

Психологическое воздействие с использованием вербальных средств осуществляется в основном в процессе личного общения в виде информирования, разъяснения, просьб, угроз, т. е. посредством убеждения, внушения и принуждения. Разъяснение допрашиваемому его прав и обязанностей, предупреждение об ответственности при даче ложных показаний – это психологическое воздействие с использованием вербальных средств.

Воздействие может быть адресовано рациональной, эмоциональной или морально-этической сферам личности. Также оно может быть адресовано всем личностным сферам в комплексе. Такое воздействие будет более результативным.

Рассматривая психологическое воздействие, В.Г. Крысько выделяет: информационно-психологическое воздействие, психогенное, психоаналитическое, нейролингвистическое, психотронное, психотропное.

Информационно-психологическое воздействие – это воздействие словом, информацией. Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование определенных идей, взглядов, убеждений. Оно вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции.

Психогенное воздействие является следствием: а) физического воздействия на мозг индивида (воздействие цвета, звука на психическое состояние человека или травма головного мозга могут привести к потере памяти, нарушению мышления); б) шоковое воздействие условий окружающей среды (например, наблюдение картин массовых разрушений) на сознание человека, нарушающее способность рационально мыслить, действовать, вызывает аффект, панику и проч. Воспоминания свидетеля, находящегося в подобном состоянии, могут быть значительно искажены.

Психотерапевтическое воздействие – это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна. Существуют также методы, исключающие сознательное сопротивление, как отдельного индивида, так и групп людей в бодрствующем состоянии. В частности, методы психозондирования и психокоррекции, предложенные профессором И.В. Смирновым. «Психозондирование» – исследование психики субъекта по специальной методике, путем предъявления субъекту раздражителя в виде слов, образов, транслируемых субъекту в обход его осознанного восприятия (на пороге восприятия или закодированные по специальному алгоритму, когда фабула внушения искажается и воспринимается как шум, но воспринимается подсознанием – по акустическим каналам или методом «радиозвука») с одновременной фиксацией реакций субъекта (КВЧ-локатор, излучения тела, ЦНС, «речевых» биотоков и т. д.). Цель – постройка «модели» подсознания объекта, жизненно важной для субъекта информации, выявление фактов его личной истории, жизненного опыта… Метод разведки (и контрразведки). Необходимый элемент для последующего манипулирования. («Эффект нетеплового (информационного) воздействия электромагнитного излучения крайне высокой частоты на биологические объекты и человека», Г.А.Кравков, Киев, 2006 г.). В 1975 г. Р.Монроу запатентовал способ потенцирования паранормального состояния мозга человека за счет стереозвуков в диапазоне частот 4–7 Гц, которые соответствуют тэта-ритму головного мозга. А это – та самая частотная активность мозга, которая необходима для работы в области подсознательных его сфер, где хранится вся поступающая информация из окружающей среды в наш организм (Смирнов И.В., 2003).

Нейролингвистическое воздействие изменяет мотивацию людей, эмоционально-волевые состояния путем введения в их сознание специальных лингвистических программ. Использование приемов нейролингвистического воздействия позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления, как отдельного человека, так и группы людей. Основа такого воздействия заключается в присоединении к собеседнику и построении раппорта (способы вызвать подсознательное доверие).

Психотронное воздействие – это воздействие на людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие. Психотронное воздействие связано с использованием людей, обладающих паранормальными способностями (телепатов, экстрасенсов и др.), технических средств воздействия на сознание (психотронных генераторов, резонаторов и проч.), позволяющих управлять психическими процессами, состояниями, поведением людей.

Психотропное воздействие – это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ. Известно, что ряд фармакологических препаратов, наркотических веществ оказывают воздействие на биохимические процессы в нервной системе человека и задают уровень его бодрствования, активности, качества восприятия, памяти, мышления.

Одно только перечисление видов психологического воздействия (когда речь идет о психологической войне, их называют видами психологического оружия) показывает, насколько богат арсенал способов влияния на психику человека в современном мире. Данная классификация также дает основание для того, чтобы развести понятия психологического воздействия и коммуникативного воздействия, поскольку не все виды психологического воздействия осуществляются в процессе коммуникации.

Один из ведущих отечественных специалистов по психологическому воздействию – Т.С. Кабаченко определяет его как «внешнее по отношению к адресату (реципиенту) воздействие, которое будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека».

Результатом психологического воздействия является изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. При этом речь идет как о внешне, так и о внутренне ориентированной активности. То есть результатом психологического воздействия может быть не только коррекция поведения объекта, но и изменение настроения, установок личности. Кабаченко различает такие понятия, как технология, метод, прием, алгоритм и средства воздействия.

Методы психологического воздействия, независимо от сферы их применения, могут быть отнесены к одной из четырех групп: методы воздействия на факторы, обеспечивающие ориентировку в действительности; методы воздействия на источники активности; методы воздействия на факторы, регулирующие проявление активности; методы воздействия на фоновые состояния.

В числе средств психологического воздействия рассматривается использование психоделиков, ароматических веществ, феромонов, создание угрозы неудовлетворения актуальных потребностей, использование эффекта заражения. Это может быть как оптимизация психического состояния, так и формирование негативных состояний. Средством психологического воздействия, применяемым дознавателем, может быть регуляция уровня удовлетворения потребностей. Снижая остроту потребности собеседника в общении или самоутверждении, следователь может оптимизировать его психическое состояние. В таком состоянии партнера будет легче убедить в правильности своей позиции.

В связи с использованием дознавателем приемов психологического воздействия закономерно возникает вопрос об этичности их использования и безопасности для объектов воздействия. Этот вопрос неотделим от распространенного мифа о том, что, владея определенными психотехнологиями, можно убедить кого угодно в чем угодно. Это не так. Использование приемов психологического воздействия выполняет вспомогательную роль, помогает добиться поставленных целей, решать профессиональные задачи. Но не стоит ожидать, что владение психотехнологиями заменит профессиональные знания и умения дознавателя.

Выделены следующие наиболее важные характеристики профессионала, использующего психологическое воздействие в своей деятельности:

• наличие установки придерживаться принципов профессиональной деятельности, норм профессиональной этики, моральных и юридических ограничений, которые регламентирует соответствующая деятельность;

• умение осуществлять воздействие, соответствующее признакам системности, комплексности, непротиворечивости и минимизации вмешательства (мастерство);

• осознанное отношение к фактору психологической опасности в контексте профессиональной деятельности, стремление избегать таких форм воздействия, которые неблагоприятны с точки зрения психологической безопасности.

Рассматривая различные виды психологического воздействия в юридической деятельности, их можно разделить на допустимые и недопустимые. Какие приемы психологического воздействия могут использоваться в ходе оперативных мероприятий, дознания, предварительного следствия, а какие – нет? В соответствии со статьей 302 УК РФ законодатель запрещает получать показания «путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий» и «с применением насилия, издевательств или пытки». Описаны как правомерные способы получения доказательств с использованием гипноза. Мнения по данному вопросу разнятся, оппоненты считают, что гипноз, как и участие в расследовании экстрасенсов, является разновидностью психического насилия и несовместим с нравственными и правовыми принципами.

М.И. Еникеев к приемам психического насилия относит подсказывающие и наводящие вопросы, угрозы, необоснованные обещания, манипуляцию ложной информацией, использование низменных побуждений и т. п. Однако от средств и приемов психического принуждения он предлагает отличать «правомерные приемы психического принуждения». Цель психического воздействия – преодоление установок на противодействие. Он также считает, что средство достижения истины допустимо, если лицо, дающее показание, остается свободным в выборе линии своего поведения. Например, тактически целенаправленная система вопросов следователя, разъяснение юридического значения улик, особая система их предъявления. Исследователь приводит ряд приемов правомерного психологического воздействия, среди которых: создание у подследственного лица субъективных представлений об объеме доказательств, оставление его в неведении относительно фактически имеющихся доказательств; совершение следователем действий, допускающих их многозначное толкование подследственным лицом; использование внезапности, дефицита времени и информации для продуманных контрдействий противодействующего лица и др.

По мнению П.Д. Баренбойма, «грань между психическим насилием и правомерным воздействием определяется наличием свободы выбора той или иной позиции. При насилии человек существенно ограничен или вовсе лишен возможности выбирать для себя линию поведения». «Психологическое принуждение – это целенаправленное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы человека с целью заставить его выполнить что-либо вопреки своей воле. Средства психологического принуждения разнообразны – угроза, обман, внушение, шантаж, незаконные увещевания».

Примеры описания принуждения к даче показаний можно встретить в отечественной литературе. Так, А.И. Солженицын в своем романе «Архипелаг ГУЛАГ» описывает методы психического воздействия на подследственных и характеризует их как те, «которые сламывают волю и личность арестанта, не оставляя следов на его теле». В их числе он приводит такие приемы, как ночные допросы, использование психологического контраста («плохой» следователь – «хороший» следователь), запугивание, ложь, использование привязанности к близким (шантаж) и др.

В современном мире наблюдается усиление тенденции к использованию манипулятивных технологий воздействия на психику. Достаточно широкий круг профессионалов используют психологическое воздействие в своих профессиональных технологиях. Это не только юристы, но и педагоги, психологи, врачи, дипломаты и проч. Психологическое воздействие используется в области торговли, рекламы, политики. Поэтому такой актуальной сегодня становится проблема психологической безопасности.

Манипулятивное воздействие может представлять угрозу информационно-психологической безопасности для отдельных граждан и общества в целом. В результате психологического воздействия может иметь место не только манипуляция общественным сознанием, ограничение свободы волеизъявления отдельного человека, но и причинен вред его здоровью. Г.В. Грачев и И.К. Мельник определяют информационно-психологическую безопасность личности как «состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта, и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой». Полноценное развитие личности, свободное волеизъявление гражданина, оставаясь приоритетами демократического общества, не должно страдать в результате психологического воздействия, осуществляемого следователями при решении профессиональных задач. В случае судебного разбирательства о правомерности психологического воздействия во время допроса может назначаться судебно-психологическая экспертиза. При проведении подобного рода судебно-психологических (комплексных психолого-психиатрических) экспертиз исследуются протоколы допросов, аудио– и видеозаписи следственных действий. На разрешение экспертов ставится вопрос: «Имеются ли в тексте допроса (следственного эксперимента), на аудио– и (или) видеозаписи признаки психического (психологического) воздействия на подэкспертного со стороны допрашивающего либо третьих лиц?» При этом анализируются вопросы с точки зрения их внушающего воздействия, невербальные характеристики общения, отслеживаются косвенные признаки воздействия. В ходе проведения таких экспертиз исследуются интеллектуальные, волевые и другие личностные особенности подэкспертного, его склонность к фантазированию и подверженность внушающего воздействия. Учитывая постоянное совершенствование технологий психологического воздействия, расширение масштабов их применения, обострение проблемы информационно-психологической безопасности, постижение дознавателями основ психологических знаний становится все более актуальным. Профессионализм дознавателя при использовании методов психологического воздействия должен проявляться не только в умении использовать отдельные психотехнологии, способности планировать психологическое воздействие, прогнозировать его результаты, возможные побочные эффекты, но и в знании возможностей определения психологического воздействия судебно-психологической экспертизой.

Глава 4. Плен. Допросы с пристрастием. Пытки




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.