Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Живопись. XIV–XV вв. были периодом острых религиозных споров




Архитектура

Общественная мысль

XIV–XV вв. были периодом острых религиозных споров. В XIV в. возникла ересь стригольников: критиковали нравы духовенства, мздоимство, отрицали таинство причастия и некоторые другие обряды. В XV в. возникла т.н. ересь жидовствующих: не признавали икон и святую Троицу. Внутри ортодоксальной православной церкви развернулась борьба между иосифлянами и нестяжателями. Нестяжатели (во главе с Нилом Сорским) полагали, что монахам следует кормиться трудами рук своих, отрицали церковное землевладение. Их противники (во главе с Иосифом Волоцким) настаивали на праве церкви владеть недвижимостью и богатствами, чтобы иметь возможность заниматься благотворительностью. В начале XVI в. иосифляне, получив поддержку Ивана III, одержали победу.

В начале XVI в. игуменом псковского Елеазарова монастыря Филофеем выдвинута концепция "Москва – третий Рим".

В Московском княжестве каменное строительство развернулось с середины XIV в.:

– в 1367–1368 гг. строится белокаменный московский Кремль;

– ок. 1400 г. – Успенский собор в Звенигороде – древнейший памятник московского каменного зодчества, дошедший до нас;

– Троице-Сергиев монастырь (Троицкий собор 1422 г.) и Спасский собор Андронникова монастыря (ок. 1427 г.) – стремление к преодолению кубичности;

ансамбль Соборной площади московского Кремля: Успенский собор в 1475–1479 гг. (архитектор Аристотель Фиораванти), Благовещенский собор в 1484–1489 гг. (работы псковских мастеров). Грановитая Палата (Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари); все – конец XV в. В 1505–1508 гг. Архангельский собор (Алевиз Новый) – начало XVI в.;

– в конце XV – начале XVI в. под руководством итальянских мастеров сооружены кирпичные стены московского Кремля (сохранились до наших дней), в 30-е гг. XVI в. сооружается Китай-городу а в концеXVI в. – стены Белого города (по нынешнему Бульварному кольцу, архитектор Федор Конь);

– возникновение шатрового стиля: первый храм такого типа – церковь Вознесения в селе Коломенское (основная идея – движение вверх), наиболее известен – собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного) (1555–1556 гг.) – в честь взятия Казани, архитекторы Барма и Постник Яковлев;

– каменные крепости возводятся в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне, Зарайске, Можайске, Смоленске, Пскове – расцвет крепостного строительства.

XIV–XV вв. – период расцвета иконописи и новгородской монументальной живописи:

Феофан Грек работал в Константинополе, Новгороде (роспись в церкви Спаса на Ильине улице), Москве (иконы Благовещенского и Архангельского соборов) – эмоциональность, экспрессивность письма;

– Андрей Рублев (монах Троице-Сергиева, затем Спасо-Андронникова монастыря) – фрески Благовещенского собора московского Кремля, Успенского собора во Владимире, лучшее творение – икона Троица (1425–1427 гг.), персонажи Рублева мягче, человечнее, чем у Феофана Грека, более сдержанная манера письма;

Дионисий (инок Иосифо-Волоколамского монастыря) – ряд икон, часть фресок Успенского собора московского Кремля, роспись церкви Рождества Богородицы Феропонтова монастыря: утонченный рисунок, изысканный колорит, нежные тона.

Даниил Черный расписывал Успенский собор во Владимире.

В XVI в. возникает т.н. строгановская школа: техника миниатюрной иконописи (по имени заказчиков).

Решение Стоглавого собора – установление жесткого иконописного канона, стандартизация, упадок иконописного творчества к концу XVI в.

Жанр исторического портрета – роспись галереи Благовещенского собора (1563–1564 гг.) – изображение московских правителей, начиная с Даниила Александровича, "портреты" античных мудрецов (Аристотель, Гомер, Вергилий, Плутарх).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.