Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность М.М. Сперанского




Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М.М. Сперанский (1772–1839), выдающийся государственный деятель. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований "Введение к Уложению государственных законов", по которому:

– рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;

– важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определённой части чиновников и их личная ответственность;

– расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;

– предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, чёткое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна была быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять две думы – волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царём.

Из всех предложений Сперанского были приняты лишь несколько:

– в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую службу;

– все чиновники должны были иметь соответствующее образование – знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определённые экзамены "на чин";

– в 1810 г. Негласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднён, и высшим законосовещательным органом стал Государственный совет;

– с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности, – "Общее учреждение министерств". Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;

– для поправления финансов Сперанский увеличил прямые налоги; подушная подать с крестьян и мещан была повышена с рубля до двух; в 1812 г. был введён налог на дворянские имения, не на крепостных крестьян, а на помещиков;

– в 1811 г. основан Царскосельский лицей.

Реформаторская деятельность Сперанского вызвала недовольство дворянства и аристократии. В марте 1812 г. Сперанский получил отставку и был сослан в Нижний Новгород.

Итог: все начинания Александра I не касались устоев государства – самодержавия и крепостничества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.