КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности промышленного переворота в России
Предпосылки промышленного переворота Сущность промышленного переворота Наиболее заметным явлением в развитии русской промышленности XIX в. стал промышленный переворот. Суть промышленного переворота в переходе от мануфактуры (предприятия, основанного на разделении труда, но с господствующим ручным трудом) к фабрике (предприятию, основанному на машинном труде). В результате промышленного переворота происходит формирование классов капиталистического общества: буржуазии и пролетариата. Промышленный переворот в России принято разделять на два этапа: до отмены крепостного права и после него. Крепостное право в России задерживало как техническое переоснащение предприятий, так и формирование пролетариата. Широкое применение техники требовало перехода к квалифицированному наемному труду, который был более производителен, нежели труд крепостных и посессионных работников. – научно-технический прогресс; – зарождение капиталистического уклада в хозяйстве; – накопление капиталов; – формирование рынка вольнонаемной рабочей силы. – переход к фабричной системе начался в условиях господства крепостнических отношений; – велико было влияние результатов промышленного переворота, произошедшего в Европе раньше; – наряду с новыми сохранялись традиционные структуры в экономике, многоукладность в экономике (капиталистическое производство соседствовало с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим и мелкотоварным в городе и деревне); – наличие серьезных диспропорций в основных отраслях экономики (рост промышленности контрастировал с застоем в сельском хозяйстве); – не был закончен процесс первоначального накопления капитала, что делало необходимым иностранные инвестиции в экономику; – вмешательство государства в экономику было очень сильным. I-ый этап промышленного переворота (1830–1860-е гг.) Промышленное развитие России в первой половине XIX в. отличалось широким распространением мелкотоварного производства (т.е. основанного на личном труде товаропроизводителя и ориентированное на продажу). Рост крупной промышленности происходил за счет распространения капиталистической мануфактуры и, начиная с 30-х гг. XIX в., перехода от мануфактуры к фабрике. Развитие российской промышленности было неравномерным по отраслям и районам. Крупнейшими центрами текстильного производства являлись Московская и Владимирская губернии, обработка металла активно развивалась в Петербургской губернии. Промышленный переворот сдерживался слабым развитием кредита и дефицитом свободной рабочей силы, большинство наемных рабочих были крепостными крестьянами, отпущенными в город на заработки оброка. К концу царствования Николая I в стране было 14 000 фабрик (главным образом в текстильной промышленности), 800 000 рабочих (более половины – наемные, а не крепостные). Еще в 1815 г. на реке Неве был испытан первый пароход "Елизавета", в 1837 г. была открыта первая железная дорога (Петербург – Царское Село), в 1848 г. открыта Варшавская, а в 1851 г. Николаевская (Петербург – Москва) железные дороги, началось строительство мощеных шоссейных дорог. II-ой этап промышленного переворота (1860–1890-е гг.) После отмены крепостного права развитие капитализма в России пошло ускоренными темпами, капиталистические отношения проникли и в деревню, началось массовое переселение крестьян в города (процесс раскрестьянивания), произошло формирование пролетариата и буржуазии, сложился устойчивый рынок рабочей силы, платежи по выкупной операции способствовали накоплению капитала, расширялся внутренний рынок. В первые послереформенные годы наиболее бурно развивалась текстильная и пищевая промышленность (увеличение объемов производства в 2 раза), активно велось строительство железных дорог: в 1861 г. 1500 верст железнодорожного полотна, в 1881 г. – 28 000 верст и начато строительство Транссибирской магистрали (Челябинск – Владивосток). С 70-х г. набирает темп развитие горной и металлургической промышленности, формируется Донецкий угледобывающий район, значительные сдвиги происходят в машиностроении (центрами машиностроения стали Петербург, Москва, Сормово, Одесса, Харьков). Россия включалась в мировое промышленное производство, стала привлекать иностранный капитал (к 1880 г. инвестировано более 200 млн. рублей). В 80-е гг. начинается развитие Бакинского нефтедобывающего района, численность пролетариата выросла в 3 раза, заметно увеличивался объем внешней торговли (но, по-прежнему, преобладал экспорт сельскохозяйственной продукции). Рост промышленности характеризуется усилением концентрации производства, созданием крупных фабрик и заводов. Увеличивается численность городского населения. Сохраняется большая роль государства в развитии промышленности. В конце XIX в. правительство взяло курс на форсированную индустриализацию страны. Активным проводником этого курса стал министр финансов С.Ю. Витте, который предложил следующую программу: – привлечение иностранных инвестиций, ввоз капиталов вместо ввоза товаров, протекционистский таможенный тариф; – приоритетное развитие железнодорожного транспорта (по 1500 верст новых железных дорог в год), самая длинная железная дорога – Транссибирская магистраль; – финансовая реформа, стабилизация рубля, введение золотого стандарта; – увеличение косвенного налогообложения, винная монополия. В целом, экономика России в пореформенный период добилась больших успехов, промышленный переворот был завершен, однако по уровню сельскохозяйственного и промышленного производства Россия по-прежнему значительно уступала наиболее развитым капиталистическим странам.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 5501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |