Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология тела 4 страница




А.Лоуэн

виться или уменьшить их, нанося удары по кушет­ке или делая другую, достаточно исчерпывающую работу для того, чтобы израсходовать лишнюю энер­гию.

Во время моей собственной терапии, когда я про­должал работу над дыханием и отпускал свое тело, случились два следующих драматических проис­шествия. Однажды, когда я, отдыхая, лежал на тренировочном мате, что-то двинулось во мне, ко-лебая мое тело, пока я не встал. Минуту я стоял неподвижно, а затем начал колотить мат кулака­ми. Когда я это делал, я увидел лицо своего отца. Я знал, что бью его за то, что он шлепнул меня — событие, которое я совсем не помнил. Когда через какое-то время после этого я встретился с опдом, я спросил его, ударил ли он меня когда-либо. Он признался, что сделал это один раз, когда я заста­вил нервничать мать, вернувшись слишком поздно домой со двора.

То, как я спонтанно поднялся с мата, удивило меня. В отличие от моего первого сеанса у Райха, когда я кричал, fie чувствуя никакого страха, на этот раз я ощущал полную силу своего гнева. Надо понимать, что пи один из моих поступков не был выполнен сознательно. Нечто на более высоком уровне — на уровне бессознательного, как назвал его Фрейд - приказало мне так сделать.

Идея действия без участия сознания является центральным понятием в практике и философии дзеп. Евгений Харригел, описывая свои упражне­ния дзен в мастерстве стрельбы из лука, пишет: "Нужно дойти до точки, когда сам не выпускаешь стрелу, но нечто делает это за тебя." (Eugene Harrigel "Zen and the Art of Archery" New York, 1971.) Нечто подобное действует в нас, либо по-

П сихология тела 65

средством нас, но не принимается как сознание. Это определенного рода сила, по такая, которая, по-видимому, обладает своим собственным созна­нием, более глубоким и широким, чем наше обыч­ное сознание. Если нам необходимо дать ей опре­деление, то можно назвать ее духом, живущим в нас, который мобилизует нас к действию.

Другими словами, опыт духовности тела зави­сит не от действия, а от чувства силы внутри себя, которая больше, чем сознательное Я.

Второй поворотный пункт в моей терапии на­ступил некоторое время спустя. Во время одного из сеансов, когда я лежал па топчане и отдыхал, у меня было ясное впечатление, что1 я близок к тому, чтобы увидеть картину на потолке. Во время не­скольких следующих сеансов это чувство усили­лось. Потом эта картина появилась. Я увидел лицо моей матери, смотрящее на меня свысока, в гневе. Я ощутил себя в семимесячном возрасте, лежащим в коляске перед домом. Перед этим я плакал о маме, по мой плач, вероятно, отвлек ее от какого-то за­нятия. Когда она вышла ко мне, у нее было такое холодное и суровое выражение лица, что я замер. Я понял, что крик, который я в то время не выда­вил из себя, был тем криком, который я издал во время своего первого сеанса у Райха. Он все еще пребывал в моем горле, которое было гак зажато, что я не мог ни крикнуть, ни глотнуть. Много лет позднее, во время рабочего семинара, который я проводил, случилось нечто, что помогло мне это понять. Один из участников предложил, чтобы мы поработали над моим телом для того, чтобы рас­слабить некоторые мои напряжения. Я согласил­ся. Я лежал на полу, а две женщины работали од­новременно над моим телом. Одна занялась моим

3 Зак. 2534

А.Лоуэн

зажатым горлом, а другая стопами, то есть двумя областями, где напряжение было наибольшим. Я помню, что чувствовал себя беспомощным, и в этот момент почувствовал в горле острую боль, как будто кто-то мне его перерезал. Я понял, что моя мать психически подрезала мне горло, так что мне трудно было говорить или плакать.

Этот крик вырвался, когда я возбудил свою грудь дыханием. Крик застрял в моем горле, но в моей груди осталась боль из-за злости на мать. Именно эта боль разбитого сердца, потери любви мамы была тем, что я должен был подавить в себе, чтобы вы­жить, так как когда я боролся криком и плачем, требуя груди, это обернулось против меня. Мне удалось приглушить эту боль, напрягая грудную клетку, но следствием этого был огромный сгресс, отрицательно влияющий на сердце. Я жил в бес­сознательном страхе, что меня покинут, or которо­го мог освободиться, только посмотрев в глаза стра­ху и оплакав свою потерю.

Не все разделяют этот взгляд, по торможение чувств заставляет человека бояться. Он становит­ся, как говорится, скелетом в шкафу, на который мы боимся взглянуть. Чем дольше это чувство скры­вается, тем больше мы его боимся. Во время тера­пии мы понимаем, что когда двери шкафа будут открыты, то есть когда приглушенные чувства бу­дут освобождены, они безусловно окажутся менее ужасными, чем мы ожидали. Одним из преиму­ществ является то, что мы уже не беспомощные дети. У большинства из нас достаточно развитое сильное эго, способное справляться с чувствами, в то время как у ребенка такого эго не было. Однако силу эго нельзя использовать, когда мы имеем дело с подавленными чувствами, потому что они нео-

[Jcu\o-ioiun теле

созпанны. Подавленные чувства подобны теням в ночи, — наше воображение делает их все более устрашающими, пока они не превращаются в при­видения.

Если вы склонны подавлять свои чувства, если вы не можете выплакаться, то, вероятнее всего, у вас будут нарушения дыхания. И если вы задер­живаете в себе чувства, то и грудная клетка будет задерживать в себе воздух. И она, вероятно, будем раздута. Женщины более свободны в выражении чувств, чем мужчины: плач приходит к ним ле1-чс, и в результате их дыхание более свободно, у них реже появляются сердечные недомогания, и они живут дольше. Это не значит, что у них нем эмоциональных проблем, или что их дыхание пол­ностью естественно. Женщины, которые берут за образен для подражания такие мужские ценности, как твердость и спортивность, а также сдержива­ние своих чувств, подвергаются той же опаснос­ти, что и мужчины, и у них также может быть раздутая грудная клетка. Особенно податливы к этому курильщики обоего пола. Курение создает впечатление дыхания, не доставляя, однако, орга­низму достаточно кислорода, который мог бы про­будить болезненные чувства.

В интересах собственного здоровья важно, что­бы мы осознали свой стиль дыхания. В этом может помочь упражнение, приведенное ниже. Оно дол­жно также помочь углубить дыхание. Сначала об­ратите внимание на размеры своей грудной клетки и посмотрите, глубоко ли вы втягиваете воздух и надолго ли вы его задерживаете. Если это так, то у вас могут быть не только проблемы с полным вды­ханием воздуха, но и с выражением своих чувств.

А Лоуэн

Упражнение '}. I

В позиции сидя, лучше всего па твердом стуле, произнесите своим обычным голосом "а-а-а", глядя на секундную стрелку своих часов. Если вы не в состоянии удержать звук по край­ней мере в течение 20 секунд, это значит, что у вас есть проблемы с дыханием.

Чтобы поправить свое дыхание, повторяйте эго упражнение регулярно, стараясь продлить время звучания этого звука. Упражнение нельзя назвать опасным, но у вас может быть одышка. Ваш организм будет реагировать ин­тенсивным дыханием, чтобы пополнить уро­вень кислорода в крови. Такое интенсивное дыхание освобождает напряженные мышцы грудной клетки, позволяя им расслабится. Этот процесс может закончиться плачем.

Можете выполнить это упражнение, считая вслух в постоянном ритме. Использование го­лоса непрерывным образом требует поддержи­вать непрерывный выдох. Это упражнение бу­дет давать такой же эффект, как предыдущее. При более полных выдохах вы будете вдыхать глубже.

В этом, а также в других упражнениях важно не стараться любой ценой добиться результата. Как все естественные функции организма, дыхание про­сто происходит. Когда вы перестаете напрягаться и отдаетесь таинственной силе своего тела, то полу­чаете грацию и здоровье.

А что с людьми, грудные клетки которых сво­бодны и слабо наполнены? Это нормальное состо­яние, если дыхание достигает глубины брюшной полости. В этом случае дыхательная волна прохо-

Психология те.га

дит через все тело. Часто слабо наполненная груд­ная клетка плоская и узкая, а дыхательные движе­ния выходят за ее пределы. Людям с таким строе­нием вдохнуть труднее, чем выдохнуть. Они не подавляют в себе чувства, но отделяют себя от них. Это особенно касается чувств, исходящих из глуби­ны брюшной полости, таких, как грусть, отчаяние и желание. Травмы, которые эти люди получили в раннем периоде жизни, были очень болезненными. Их желание контакта не просто подавлялось время от времени, оно было полностью поглощено, что привело их к чувству, что у них нет права на радость и самореализацию. Отсюда их глубокое отчаяние.

У детей желание близкого контакта чаще всего принимает форму желания сосать грудь матери. Если использовать опыт моих пациентов в каче­стве примера, то исполнение этого желания часто сводится на нет. Только небольшой процент взрос­лых людей может правильно сосать. Взрослый че­ловек, вкладывая большой палец в рот, будет, ве­роятнее всего, легко сосать его губами. Новорожденный ребенок или животное будет со­сать всем ртом, прижимая сосок языком к небу, в то время как горло открывается, создавая давле­ние, и новорожденный может вытянуть из груди максимальное количество пищи. В то же время Дети, которых кормят из бутылки, сосут в основ­ном губами. Большую часть работы за них выпол­няет сила гравитации. Таким образом, сосание пищи из груди является более активной и агрес­сивной формой действия.

Врач-педиатр Маргарет Риббли в своей книге "Права новорожденного" (Margaritha Ribble "The Rights of Infants", New York, 1965), ясно показала явную связь между сосанием и дыханием. Доктор

А.Лоуэн

Риббли утверждает, что если новорожденный ото­рван от груди рано, в течение первого года жизни, его дыхание становится поверхностным и нерегу­лярным. Новорожденный переживает потерю гру­ди как потерю своего мира. Он переживает огром­ную беду и плач тут редко помогает. Так как ребенок не в состоянии получить назад близкую связь с грудью, ему приходится подавлять свое дыхание в попытках избежать боли и тоски. Груд­ные дети делают это обычно посредством напря­жения мышц горла, и этот навык часто остается во взрослом состоянии, негативно воздействуя на дыхание. Чтобы дышать агрессивно, нужно чувство­вать, как работает горло во время дыхания, подоб­но тому, как грудные дети должны чувствовать дей­ствия своего горла, чтобы агрессивно сосать. Одним из способов активизации мышцы горла является издавание стона во время вдоха. Можно также ис­пользовать это во время выдоха, объединяя со зву­ком на вдохе, как показано в следующем упражне­нии.

Упражнение 3. 2

Примите ту же позицию сидя, что и в пре­дыдущем упражнении. В течение одной мину­ты дышите нормально для того, чтобы рассла­биться. Далее, на выдохе, издайте звук, продолжающийся в течение полного выдоха. Старайтесь издать такой же звук во время вдо­ха. Вначале это может быть трудным, но этого можно добиться, немного поупражнявшись. Чувствуете ли вы, как воздух всасывается внутрь тела? Перед чиханием тело всасывает воздух с расслабляющей силой. Ощущали ли вы это когда-либо?

ч

Психология тела

Я использую это упражнение также для того, чтобы помочь людям расплакаться, когда у них су­ществуют с этим большие проблемы. Посте того, как они издают этот звук в течение трех полных циклов дыхания, я прошу их, чтобы они преврати­ли этот звук на выдохе, в звук "ух, ух" или в звуки глотания, продолжая вокализацию на вдо­хе. Если выдох достаточно глубок, чтобы достичь живота, это часто заканчивается неожиданным плачем. Иногда, когда человек начинает плакать, он говорит, удивляясь: "Но мне не грустно." Эта диссоциация во время доступа к глубочайшим чув­ствам подобна тому переживанию, во время кото­рого я кричал, не ощущая страха.

Обычно в этом случае я говорю пациенту: "Тебе грустно, потому что ты напряжен." Я имею в виду то, что он потерял чувство грации. А так как это можно сказать о нас всех, значит все мы имеем некий повод плакать.

Ничто так не улучшает дыхания, как хороший плач. Плач — наш главный механизм, освобожда­ющий напряжение, и единственный, который дос­тупен грудному ребенку. Мы плачем не только тог­да, когда мы в отчаянии, но также и в момент, когда отчаяние проходит. Мать, у которой погиб ребенок, не плачет в то время, когда она его лихо­радочно ищет, но только лишь тогда, когда его на­ходит. Иногда люди плачут во время оргазма, по­тому что в некотором смысле они находят в себе потерянного ребенка, который когда-то знал чув­ство радости.

Несмотря на то, что плач необходим в случае раздутой грудной клетки, а также очень полезен в случае с грудной клеткой, недостаточно заполнен­ной воздухом, одного его недостаточно для того,

А _Д о у э н

чтобы полностью решить эти проблемы. Для моби­лизации агрессии, необходимой для того, чтобы полностью расширить грудную клетку, нам нужны намного более сильные эмоции. Такой эмоцией является гнев. Человек, огромное желание кото­рого не было реализовано, имее1 достаточный по­вод, чтобы почувствовать гнев, но ему не хватает энергии для того, чтобы возбудить и удержать в себе эмоции на гаком уровне интенсивности, па котором могла бы образоваться достаточная сила. С этой целью я использую упражнения, основан­ные на ударах по кушетке в позиции стоя. В этом упражнении колени должны быть согнуты так, что­бы опора тела была пружинящей. Выполняющий упражнения поднимает кулаки над головой, дер­жа руки на уровне ушей и пытаясь завести их как можно дальше за голову. Локти должны быть слег­ка согнуты. Сущность этого упражнения в дыха­нии. Из этой исходной позиции руки медленно вытягиваются назад три раза, в ю время как вы­полняющий упражнение дышит как можно глуб­же, наполняя грудную клетку. После третьего силь­ного вдоха наносится удар, с одновременным резким выдохом. В большинстве случаев, если упражне­ние повторяется от 10 до 20 раз, возникает взрыв гнева и удары уже не контролируются волей. Это упражнение может закончиться спонтанным всхли­пыванием, когда гнев будет отреагировал. Эсрерект во многих случаях поразителен. Заряженное энер­гией тело становится более живым. Один из паци­ентов, у которого было состояние отчаяния и бес­силия, после выполнения этого упражнения, в котором он почувствовал сильный гнев, заметил: "Я никуда не думал, что жизнь может быть так прекрасна."

/7с«\о-югия тела

Сегодня люди больше понимают то, как важно дыхание, чем это было раньше. Это происходит главным образом потому, что люди стали больше заботиться о своем здоровье и поняли позитивные эффекты физических упражнений и дыхания. Од­нако из-за своеобразного запудривания мозгов на­шей культурой, мы поверили, что существуют не­кие техники дыхания. Таким образом, мы хотим научиться правильно дышать. Возникло много ошибочных рекомендаций, касающихся того, что дышать носом полезнее, чем ртом.

Многие люди считают, что необходимо дышать носом, и что рот должен быть закрыт. Эту точку зрения они аргументируют тем, что проходя через нос воздух согревается и фильтруется, что будто бы полезнее для легких. Матери часто требуют от деюй, чтобы они держали рот закрытым, за ис­ключением ситуаций, когда они говорят или едят. При.этом они критически добавляют: "Что ты де­лаешь, хочешь проглотить муху? Ты вьплядишь по-дурацки с открытым ргом." Суть в том, что опу­щенная челюсть придает лицу задумчивое выражение. Но почему нам нужно все время быть внимательными и сконцентрированными? Нужно ли нам все время быть хозяевами ситуации и свое­го поведения? Как мы убедимся в одном из следу­ющих разделов, напряженная челюсть необходима для самоконтроля.

Дыхание носом активизирует верхние дыхатель­ные пути, поднимая уровень ощущений и, особен­но, — обоняния. Увеличивается концентрация внимания. В результате, когда мы дышим носом, лицо приобретает более оживленный вид. Во вре­мя сна, в состоянии пониженной чувствительнос­ти, челюсть отвисает, и мы дышим в основном ртом.

А.Лоуэн

В общем, дыхание носом ограничено периодом спо­койствия и пониженной активности. Когда чело­век занят некой физической работой, требующей усилия, он дышит обычно ртом, так как организм требует больше кислорода. То же самое относится к сильным эмоциональным состояниям, таким, как гнев, страх, грусть и желание. В подобных ситуа­циях закрыть рот и дышать носом — способ под­держания контроля. Бывают ситуации, когда кон­троль необходим, но также бывают ситуации, когда нужно отпустить все тормоза Способ дыхания дол­жен зависеть от ситуации, а не от того, как "нуж­но" себя вести Тело знает подходящую реакцию, и ему нужно доверять, — оно поступит правиль­но, если только мы позволим ему.

Когда я читаю лекцию, я замечаю, как важно говорить медленно и оставлять себе время для ды­хания. Это позволяет мне расслабиться и удержать концентрацию. Однако я часто замечаю, что мои слушатели дышат не глубоко. Несмотря на то, что они заинтересованы лекцией, их внимание ослабе­вает. Когда я вижу, что они начинают развали­ваться на креслах, я делаю перерыв и прошу их потянуться и сделать несколько глубоких вдохов. Им становится легче слушать доклад, а мне гово­рить В подобной ситуации может оказаться чита­тель, настолько захваченный тем, что он читает, что подсознательно ограничивает свое дыхание. Поэтому я хотел бы сейчас представить важнейшее дыхательное упражнение, которым располагает биоэнергетика.

Упражнение 3. 3

Если вы, читая эту книгу, сидите в кресле, сделайте перерыв, чтобы вздохнуть. Отогни-

Пси\о гогия тела

тесь назад, поднимите руки вверх глубоко и вдохните несколько раз.

Рис 3.1 Так ш/жно ложиться на биоэнергетический стотк.

Позволило ли это потягивание вам глубже вздох­нуть? Когда мы сидим согнувшись, живот сдавли­вается, и глубокое дыхание невозможно. С целью расправления живота я использую биоэнергетичес­кий столик. Пациент лежит на столике, опираясь стопами и протягивая руки назад к стоящему за столиком стулу. В этой позиции растягиваются мышцы спины, которые должны быть расслабле­ны, если необходимо достичь полного и свободно­го дыхания. Когда мы стараемся избежать закрепо­щения тела, когда ожидаем боли или неудобства, Дыхание само но себе становится глубже и полнее. Первым столиком, который я использовал для этой Цели, был старый, деревянный кухонный столик, на который я положил свернутый плед Если у вас

A A

оуэн

дома есть подобный столик, го можно его исполь­зовать для этого упражнения Его можно также использовать для описанных выше упражнений с голосом. Пожалуйста, помните, что если упраж­нение вызывает боль, его нужно прервать Я не знаю случаев, чтобы кто-то получил травму, ис­пользуя столик или свернутый плед для дыхатель­ных упражнений, но насильно заставлять себя не стоит.

Свободное дыхание — это дар Бога, который вдохнул жизнь в наши тела. Это подходящий мо­мент, чтобы заметить, чго дыхание является сино­нимом вдохновения (лат spiro, spirare — дышать). Словари говорят, что "вдохновлять" — значит на­полнять кого-либо оживляющим, ускоряющим или возбуждающим влиянием, а именно такой эффект дает дыхание Иногда нам удается вдохнуть жизнь в человека с помощью искусственного дыхания методом рот в рот, так же, как в соответствии с Писанием, это сделал Boi с первым человеком. Я могу себе представить, как Бог, уже создавший мир, задерживается, чтобы глубоко вздохнуть, как каж­дый честный работник после выполнения работы. Когда мы дышим глубоко, нам легко почувство­вать, насколько правильно устроен мир, насколь­ко он справедлив и красив. Мы вдохновлены Как трагично, что так мало людей дышат свободно.

Глава 4

Благодарное тело: утрата грации

Грация — естественный атрибут всех живых су­ществ, живущих в состоянии невинности Утрата грации человеком произошла в ту минуту, когда он познал добро и лло С тех пор он уже не мог просто следовать ннечинктам и доверять своим чув­ствам. Убежденный своим сходством с Богом, он, однако, понял, что приговорен к груду для того, чтобы добывать хлеб насущный. Испробовав плод с древа познания, человек получил самосознание Самосознание — это одновременно благо и про­клятие человечества Оно позволяет человеку тво­рить, но также культивирует в нем жестокость и жадность. В велико чепии своих достижений чело­век может проявлять божественные черты, но в своем желании достичь как можно большего, он кажется скорее безумцем, чем Богом Благодаря самосознанию человек стал отверженным в мире природы. Может быть, лучшим определением яви­лось бы английское слово misfit, неприспособлен­ный Это отражает растущее понимание современ­ным человеком его недостаточной физической приспособленности Некоторые люди понимают свою физическую неприспособленность дословно и пытаются бегать на марафонские дистанции или поднимать тяжести Однако это не приспосабли­вает их к жизни в естественных условиях, не по­зволяет им почувствовать свое единение с миром и даже не помогав! им радоваться тому, что они

А -Лоуэн

живы и здоровы. Чтобы это почувствовать, они дол­жны закрепить свое самосознание в сознании себя

Эго два разных понятия, несмотря на похожее звучание. Чтобы быть самосозпающим, человек должен посмотреть на себя со стороны, гак как это случилось со мной во время терапевтического се­анса, когда я услышал свой крик, не ощущая стра­ха. Самосознание означает некое раздвоение лич­ности, которая может колебался от красоты до полной диссоциации, как при шизофрении. Для того, чтобы осознавать себя, человек должен чув­ствовать свое тело

Есть история о сороконожке, которая, размыш­ляя, какой из своих многочисленных ног двинуть первой, не смогла сдвинуться с места. На счастье сороконожки (и на наше тоже), все важнейшие функции организма базируются на саморегуляции. В отличие от сороконожки, люди могут обдумать некоторые функции и движения и сознательно зап­рограммировать их. Однако делая это, мы рискуем уподобить наше тело машине и подавить его гра­цию. В своем отношении к телу эго уподобляется всаднику на лошади. Если подчинить животное своей воле, то оно сделает все, что желает всад­ник. Однако это приведет к тому, что лошадь ут­ратит природную грацию. Если же всадник даст ей некоторую свободу, лошадь и всадник в движении сольются с друг другом, и это будет выглядеть бла­городно и красиво. Это важная аналогия, так как люди поступают двумя способами: один зависит, а другой не зависит от нашей воли. Намеренные дей­ствия — такие, как ходьба, работа над книгой или приготовлении пищи, находятся под контролем эго и сознательной воли. Некоторые движения непро­извольны — мигание век, судороги, тики, дыха-

Пси\о гогия те ia "]<)

ние — они происходят независимо от того, хотим мы этого или нет. Некоторыми движениями мы можем управлять, но считается, что они непроиз­вольны, поскольку происходят спонтанно. В про­цессе беседы мы производим множество жестов, которые не являются запланированными действи­ями. Такие спонтанные движения мы производим без перерыва: прикладываем руку к губам или к лицу, сплетаем ладони, двигаем ногами. Часто мы не осознаем данного движения, если не концент­рируем на нем внимание. В оглнчие от этою, на­меренные движения мы делаем для достижения не­кой сознательной цели. Когда мы чистим зубы, одеваемся или принимаем пищу, мы делаем это с сознательной целью.

Целенаправленных действий немного, в отли­чие от непроизвольных движений, которые посто­янно совершает тело. Даже если мы опустим дви­жения внутренних органов, тело постоянно производит какие-то минимальные движения, оно находится в постоянном движении, даже во время сна.

Непроизвольные движения являются непосред­ственным проявлением жизненности тела. Вот что сказал мой друг художник о человеке, позирую­щем для портрета: "У него лицо такое живое, что я не в состоянии ухватить это выражение." Целе­направленные или контролируемые движения не создают такого впечатления, гак как в их основе лежит нечто механическое Однако большинство Движений не принадлежат ни к первой, пи ко вто­рой категории, они являются комбинацией их обо­их Чем менее движение контролируется волен, тем более оно спонтанно и грациозно. Если мы хо­тим, чтобы наши движения были грациозными и

Jill

80 А Лоуэн

ненапряженными, наше эго должно довериться подсознанию.

Отсутствие элегантности движений — это при­знак dis-ease, или состояния противоположного состоянию свободного расслабления. Так как тако­го отсутствия свободы невозможно избежать в на­шей культуре, грациозное тело — редкость среди взрослых людей. Наблюдая за людьми на улицах, мы можем заметить, как неловко многие из них двигаются. Еще печальнее тот факт, что многие из них не осознают этого. Большинство из них не замечают также своих серьезных эмоциональных проблем. Несмотря на то, что исследования указы­вают на высокую частоту психических заболеваний в нашей культуре, большинство людей не считают, что депрессия, беспокойство или неуверенность, которые они у себя отмечают, являются серьезной эмоциональной проблемой, хотя на самом деле так оно и есть. Лишь немногие замечают какую-либо связь между психическими заболеваниями и отсут­ствием грации. Это непонимание возникает из-за того, что теория медицины опирается не на понима­ние здоровья, а на определенную область знания о болезнях. Большинство терапевтических программ, базируются ли они на анализе или нет, заражены таким консервативным взглядом и концентрируют­ся на симптомах, вместо того, чтобы концентриро­ваться на общем состоянии здоровья и состоянии дискомфорта или беспокойства (dis-ease) личнос­ти. Так как каждая болезнь личности касается в равной степени как тела, так и ума, мы должны научиться смотреть на психические проблемы, как на отражение физиологических проблем, и наобо­рот. Успешная терапия будет основана на понима-

Психология тс та QJ

пии того, как и почему данная личность утратила грацию.

Несколько лет тому назад, я лечил одного адво­ката, который обратился ко мне, так как у него были проблемы в отношениях со своей подругой. Он жаловался, что она не хочет вступить с ним в длительный союз, несмотря на то, что они сблизи­лись сексуально. Мой пациент, которого я назову здесь Пол, утверждал, что очень любит свою под­ругу и не понимает, почему она не хочет вступать с ним в брак, несмотря на то, чго она многократно признавалась ему в любви.

Пол был привлекательным мужчиной лет 50, который в своей жизни уже был женаг, воспитал трех сыновей, а сейчас был в разводе. Как он ска­зал, поводом к разводу послужило то, что жена слишком его опекала, что лишило их связь эле­мента возбуждения и сделало ее нудной. Пол вел активную жизнь, занимался двумя видами спорта и, казалось, у него было чем поделиться с женщи­ной. Он был расслабленным и веселым и никогда не вел себя плохо по отношению ни к кому, кроме этой женщины.

Несомненно то, что если в отношениях двух людей появляются проблемы, за л о ответственны оба. Однако зная только Пола, я должен был ста­раться понять его проблемы, исходя из его лично­сти. Он не скрывал своих чувств и говорил о себе без стеснения. В этой ситуации единственный спо­соб отыскать подсказку, касающуюся его про­блем, — это изучение строения и движения его тела. У него было хорошо сложенное, сильное и грациозное тело. Но когда я попросил его лечь на биоэнергетический стол, чтобы посмотреть, свобод­но ли он дышит, то с удивлением отмстил, что

А -Лоуэн

спина его жесткая, как доска, а дыхание сильно ограничено. Я подумал, чго, вероятно, его расслаб­ленный, свободный способ бытия является пози­цией, которую он принял Д1я того, чтобы произво­дить впечатление на людей и компенсировать состояние внутреннего напряжения Или же за этим стилем скрывалось сильное эго, стремящееся к доминированию над другими? Пол признал, что достигает в жизни того, чего хочет, и его очень нервировало то, что ему не удается "оседлать" лту женщину. Я мог только догадываться, что суще­ствующая у Пола потребность доминировать над собой и над другими людьми существенно влияла на то, что его подруга не желала более длительной связи с ним. Кроме того, несмотря на производи­мое поверхностное впечатление, он не был сердеч­ным человеком.

Мои интерпретации проблем Пола оказались для него слишком трудными, и он не смог их принять. Однако он не мог отрицать жесткости в своей спи­не и принял предложение поработать над своим телом. Он регулярно использовал биоэнергетичес­кий столик для расслабления мышц спины. Когда он отпустил себя па физическом уровне, он был уже в состоянии позволить своей подруге уйти. Если бы она ему уступила, их связь могла бы за­кончиться также, как его прошлая семейная жизнь, — он утратил бы к ней интерес.

Отношения Пола с женщинами строились по­добно его отношениям с матерью. Она была жен­щиной, требующей опоры и привязала к себе сына под видом любви. С виду Пол был независимым человеком, но его дух не был свободным. Он по­стоянно ощущал потребность в подтверждении соб­ственной ценности, должен был достигать успеха,

Психо^югия тела 83

целей, принимать вызов и выигрывать. Он всегда был активен. Ему было незнакомо удовольствие обычного существования.

Пол был человеком, живущим согласно ценнос­тям эго, а не ценное 1ям тела. Ценности эго связа­ны с удовлетворением, которое приносит достиже­ние цели. Ценности тела — эго физическое удовольствие, получаемое от непроизвольных гра­циозных движений. Концентрируясь на достиже­нии цели, мы достигаем удовольствия, происходя­щего от стремления к ней. Лыжный спорт, например, является таким занятием, которым люди могли бы заниматься для собственного удоволь­ствия. В то же время слишком многие лыжники оттачивают технику кагаиия. Они неустанно конт­ролируют себя, оценивая, хорошо ли у них полу­чается. Несмотря на то, что в катании на лыжах ничего не достигается, они создают себе цель: "Ез­ди гь сегодня лучше, чем вчера." Ясно, что для того, чтобы достичь легкости в движениях, следует об­ращать внимание на то, как катаешься, так как лыж­ный спорт не является естественной функцией. Од­нако многие лыжники постоянно ищут все более трудные спуски, достойного мастера. Таким лыж­ником был Пол.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.