Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология тела 11 страница




Ничто так не описывает отношения между мате­рью и ребенком, как степень зрительного контакта между ними. Когда ребенок видит удовольствие и любовь в глазах матери, он растворяется в этом тепле и удовольствии. Моя работа с пациентами и наблюдения людей свидетельствуют о том, что не-

Пси\о югия тела ' 205

многие дети имели счастье видеть любовь в глазах своих матерей. Если мать удручена, ее пустые гла­за нависают над ребенком, как туча. Если она име­ет склонность к отклонениям в психике, ее взгляд нарушает чувство безопасности ребенка и его чув­ство реальности. В таком случае его глаза стано­вятся пустыми.

От боли мы сжимаемся физически и психичес­ки. Нам не хочется видеть болезненные и непри­ятные сцены, боль на лицах людей. Если нежела­ния этого типа становятся хроническими и неосознаваемыми, это может нарушить функцио­нирование глаз. Миопия или близорукость -- это неспособность видеть дальше собственного носа. Близорукий глаз испуган, но человек редко ощу­щает этот страх. Его страх происходит из пережи­ваний детства, это страх увидеть полные ненавис­ти и гнева глаза родителей. Особенно разрушителен для ребенка направленный на него враждебный взгляд матери. В мгновение ока тело ребенка сжи­мается от страха, он зажмуривает глаза, чтобы не допустить к себе взгляд матери. Со временем заж­муривание глаз врастает в структуру его тела. Заж­муривание — это попытка проигнорировать реаль­ность угрожающей ситуации. Сужая поле зрения, мы как бы отдаляем угрозу. Однако, если враждеб­ность матери продолжается долго, такая защитная позиция изменяется, и глаза ребенка остаются ши­роко раскрытыми от страха. Близорукость часто проявляется с достижением половой зрелости, и, с моей точки зрения, ее можно связать с беспокой­ством и тревогой на сексуальной почве. Связь бли­зорукости с сексуальностью подтверждает пережи­вание одной из пациенток, которая сообщила, что как только волна возбуждения достигает ее гени-

А.-Лоуэн

талий, ее зрение тотчас же улучшается. После про­текания волны возбуждения вниз, наступает вол­на возбуждения такой же силы вверх, к глазам, тогда глаза моей пациентки расслаблялись и ожи­вали.

Терапевтической целью является возвращение чувствительности глазам. Это означает, что надо добиться того, чтобы близорукий почувствовал страх в своих глазах, а тот, у кого глаза пустые, устано­вил зрительный контакт с глазами другого челове­ка, например, терапевта. Своим пациентам я реко­мендую, чтобы они смотрели мне в глаза; в большинстве случаев я приближаю свое лицо к их лицу, так как я это сделал в случае Дэвида. Благо­даря этому они могут посмотреть мне в глаза так­же, как я смотрю в их глаза. Большинство людей говорили мне, что мои глаза ясные, но многие ви­дели в них печаль, в которой я сам не отдаю себе отчет. Работая с близорукими, я мобилизую гнев­ный взгляд в своих глазах, чтобы вызвать страх в их глазах. Когда чувства выражаются глазами, зре­ние всегда улучшается. Помогают также заземляю­щие упражнения, так как они увеличивают поток энергии не только вниз, к стопам, но и вверх, к глазам. Однако это не вызовет длительного улуч­шения, пока не произойдут значительные измене­ния личности, которые помогут человеку глубже понять себя и свою жизнь. Зрительный контакт невозможен, когда человек носит очки. Поэтому я всегда прошу пациентов снять очки, чтобы я мог смотреть им в глаза. Многие делают это неохотно, так как не видят выражения моего лица. Однако сосредоточение взгляда на моем лице улучшает их зрение. Я передвигаю свое кресло поближе, чтобы облегчить им эту задачу.

П сихология тела

Очки не только делают невозможным поддер­жание зрительного контакта, но также блокируют доступ света. В методике Бейтса улучшение зре­ния у близоруких предполагает открытие глаз све­ту. Одна из техник заключается в воображении себе образа пляжа залитого солнцем. Солнечный свет заставляет забыть тяжелый взгляд матери, ко­торый вынудил ребенка к ограничению зрения. Увидев вновь мир ярким и ясным, мышцы глаз расслабляются. Я открыл это в возрасте 14 лет, когда мне сказали, что мне нужны очки. Я полу­чил их, но не хотел носить и держал их в футляре. Не прошло и недели, как я их потерял. Моя мать заказала новую пару, которую я снова потерял. Несмотря на то, что очки стоили около 7 долла­ров, у моей матери не было возможности купить следующую пару. Я читал и учился при солнеч­ном свете, много играл в теннис на открытых кор­тах, где свет был достаточно ярким. Мое зрение существенно поправилось. Это удивительно, но с тех пор я никогда не нуждался в очках. В настоя­щее время в возрасте 77 лет, я все еще обхожусь без них, может быть, потому, что как в жизни, так и в работе мне необходимо видеть и понимать. Склонность к дальнозоркости является чертой моей личности. Говоря вообще, я ориентирован зритель­но, что может проистекать и из другого источника, например, из блокирования сексуального любопыт­ства в детстве. Несмотря на причины, я благода­рен судьбе за то, что мои глаза все еще живы.

Челюсть соединяется с глазами энергетической линией. Значительное напряжение в челюстях уменьшает приток энергии к глазам и снижает зри­тельные возможности, как показывает следующее упражнение.

Л Лоучн

Упражнение 9-1

Выдвиньте челюсть вперед и напрягите мыш­цы челюсти как можно более сильно. Чувству­ете ли вы какую-либо перемену в остроте зре­ния? Стали ли предметы менее четкими? Напряжение в челюсти не позволяет волне па-пряжения достичь глаз.

Несколько лег тому назад ко мне на консульта­цию обратилась женщина, которой ампутировали грудь по поводу рака. Луис было около 50 лет, она была замужем, и у нее были взрослые деги. Она вошла в мой кабинет в темных очках. Когда я по­просил ее их снять, она ответила, что без них не сможет меня видеть. Она была очень близорука. Вдобавок ее губы были тонкими и узкими, рот был сжат, а то, как выглядела ее челюсть, можно было описать только как выражение удрученности. Луис уверила меня, что детство у нее было счастливое, а замужество было идеальным. Однако тело опро­вергало ее слова. Глаза были расширены от страха, который'она решительно хотела побороть, а ее лицо выражало неодобрение фривольности и удоволь­ствий. Когда она была ребенком, ее отец ждал от нее силы, выдержки и успехов. Она решила, что никогда не будет бояться и не будет печальной. Когда Луис выросла, она стала деловой женщи­ной, была весьма работоспособной, интеллигент­ной, быстрой и очень решительной. Когда она ко мне пришла, то была уверена, что победит болезнь силой своей воли. Но она не могла выиграть этой схватки. Она должна была почувствовать свой страх и понять, чего боится. Если бы ей это удалось, то та же гшергия, которую она использовала для по-

Психология тела 209

давления своих чувств, могла бы быть использова­на ее иммунной системой для борьбы с болезнью.

Мы сжимаем челюсти в состоянии решительнос­ти. В большинстве случаев напряжение снижает­ся, когда уходит потребность в решительной моби­лизации воли. Хроническое напряжение в челюсти характерно для человека, находящегося в состоя­нии хронической решительности. В случае с Луис мы увидели, что источником этого напряжения яв­ляется страх и печаль. На самом деле решитель­ность не способна победить страх. Страх можно подавить, и в этот момент мы его не ощущаем, но он сохранится несмотря па защиту, которую мы против него выстроили, как и было в случае Луис. Конечно, бывают ситуации, когда нельзя поддать­ся ужасу, как, например, во время пожара, когда пи в коем случае не стоит впадать в панику. Тогда мы сознательно напрягаем свою волю. Этого не происходит, когда решительность является харак­терологической чертой, встроенной в структуру тела.

Твердое решение не бояться — это больше, чем просто мыслительный процесс. Подбородок дол­жен быть зажат, чтобы человек не мог осознавать страх. Это напряжение не позволяет разрыдаться, пока подбородок не расслабится настолько, чтобы он мог дрожать. Неспособность большинства ро­дителей терпеливо относиться к плачу своих детей вызывает у тысяч детей задатки хронической ре­шительности в дальнейшей жизни. Вначале роди­тели предпринимают усилия для того, чтобы успо­коить ребенка, но когда плач продолжается долго, они могут разгневаться настолько, что будут его пугать или ударят. Плач ребенка приводит неко­торых родителей в бешенство, и ребенок делает

А Л

оуэн

вывод, что его следует сдерживать любой ценой. В таких обстоятельствах ребенок начинает подавлять свой плач. Когда он станет взрослым, он, возмож­но, сможет еще уронить несколько слез, по глубо­кие всхлипывания и рыдания будут для него не­возможны. К сожалению, подавляя свой плач, человек подавляет свою способность к любви. На­пряженный, подбородок блокирует приток чувств к губам, что делает поцелуи пустым жестом.

Зажатый подбородок может немного выдаваться вперед или назад. Выдвинутый подбородок озна­чает агрессивную позицию, выражая готовность к борьбе, и ему часто сопутствуют сжатые кулаки и гневный взгляд. Если подбородок заблокирован и обездвижен, подавленная агрессивность не осоз­нается. Втянутый подбородок означает торможе­ние импульса агрессии. Людей с таким строением нижней челюсти иногда называют слабохарактер­ными, пугливыми. Человек не осознает, что сдер­живает какой-то агрессивный импульс. В обоих случаях человек должен освободить свой подборо­док, чтобы он мог свободно двигаться вперед и на­зад, а также в стороны. Во время терапевтических сессий я предлагаю пациентам выдвигать свой под­бородок максимально вперед для того, чтобы они смогли почувствовать агрессивность этого движе­ния. Если человек подавляет в себе гнев, выдвига­ние челюсти может позволить ему это почувство­вать. Если подбородок выдвинут вперед достаточно сильно, гнев становится видимым на лице и в гла­зах, к ним приходит энергия. Я предлагаю также сопровождать это упражнение словесными выра­жениями. Человек может произносить фразы "не­навижу тебя" или даже "убью". Кулаки должны быть сжаты, чтобы вовлечь тело в выражение зло-

Пси хология тело

сти. Сильно выдвинутый подбородок является так­же проявлением непослушания и вызова окружа­ющим. Как мне говорит опыт, каждый пациент должен научиться выражать такую позицию, так как очень немногие из них умеют высказаться от­крыто и прямо против превосходящей силы, пока­зывая таким образом свою волю. В детстве этой превосходящей силой были родители. Во взрос­лой жизни это может быть супруг или начальник. Некоторые пациенты явно проявляют бунтарские черты, в то время как другие это скрывают. Их сопротивление принимает формы неосознанного напряжения тела, которое, таким образом, прини­мает позицию, выражающую "нет". В то время, когда они собираются выполнить какое-то распо­ряжение или просьбу, они внутренне сдерживают­ся от исполнения, что затрудняет достижение ре­зультата. Податливые и бунтарские личности являются в действительности двумя сторонами од­ной медали. Так же как бунтарь подавляет в себе тенденции податливости, человек со слабой волей носит в себе внутреннее бунтарство.

Следующее упражнение призвано освободить на­пряжение мышц подбородка. Установление кон­такта с этим напряжением, а также с чувством гне­ва или убийственной страсти, которая лежит у его основания, является позитивным опытом, дающим человеку больший самоконтроль.

Упражнение 9. 2

Примите исходную позицию стоя, так, как описано в предыдущем разделе. Выдвиньте подбородок вперед и удерживайте его в этой позиции в течение 30 секунд, дыхание равно­мерное. Чувствуете ли вы какую-либо боль в

А Л

оуэн

височно-челюстном суставе? Напряжены ли мышцы? Подвигайте напряженной челюстью вправо-влево, удерживая ее выдвинутой впе­ред. Это движение может вызвать боль в за­тылке. Сейчас откройте рот как можно шире и отметьте, сможете ли вы положить между зу­бами три средних пальца ладони. У многих людей напряжение мышц подбородка настоль­ко сильное, что они не могут широко раскрыть рот.

Позвольте подбородку расслабиться. Сейчас выдвиньте его снова вперед, сожмите кулаки и скажите несколько раз: "Не буду!" — соот­ветствующим тоном. Звучит ли ваш голос убе­дительно? Можете также выполнить это уп­ражнение произнося: "Нет!" В биоэнергетической терапии мы призываем па­циента использовать голос и произносить: "Не буду!" и "Нет!" — как можно более громко для утверждения своей воли. Чем сильнее она будет выражена, тем сильнее будет вызванное этим способом чувство собственного "Я".

Кусание является последним проявлением на­пряжения мышц подбородка, которое требует опи­сания. Во время сосания ребенок часто сжимает десны на груди матери, чтобы успешнее втягивать пищу. Зубы — наш первый орган обороны и атаки. Младенец обретает способность кусаться прежде, чем обретает способность ударить. В детстве неко­торые дети кусаются, выражая таким образом гнев. Мой собственный сын, когда ему было 4 года, уку­сил нашего пса афганской породы, чтобы не дать ему столкнуть себя с дороги. Для большинства ро­дителей удары более приемлемы, чем кусание, ко-

Психо тогия тела

торое большинство из них воспринимают как не­что иррациональное и ужасающе животное. Куса­ние груди создает особенные проблемы. Оно часто появляется в тот момент, когда мать пробует от­нять грудь, прежде чем младенец закончил сосать. В такой ситуации укус бывает болезненным, но если мать отреагирует гневом, ребенок может ис­пугаться. Он будет после этого подавлять куса­ние, напрягая мышцы челюсти. Я склонен утверж­дать, что каждый из страдающих синдромом височно-челюстного сустава или напряжением мышц подбородка, подавлял кусание. Освобожде­ние этих движений освобождает напряжение и рас­слабляет челюсти. Подавление их ослабляет зубы и вызывает стоматологические проблемы.

Много лет тому назад, я занимался с пациент­кой, которой часто снилось, что когда она пробо­вала что-то укусить, зубы у нее крошились. Когда мы с ней познакомились, она страдала острым за­болеванием надкостницы, в результате которого у нее выпало несколько зубов. Она находилась под опекой дантиста, но я видел, что она должна дать больше энергии зубам и лицу. Она рассказала мне историю, которую услышала от своей матери. Это была грустная история, которая прояснила ее сон.

Пациентка рассказала, что когда она была ма­ленькой, ее мать играла с ней в следующую игру: давала ребенку свою грудь, но когда ребенок дос­тигал ее губами, забирала ее. Мать забавляло вы­ражение лица ребенка, которое искривлялось в подковку, когда она начинала плакать. В этот мо­мент она снова давала ребенку грудь, для того, что­бы снова ее забрать. В конце концов девочка полу­чала грудь, но эта забава оставила у нее сильный испуг. Способность достигать, схватить и держать

А Лоу=>н

грудь ассоциировалась у нее с неуверенностью и беспокойством. Одним из естественных движений было желание укусить грудь, когда она ее получа­ла, чтобы ее задержать. Но она чувствовала, что такое действие могло означать утрату груди. Быть может, она действительно укусила грудь, что мог­ло спровоцировать очень гневную реакцию. Моя пациентка очень рано поняла, что кусание имело бы суровые и неприятные последствия. Опасаясь этого, она изымала всю энергию из зубов и подав­ляла желание кусать. Но это желание не исчезло, так как кусание лежит у истоков животного орга­низма. Однако, как показали сны, реализация этой функции воспринималась ею как опасность. Био-энергешческое лечение и хорошая опека даигиста значительно улучшили состояние пациентки.

Вопзание зубов в какой-то предмет означает, что мы его достигли, это знает каждое охотящееся жи­вотное. Пациенты должны чувствовать, что они в состоянии укусить, и оценить чувство силы, кото­рое они получают от этого. Упражнение, позволя­ющее достичь этого, заключается в кусании скру­ченного полотенца. Я никогда не перестаю удивляться, как часто люди опасаются, что повре­дят себе зубы. Я часами забавляюсь с ними в пере­тягивании полотенца зубами. Как два пса, борю­щихся за кость, каждый из нас кусает за один конец полотенца и старается вырвать его у другого. Это упражнение активизирует также мышцы шеи, ко­торые у многих людей очень зажаты. Оно не вы­зывает большого риска, если полотенце схвачено коренными зубами.

Конечно же, не каждое движение рта является враждебным движением. Младенцы тянутся губа­ми для получения пищи у матери. Взрослые вытя-

Психология тела 215

] ивают губы при поцелуе. Многим людям трудно деликатно тянуться губами. Когда они пробуют это сделать, ю выдвигают вперед подбородок. Как мы видели, это движение выражает негативную пози­цию "Не буду!", которая сводит на не г позитив­ный жест губ, тянущихся для поцелуя. Выдвиже­ние подбородка говорит: "Не уступлю!" Это типичный признак амбиватентности, которая ха­рактеризует поведение невротических личностей. Одна их часть хочет достигать, в то время как дру­гая сдерживается в страхе и i невс Результат -отсутствие какого-либо чувства при поцелуе. Что­бы осознать возбуждение и радость жизни, надо уметь полностью отдаться своей тоске пли жела­нию близости и контакта Проблема амбивалент­ности должна быть разрешена Это не удается сде­лать только на уровне психологическом, когда амбивалентность уже ''встроена" в напряжение мышц вокруг рта. Необходимо много упражнять­ся, чтобы активизировать губы независимо от под­бородка Когда напряжение покинет мышцы рта, они будут дрожать от возбуждения, так же, как дрожат ноги от упражнения на заземление Паци­енты чувствуют в это время свои тубы по-новому, живыми.

Большинству людей трудно двигать верхней гу­бой. Их научили сохранять лицо "игрока в покер" ("каменное лицо") с жесткой верхней губой, что равнозначно наложению запрета на гонкие чувства Когда человек не стремится к контакту, он не мо­жет быть отвергнут, а его чувства не могут быть ранены. Ясно, что такого человека сильно травми­ровали в детстве, когда он, со всей невинностью и открытостью, с открытым сердцем стремился к любви. В то же время жесткая верхняя губа, озпа-

А Лоуэн

чает кое-что еще, а именно, что когда человека ра­нят, он не плачет В западной культуре сущсству-ei точка зрения, что плач — это признак слабос­ти. Некоторые люди гордятся своей способностью не поддаваться чувствам боли и печали. Даже ког­да они оказываются перед лицом утраты кого-то близкого, многие из них считают сдерживание пла­ча признаком силы. Могут быть ситуации, когда полезнее не сломаться и не заплакать, но это дол­жна быть здоровая реакция. Должен быть созна­тельный выбор, а не позиция, укорененная в струк­туре тела. Если кто-то не может плакать, он не может получать удовольствие.

Плач как дождь: временами он деликатный, а временами — неожиданный и сильный, но всегда необходимый для жизни земли.- Так же как земля без дождя высыхает и трескается, жизнь без слез становится пустыней. Если мы не можем плакать, мы отгораживаемся от других людей Люди опаса­ются, что если они расплачутся, то потеряют лицо. Часто я слышу, как женщины после глубокого плача говорят, что они выглядят ужасно. Это правда, что их лица немного несобраны, но часто они выгля­дят посветлевшими. Их блестящие глаза и порозо­вевшее лицо напоминают небо после дождя. Оно чистое, ясное и свежее.

Когда проходит буря, умытое свежее небо стано­вится чистым, а мир кажется погруженным в по­кой. К сожалению у человеческих существ эмоцио­нальные бури редко очищают атмосферу до конца. Причиной этого является тот факт, что спокойствие ума зависит от спокойствия тела Тело в состоянии покоя не неподвижно. Возбуждение проплывает как большая река — глубокое и полное. Так же, как камни в реке нарушают ее течение, вызывая завих­рения, так же и хронические напряжения мышц в

п

lu\o югия тела

теле затрудняют протекание чувств, вызывая конф­ликты и эмоциональный "шум". Эти нарушения де­лают из человеческих существ создания, которым не достает спокойствия духа. Проблема обретения покоя будет темой следующей главы.

Глава 10

Успокоение ума

На физическом уровне конфликт чежд\ духом и телом ведег к утрате грации Тот же конфтнкт на­рушает спокоГк гвие ума. У большинства людей, когда они не спя1, ум постоянно амивеи и одна мысль обюняет другую, часто без какого- пибо по­рядка Поток мыслей или "поток сознания" рас­сматривается как позитивное явление, но часто ум захватывает слишком большую ^территорию Лич нос гь поглощается мыслями о себе и о с воих про­блемах, в определенной степени отделяется or сво его окружения Постоянная занятость тем, что происходит в уме, затрудняет эмоциональный кон­такт с другими людьми и со средой, ослабтяет ду­ховное сознание и снижает способность к любви, так как любовь и духовность зависят от cnoi обнос -ти переступить границы себя. Поглощение мысля­ми не только нарушает способность выхода за пре­делы своего "я", но также ограничивает возможность отождествления личное!и со своим истинным "Я", частью которого яв тяетея ощуще­ние своего тела Настоящая грация невозможна без спокойствия ума

У некоторых, очень умных людей, такая гипе-рактивноегь ума может породить блестящие науч­ные теории, но существует множество примеров творческого вдохновения, которое пришло неожи­данно, когда человек совсем не старался мыслить. У среднего человека любая умственная активность вращается вокруг личных проблем, которые не

Пси\опогия тела

имеют обычно никаких логических решений Боль­шинство проблем возникает из конфликта между чувствами и мышлением, между тем, что человек хотел бы сделать и тем, что, но его мнению, он должен делать Если бы мы верили своим чувствам и поступали в соответствии с ними, мы бы наслаж­дались покоем ума В то же время человеческие существа на свое счастье или беду обладаюi умом, который старается понять и контролировать при­роду и тело Но человек — не Бог, его знания ограничены, а способноеib понимать несовершен­на Думая, что он знает все, человек поворачива­ется против природы Это битва, которую он не может выиграть, но боится проиграть. Пока он бо­рется, пока существует конфликт внутри сто лич­ности, до тех пор он не может познать спокой­ствия ума Конечно, напряжение этого конфликта и интенсивность борьбы может различаться у раз­ных людей. Мы должны понять, что спокойствие ума возникает из внутренней гармонии и гармо­нии с природой.

Во втором разделе я указал на тот факт, что для того, чтобы уметь расслабляться, нам нужна энер­гия. Также справедлив противоположный тезис. Если мы не успокоимся, то не сможем собрать энер­гию, нужную для того, чтобы противостоять стрес­сам социальной жизни. А для того, чтобы успоко­иться, мы должны полностью жить в своем теле. Чем больше нам это удается, тем меньше мы будем опираться на исключительность своего "я". Основ­ное правило биоэнергетики заключается в том, что человек утрачивает контакт с каждой частью тела, в которой присутствует хроническое мышечное на­пряжение. Чем более жестким является тело, тем меньше в нем ощущений, и тем больше оно упо-

I

i

А Лоуэн

добляется машине. Одновременно мозг становит­ся более активным, и человек начинает основы­вать "самоощущение" исключительно на своих мыслительных процессах. Тело становится только аппаратом для переноса головы и производства ею мыслей В таком человеке очень мало жизни и ду­ховности

Жизнь жесткой личности становится со време­нем безустанной борьбой за разрешение ее внут­ренних конфликтов. В течение дня мозг работает без перерыва. Ночью человеку постоянно снятся сны. Сны предпринимают бессознательную попыт­ку разрешения конфликтов и снижения напряже­ния в теле. Несмотря на то, что образы сна возни­кают в мозгу, в сон вовлекается все тело. Мы знаем, что снам сопутствуют быстрые движения глаз и сексуальное напряжение. Сновидящий может раз­говаривать, а также плакать и кричать во сне, и даже бить руками и ногами со злости. Во время сна защитная функция эго ослаблена. Напряже­ние, порождающее сны, может возникать из све­жих впечатлений или из подавленных пережива­ний детства. Сон может произрастать из напряжения, источник которого коренится в чело­веческой природе, а именно в конфликте между всезнающим умом и инстинктивным телом, между индивидуальностью и самостью, между контролем и верой.

Конфликт обладает в одинаковой степени как творческой, так и разрушительной силой. Дебаты между приверженцами двух противоположных взглядов могут привести к глубокому пониманию. В то же время война между ними была бы разру­шительной для обеих сторон, вне зависимости от того, кто одержал бы победу. Древние китайцы

Психо гошя те га

осознавали, чго существует потребность в гармо­нии между противоположными состояниями и про­тивоположными силами. В современном мире мы могли бы достичь такой гармонии через интегра­цию философии Востока с философией Запада Западный путь к спокойствию ума проходит через анализ или терапию. Восточный метод — это ме­дитация Рассмотрим сейчас оба способа и попро­буем показать, как их можно интегрировать.

Прежде всего надо отдать себе отчет в том, что большая часть терапевтических усилий не помога­ет людям разрешить конфликты и успокоить ум. Я считаю, что у этого существуют две основные при­чины. Одна из них состоит в том, что терапевт не вполне понимает сущность проблемы, а другая, связанная с первой, состоит в том, что мы возлага­ем слишком большие надежды на изменение пове­дения. Я очень часто подчеркивал в этой книге, что нужно смотреть на тело, наблюдать его движе­ния, читать его выражения для того, чтобы понять человека, распознать и лечить его эмоциональные нарушения. Эти нарушения отпечатываются в структуре тела и нарушают пластичность и грацию Анализ или терапия, концентрирующаяся в основ­ном на жалобах или симптомах, не является цело­стным подходом, так как не рассматривает челове­ка в целом. Обаяния невозможно достичь, работая исключительно с умом. Ошибочно полагать, что глубокие эмоциональные конфликты удастся раз­решить только через сознательное понимание. Зна­чительно большую часть наших действий и пове­дения направляют чувства и импульсы, в которых мы можем, но не должны давать себе отчет. Ана­лиз старается вскрыть эти неосознаваемые силы, какими бы грозными они не были, и привести их в

 

А.Лоуэн

сознание. Психоанализ основывается в основном на свободных ассоциациях, на толковании снов, оговорок и опирается на перенесение Вся эта ра­бота должна пролить свет на бессознательное. Юнгианский анализ основывается в большей сте­пени на интерпретации снов. Однако, так как эти методы опосредованы, в большинстве случаев они не достигают достаточной глубины. Даже если па­циенты начинают осознавать свои подсознательные мотивации, такое понимание не приводит., в ос­новном, к выразительным переменам. Невротичес­кое поведение, в основном, "встроено" в тело по­средством хронических мышечных напряжений, которые ум совершенно не может контролировать. Эти напряжения должны быть освобождены, пос­ле чего может наступить разрешение конфликта.

Биоэнергетика — более сильная и эффективная техника, чем обычный анализ, так как она позво­ляет напрямую прикоснуться к тому, что не осоз­нается. Читая "язык тела", терапевт может немед­ленно увидеть личностные конфликты пациента, проявляющиеся в жестких хронически напряжен­ных областях. Работая с телом, как описано в пре­дыдущих разделах, пациент учится чувствовать эти напряжения и входит в контакт именно с тем, что не осознавалось. Такой подход не игнорирует при­менение словесного анализа, в том числе толкова­ние снов и анализ сопротивления и переноса, но концентрируется прежде всего на теле. Жесткость и хроническое напряжение поддаются разрешению и расслаблению, а тело освобождается, чтобы оно могло ощущать жизнь духа. В результате этого тело возвращает свое естественное обаяние. В большин­стве случаев люди не могут достичь этого сами. Чувства, которые были подавлены, являются слиш-

Пси

хология тела

ком устрашающими и вызывают сильное сопротив­ление. В этом случае необходим терапевт, кото­рый выполняет роль проводника по бессознатель­ному пациента. Насколько хорошим проводником он оказывается, зависит от того, в какой степени он исследовал незнакомый мир своего собствен­ного бессознательного. Я люблю сравнивать тера­певтические переживания с приключениями Дан­те в "Божественной комедии". Когда поэт потерялся в лесу, где к нему обращаются три диких бестии, он вызывает Беатриче, свою опекуншу в небе. Так как дорога к дому проходит через ад и чистилище, Беатриче посылает римского поэта Вергилия, что­бы тот его проводил. Проходя через ад, Данте смот­рит на те кары, которые предназначены грешни­кам. Этот переход очень опасен, один неосторожный шаг может навсегда оставить его в аду. Только благодаря проводнику Вергилию, Данте удается безопасно пройти через ад и чистилище. В процессе терапии пациент проходит через похожий опыт, проходя по дороге самопознания к здоро­вью. Его собственный ад складывается из пережи­ваний — отчаяния, паники, злости, унижения, ко­торые он подавляет, чтобы выстоять. Хронические мышечные напряжения, которые провоцируют эти подавленные чувства, не удается полностью осво­бодить, пока сами чувства не придут в сознание и не выразятся. Этот процесс требует помощи тера­певта, который уже прошел через свой собствен­ный ад, открывая опасные зоны и отыскивая из них выход.

Большинство современных людей зависли меж­ду раем и адом, откуда они могут заглядывать и туда и сюда. Мы переживаем взлеты, но довольно часто переживаем и падения. Единственное, что

А Лоуэн

можно сделать в этой опасной ситуации — это то, что сделал Данте, — мы должны, исследуя свой собственный ад, опуститься в глубины своего су­ществования со светом сознания. Ад будет поверг­нет, так как он может существовать только в тем­ноте То же самое относится и к подавленным чувствам Как только они осознаются и принима­ются, они уже не могут нас беспокоить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.