КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Позиция
Позиция означает устоявшуюся тенденцию реагировать определенным образом в определенных ситуациях, это — устойчивое, предсказуемое и привычное отношение к определенным объектам действительности. Позиция включает в себя три типа компонентов: ментальные, или когнитивные; эмоциальные, или аффективные; бихевиористичес-кие, или поведенческие. Константность позиции и ее устойчивость по отношению к переменам опирается как раз на эти составляющие части. Так как позиция означает тенденцию реагировать, речь идет об укоренившемся, глубоко личностном свойстве, не столь легко поддающемся трансформациям. Нестабильность позиции, частое ее изменение, это тоже позиция — конформизм, или лицемерие, или прегибкость. Кроме того, позиция, безусловно, связана с ценностями, так как индивид формирует свою позицию, руководствуясь тем, что представляется ему ценным, а отсюда, более широко, прослеживается связь позиции с культурой вообще, так как ценностные притязания определяются культурным уровнем индивида: каков культурный уровень индивида (ив целом — какова его личность) — таковы и ценности, каковы ценности — такова и позиция. Позиции относительно некоторых вещей весьма кристаллизованы, зато относительно других вещей этого не наблюдается: эти вещи не воспринимаются настолько важными, чтобы по отношению к ним был бы выработан определенный образ отношения. Поэтому позиции последнего типа довольно легко трансформируются. Они не воспринимаются как личные, затрагивающие интересы личности, поэтому и отношение к ним менее заинтересованное, более индифферентное. Зато кристаллизованные позиции чрезвычайно стабильны и поддаются изменениям с трудом, т. к. они важны не только для социума в целом, но и для личности как таковой, а все личностное весьма устойчиво. Исходя из определения позиции, ее изменение означает изменение наклонности реагирования индивида. Изменение может происходить или в структуре, или в содержании позиции. При исследовании позиции внимание главным образом уделяется изменениям в ее содержании, однако стоит исследовать позиции в полной совокупности их свойств. Социологи иногда пользуются терминами «структура» и «содержание» позиции, полагая под первым некую регламентацию реагирования — рамки, а под вторым — реальное наполнение, т. е. само реагирование. Например, отношение индивида к религии тесно связано с ценностями, т.е. воспитание и прочие факторы могут влиять на содержание. Милтон Рокич (Milton Rokeach, 1973) считает, что ценности и позиции, а также в этом же ряду и такие ненаучные факторы, как поверья, образуют функционально интегрированную систему. Перемены в любой части системы влияют на целое и приводят к изменению поведения. По его определению, позиция — относительно стабильная система идей и поверий, касающаяся объекта или ситуации, которая определяет тип реагирования индивида. Рокич приписывает поверьям те же самые компоненты: когнитивность, эффективность и бихевио-ристичность, которые выше были определены как компоненты позиции. Позиции, таким образом, по М. Рокичу, связаны или с ценностями, или с поверьями. Изменение позиции происходит в результате изменения ценностей или поверий. В определении и установлении позиций используются разные методы. Один из них, часто используемый, — это метод опроса, при котором респонденты должны реагировать на предлагаемые утверждения. В зависимости от их реакции определяются их позиции. В определении позиций обычно обращается внимание на их частотность, силу и стабильность, что изображено на прилагаемом графике. Легче всего изменить позиции, находящиеся в точках А и В, которые не интенсивны по силе и, следовательно, по стабильности. Стабильные и сильные позиции могут стать взглядами, мнениями, убеждениями, предрассудками и стереотипами, касающимися различных сфер или проблем.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |