КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социализация
Роль Роль — это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль — это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определенной социальной позиции. У каждого человека широкая сеть социальных отношений. Часть из них временные, часть — долгосрочные и важные, В сети социальных отношений у каждого —• определенная социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль. Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль остается. «Исполнению» coциальной роли обучаются в процессе социализации, ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремленных на человека в обществе. Этот «ответ» детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и другими факторами. Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида и его окружение, т. е. отвечает требуемым нормам. У разных ролей все-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть больший или меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее — так называемая дихотомия роли. Например, актеру или представителю другой творческой профессии позволительно многое, чего не позволяется священнику. Также чем выше у индивида социальное положение, тем позволительнее ему «необычное поведение». Латинское слово «персона» означает и личность, и маску, и роль. Античные актеры, меняя маску, меняли одновременно роль, настроение — в общем, личность персонажа. Широко известна метафора: жизнь — театр, человек в ней — актер. Понятие роли ввиду его большой обобщительной силы распространилось и в социологические науки. Выполнение роли требует определенного созидательного подхода. Интерпретация и реализация роли во многом определяется личностью индивида. Иногда важные роли преобразуют личность, которая, по существу, является интеграцией всех ролей, усвоенных индивидом (лат. nobles oblige — положение обязывает). В соотношении «роль и личность» легко пойти по прямому пути и утверждать, что эти понятия взаимозависимы: сильная личность меняет характер социальной роли, а роли преобразуют личность. Но проекция на реальные примеры показывает, что это соотношение сложнее. Возьмем какую-либо социальную роль, например роль мачехи. В рутинном представлении, поддержанном литературой (особенно фольклором), эта роль довольно негативная: грубая, бездушная, не любящая детей мужа и т. д. Но вот в эту роль попадает чуткая, добрая, справедливая и т. п. женщина, и что же — социальная роль мачехи в общественном сознании меняется? Социальная роль мачехи действительно изменилась, но не потому, что личность некой мачехи была вопреки ожиданиям очень хороша, а потому, что изменилась общественная мораль, система брака, экономические условия. Например, огромное количество современных мачех — ровесницы своим пасынкам и падчерицам (кстати, слова «пасынок» и «падчерица» почти вышли из употребления в речевом узусе, заменившись составными типа «дочь моего мужа», «сын моей жены»), где иерархические отношения смешны, повысился образовательный и культурный ценз «мачех», изменилась социально-экономическая база семьи, и «чужие дети» редко попадают в экономическую зависимость от мачехи и т. д. Думается также, что даже самая «неожиданная» личность в роли, например президента большой страны, не может изменить тот набор компонентов этой социальной роли (так сказать, «профессиограмму президента»), которой в идеале должен соответствовать человек, претендующий на эту роль. Каждый индивид осуществляет много разных ролей. Едва выйдя из дома (а точнее, уже и дома), человек попадает в круговорот социальных ролей. Например в течение дня: покупатель, пешеход, водитель, отец, директор — один и тот же человек. Если к одной роли направлены противоречивые ожидания, или же если разные роли одного человека противоречивы, то рождается конфликт ролей. Например преступник, социально опасная личность в то же время может быть преданным и заботливым отцом. Специализация в одной определенной роли имеет даже экономический смысл — особенно в плане распределения труда — так как очевидно, что один человек не может справиться с разнообразными требованиями и «заданиями», предъявляемыми ему обществом. Поэтому каждый человек специализируется все больше в определенных задачах или наборе задач. С социологической точки зрения распределение труда и деятельности в обществе имеет ролевую основу. Наличие социальных ролей в обществе и их параметров — это еще и способ контроля за деятельностью и поведением членов общества. Под социализацией имеют в виду то взаимодействие поколений, в результате которого от одного поколения к другому передается созданная и накопленная к этому времени культура. Культура понимается здесь широко, как совокупность тех достижений и обретений, которыми руководствовались предшествующие поколения для решения проблем, жизненно важных для существования человека. Социализация — это тот путь, который проходит биологическое существо, чтобы стать зрелым членом общества. Социализация — это одно из основополагающих понятий в общественных науках, опирающееся на соотношение «индивид» и «общество» (X. Браун, 1976) (Н. Brown). Социализация — это путь становления личности и одновременно гарантия непрерывности социума. Система символических привычек и действий, свойственных той или иной культуре, передается через социализацию от поколения к поколению. Социализацией в широком смысле можно считать все то усвоенное, выученное и воспринятое, в результате чего индивид на разных этапах своей жизни может осуществлять ролевые ожидания, направленные на него. В этом смысле социализация продолжается в течение всей жизни; особенно важен период роста, из-за стремительности изменений. В узком смысле социализация — это процесс усвоения и присвоения, в результате которого человек получает и присваивает основополагающие ценности социума и нормы той культуры, в которой он живет. Социализация является объектом исследования многих наук: психологии, социальной психологии, педагогики, социологии и антропологии. Так, психология рассматривает процесс социализации на уровне индивида. Общество же, в которое человек, так сказать, социализируется, исследованию практически не подлежит. Одно из направлений психологии, основанное 3. Фрейдом, — психоанализ — особое внимание уделяет изучению эмоциональной жизни ребенка. Отношения между ребенком и родителями рассматриваются как важнейшее условие развития личности ребенка и в целом как центральный фактор социализации вообще, т. е. адаптации личности к социуму. Социология рассматривает социализацию широко: 1. Проблемы социализации личности в конкретном обществе и возможные пути решения этих проблем. 2. Специфика групп и институтов общества, затронутых процессом социализации, будь то «институт брака» или любой коллектив: от детского сада до штата учреждения или завода. 3. Ценности, нормы и поведенческие привычки, передающиеся в процессе социализации от одного поколения к другому. Антропология и, особенно, смежная с социологией наука — социальная антропология — изучают социализацию в своем аспекте, сравнивая социализацию людей в разной жизненной среде, опираясь на сопоставление и различие культур. В сфере общественных наук особый интерес к процессу социализации проявляют функционалисты, т. е. приверженцы функционалистического направления. Они задаются вопросом: каким образом общество выживает, сохраняет свою цельность. По функционалистической теории социализации (напр. Э. Дюркгейм и Т. Парсонс) общество выживает с помощью институционированных норм и тех общепризнанных ценностей, которые усваиваются как раз в процессе социализации (А. Рэнбю, 1986) (A. Ronnby). По той же теории, помехи социальной системы проистекают из отклоненного поведения индивидов, что свидетельствует о недостатках в цепи передачи норм социализации. Общество, в котором социализация и социальный контроль не функциональны, проявляет признаки упадка и разрушения. С/щиальная адаптация индивида происходит только через социализацию. Иными словами — смысл социализации и есть социальная адаптация. Самая ранняя социализация происходит, как правило, в сфере семьи и процессе воспитания, позже возрастает внешнее влияние. В процессе социализации индивид формирует собственное представление об обществе и усваивает поведенческие стереотипы, принятые в обществе для данной ситуации.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |