Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противостояние Президента и оппозиции




Федеративный договор

Угрозу распада России руководство страны пыталось уст­ранить подписанием Федеративного договора. Подписать этот договор предполагалось с 21 республикой, 6 краями, 49 облас­тями, 10 автономными округами, 1 автономной областью и

2 городами (Москвой и Санкт-Петербургом). Договор состоял из трех документов: один предназначался для подписания с рес­публиками, другой — с краями, областями, Москвой и Петер­бургом, третий — с автономной областью и округами. Полномо­чия региональных органов власти в каждом из документов существенно различались; максимальные полномочия устанав­ливались для республик.

В Татарстане на 21 марта 1992 г. был назначен республи­канский референдум по вопросу: «Согласны ли вы, что Респуб­лика Татарстан — суверенное государство, субъект международ­ного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправ­ных договоров?» Конституционный суд России (КС) признал формулировку вопроса нарушающей Конституцию. 20 марта Президент Б.Н. Ельцин выступил с телеобращением к народу Татарстана — оно не было показано на территории республики («перекрыто» передачей казанского ТВ). 21 марта референдум состоялся. 61,4% проголосовавших ответили «да» — это соста­вило 50,3% от общего числа избирателей республики.

Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. Чечня и Татарстан от подписания отказались, Республика Баш­кортостан подписала с оговорками, оформленными особым про­токолом. 19 республик сопроводили подписание протоколом, в котором требовали изменений в Конституции России.

В России сложилась обстановка нарастающего кризиса. Это стимулировало активность политиков, выступавших против курса Президента Ельцина. Еще в январе — феврале 1992 г. состоялись крупные форумы оппозиции: Конгресс гражданских и патриотических сил, Русский национальный собор. В работе Конгресса гражданских и патриотических сил принял участие вице-президент А.В. Руцкой. 23 февраля в Москве и во многих городах России прошли митинги, на которых выдвигались ло­зунги восстановления СССР и свертывания реформ. Это свиде­тельствовало о новом распределении политических сил.

VI Съезд народных депутатов (6—21 апреля 1992 г.) вы­ступил с критикой правительства Гайдара. Депутаты говорили о невнимании правительства к производству и социальной защи­те населения. Постановление Съезда признавало работу прави­тельства над экономической реформой неудовлетворительной по целому ряду позиций. Критика была настолько резкой, что

11 апреля министры покинули зал заседаний и подали Прези­денту прошение об отставке. Удовлетворено оно не было. В июне Б.Н. Ельцин сложил с себя полномочия председателя Совета Министров и назначил исполняющим обязанности главы прави­тельства Е.Т. Гайдара.

37 народных депутатов РФ обратились в Конституционный суд с за­просом о конституционности указов Президента, запрещающих на террито­рии России деятельность КПСС и КП РСФСР. 26 мая суд начал рассмотрение «дела КПСС». Процесс, привлекший огромное внимание общественности, за­вершился 30 ноября 1992 г. КС признал соответствующим Конституции рос­пуск руководящих структур КПСС и КП РСФСР, однако роспуск первичных парторганизаций был признан неконституционным. Это делало возможным восстановление компартии.

1 декабря 1992 г. открылся VII Съезд народных депута­тов. В своем докладе Б.Н. Ельцин обосновал необходимость продления на 1993 г. дополнительных полномочий Президента для проведения экономических реформ. Депутаты говорили, что предоставленные V Съездом полномочия на 1992 г. не были оправданы реальными действиями команды реформаторов. 9 де­кабря Съезд отклонил предложенную Президентом на пост председателя Совета Министров кандидатуру Е.Т. Гайдара (за — 467 голосов, против — 486 голосов).

10 декабря Б.Н. Ельцин заявил, что «с таким съездом ра­ботать невозможно» и призвал решить спор посредством референ­дума по вопросу: «Кому вы поручаете вывод страны из экономи­ческого и политического кризиса, возрождение Российской Феде­рации: нынешнему составу Съезда и Верховного Совета или Президенту России?» Завершил выступле­ние Б.Н. Ельцин призывом к своим сторонникам покинуть зал заседаний.

Но их оказалось всего около 100 чело­век. Кворум сохранился (715 депута­тов — на 24 больше необходимого ми­нимума), и Съезд продолжил работу.

Причина конфликта между Президентом и парламентом состояла не только в расхождениях по соци­ально-экономической политике, но и в проблеме распределения власти.

Действовавшая в тот момент Консти­туция устанавливала, что председателя правительства с согла­сия Верховного Совета назначает и отправляет в отставку Пре­зидент, однако Верховный Совет и Съезд народных депутатов, не имеющие права назначения премьер-министра, в любой мо­мент могли отправить правительство в отставку простым боль­шинством голосов. Президент имел право назначать и освобож­дать от должности министров, но не мог распустить парламент или приостановить его деятельность; более того, Конституция специальной статьей запрещала роспуск каких-либо законно избранных органов власти. Таким образом, и парламент, и Пре­зидент претендовали на контроль за правительством, однако ме­ханизма разрешения неизбежных в такой ситуации конфликтов Конституция не предусматривала. Именно поэтому борьба меж­ду Президентом и Верховным Советом заняла много месяцев и велась с необыкновенным упорством и энергией с обеих сторон.

По инициативе председателя Конституционного суда В.Д. Зорькина конфликт был разрешен с помощью компромис­са: Съезд принял постановление, одним из пунктов которого на 11 апреля 1993 г. назначался референдум по основным положе­ниям новой Конституции. Было найдено согласие и по порядку назначения главы правительства. Депутатские фракции выдви­нули два десятка кандидатов, из них Президент отобрал пять человек и предложил для рейтингового голосования. По его итогам Б.Н. Ельцин выдвинул B.C. Черномырдина, с мая 1992 г. работавшего заместителем Е.Т. Гайдара. Черномырдин возглавил правительство.

Но компромисс оказался недолговечен. VIII (внеочередной) Съезд на­родных депутатов (10—13 марта 1993 г.) отменил референдум и ввел поправ­ки к Конституции, ограничивающие полномочия Президента. 20 марта Б.Н. Ельцин, выступая по телевидению, сообщил, что подписал указ «Об осо­бом порядке управления до преодоления кризиса» и назначил референдум о доверии Президенту. Конституционный суд усмотрел в действиях Б.Н. Ельци­на основания для начала процедуры импичмента (отстранения от должности).

26 марта открылся IX Съезд народных депутатов РФ, на котором предстояло голосование по импичменту. Президент приказал своей охране подготовиться к силовому разгону Съезда. Охраной был разработан план — в случае, если решение об импичменте будет принято, «выкурить» депутатов из помещения слезоточивым газом и взять под стражу. Но за импичмент было подано 617 голосов (60%), в то время как для принятия решения требовалось 689 голо­сов (2/3 от числа депутатов).

После завершения голосования о смещении Президента Съезд оказался вынужден назначить на 25 апреля 1993 г. рефе­рендум по четырем вопросам: о доверии Президенту Ельцину, об одобрении его социально-экономической политики, о досроч­ных выборах Президента и досрочных выборах народных депу­татов РФ. Конституционный суд установил, что по первым двум вопросам для принятия положительного решения нужно боль­шинство голосов от числа проголосовавших. Положительное ре­шение по третьему и четвертому вопросам носило конституцион­ный характер и требовало большинства от общего числа изби­рателей.

Референдум состоялся, участие в нем приняли около 64% избирателей. За доверие Президенту высказались 58,7% от чис­ла участвовавших в голосовании, за одобрение социально-эконо­мической политики — 53%. Предложения о досрочном прекра­щении полномочий Президента и депутатов не прошли.

1 мая, когда итоги референдума еще не были подведены, в Москве произошло столкновение колонны демонстрантов, во главе которой шли лидеры оппозиции, с милицией. Погиб офи­цер милиции, среди демонстрантов были раненые.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.