Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проектирование основных систем обеспечения жизнедеятельности




Справочные данные

Таблица 5.6.1 - Предельные нормы браковки элементов грузоподъемных машин

Элементы машины Дефекты, при наличии которых элемент выбраковывается
Ходовые колеса кранов и тележек 1. Трещины любых размеров 2. Выработка поверхности реборды до 50% первоначальной толщины 3. Выработка поверхности катания, уменьшающая первоначальный диаметр колеса на 2 % 4. Разность диаметров колес, связан-ных между собой кинематически, более 0,5 %
Блоки Износ ручья блока более 40 % первоначального радиуса ручья
Барабаны 1. Трещины любых размеров 2. Износ ручья барабана по профилю более 2 мм
Крюки 1. Трещины и надрывы на поверхности 2. Износ зева более 10 % первоначаль-ной высоты вертикального сечения крюка
Канаты Число оборванных проволочек на шаге свивки равно или более 10 % их общего числа

 

Таблица 5.6.2 - Предельно-допустимые значения стрелы прогиба балки грузоподъемной машины при статическом испытании

Тип грузоподъемной машины Значение стрелы прогиба в зависимости от длины пролета балки
Кран с ручным приводом 1/400 длины пролета
Кран с электроприводом 1/700 длины пролета
Кран-балка электрическая 1/500 длины пролета

 

Таблица 5.6.3 - Коэффициент запаса прочности стальных проволочных канатов

Тип привода грузоподъемной машины Коэффициент запаса прочности
Кран с ручным приводом  
Кран с машинным приводом 5..6
Лифт грузовой 8..13
Лифт грузовой с проводником 9..25

 

Отопление. При проектировании систем отопления в качестве теплоносителя предпочтительно использовать перегретую воду. В складских помещениях (учитывая их незначительный объем)рекомендуется применять местные нагревательные приборы, имеющие гладкую поверхность.

В основных производственных цехах в целях сокращения металлоемкости систем отопления необходимо предусматривать воздушное отопление, совмещенное с приточной вентиляцией, в отсутствие рабочих устанавливать отопительные рециркуляционные апараты.

На автотранспортных предприятиях в качестве теплоносителя систем отопления следует применять перегретую воду температурой до 150 ºC и пар. Расчетные температуры воздуха для помещений хранения и обслуживания автомобилей, а также для некоторых складских помещений выбирают согласно санитарным нормам, обеспечивающим оптимальные метеорологические условия(таблица 5.7.1).

 

 

Таблица 5.7.1 - Оптимальные метеорологические условия в помещениях

Наименование помещения Тем- пера-тура, ºC Относительная влажность, % Скорость движения, м/с
Для обслуживания тракторов и автомобилей   Не более 75 Не более 0,5
Для хранения тракторов и автомобилей   Не нормируется Не более 1,0
Для хранения запасных частей и агрегатов, материа-лов и инструментов   Не нормируется Не нормируется
Для хранения шин   Не нормируется Не нормируется

 

Расход тепла Q на обогрев автомобилей определяется по формуле:

Q = , (5.7.1)

где с - удельная теплоемкость (0,1 – для металлических; 0,5 – для остальных частей трактора и автомобиля), Дж/ (кгºC);

- массы частей автомобиля, имеющих соответственно более высокую и более низкую температуру, чем температура внутри помещения, кг;

,- разности температур охлажденных и нагретых частей автомобиля и расчетной температуры внутри помещения, ºC.

В холодных автомобилях принимается,что двигатель, радиатор и вода нагреты до 50 ºC, а все остальные холодные части автомобиля имеют температуру на 10 ºC выше, чем расчетная отопительная наружная температура.

Для расчета отопления принимаются следующие значения продолжительности обогрева автомобилей, ч:

- автомобили I категории длиной до 6 м и шириной до 2 м включительно - 1;

- автомобили II категории длиной 6-8 м и шириной от 2,0 до 2,5 м включительно - 2;

- автомобили III категории длиной 8-11 м и шириной от 2,5 до 2,8 м включительно - 2;

- автомобили IV категории длиной более 11 м и шириной более 2,8 м-3.

Расход тепла на обогрев автомобилей II и III категорий в течение первого часа должен приниматься равным 70 % от общего расхода тепла на обогрев этих автомобилей. Расход тепла на обогрев автомобилей IV категории должен приниматься: в течение первого часа – 50, второго – 30 и третьего – 20 %.

При открывании ворот, в особенности при массовом выезде и возврате автомобилей, создается максимальное охлаждение помещений. Количество тепла, необходимого для нагрева врывающего воздуха определяют так:

=, (5.7.2)

где V – количество проникающего в помещение холодного воздуха, кг/ч;

0,24 – теплоемкость наружного воздуха, Дж/(кгºC);

tB - внутренняя и наружная расчетные температуры воздуха, ºC;

- время, в течение которого ворота находятся в открытом состоянии, мин.

Необходимый расход воздуха на завесу при соблюдении заданной температуры смеси вблизи ворот:

= , (5.7.3)

При учете всех потерь тепла зданием годовой расход условного топлива:

Q = g (5.7.4)

где – объем здания;

g – расход топлива на 1м3 здания, в год, кг/м3;

– разность температур внутреннего и наружного воздуха, ºC;

Удельный расход топлива обратно пропорционален объёму здания: при увеличении от 5 до 50 тыс. g уменьшается от 0,25 до 1,5 кг/ м3.

Вентиляция. Правильно и рационально работающая вентиляция обеспечивает поддержание чистоты воздуха и уменьшает количество содержащихся в нем вредных выделений.

Расход топлива Б одним карбюраторным двигателем при скорости движения автомобиля в помещении 5 км/ч:

Б = 0,6 + 0,8 V, (5.7.5)

где V – рабочий объем цилиндров двигателя, л.

Расход топлива при испытаниях двигателя на стенде и при подъёме автомобиля по рампе в многоэтажных гаражах увеличивается. В данном случае рекомендуется вводить поправочный коэффициент 1,5.

При определении вентиляционных обменов воздуха принимают, что в результате сжигания 1 кг жидкого топлива образуется 14-15 кг отработавших газов.

В помещениях, предназначенных для хранения исправных автомобилей, при расчете принимают, что в случае работы двигателя автомобиля не более 20 минут содержание окиси углерода равно 200 мг в м3 воздуха. Допустимую концентрацию акролеина (акрилового альдегида) во всех без исключения помещениях принимают равной 0,2 мг/м3, и все расчеты относят к одному часу.

В зоне технического обслуживания, ремонтной зоне, на испытательной станции, где постоянно находятся рабочие и где режим работы более или менее равномерный, расчеты ведут на допустимую концентрацию окиси углерода 20 мг/м3 и относят их так же к одному часу работы двигателя.

Потребляемая вентилятором мощность:

N = , (5.7.6)

где – производительность вентилятора, м3/ч;

p – давление, давление, создаваемое вентилятором, Па;

- КПД вентилятора;

- КПД передачи (при размещении вентилятора на одном валу с двигателем – 1,0, для клиноременной передачи – 0,95, для плоскоременной передачи – 0,9).

Установочная мощность электродвигателя:

Nуст = α N (5.7.7)

где α - коэффициент запаса мощности, равный 1,1 – 1,5.

Водоснабжение. Проектировать водоснабжение следует в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Вода для бытовых и технологических нужд должна удовлетворять требованиям ГОСТ 2874-82

Водопроводы технической, повторно применяемой и питьевой воды делают раздельными отличительной краской. В соответствующих точках водозабора необходимо писать: «питьевая», «повторно используемая», «техническая».

Устройства питьевого водоснабжения рекомендуется размещать в проходах производственных зданий, в помещениях для отдыха и в вестибюлях. Для сатураторных установок газированной воды предусматривают площадь 2-3м2.

Количество питьевых устройств определяют из расчета одно устройство на 100 работающих в наиболее многочисленной смене для производственных групп питьевых бюветов (Пб), пожарных гидрантов (Пг) и одно на 200 человек для отдельных групп. Расстояние от рабочего места до питьевых устройств не должно превышать 75 м.

Канализация. Автотранспортные предприятия должны быть обеспечены системами канализации для раздельного сбора и удаления производственных и бытовых сточных вод. Для сбора и удаления атмосферных осадков следует предусматривать ливневую канализацию. Соединения между производственной и бытовой системами канализации запрещаются. Каждая система должна иметь самостоятельный выпуск во дворовую сеть. При сбросе на городские очистные сооружения условия отведения сточных вод определяются «Инструкцией по приему сточных вод в городскую канализацию».

Производственные сточные воды до отведения их из цехов во внеплощадочную канализационную сеть нужно очищать на специальных сооружениях предприятия (решетках, песколовках, отстойниках, жироловках, флотационных установках, осветителях–перегнивателях). Для локальной очистки сточных вод, загрязненных нефтепродуктами и взвешенными веществами, следует предусматривать отстойники-нефтеловушки с двухступенчатыми набивными фильтрами на площадках для наружной мойки автомашин и в месте сбора дождевых вод, отстойники-нефтеловушки из обвалованной территории мазутного хозяйства, нейтрализационные установки для доведения pH кислых и щелочных стоков до 6,5-8,5.

Для утилизации продуктов, содержащихся в концентрированных стоках, а также для уменьшения концентрации загрязнений в общезаводском стоке следует предусматривать сбор первых ополосков от мойки оборудования, танков и трубопроводов.

Загрязненные сточные воды автотранспортных предприятий перед выпуском в водоемы должны подвергаться полной очистке. При этом наиболее целесообразна очистка совместно со сточными водами города или населенного пункта.

Расходы воды при механизированной мойке на единицу подвижного состава следующий:

Легковые автомобили..................................... 1000-1500 л.

Грузовые......................................................... 1500-2000 л.

Автобусы........................................................ 1500-2000 л.

При ручной мойке расход воды на 40-50 % меньше.

Расход питьевой воды составляет на одного работающего в смену:

Водители, кондукторы................................... 16 л.

Ремонтные рабочие........................................ 20-25 л.

Рабочие горячих цехов.................................. 35 л.

 

Вибрация. Допустимые параметры вибрации на постоянных рабочих местах в производственных и подсобных помещениях следует принимать по ГОСТ 12.1.012-90 С С БМ «Вибрационная безопасность. Общие требования».

Нормы параметров транспортной вибрации, воздействующей на операторов подвижных самоходных и прицепных машин и транспортых средств при их движении представлены в таблице 5.7.2.

 

Таблица 5.7.2 - Санитарные нормы спектральных показателей вибрационной нагрузки на оператора по ГОСТ12.1.012-90

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц Виброускорение Виброскорость
м/с2 дБ м/с д/Б
z x,y z x,y z x,y z x,y
  1,10 0,39       6,3    
  0,79 0,42     7,1 3,5    
  0,57 0,8     2,5 3,2    
  0,6 1,62     1,3 3,2    
  1,13 3,2     1,2 3,2    
31,5 1,25 3,55     1,1 3,2    
  4,5 12,8     1,1 3,2    

Для снижения технологических вибраций необходимо применять виброгасящие фрагменты, виюродемпфирование, виброизоляторы.

 

Шум. Допустимые уровни звукового давления и уровни звука на рабочих местах в помещениях и на территории предприятий следует принимать по ГОСТ 12.1.003-83 С С БМ «Шум. Общие требования».

Для автомобилей с полной массой не более 3500 кг допускается превышение уровня шума на 1 дБА, если на автомобиле установлен дизельный двигатель с непосредственным впрыском топлива.

Для полноприводных автомобилей с полной массой свыше 2000 кг допускается увеличивать уровень шума на 1 дБА, если мощность двигателя менее 150 кВт, и на 2 дБА, если мощность двигателя 150 кВт и более.

Допускается увеличение уровней внутреннего шума полноприводных легковых и грузопассажирских автомобилей на 2 дБА.

Для автобусов с переднем расположением двигателя, производство которых начато до первого января 1989 г., допускается увеличение уровней шума на 2 дБА.

Уровни шума серийных автомобилей при испытаниях в объеме гарантийного пробега не должны превышать более чем на 1 дБА значений, приведенных в таблице 5.7.3.

 

Таблица 5.7.3 - Допустимые уровни внутреннего шума базовых автомобилей и их модификаций по ГОСТ 27435-87

Тип автомобиля Уровень звука, дБА
Легковые и грузопассажирские автомобили  
Автобусы с полной массой свыше 3500 кг с двигателем мощностью, кВ менее150 150 и более  
Автобусы и грузовые автомобили с полной массой, кг не менее 2000 свыше 2000, но не более 3500  
Грузовые автомобили, автопоезда с полной массой свыше 3500 кг и с двигателем мощностью, кВт менее 75 75 и более, но менее 150 150 и более    

 

Бытовые помещения. К бытовым помещениям относятся как общие так и специальные (предусматриваемые в зависимости от санитарной характеристики производственных процессов): гардеробные, душевые устройства для ручных и ножных ванн, умывальные, уборные помещения для личной гигиены женщин, для отдыха, для обогревания работающих, помещения для стирки и химчистки, респираторные и т.п. Их состав определяется в соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания».

Бытовые помещения могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, в пристройке или могут быть встроены в основной производственный корпус. В этом случае должен быть предусмотрен теплый переход в производственный корпус.

Бытовые помещения для работающих в ремонтно-механических, электромеханических мастерских, котельной, компрессорной следует располагать отдельно от общезаводских.

Гардеробные для рабочей и санитарной одежды должны располагаться в помещениях, изолированных от гардеробных для верхней одежды. Хранение верхней одежды рабочих основного производства следует производить открытым способом с обслуживанием, для чего должны быть предусмотрены вешалки или открытые шкафы, скамейки и подставки для обуви. В гардеробах рабочей одежды предусматривают отдельные кладовые площадью не менее 3 м2 для хранения чистой и грязной одежды.

Гардеробные следует проектировать в виде общих залов с шириной проходов между шкафами не менее 1,5 м, а при устройстве сидений у шкафов – не менее 2,0 м.

Душевые необходимо размещать в помещениях, смежных с гардеробными. Размеры душевых кабин (в осях перегородок) – 0,90,9м. Ширину прохода между рядами душевых кабин в плане принимают не менее 2,0 м, а между рядом душевых кабин и стеной или перегородкой – не менее 1,2 м.

Умывальные следует размещать смежно с гардеробными спецодежды; умывальники – групповые по расчету на число рабочих и наиболее многочисленную смену. Часть умывальников (до 20 % расчетного количества) желательно располагать на свободных участках производственных площадей вблизи рабочих мест, если это допустимо по условиям производства. Ширина проходов между рядом умывальников и стеной должна составлять не менее 1,5 м, а между рядами умывальников не менее 2,0 м.

Помещение для отдыха в рабочее время предусматривают в соответствии с технологической частью проекта. Их площадь принимают из расчета 0,2 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 18м2. Расстояние от рабочего места до помещения для отдыха не должно превышать 75 м. Эти помещения оборудуют умывальниками с холодной и горячей водой, обеспечивают питьевой водой и электрическими кипятильниками.

Помещения для обогревания сотрудников следует предусматривать для работающих на открытой территории и в камерах с температурой ниже 5ºC, причем помещения для обогревания работающих внутри здания и для работающих на открытой территории должны быть отдельными.

Площадь помещения для обогревания работающих определяют из расчета 0,1 м2 на одного человека в наиболее многочисленной смене, но не менее 12 м2.

Контрольные вопросы

1. Какие виды инструктажей проводятся на рабочем месте?

2. Как регистрируется факт проведения всех видов инструктажей?

3. Перечислите обязанности работодателя.

4. Перечислите права работника.

5. Перечислите обязанности работника.

6. Перечислите особенности оформления целевого инструктажа.

7. Кем разрабатывается инструкция по охране труда и на какой срок?

8. Какие несчастные случи на производстве подлежат расследованию?

9. На основании какого документа начинается расследования несчастного случая на производстве?

10. Когда проводится специальное расследование несчастного случая на производстве?

11. Сколько дней проводится специальное расследование несчастного случая на производстве?

12. Из каких составляющих складывается травмобезопасность производственного объекта?

13. Какие разделы должна содержать инструкция по технике безопасности на рабочем месте?

14. Как правильно провести инструктаж?

15. Какие параметры характеризуют микроклимат производственного помещения?

16. На основании каких факторов нормируется относительная влажность воздуха в производственном помещении?

17. На основании каких факторов нормируется скорость движения воздуха в производственном помещении?

18. На основании каких факторов нормируется освещенность рабочих мест?

19. Какими способами можно улучшить естественную и искусственную освещенность рабочего места?

20. Требования предъявляемые к производственной вентиляции?

21. Какие средства защиты от шума используются на производстве?

22. Какими показателями характеризуется производственная вибрация?

23. Назовите способы защиты от вибрации широко используемые на производстве?

24. Для чего применяют защитное заземление и зануления электрооборудования и как они устроены?

25. На основании каких факторов рассчитывается значение сопротивления заземляющего контура?

26. Какие сосуды, работающие под давлением, подлежат регистрации в органах государственного технического надзора?

27. Какие измерительные, контрольные и защитные приборы должны быть на водонагревательном котле?

28. Какие грузоподъемные машины подлежат регистрации в органах государственного технического надзора?

29. Каким видам испытаний подвергается грузоподъемная машина перед вводом ее в эксплуатацию?

30. Как проверяют пригодность различных типов огнетушителей?

31. Назовите марки и необходимое количество огнетушителей устанавливаемых в грузовом автомобиле и автобусе?

32. Как часто следует проводить проверку работоспособности огнетушителей?

33. Какие предъявляются требования безопасности к техническому состоянию автомобиля?

34. Какие предъявляются требования безопасности к территории автотранспортного предприятия?

35. Какие требования предъявляются к строительной площадке?

36. Как правильно организовать безопасную перевозку людей?

37. Поясните порядок выдачи спецодежды и средств индивидуальной защиты.

Приложения.

Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.