КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации. 1. Образование СССР: проекты и реальность
Темы рефератов 1. Образование СССР: проекты и реальность. 2. Конституция СССР 1924 г.: разработка и принятие. 3. Адвокатура в СССР в период нэпа (1922–1929 гг.). 4. Советские исправительно-трудовые учреждения в период нэпа. 5. Законодательное закрепление принципов классовых репрессий в УК РСФСР 1922 г. 6. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. 7. Брачно-семейный кодекс РСФСР 1926 г. 8. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. 9. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.
Практическое занятие – 4 часа
Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы
Задание 1. В рабочих тетрадях составьте схему: - «Причины перехода к новой экономической политике»; - «Структура органов власти и управления СССР по Конституции СССР 1924 г.»; - «Структура судебных органов РСФСР по судебной реформе 1922 г.»; - «Причины кодификации советского права в период нэпа»; - «Источники советского права в период нэпа»; - «Формы собственности по Гражданскому кодексу РСФСР 1922 г.»; - «Виды договоров по Гражданскому кодексу РСФСР 1922 г.»; - «Виды преступлений по Уголовному кодексу РСФСР 1922 г.»; - «Виды наказаний по Уголовному кодексу РСФСР 1922 г.»; 2. Основываясь на памятниках права соответствующих изучаемому периоду, письменно дайте полную правовую оценку предложенным преподавателем юридическим казусам. 3. Составьте кроссворд по теме «Кодификация советского права в период нэпа», используя 20 ключевых слов. 4. Напишите эссе на тему «Предпосылки образования СССР и ход объединительного процесса». 5. В рабочих тетрадях выполните предложенный преподавателем тест.
Для более эффективного проведения практического занятия студент должен заранее подготовиться к нему и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо, прежде всего, усвоить характеристику причин, побудивших большевистское руководство отказаться от политики «военного коммунизма» и перейти к новой экономической политике. Необходимо рассмотреть те изменения, которые произошли в структуре высших органов власти и управления, правоохранительных органах при переходе к нэпу, правовые основы организации и деятельности адвокатуры. Постарайтесь выяснить, какой тип политического режима сложился в нашей стране в годы нэпа. Далее следует уяснить основные причины объединения советских республик. Следует рассмотреть основные этапы объединительного процесса, при этом необходимо учесть, что новая форма государственного единства была найдена не сразу. Существовали различные точки зрения на то, каким должно быть новое государство. Необходимо рассмотреть основные проекты создания нового государства. Помните, что 30 декабря 1922 г. в Москве открылся исторический I съезд Советов Союза ССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Обратите внимание на то, что съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в основном и передал затем эти документы на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик. Имейте в виду, что создание Советского Союза завершилось принятием Конституции СССР в 1924 г., состоявшей из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Выясните, как в первом разделе закона подчеркивалось коренное отличие национальной политики Советского государства от национальной политики капиталистических государств, какие указывались причины объединения республик в союзное государство. Назовите принципы их объединения. Второй раздел определял основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, устанавливал систему высших органов власти и управления СССР. Подробно охарактеризуйте эту систему. Уясните, как строились бюджетные отношения, устанавливалось гражданство. Определите, какие вопросы относились к компетенции союзных органов и органов власти и управления в союзных республиках. Определите, какой орган мог утверждать, изменять или дополнять Договор. Уточните, содержалась ли в тексте договора возможность отмены, денонсации и аннулирования. Большую часть практического занятия по данной теме занимает работа с первыми советскими кодексами. Поэтому, прежде всего, необходимо ясно представлять основные причины кодификации советского законодательства в период нэпа. При изучении данного вопроса следует учесть, что новая экономическая политика была невозможна без четкого правового регулирования общественных отношений. Необходимо объяснить причины перехода от принципа революционной целесообразности к принципу революционной законности. Подробно остановитесь на уяснении процесса разработки Гражданского, Уголовного, Земельного кодексов и Кодекса законов о труде. Следует обратить внимание на то, что при принятии кодексов РСФСР специально ставила вопрос об их действии в пространстве. Они распространялись на союзные с РСФСР независимые социалистические республики. Затем на основе кодексов РСФСР союзные республики создавали свои самостоятельные законы. Далее следует учесть, что переход к нэпу требовал, прежде всего, защиты государственных интересов. Частник тоже должен был получить законодательные гарантии и защиту от произвола государственных структур. Поэтому роль гражданского права в этих условиях значительно возросла. При подготовке обратите внимание на то, что Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. состоял из четырех разделов: общей части, вещного права, обязательственного и наследственного права. Необходимо уяснить основные формы собственности по кодексу. При этом необходимо учесть, что кодекс допускал существование и частной собственности, однако закон ограничивал возможность бесконтрольного роста частной собственности. Выясните условия правового регулирования частнохозяйственных отношений по кодексу. При рассмотрении раздела, посвященному обязательственному праву, необходимо остановиться на характеристике основных видов договоров по кодексу. После этого необходимо уяснить характеристику основных принципов и институтов наследственного права по кодексу. В целом необходимо учесть, что Гражданский кодекс закреплял незыблемость социалистической системы производства и охранял в первую очередь интересы государства, хотя и предоставлял некоторые возможности проявления частной хозяйственной инициативы. Также при подготовке к практическому занятию следует учесть, что в основу разработки Уголовного кодекса РСФСР (УК) были положены Руководящие начала 1919 г. Задачей УК являлась правовая защита государства от преступлений и от общественно опасных элементов путем применения наказаний к нарушителям революционного порядка. Необходимо обратить внимание на тот факт, что кроме понятия наказания УК ввел также понятие «меры социальной защиты», носившие медицинский и медико-педагогический характер. Уясните определение преступления по УК РСФСР 1922 г. Покажите, на какие виды подразделялись преступления. Усвойте систему наказаний, а также меры социальной защиты, предусмотренные УК РСФСР 1922 г. Далее следует уяснить характеристику Земельного кодекса РСФСР 1922 г., рассмотрев его источники, структуру, те формы землепользования, которые допускал кодекс. После этого необходимо перейти к усвоению Кодекса законов о труде 1922 г., охарактеризовав его структуру. При этом принципиальной является необходимость уяснить отличие нового трудового законодательства от Кодекса законов о труде 1918 г. Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 38] Тема 14. Советское государство и право в период формирования тоталитарного политического режима (1929–1941 гг.) Цель занятия: сформировать понятие о развитии советского государственного аппарата, уяснить изменения в политическом режиме изучаемого периода, сущность и содержание тоталитарного политического режима, причины его формирования и последствия, усвоить основные черты развития советского права в изучаемый период. Семинарское занятие – 2 часа
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |