Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды самостоятельной работы




Самостоятельная работы подразделяется на аудиторную и внеаудиторную.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися во время основных аудиторных занятий (семинаров, практических, лабораторных и иных работ).

Внеаудиторная самостоятельная работа в зависимости от характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами самостоятельная работа обучающихся осуществляется в следующих формах:

- самостоятельная работа под контролем преподавателя (плановые консультации, творческие контакты и т.п.);

- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении обучающимися домашних заданий учебного характера и научно-исследовательской работы.

Общие методические рекомендации при организации аудиторной
и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов

Лекция. Вузовская лекция – устное изложение преподавателем предмета, научной проблемы или отдельного вопроса. Изучение студентами истории государства и права России начинается с лекций. Лекция не только имеет большое познавательное значение, но и учит студентов делать обобщения и выводы, помогает в самостоятельной работе, настраивает на систематическую работу над предметом.

В процессе чтения лекции начинается самостоятельная работа, студент пытается фиксировать основные положения. Дословно лекцию записывать не следует, но необходимо постараться отразить как можно полнее и точнее определения, теоретические выводы, обобщения, имена исторических деятелей. Простое прослушивание лекции без ведения конспекта мало что дает, так как через несколько часов в памяти почти ничего не остается.

Конспект лучше прочесть в тот же день или в самое ближайшее время и по «горячим следам» исправить допущенные во время записи неточности, внести необходимые дополнения. Не рекомендуется откладывать работу «в долгий ящик»; перечитывая конспект сразу после лекции, студент мысленно как бы воспроизводит ее полностью, что позволяет проанализировать, понять и усвоить прозвучавший в ней материал. Перечитывая конспект, следует поработать над систематизацией: пронумеровать отдельные положения, выделить главное, то есть заставить работать зрительную память. Пользоваться чужими конспектами не рекомендуется, запись всегда индивидуальна и рассчитана, в первую очередь, на самого записывающего – это своеобразное индивидуальное пособие.

При записи следует оставлять поля, на которые затем, при ее чтении, следует дописать пропущенный или дополнительный материал из первоисточников или другой литературы, собственные мысли. Запись лекции более продуктивна при использовании навыков стенографии.

Надо вырабатывать привычку – записывать слова сокращенно. Например, государство – гос-во, право – пр., общественный строй – о.с. и т.д.

Семинарские и практические занятия в вузе – это также в определенной степени и вид самостоятельной работы. Семинарские занятия по истории государства и права России посвящены углубленному изучению правовых документов, важнейших теоретических проблем, вопросов общественного, государственного и правового строя в отдельные периоды истории России. Студентам заблаговременно сообщаются темы семинаров и перечень основных вопросов, которые будут рассматриваться на занятии, список литературы, содержащий необходимые сведения по существу этих вопросов, а также время его проведения. Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, а также выбор темы определяются преподавателем соответственно рабочему учебному плану. Планы семинаров содержат перечень основных вопросов по каждой из тем, изучаемых в рамках общего курса «История отечественного государства и права». На семинаре могут рассматриваться и быть предметом обсуждения и другие аспекты темы (по указанию преподавателя).

Семинары представляют наиболее активную форму обучения. Во время семинарских занятий студенты учатся анализировать документы и материалы, приобретают навыки ведения полемики, публичных выступлений, овладевают умением пользоваться терминологией.

При подготовке к семинару следует не только хорошо изучить рекомендованную литературу и сделать необходимые выписки, но и продумать сам ответ: составить план ответа по всем вопросам, которые выносятся на обсуждение. На семинаре необходимо внимательно слушать ответы и фиксировать все новое. При ответе следует использовать исторический материал и современные публикации. Желательно принять участие в обсуждаемых вопросах, попытаться дополнить ответы, высказать свое мнение. Участие в семинаре развивает мышление, избавляет от механического усвоения материала, помогает приобрести опыт в отстаивании собственного мнения.

Семинарские занятия по курсу строятся и в форме беседы по вопросам, указанным в плане, и вформе чтения и комментирования статей законодательных актов. Для того чтобы подготовиться к анализу нормативно-правовых актов, студенту необходимо при изучении источников не только передать общий смысл статьи, но и обратить внимание на примечания, комментарии и пояснения исследователей. Нет необходимости конспектировать текст документов полностью: фиксировать в тетради нужно только самое существенное. Дословному цитированию подлежат лишь наиболее яркие, емкие части актов.

Не обязательно подробно изучать все работы, указанные в списке литературы. Рекомендованная к каждой теме литература составлена таким образом, чтобы имелся более широкий выбор работ, так как не все они в равной степени доступны. Это не означает, что студент может ограничиться каким-либо одним исследованием. Крайне важно, чтобы студент на семинарских занятиях научился делать общие выводы на основании изложенного им самим или другими выступавшими.

Практические занятия позволяют закрепить изученный материал и применить полученные знания в ходе разбора конкретных практических ситуаций. Работа студента состоит в принятии решений по заранее сформулированным практико-ориентированным правовым ситуациям. Учебная группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждой из них предлагается ситуация для анализа. В течение 5-10 минут студенты обсуждают варианты ее решения. Затем преподаватель начинает опрос. Представители подгрупп поочередно излагают варианты решения проблемных ситуаций. Остальные студенты внимательно слушают и при необходимости дополняют или предлагают свои пути решения проблемы. Затем преподаватель комментирует ответы, дополняет их и оглашает правильное решение проблемной ситуации. В конце занятия проставляются оценки, критерием которых является правильность и полнота ответов. Также в ходе практического занятия возможна отработка логических схем, построение таблиц, решение тестов и др.

Только систематическая, добросовестная работа на семинарских и практических занятиях будет способствовать правильному и углубленному пониманию изучаемой проблемы и в целом учебной дисциплины.

Консультация для студентов – один из важнейших источников получения наиболее полной информации об изучаемом предмете: сведения о задачах и специфике изучения истории государства и права России, объеме предстоящей работы, о наиболее целесообразных формах и приемах изучения, возможных трудностях и путях их преодоления, а также о предъявляемых кафедрой и преподавателями требованиях. Проводятся поточные, групповые, индивидуальные, предэкзаменационные консультации. Все необходимые консультации студенты могут получить у преподавателя на семинаре или во внеурочное время в кабинетах преподавателей 206, 212, 214, 216 и 218 юридического корпуса академии.

Основой изучения и познания предмета является самостоятельная работа. Очень важно творчески подходить к изучению истории государства и права России, чтобы учеба не сводилась к механическому заучиванию готовых положений и выводов, но развивала самостоятельное мышление, помогала пониманию и осмыслению закономерностей развития современного общества, в том числе юриспруденции и права.

Умению продуктивно самостоятельно работать над научной и учебной литературой надо учиться: эффективность и быстрота обретаются в ходе самой работы. Однако не следует пренебрегать опытом многих поколений, общими правилами целесообразных и рациональных методов работы над книгой: конспектирование первоисточников, ведение записей на лекциях и семинарах и т. д.

Все формы и приемы в организации самостоятельной работы должны быть нацелены на глубокое усвоение содержания рекомендованных к изучению источников и литературы.

Следует усвоить правила самостоятельной работы над учебной книгой и правовыми источниками, которая требует большого напряжения, целеустремленности и систематичности. Это важно как для студента во время обучения, так и для специалиста по окончании вуза с целью поддержания высокого профессионального уровня.

Наибольшей эффективности в самостоятельной работе можно достичь, используя ряд приемов:

· Последовательность в изучении литературы обеспечит экономию времени, облегчит выполнение заданий, поможет глубже усвоить программный материал.

· Использование справочного материала (схемы, карты, словарь иностранных слов, энциклопедии, юридические, философские, политические словари и т. п.).

· Посещение библиотек.

· Изучение первоисточников.

Книги необходимо читать сосредоточенно. Чтение научного текста при рассеянном внимании – бесполезная трата времени, нужно вникать в содержание книги, пытаться понять и усвоить прочитанное. «Глотание книги» – самое непроизводительное занятие. Начинать работу над книгой следует с ознакомления и внимательного просмотра оглавления. Это позволит узнать круг вопросов и порядок их изложения. Затем следует прочесть введение или предисловие, в которых обычно дается характеристика работы, цель ее написания, называются главные идеи, моменты, на которые особо следует обратить внимание. При изучении содержания следует внимательно следить за развитием мысли автора, чтобы уловить логическую связь между выдвигаемыми положениями, их аргументированием, выводами и обобщениями.

Чем шире круг источников, тем разнообразнее мнения, представленные в них, тем больше внимания требуется, чтобы понять, усвоить содержание, свободно использовать аргументацию, полученную информацию.

Конспект источников и литературы. Конспект – это обзор прочитанного с подробным изложением основных моментов книги, статьи, документа, выводов, наиболее важных аргументов. Для более глубокого изучения истории государства и права России и овладения историко-правовой наукой студентам рекомендуется конспектировать юридические первоисточники.

Ведение конспекта, как правило, процесс творческий, который сопровождается активизацией мыслительной деятельности. Хорошая запись помогает быстро восстанавливать в памяти прочитанный материал.

Следует иметь в виду, что при письменном изложении прочитанного мысли получают более четкое и продуманное выражение, хорош и полезен тот конспект, в котором коротко изложено главное – non multa, sed multum – «не многое, но много», в немногих словах, но много по содержанию.

Приступать к конспектированию необходимо после основательного знакомства с содержанием источника, то есть с момента, когда возникает полная ясность в прочитанном. Если студент начинает одновременно с чтением конспектировать абзац за абзацем, страницу за страницей, то в конспект неизбежно вкрадываются второстепенные фразы и примеры. Конспект загромождается вспомогательным материалом.

Лучшей формой конспектирования считается запись содержания своими словами, она побуждает студента глубже анализировать читаемый текст при отборе главного и важного. Однако не следует отказываться и от дословного изложения, особенно это касается терминов, основных мыслей автора, понятий, теорий и т. д.

Конспекты могут быть текстуальными, свободными, аннотированными, составленными в виде плана, рецензии, тезисов или комбинированными.

Конспектируя источник, следует дать полное его название, указать автора, год и место издания, а также время написания. Главы и параграфы надо записывать так, как они даны в первоисточнике, без сокращений.

Выбор формы записи зависит от индивидуальных особенностей студента, его опыта. Однако записи нужно оформлять так, чтобы ими удобно было пользоваться. Конспект оправдывает себя только в том случае, если он составлен в результате самостоятельной работы студента.

Реферат. Готовясь к своей творческой, научной или практической деятельности по избранной специальности, студент должен научиться постоянно пополнять свои знания, приобретать опыт исследовательской работы. В этом смысле подготовка реферата и его защита на семинарском занятии занимает весьма важное место.

Реферат – разновидность самостоятельного творческого задания, выполняемого на основе изучения и анализа научной литературы и, в некоторых случаях, иных источников информации.

В процессе подготовки реферата студент знакомится со всей доступной учебной и исследовательской литературой, усваивает материал, значительно превышающий по объему программу изучаемого курса.

Выбор темы реферата осуществляется на основе рекомендательного списка примерных тем, который заранее составляется преподавателем. Выбрав тему, следует составить план и подобрать литературу, при этом целесообразно проконсультироваться с преподавателем.

Реферат выполняется в объеме 1-го условного печатного листа (24 машинописных страницы через два интервала или 16 страниц через полуторный интервал). Допускается написание текста от руки – в этом случае объем реферата устанавливается преподавателем произвольно (индивидуально).

При работе над рефератом необходимо предварительно глубоко изучить относящиеся к избранной теме научные работы, другие материалы. Реферат не должен стать механическим переписыванием одного или нескольких научных произведений. При написании реферата необходимо использовать разнообразные источники: монографические исследования, научные статьи, словари, справочники, энциклопедии, материалы периодической печати и так далее; количество их в каждом конкретном случае может варьироваться, но, как правило, составляет не менее 10 (десяти) наименований. Проанализировать рассматриваемые проблемы, представить свои комментарии, оценки, предположения.

Преподаватель оказывает студентам организационную и методическую поддержку, помогает избежать компиляций, грамотно использовать противоречивые источники и публицистическую литературу, критически относиться к информации, не поддающейся проверке.

Структурно реферат включает разделы: план, введение, основную (содержательную) часть, заключение (выводы), примечания, приложения (при наличии таковых), список использованной литературы. Все приведенные в тексте цифровые данные, цитаты и заимствованные суждения должны быть подтверждены указанием источника.

Введение должно содержать целевую установку, обоснование актуальности темы и краткий обзор литературы.

В основной части излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее и собственная позиция студента.

В заключении кратко резюмируется содержание работы, формулируются выводы. При наличии приложений их помещают после заключения.

В оформлении научного аппарата работы следует придерживаться принятых стандартов библиографического описания документа.

На представление основных положений реферата дается обычно 10–15 минут. При этом предпочтительнее не зачитывать текст реферата, а пересказать его.

После доклада студенту задаются вопросы, на которые он дает краткие ответы, высказываются мнения, предложения и замечания.

Преподаватель подводит итог: оценивает содержание реферата, выступления докладчика и оппонентов.

При оценке реферата, прежде всего, учитываются его содержание, теоретический и методический уровень, убедительность аргументации, правильность обобщений. Большое внимание уделяется также умению представить свою работу, манере поведения на защите.

Терминологический словарь. Данная форма предполагает, что обучающийся выписывает в алфавитном или тематическом порядке определения тех или иных правовых понятий. Возможными вариантами формирования содержимого такого словаря может быть в двух вариантах: 1) составление словаря из основных понятий и категорий, изучаемых на лекционных и семинарских занятиях. Это позволяет обучающемуся систематизировать полученные знания, закрепить наиболее важные, ключевые моменты. Составленный таким образом словарь может быть очень удобен при подготовке к контрольным работам, а также к зачету и экзамену. 2) составление словаря из сложных, незнакомых обучающимся терминов, определения которых необходимо найти в литературе. Цель – расширение словарного запаса, обогащение научно-категориального аппарата, кругозора.

Составление схем и таблиц. Данная форма работы помогает применять логическое мышление, последовательность в изложении материала. Использование составленных в течение семестра схем по каждой теме значительно облегчает обучающемуся подготовку к промежуточной аттестации. В наибольшей степени задания на выполнение схемы уместны при изучении вопросов, связанных с классификацией различных правовых явлений, изучением их структуры, строения и т.п. В виде таблицы проводится сравнительный анализ определенных правовых явлений или категорий. Сравнение проводится по заранее заданным преподавателем параметрам. На семинарском занятии полученные данные обобщаются, и выявляются тенденции, обсуждаются возможные выводы.

Составление тематических кроссвордов позволяет развивать профессиональный кругозор и мышление обучающегося, а также позволяет формировать его юридический язык. Задача студента не только найти и сформулировать определения и термины и построить их в определенную логическую схему, но и сформулировать вопросы лаконично и в тоже время понятно и доступно. Подготовленные кроссворды предлагаются к решению другим обучающимся как в самой группе, так и в других.

Контроль знаний. Главная цель контроля – сделать процесс обучения более эффективным, помочь студенту выработать правильный режим работы над первоисточниками и учебной литературой, добиться глубокого усвоения программного материала. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется преподавателем постоянно.

Формами контроля за усвоением программы курса являются: систематический, текущий контроль (оценки в журнале), промежуточный, рубежный (тестирование по пройденному материалу) и итоговый (зачет и экзамен).

Текущая успеваемость. Преподаватель оценивает знания студентов по четырехбалльной системе за выступления на семинарских занятиях и подготовку рефератов.

Промежуточный (рубежный) контроль. Проводится, как правило, в середине каждого семестра в различных формах (тестирование, коллоквиум и т.п.).

Итоговая проверка. Осуществляется путем проведения зачета (в конце первого семестра) и экзамена (в конце второго семестра). Зачет и экзамен проводятся по специально разработанным билетам. При ответе студентам необходимо показать глубокие знания предмета, фактического материала, умение самостоятельно анализировать исторические и правовые проблемы.

Оценка «отлично» ставится, если студент знает требуемый программой курса материал, содержание обязательных к изучению первоисточников, правильно формулирует и аргументирует высказываемые положения, умело применяет знание историко-правовой теории при анализе современных событий, правильно отвечает на дополнительные вопросы и имеет свой взгляд на предмет.

Оценка «хорошо» ставится, если студент, правильно отвечая на поставленные в билете вопросы, показывает прочные знания, однако допускает некоторые погрешности и неточности при ответе, не имеющие принципиального значения, но свидетельствующие о недостаточно глубоком усвоении программного материала.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент в целом имеет представления о материале курса, знаком с содержанием правовых источников, но плохо отвечает на вопросы, имеет пробелы в знании теоретических положений и фактического материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не может дать вразумительный ответ на экзаменационные вопросы.

При неудовлетворительной оценке, но успешной сдаче экзаменов по другим дисциплинам назначается повторная сдача зачета (экзамена). В случае повторной неудовлетворительной оценки экзамен проводится кафедральной комиссией.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.