КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребность- переживание живым существом в чем-то важном для жизни и развития
Тема 8. Потребности и мотивы Понимание активности не может ограничиваться отношением к различным интерпритациям субъективности человека и окружающего мира. Необходим анализ потребностей, которые удовлетворяет субъект, действуя в мире. Подлинный источник активности развития личности взаимодействие со средой. Это взаимодействие вызывается необходимостью удовлетворить свои потребности.
Животное удовлетворяет свои потребности природными объектами, а человек удовлетворяет свои потребности, осваивая материальные, духовные, культурные ценности человечества, осваивает общественный опыт. Конкретное содержание потребностей зависит от конкретных условий существования живого существа. Потребность формируется в процессе освоения человеческого опыта. Чтобы возникла потребность, необходимо, чтобы внешние потребности соответствовали внутреннему миру личности (знаниям, умениям, чувствам)
Классификация и виды потребностей.
К человеческим потребностям относятся его витальные нужды и устремления (от «вита»- жизнь) необходимость в пище, воде, сне, телесных контактах, чувстве безопасности, продолжении рода. Социальные потребности: эмоциональные контакты, необходимость принадлежать к группе других людей, обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться. Экзистенциальные побуждения: творить, чувствовать. У большинства эти потребности находятся в сочетании. Но даже простая потребность у человека и животного отличаются. Одной из самых важных человеческих потребностей является потребность в труде. Наиболее известна теория иерархии потребностей А. Маслоу. Он выдвинул гипотезу, что потребности каждого человека объединены в пять групп: ü Основные физиологические потребности ü Потребности в безопасности (защите) ü Социальные потребности (в любви, причастности) ü Престижные потребности (в признании, результатах) ü Самосовершенствование (духовные потребности) Основным вкладом теории Маслоу является демонстрация того, что в каждый момент времени поведение человека детерминировано какими-нибудь доминирующими потребностями. Теория К. Альдерфера – несколько переработал иерархию потребностей Маслоу, предложив выделить три основные группы потребностей: базовые, в уважении, самосовершенствования. В отличие от Маслоу, Альдерфер отрицал иерархическое строение и необходимость их строго последовательного удовлетворения. Различия в образовании, воспитании, культурных корнях – все это может оказывать влияние на приоритетность той или иной группы потребностей. Потребности в безопасности: иметь надежную опеку, защищенным в случае болезни; быть защищенным Потребность в общении – Л.С. Выготский считает, что начиная с первых дней жизни, у ребенка имеются те объективные условия развития, которые создают необходимые предпосылки для возникновения социальной как по своему содержанию, так и по происхождению потребности в общении, которая составляет основу и движущую силу всего дальнейшего психического развития. Потребность в реализации притязаний – необходимость в оценке результатов своей деятельности и личных достижений. Потребности в аффилиации: нравиться другим людям; быть с дружелюбными и понимающими людьми; избегать межличностных конфликтов. Потребности в уважении: чувствовать уважение со стороны взрослых и других детей; получать похвалу со стороны взрослых и других детей; иметь высокий статус и авторитет в детском обществе. Потребности в независимости и самостоятельности: быть свободным от опеки и жесткого контроля; не ощущать жесткой моральной зависимости. Потребности достижения: делать что-то лучше других; успешно справиться с новыми обязанностями, достичь значительных высот в определенной области. Потребность во впечатлениях: Л.С.Выготский утверждал, что акт рождения ребенка кладет конец биологическому типу его существования и представляет собой качественный переход к новому типу развития- социальному. Она наблюдается приблизительно на 3-5 неделе жизни ребенка. Она выражается в появлении у детей зрительного сосредоточения, которое в свое время изменяет все их поведение и характер их эмоциональных переживаний. Активность каждой человеческой личности имеют свою направленность. Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |