Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Благодарное тело: утрата грации




Грация – естественный атрибут всех живых су­ществ, живущих в состоянии невинности. Утрата грации человеком произошла в ту минуту, когда он познал добро и зло. С тех пор он уже не мог просто следовать инстинктам и доверять своим чув­ствам. Убежденный своим сходством с Богом, он, однако, понял, что приговорен к труду для того, чтобы добывать хлеб насущный. Испробовав плод с древа познания, человек получил самосознание. Самосознание – это одновременно благо и про­клятие человечества. Оно позволяет человеку тво­рить, но также культивирует в нем жестокость и жадность. В великолепии своих достижений чело­век может проявлять божественные черты, но в своем желании достичь как можно большего, он кажется скорее безумцем, чем Богом. Благодаря самосознанию человек стал отверженным в мире природы. Может быть, лучшим определением яви­лось бы английское слово misfit, неприспособлен­ный. Это отражает растущее понимание современ­ным человеком его недостаточной физической приспособленности. Некоторые люди понимают свою физическую неприспособленность дословно и пытаются бегать на марафонские дистанции или поднимать тяжести. Однако это не приспосабли­вает их к жизни в естественных условиях, не по­зволяет им почувствовать свое единение с миром и даже не помогает им радоваться тому, что они живы и здоровы. Чтобы это почувствовать, они дол­жны закрепить свое самосознание в сознании себя.

Это два разных понятия, несмотря на похожее звучание. Чтобы быть самосознающим, человек должен посмотреть на себя со стороны, так как это случилось со мной во время терапевтического се­анса, когда я услышал свой крик, не ощущая стра­ха. Самосознание означает некое раздвоение лич­ности, которая может колебаться от красоты до полной диссоциации, как при шизофрении. Для того, чтобы осознавать себя, человек должен чув­ствовать свое тело.

Есть история о сороконожке, которая, размыш­ляя, какой из своих многочисленных ног двинуть первой, не смогла сдвинуться с места. На счастье сороконожки (и на наше тоже), все важнейшие функции организма базируются на саморегуляции. В отличие от сороконожки, люди могут обдумать некоторые функции и движения и сознательно зап­рограммировать их. Однако делая это, мы рискуем уподобить наше тело машине и подавить его гра­цию. В своем отношении к телу эго уподобляется всаднику на лошади. Если подчинить животное своей воле, то оно сделает все, что желает всад­ник. Однако это приведет к тому, что лошадь ут­ратит природную грацию. Если же всадник даст ей некоторую свободу, лошадь и всадник в движении сольются с друг другом, и это будет выглядеть бла­городно и красиво. Это важная аналогия, так как люди поступают двумя способами: один зависит, а другой не зависит от нашей воли. Намеренные дей­ствия – такие, как ходьба, работа над книгой или приготовлении пищи, находятся под контролем эго и сознательной воли. Некоторые движения непро­извольны – мигание век, судороги, тики, дыхание – они происходят независимо от того, хотим мы этого или нет. Некоторыми движениями мы можем управлять, но считается, что они непроиз­вольны, поскольку происходят спонтанно. В про­цессе беседы мы производим множество жестов, которые не являются запланированными действи­ями. Такие спонтанные движения мы производим без перерыва: прикладываем руку к губам или к лицу, сплетаем ладони, двигаем ногами. Часто мы не осознаем данного движения, если не концент­рируем на нем внимание. В отличие от этого, на­меренные движения мы делаем для достижения не­кой сознательной цели. Когда мы чистим зубы, одеваемся или принимаем пищу, мы делаем это с сознательной целью.

Целенаправленных действий немного, в отли­чие от непроизвольных движений, которые посто­янно совершает тело. Даже если мы опустим дви­жения внутренних органов, тело постоянно производит какие-то минимальные движения, оно находится в постоянном движении, даже во время сна.

Непроизвольные движения являются непосред­ственным проявлением жизненности тела. Вот что сказал мой друг художник о человеке, позирую­щем для портрета: "У него лицо такое живое, что я не в состоянии ухватить это выражение". Целе­направленные или контролируемые движения не создают такого впечатления, так как в их основе лежит нечто механическое. Однако большинство движений не принадлежат ни к первой, ни ко вто­рой категории, они являются комбинацией их обо­их. Чем менее движение контролируется волей, тем более оно спонтанно и грациозно. Если мы хо­тим, чтобы наши движения были грациозными и не напряженными, наше эго должно довериться подсознанию.

Отсутствие элегантности движений – это при­знак dis-ease, или состояния противоположного состоянию свободного расслабления. Так как тако­го отсутствия свободы невозможно избежать в на­шей культуре, грациозное тело – редкость среди взрослых людей. Наблюдая за людьми на улицах, мы можем заметить, как неловко многие из них двигаются. Еще печальнее тот факт, что многие из них не осознают этого. Большинство из них не замечают также своих серьезных эмоциональных проблем. Несмотря на то, что исследования указы­вают на высокую частоту психических заболеваний в нашей культуре, большинство людей не считают, что депрессия, беспокойство или неуверенность, которые они у себя отмечают, являются серьезной эмоциональной проблемой, хотя на самом деле так оно и есть. Лишь немногие замечают какую-либо связь между психическими заболеваниями и отсут­ствием грации. Это непонимание возникает из-за того, что теория медицины опирается не на понима­ние здоровья, а на определенную область знания о болезнях. Большинство терапевтических программ, базируются ли они на анализе или нет, заражены таким консервативным взглядом и концентрируют­ся на симптомах, вместо того, чтобы концентриро­ваться на общем состоянии здоровья и состоянии дискомфорта или беспокойства (dis-ease) личнос­ти. Так как каждая болезнь личности касается в равной степени, как тела, так и ума, мы должны научиться смотреть на психические проблемы, как на отражение физиологических проблем, и наобо­рот. Успешная терапия будет основана на понимании того, как и почему данная личность утратила грацию.

Несколько лет тому назад, я лечил одного адво­ката, который обратился ко мне, так как у него были проблемы в отношениях со своей подругой. Он жаловался, что она не хочет вступить с ним в длительный союз, несмотря на то, что они сблизи­лись сексуально. Мой пациент, которого я назову здесь Пол, утверждал, что очень любит свою под­ругу и не понимает, почему она не хочет вступать с ним в брак, несмотря на то, что она многократно признавалась ему в любви.

Пол был привлекательным мужчиной лет 50, который в своей жизни уже был женат, воспитал трех сыновей, а сейчас был в разводе. Как он ска­зал, поводом к разводу послужило то, что жена слишком его опекала, что лишило их связь эле­мента возбуждения и сделало ее нудной. Пол вел активную жизнь, занимался двумя видами спорта и, казалось, у него было чем поделиться с женщи­ной. Он был расслабленным и веселым и никогда не вел себя плохо по отношению ни к кому, кроме этой женщины.

Несомненно то, что если в отношениях двух людей появляются проблемы, за это ответственны оба. Однако, зная только Пола, я должен был ста­раться понять его проблемы, исходя из его лично­сти. Он не скрывал своих чувств и говорил о себе без стеснения. В этой ситуации единственный спо­соб отыскать подсказку, касающуюся его про­блем, – это изучение строения и движения его тела. У него было хорошо сложенное, сильное и грациозное тело. Но когда я попросил его лечь на биоэнергетический стол, чтобы посмотреть, свобод­но ли он дышит, то с удивлением отметил, что спина его жесткая, как доска, а дыхание сильно ограничено. Я подумал, что, вероятно, его расслабленный, свободный способ бытия является пози­цией, которую он принял для того, чтобы произво­дить впечатление на людей и компенсировать состояние внутреннего напряжения. Или же за этим стилем скрывалось сильное эго, стремящееся к доминированию над другими? Пол признал, что достигает в жизни того, чего хочет, и его очень нервировало то, что ему не удается "оседлать" эту женщину. Я мог только догадываться, что суще­ствующая у Пола потребность доминировать над собой и над другими людьми существенно влияла на то, что его подруга не желала более длительной связи с ним. Кроме того, несмотря на производи­мое поверхностное впечатление, он не был сердеч­ным человеком.

Мои интерпретации проблем Пола оказались для него слишком трудными, и он не смог их принять. Однако он не мог отрицать жесткости в своей спи­не и принял предложение поработать над своим телом. Он регулярно использовал биоэнергетичес­кий столик для расслабления мышц спины. Когда он отпустил себя на физическом уровне, он был уже в состоянии позволить своей подруге уйти. Если бы она ему уступила, их связь могла бы за­кончиться также, как его прошлая семейная жизнь, – он утратил бы к ней интерес.

Отношения Пола с женщинами строились по­добно его отношениям с матерью. Она была жен­щиной, требующей опоры и привязала к себе сына под видом любви. С виду Пол был независимым человеком, но его дух не был свободным. Он по­стоянно ощущал потребность в подтверждении соб­ственной ценности, должен был достигать успеха, целей, принимать вызов и выигрывать. Он всегда был активен. Ему было незнакомо удовольствие обычного существования.

Пол был человеком, живущим согласно ценнос­тям эго, а не ценностям тела. Ценности эго связа­ны с удовлетворением, которое приносит достиже­ние цели. Ценности тела – это физическое удовольствие, получаемое от непроизвольных гра­циозных движений. Концентрируясь на достиже­нии цели, мы достигаем удовольствия, происходя­щего от стремления к ней. Лыжный спорт, например, является таким занятием, которым люди могли бы заниматься для собственного удоволь­ствия. В то же время слишком многие лыжники оттачивают технику катания. Они неустанно конт­ролируют себя, оценивая, хорошо ли у них полу­чается. Несмотря на то, что в катании на лыжах ничего не достигается, они создают себе цель: "Ез­дить сегодня лучше, чем вчера". Ясно, что для того, чтобы достичь легкости в движениях, следует об­ращать внимание на то, как катаешься, так как лыж­ный спорт не является естественной функцией. Од­нако многие лыжники постоянно ищут все более трудные спуски, достойного мастера. Таким лыжником был Пол.

Развивая свои способности в целенаправленной деятельности, мы приобретаем еще большую гра­цию, и именно так это выглядит со стороны. Про­двинутый лыжник, спускающийся с горы, выгля­дит грациозно. Танцовщица, выполняющая шаги, созданные хореографом, также смотрится элегант­но. Однако слишком часто нет никакой связи между заученной грацией и естественной грацией тела. Я много раз смотрел на танцоров и танцовщиц в ба­лете, но, встретив их на улице, я поражался неуклюжести их походки. Балетная стойка, в которой стопы развернуты наружу, позволяет им грациозно исполнять танцевальные движения, однако жест­кость мышц бедер и ягодиц не позволяет совер­шать грациозные движения за пределами сцены.

Если мы не хотим, чтобы упражнение уничто­жило естественную грацию тела, оно не должно противоречить естественным движениям возбуж­дения в теле. Если волна возбуждения слишком сильна, ее можно естественным образом направить или использовать для выполнения грациозной и эффективной деятельности, но если она будет пре­рвана, то вместе с этим сломится дух организма. Действие всегда будет выглядеть механическим, несмотря на то, насколько успешным будет зау­ченное движение, и исполнитель тоже не будет воспринимать его как нечто естественное. Люди, занимающиеся тренировкой лошадей, знают, что животное, у которого сломлен дух, никогда не ста­нет фаворитом на скачках. Родителям, к сожале­нию, часто недостает этих знаний. Одна женщина, с которой я работал, рассказывала о своих трудно­стях в воспитании сына. Она сказала: "Все равно я его сломаю!" – с такой жесткостью, что я понял, какую огромную враждебность она питала по отношению к нему. Я сказал ей, что не могу с ней работать, так как не мог бы принять такую пози­цию у кого-то, кто обращается ко мне за помощью. Без сомнения, она сама была сломлена родителя­ми в детстве, но это ни в коей мере не оправдывает ее отношения к собственному ребенку.

Грация и здоровье основываются на равновесии между эго и телом, между волей и желанием. Ки­тайская философия назвала эти две первичные силы организма инь и ян – энергия Земли и энергия Неба. Так, например, ян представляет силу, действующую сверху, а инь – силу, действующую снизу. Избыток или недостаток нарушает равнове­сие, от которого зависит здоровье. Отношения меж­ду телом и эго, волей и желанием, можно также сравнить с отношениями между наездником и ло­шадью. Как галопирующая лошадь, желание при­дает силу действию. В то же время воля направля­ет и контролирует это действие так, как это делает наездник. Однако функцией воли не является ук­рощение духа.

К сожалению, в нашей культуре воля определя­ет большую часть наших действий, наперекор стрем­лениям тела. Мы вынуждены утром встать и пойти на работу, несмотря на то, утомлено ли наше тело, и интересует ли нас эта работа. Конечно, на жизнь нужно зарабатывать, и здесь необходимо усилие воли для того, чтобы встать с кровати и сделать это. Потребность в пище, одежде и безопасности является стремлением тела. Но что можно сказать о навязчивом стремлении некоторых людей стать богатыми, влиятельными или известными? У тела нет таких стремлений.

Ключевым словом тут является движение. Если нас принуждают, мы теряем свою грацию, и наше тело становится механическим. Здесь уместно про­цитировать Библию: "Что человеку от того, что он весь мир приобретет, а душе своей навредит?" Че­ловек является единственным существом, которое движет себя само, даже вплоть до утраты связи с Богом, жизнью и природой.

Насколько я понимаю, важным фактором в стремлении к успеху и власти является существу­ющее в каждом из нас стремление быть любимым. Хотя успех может привести к широкой известности, он не приносит настоящей любви. Для того, чтобы быть любимым, надо стать личностью, кото­рая даст себя полюбить, и самому уметь любить. Следует быть смиренным, уметь протягивать руку, открывать сердце, а также обладать чувствительностью. Однако человек, направляемый своей собственной волей, горд. После того, как он был трав­мирован в детстве, когда он еще был открытым и впечатлительным, он решил никогда больше не страдать от такой боли и унижения. Он будет по­лучать любовь, пользуясь своим положением и силой. Он докажет свое превосходство, а не будет плакать и просить о любви. Интенсивность стремле­ния к успеху прямо пропорциональна его голоду по любви, но этот успех, в конце концов, пригоден только для облегчения реализации этого стремле­ния.

В противоположность сознательным движени­ям, направляемым волей, движения, возникающие из желания, спонтанны. У здорового человека дви­жения спонтанны, никогда не хаотичны или неце­лесообразны, разве что они раньше были затормо­жены и именно сейчас преодолели блокаду, чтобы проявить себя. Такое преодоление является обяза­тельным для того, чтобы спонтанность смогла стать основным элементом поведения данной личности. Подходящим местом для этого являются терапев­тические сеансы.

Дух человека тоскует по своей естественной гра­ции, хочет освободиться из оков эго, для того, чтобы принять свое участие в потоке универсального духа. Несмотря на то, что воля не в состоянии вернуть нас к грации, иногда кажется, что личность выры­вается из программ, навязанных эго и становится спонтанной естественным образом. Я припоминаю обычный случай из жизни, который демонстриру­ет это явление. Я играл в бейсбол, и когда стано­вился на базе как батсмэн, я знал, что получу home run. Мое сознание не контролировало мои движе­ния, и я не сделал никакого усилия для того, что­бы ударить по мячу точно и сильно. Однако, при первом броске я выполнил замах битой и послал мяч очень далеко, чтобы без препятствий обежать поле и вернуться на базу. Это было мистическим переживанием. Я не имел никакого контроля над замахом и получение ценного очка мог себе объяс­нить только тем, что был так настроен на ситуа­цию, что не мог ошибиться. Это "что-то", попавшее в мяч, идеально соответствовало тому "чему-то", что освобождало стрелы из лука лучника, практи­кующего дзен. Все люди, которым я рассказывал об этом событии, когда-то переживали нечто подоб­ное. Я думаю, что такого типа знание о чем-то, что должно случиться, опирается на сознательное ощу­щение сил, действующих в данной ситуации. Такая приспособленность является проявлением духов­ности тела, которая парализуется, если логичес­кий ум навязывает нашему поведению жесткую при­чинно-следственную зависимость.

Я убежден, что волна возбуждения в теле посы­лает вибрации в окружающее пространство. Неко­торые из этих вибраций имеют форму звуковых волн, переносящих голос, в то время как другие являются более тонкими. Кроме того, многие люди могут почувствовать "флюиды" других людей. Ког­да такая эмпатия возникает на расстоянии, как, например, в случае, когда кто-то неожиданно чув­ствует, что умер близкий ему человек, это выгля­дит невероятным. Однако у меня собрано большое число сообщений на эту тему, полученных от очень многих людей, которые имели подобные пережи­вания.

Толстокожие люди, замыкающиеся в защитном коконе, редко переживают "стечение обстоятельств" такого типа, так как жесткость их тел делает не­возможной вибрацию в резонансе с другими людь­ми. Однако высокая степень впечатлительности тоже не гарантирует здоровья. Шизофреники из­вестны своей сверхвпечатлительностью к тому, что происходит вокруг них. Многие из них имеют па­ранормальные переживания. В их случае граница сознания является зыбкой, слишком проницаемой, что в психологических категориях означает, что эго не имеет прочных барьеров от внешних раздражи­телей. Такие люди могут сломаться под их напо­ром. (Подробнее в книгах: S.Keleman " Emotional Anatomy: The Structure of Experiense ", Calif., 1985, A.Lowen " The Language of the Bod y", New York, 1971.)

В здоровом организме существует равновесие между возбуждением и сдерживанием; человек ощущает себя свободным в выражении своих чувств и импульсов, но он настолько владеет собой, что может выражать их уместным и достойным обра­зом. У таких людей разум и тело соединены между собой так же прочно как инь и ян в монаде целос­тности. Они осознают свою ценность, но не счита­ют себя центром Вселенной. Каждое их движение равномерным образом включает всю их личность.

Из этих рассуждений ясно видно, что ключом к возвращению грации является освобождение тела для того, чтобы оно двигалось спонтанно. Однако эта свобода подвергается репрессии в детстве, ког­да родители не доверяют способности тела ребен­ка к саморегуляции. Даже в таком обычном деле как выбор пищи лишь немногие родители позво­ляют детям пользоваться собственными стремле­ниями и импульсами. Они вынуждают их есть те продукты, которые, согласно их убеждениям, по­лезны. Правда, если мы оставим решение за деть­ми, то они могут питаться исключительно сладос­тями. Но это пристрастие со временем проходит. Более вредным, чем позволить детям время от вре­мени есть сладости будет принуждение их к тому, чтобы они питались продуктами, которых они не любят. Временами родители впадают в крайность, укладывая в постель детей без ужина, потому что они не ели того, что им подано. Я знаю случай, когда ребенка вынудили съесть собственные рвот­ные массы, что должно было быть для него наукой послушания родителям. Даже в наше время, когда сплошь и рядом встречается множество фактов пло­хого обращения с детьми, такая жестокость роди­телей по отношению к своему ребенку просто шо­кирует. Это противоречит нашему убеждению, что отношения между детьми и родителями должны быть основаны на доверии.

Современные родители находятся под давлени­ем различных занятий и бывают нетерпимыми по отношению к детям. В противоположность отцу или матери, у ребенка много времени: время на игру, время на беззаботность, время на удоволь­ствия. Ребенок не является еще частью взрослого мира целей и стремлений, а это выводит родите­лей из равновесия. Родители то и дело повторяют детям: "Поторопись! Делай что-нибудь!" Это ока­зывает на ребенка давление, подавляя в нем боль­шую часть удовольствия, которое он мог бы полу­чать от своих занятий и движений, С этой минуты начинает утрачиваться грация. Если человек хочет вернуть хотя бы часть утраченной грации, он дол­жен понять, какую роль в ее потере играет время. В современном мире время – это деньги. Только в детстве и только для тех немногочисленных де­тей, которых излишне не принуждали родители, время становится удовольствием. Следующее уп­ражнение поможет понять, как тирания времени подавляет нашу грацию.

Упражнение 4. 1

Выберите произвольные движения среди тех, которые вы обычно выполняете, напри­мер ходьбу, подметание помещения, приготов­ление нищи или написание письма.

Начнем с ходьбы. Отдаете ли вы себе отчет, что часто так хотите куда-то успеть, что едва осознаете свою походку. Чувствуете ли вы, насколько неграциозны ваши движения? По­пробуйте освободить себя так, чтобы чувство­вать каждый шаг, однако не думайте о том, как ходите. Вместо этого позвольте своему телу двигаться в своем собственном темпе. Ваше сознательное "я" только лишь отправилось на прогулку. Если это упражнение вызывает чувство, что вы не в своей тарелке, это означает, что вы уделяете слишком много внимания ходь­бе. Иными словами, сохраняете свой стиль и думаете о том, как вы выглядите со стороны. Вместо этого попробуйте сконцентрировать внимание на самом ощущении ходьбы. Убеди­тесь, что можете двигаться свободно, без за­бот, почувствуйте удовольствие от того факта, что вы просто живете.

В лихорадочном и полном стрессов мире, в ко­тором мы живем, нелегко сохранить ритм, отлича­ющийся от общего темпа. В прошлом бывало так, что когда я возвращался с зимних каникул на Ка­рибах, я замечал по дороге к своему офису, что все меня обгоняют. К сожалению, через неделю, я ло­вил себя на том, что хожу также быстро, как все. Это одна из вредных привычек, с который мне уда­лось порвать. Сейчас я всегда хожу медленно и благодаря этому получаю гораздо больше удоволь­ствия. Временами я даже пытаюсь идти так мед­ленно, как только можно. Чувство жизненности в стопах и ногах при этом распространяется на все тело.

То же самое упражнение можно использовать в других видах деятельности, даже во время мытья посуды, которым занимается время от времени каж­дый современный человек. Моя жена жалуется, что, хотя я делаю это быстро, посуда никогда не бывает до конца чисто вымытой, и она вынуждена после меня перемывать. Я отдаю себе отчет, что я быстро мою посуду, потому что хочу покончить с этим занятием как можно быстрее. Из этого ясно, что эта работа не приносит мне удовольствия, но невозможно получать удовольствие от деятельно­сти, выполняемой поспешно. Когда мне удается снизить темп, я отмечаю, что получаю определен­ное удовольствие от мытья посуды. Чистоту счи­тают чем-то божественным, потому что это знак порядка, след божественного труда в творении Все­ленной из Хаоса.

Как мы проиллюстрировали выше, концентра­ция внимания помогает человеку лучше использо­вать свою естественную грацию. Кроме того надо позволить движению охватывать все тело, а не ограничиваться какой-либо его частью. Как показы­вают следующее упражнение, даже протягивание руки для рукопожатия может активизировать тело от стоп до головы, если мы ему это позволим.

Упражнение 4. 2

Это упражнение основывается на простом движении – протягивании руки так, как если бы вы хотели с кем-то поздороваться или что-то кому-то дать. Встаньте в такую позицию, чтобы ваши стопы были расположены парал­лельно на расстоянии 20 см, слегка согните колени. Это будет ваша основная позиция стоя, которую мы рассмотрим более подробно в од­ном из следующих разделов. Протяните руку так, как если бы вы хотели с кем-то поздороваться или кому-то что-то вручить. Затем опу­стите ее вниз и попробуйте еще раз. Сейчас, прежде чем вы протянете руку, прижмите креп­че к полу соответствующую стопу и слегка наклонитесь вперед, протягивая руку. Волна, со­здающая это движение, должна начаться от земли и пройти через все тело.

Почувствовали ли вы это движение более точно, чем раньше? Почувствовали ли вы, как включилось в это движение все тело? Почув­ствовали ли вы разницу между движением, которое включает тело, и изолированным дви­жением?

В этом разделе мы рассмотрели утрату грации с перспективы конфликта между эго и телом. Этот конфликт порождает расщепление между телом и чувствами, волей и желанием, сдержанностью и спонтанностью, между верхней и нижней частями тела. Когда у человека доминирует верхняя поло­вина тела, он утрачивает свою естественную гра­цию. Чтобы вернуть телу духовность, мы должны изменить эту позицию, должны начинать движе­ние от самого низа. Как мы увидели минуту назад, движения, полные грации, начинаются в нижней части тела и распространяются вверх и наружу вол­ной возбуждения. В следующем разделе мы иссле­дуем природу чувств, которые возникают в резуль­тате того, что волна возбуждения достигает поверхности тела.


Глава 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.