Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А может, что-нибудь с фабулой.




МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

 

В любительских условиях съемка мультипликационных фильмов носит обычно экспериментальный характер. Клас­сическая мультипликация с рисунками на целлулоиде отдельных фаз движения не находит применения из-за большой трудоемкости и стоимости. Только профессио­нальные киностудии, располагающие необходимыми сред­ствами, оборудованием и кадрами квалифицированных спе­циалистов, могут позволить себе браться за производство мультипликационных фильмов. Кинолюбитель, интересую­щийся рисунком, должен найти для этого вида произведе­ния доступный ему способ мультипликационной съемки.

Очень подходят для этой цели вырезанные рисунки, съемка которых осуществляется путем последовательной укладки очередных фаз движения и их покадровой съемки. При просмотре на экране создается впечатление движения этих рисунков. Естественно, такой способ требует предва­рительного выполнения соответствующих съемочных проб для подбора необходимого темпа движения и нахождения общей гармонии. Это типично любительский способ, когда сделать фильм может даже один человек, если он умеет выполнять все необходимые операции. Характерно, что этот принцип производства мультипликационных фильмов иногда применяется и в профессиональной кинематогра­фии, что является результатом желания некоторых творче­ских работников быть единственными авторами фильма.

Благодатным материалом для мультипликационных фильмов являются также всякого рода куклы. Они очень подходят для создания различных киносюжетов, предна­значенных для детской аудитории.

Как уже говорилось, в области мультипликации имеют­ся неограниченные возможности для экспериментирова­ния, для творческой инициативы тут нет границ. Резуль­таты могут быть сенсационными, а иногда, хоть это и зву­чит парадоксально, даже неожиданными для самих ав­торов. Так, на одном из международных конкурсов любительских фильмов по разделу мультипликации выс­шая награда была присуждена картине с достаточно глу­боким интеллектуальным содержанием, в которой «актера­ми» были... обыкновенные стальные скрепки для бумаги.

 

Рассмотрение жанра художественных фильмов умыш­ленно оставлено на самый конец. Естественно, что этот вид фильмов заманчив для каждого кинолюбителя, кото­рый видит в кинотеатрах много художественных игровых картин и сам хочет испробовать свои силы на этом попри­ще, по пе представляет себе всех опасностей, ожидающих его в этом интересном деле.

Начнем со сценария, который должен быть не только оригинальным по своему замыслу, но и простым в поста­новке, доступным для производственных возможностей кинолюбителя.

Большую трудность представляет актерский коллектив художественного фильма. Пригласить профессиональных актеров, умеющих играть перед кинокамерой, любители, как правило, не могут. Для работы же с непрофессиональ­ными актерами нужно режиссерское умение, уверенность в себе и навыки в обращении с людьми.

Кроме того, постановка художественного фильма тре­бует работы большого состава съемочной группы и точного распределения обязанностей. На съемочной площадке необходимо следить за многими элементами обстановки и действия, что требует слаженной работы хорошо сработав­шейся между собой съемочной группы.

В художественных фильмах часто необходимо примене­ние синхронной со съемкой изображения записи речи и соответствующих звуковых эффектов, а кинолюбители редко располагают необходимым для этого специальным оборудованием. Аналогичные трудности встречают кинолюбители и при необходимости выполнения последующего озвучения, записи диалогов и других видов звукового со­провождения, записываемых под уже снятое изображение. Расхождение в синхронности изображения и звука, кото­рое, например, имеет место при записи на обычном несин­хронизированном магнитофоне, может иногда совершенно неожиданно полностью исказить намерения постановщика. Следует помнить, что современный кинозритель приучен не только к звуковому кино, но и к фильму, выполненному без каких-либо технических ошибок. Всякие нарушения синхронности затрудняют наблюдение за развитием собы­тий, портят настроение зрителя и восстанавливают его против просматриваемого фильма.

Художественный фильм требует больших финансовых затрат, связанных с организацией самих съемок, увеличен­ным расходом кинопленки, сложности проведения син­хронных съемок и озвучения.

Только приняв во внимание все сказанное, можно браться за постановку художественного фильма; только при большом желании и изобретательности, хорошем зна­нии всех тайн киноремесла и наличии таланта можно по­пытать счастья в этом виде кинематографа. Желательна, однако, осторожность, чтобы затраченный труд не пропал даром, а разочарование при слабом результате не отбило охоты к дальнейшему творчеству.

Вот несколько советов, которые можно дать на основе результатов удачных и неудачных экспериментов:

1. Лучше выбирать тему художественного фильма, опи­раясь на собственные наблюдения в хорошо знакомой сре­де, избегая литературных ситуаций и внешних эффектов.

2. Действие основывать на неусложненных ситуациях без развитых побочных линий; при этом проводить его в естественной обстановке, имеющей привлекательные чер­ты (красивая архитектура, интересные интерьеры).

3. Исполнителей подбирать в соответствии с их дейст­вительным жизненным положением и способностями. Так, пусть студент играет студента, рабочий — рабочего, ста­рик — старика, а ипохондрик — ипохондрика.

4. Особенно привлекательным игровым направлением для любительского фильма являются бурлески, комедии и различные сюжеты с участием детей и зверей.

5. Не старайтесь подражать профессиональным филь­мам или внушенным ими образам, помня всегда разницу в техническом, организационном и финансовом обеспе-

чении постановки профессионального и любительского фильма.

6. Следите за старательной подготовкой литературного сценария, разработкой режиссерского сценария, отработ­кой съемочных эпизодов, проведением монтажа и озвуче­ния. Не жалейте времени на постановку, ее тщательное продумывание и проведение. В любом случае на спешите. В противном случае лучше не браться за съемку художест­венного фильма.

 

ГЛАВА II. СО СЦЕНАРИЕМ ИЛИ БЕЗ НЕГО?

 

Постановке каждого фильма предшествует подготовка сценария. Только хроникальные темы, выполняемые на основе простой регистрации событий в их естественной последовательности, обходятся без сценария, его заменяет съемочный план, отражающий в общих чертах основы той или другой хроникальной темы.

Во всех остальных случаях написание сценария явля­ется первым и основным этапом в создании фильма. По­пытки кинолюбителей снимать фильмы без сценария, на основе импровизации, чаще всего кончались плачевно.

В первый период появления кинематографа маленькие фильмы видового характера снимались без написанного сценария. Перед установленным неподвижно киноаппара­том актеры выполняли порученные постановщиком зада­ния. При этом они не заботились о каких-либо драматур­гических или композиционных тонкостях. Речь шла только о наибольшей подвижности и забавных ситуациях. Все происходило главным образом на одном расстоянии, при котором все актеры были видны с одного положения кино­камеры, что позволяло не думать о последующем монтаже. Если все было снято без технических неполадок, то фильм был готов для показа в иллюзионе или световом театре сразу после окончания съемки и лабораторной обработки. Так работали братья Люмьер и Мельес — первые кино­любители.

Однако с течением времени искусство кино развива­лось, расширялись его изобразительные средства, углуб­лялось содержание фильмов. Искусство кинематографа стало таким же емким, как литература, а по мнению неко­торых, оно даже обогнало ее, имея в своем арсенале слово, изображение и различные технические трюки. «В кино нет невозможных вещей» — стало его основой. Кинематограф как самостоятельное и независимое искусство, произведе­ния которого имеют законченную композиционную цель­ность, требует, чтобы каждая тема, прежде чем быть пре­образованной в кинопроизведение, была разработана в деталях на бумаге. Сценарий является чем-то вроде архи­тектурного проекта будущего здания, красота и совершен­ство которого должны быть осязаемы уже в самом проекте.

На современном этапе развития киноискусства уже нель­зя обходиться без этой основной подготовительной работы.

Известный французский режиссер Рене Клер считает, что проблема сценария является первостепенной. Поэтому свои сценарии он готовит очень тщательно, предусматри­вая все до мельчайших деталей.

Споры о том, является ли сценарий литературным про­изведением или нет, кажутся уже анахронизмом. Литера­тура как классическая, так и второразрядная часто стано­вится материалом для сценариев, подвергаясь иногда су­щественным переработкам, вызываемым специфичностью кинопроизведений и ограниченностью времени показа [Киносеанс не должен превышать отведенного для него вре­мени, так как просмотр фильма связан со значительны»! напряже­нием внимания. Излишне длительный сеанс утомляет зрителя и вызывает усталость. Оптимальная длительность показа художест­венного фильма составляет 90 мин. Только в редких случаях она может быть удвоена. Любительские художественные фильмы, как правило, рассчитаны на 15 — 20 мин. ].

Очень редко, но все же бывает, что оригинальный кино­сценарий отличается существенными литературными до­стоинствами. Для будущего фильма литературная форма сценария и его стиль не имеют никакого значения. Сцена­рий не предназначен для чтения. Он своего рода полуфаб­рикат. Только фильм, поставленный на основе сценария, становится самостоятельным произведением искусства. Сценарий является драматургически построенным описа­нием содержания будущего фильма, содержащим все эле­менты, определяющие изобразительный и звуковой ряд.

 

ПРИНЦИП ДВУХ «К» (КОНЦЕПЦИЯ И КОНСТРУКЦИЯ)

 

Структура каждого кинопроизведения должна опирать­ся на определенную концепцию и конструкцию, которые в свою очередь должны быть точно предопределены сцена­рием.

Выбрав тему, нужно найти наиболее целесообразный способ ее решения в фильме. Без такой концепции инте­ресная и ценная тема может быть погублена.

В кино, как в любом искусстве, форма играет чрезвы­чайно важную роль, но она не должна доминировать над содержанием. Только единство содержания и формы, их взаимосвязь, равновесие между ними и содружество могут дать необходимый художественный результат.

В основе творческой концепции обычно находится неко­торое общее намерение, склоняющее постановщика к рабо­те именно над этой темой и воплощением ее в виде филь­ма. Ответы на два вопроса позволят уточнить взгляд на облик задуманного произведения:

1) что и зачем хочет сказать постановщик будущему зрителю; или какой цели должно служить задуманное ки­нопроизведение?

2) как это намерение осуществить и какими вырази­тельными средствами воспользоваться для придания филь­му большей привлекательности?

Концепция является как бы первопричиной, из кото­рой потом рождается форма кинопроизведения.

Следующий этап в подготовке сценария- — это разра­ботка конструкции, объединяющей содержание в единое целое. Задача конструкции — сохранить все в равновесии и гармонии. Основную роль тут играет систематизация киноматериала в определенном логическом порядке в соот­ветствии с требованиями драматургии и кинематографиче­ской фотогеничности [Под этим термином следует понимать пластические особен­ности объектов съемки].

Конструкция в противоположность концепции может быть иногда творческим приемом; она является только эле­ментом, упорядочивающим готовый, но еще сырой мате­риал, раньше всего в процессе монтажа фильма. Чаще это относится к ряду документальных фильмов, для которых нельзя предварительно подготовить сценарий из-за невоз­можности предвидеть развитие событий. (Это также пол­иостью относится к событийным киножурналам.)

Подготавливая сценарий документального или научно-популярного фильма, в котором будет использован сопро­водительный текст, необходимо предусмотреть это в сце­нарии, чтобы обеспечить взаимосвязь изображения и звука, помня всегда о примате в кинематографе первого над вторым. На стадии сценария сопроводительный текст разрабатывается в общем виде, а детальная его доработка выполняется после монтажа изображения.

В игровом художественном фильме каждый кадр дол­жен быть обоснован в единстве действия и художественной концепции. Он требует продуманной композиции и тща­тельного определения всех находящихся в нем деталей.

Нарушение этой основы, даже в небольшом фильме такого рода, может вызвать смысловые противоречия или привес­ти к необходимости переделок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.