Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья на экране




778.3

025(01) — 75

C-------------------136 — 75

32304-170

Страдомский Вислав.

С 83

KRECIMY FILM AMATORSKI

КИНОФИЛЬМ

ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ

СНИМАЕМ

ВИСЛАВ СТРАДОМСКИЙ

 

 

ПЕРЕВОД С ПОЛЬСКОГО И КОММЕНТАРИИ И. Б. ГОРДИЙЧУКА

 

WIESLAW STRADOMSKI

 

 

CENTRALNA PORADNIA

AMATORSKIEGO RUCHU ARTYSTYCZNEGO

WARSZAWA 1968

 

МОСКВА

«ИСКУССТВО»

 

ОТ АВТОРА

С 83 Снимаем любительский кинофильм. Пер. с польск. и коммент. И. Б. Гордийчука. М., «Искусство», 1975.

128 с. с ил. (Б-ка кинолюбителя).

 

Книга дает необходимые сведения о постановке и съемке люби­тельских фильмов. В ней рассматриваются основы и методы работы, постановочные и съемочные приемы. Рассчитана на широкий круг кинолюбителей.

 

 

 

Издательство «Искусство», 1975 г.

 

ОТ АВТОРА

 

Кино — искусство, возникшее на основе современ­ной цивилизации с ее быстрым ростом техники, — явление особенное, с богатым будущим.

Сергей Эйзенштейн характеризовал искусство кино как новую разновидность искусства, спаявшую в одно органи­ческое целое и живопись с драмой, и музыку со скульпту­рой, и архитектуру с танцем, и пейзаж с человеком, и зрительный образ с произносимым словом.

Воздействие кинематографа пропорционально количе­ству его зрителей и любителей. Собираясь около сотен ты­сяч киноэкранов, разбросанных по всему миру, миллиарды зрителей испытывают влияние кинематографа на свое мировоззрение, взгляды, вкусы и привычки.

Изображение, являющееся основой кинематографа, об­ладает силой очарования. Это, очевидно, происходит пото­му, что человек 90 процентов сведений и впечатлений о внешнем мире получает при помощи зрения и только 10 процентов другими способами. Кроме того, люди боль­ше верят тому, что видят, чем тому, что слышат.

Помимо достоинств эстетического характера кинема­тограф заключает в себе большие информационные и по­знавательные возможности. Этим объясняется все более широкое его использование для просвещения и фиксации различных событий и явлений.

Можно ли после этого удивляться, что искусство кине­матографа привлекает с каждым годом все большее коли­чество энтузиастов, которые не удовлетворяются одним созерцанием, а хотят использовать кино как средство вы­ражения своих собственных мыслей и чувств.

Наряду с профессионалами, работающими в кинема­тографии и достигающими разных результатов с точки зрения художественной и общественной, имеется масса любителей, занимающихся кинематографом в свободное от работы время. Они используют кинокамеру для выраже­ния собственных впечатлений, наблюдений, точек зрения, которыми хочется поделиться с другими. Кинолюбителей на свете миллионы, и их творчество — явление со всех точек зрения замечательное.

Свободные от экономической зависимости профессио­налов и влюбленные в свое увлечение, которому отдают каждую свободную минуту, кинолюбители снимают карти­ны, часто имеющие ценность только для круга своих близ­ких, но некоторые из них идут дальше, выдвигают более широкие темы, успех которых заключается в их общест­венной значимости; встречаются и любители, поднимаю­щие большие проблемы, решая их действительно художе­ственно.

Зрители многих фильмов кинолюбителей, отмечен­ных на внутренних и международных конкурсах и фести­валях, видят большой труд и изобретательность, вложен­ные в создание этих произведений, отличительной чертой которых является выбор интересных тем и художествен­ность решений. Эти фильмы часто не уступают произве­дениям профессиональных кинематографистов, работаю­щих в хороших производственных условиях.

Наша творческая кинолюбительская семья на мировом фоне выглядит с каждым годом все лучше. Значительное количество польских любительских фильмов привлекло внимание на международных фестивалях, проходящих ежегодно в разных странах пяти континентов. Многие из них получили награды и дипломы.

Результаты могли быть еще лучше, если бы не трудно­сти, с которыми встречаются наши любители, делающие первые шаги на неизвестном и трудном пути искусства кинематографа. Основная трудность заключается в недо­статке литературы, которая могла бы быть помощником начинающему кинолюбителю в сложных проблемах кине­матографии, процессах съемки, выборе тем, технических и постановочных средств.

Большинство книг для кинолюбителей основное внима­ние уделяет чисто техническим вопросам, разбирая осо­бенности узкопленочной съемочной и проекционной аппа­ратуры, условия ее использования. При этом художествен­ные приемы и их применение в киноискусстве рассматри­ваются только отрывочно и попутно.

Настоящая книга должна дать читателям необходимые сведения о постановке и съемке любительских фильмов. При этом они будут приведены в последовательности, со­ответствующей очередности работ. Рассматриваются глав­ным образом основы и методы работы, постановочные и съемочные приемы. Оборудование и технические средства не описываются, так как они известны из других книг.

 

ГЛАВА I. ВЫБОР ТЕМЫ

 

Что снимать? Вопрос, который часто задает себе чело­век, имеющий кинокамеру. Почти каждый понимает, что выбор интересной и актуальной темы в значительной мере определяет результат. Можно смело сказать, что хороший фильм — это в первую очередь интересный, хорошо разра­ботанный сценарий, это удачно выбранная тема.

В профессиональном кинематографе тема будущего фильма обычно связана с его назначением и определяется соображениями программного характера и необходимостью окупить затраты. Последнее обстоятельство решающее, а его выполнение зависит от выбора темы, способа ее разра­ботки, талаитливости и профессиональной квалификации постановщиков и актеров, а также технического качества фильма.

Для кинолюбителя основным являются возможности, которыми он располагает для осуществления своих кине­матографических замыслов. Это — наличие нужной аппа­ратуры, помощников и товарищей, на которых можно опе­реться при работе над фильмом, средства для покрытия расходов, связанных с постановкой, и, безусловно, умение, необходимое для реализации задуманной темы.

Круг тем для любительских фильмов очень широк. Од­нако человек с камерой должен всегда помнить, что реша­ющим в выборе темы является возможность ее успешного изобразительного решения средствами кино. Тема, тре­бующая большого сопроводительного текста или сложного диалога, невыгодна для фильма, и от нее лучше отказать­ся. Наоборот, положительным отличием темы будет ее внутренняя динамичность. Статика противопоказана кине­матографу, так как он является «царством движения», как писал К. Иржиковский в своей «Десятой музе». Учтя все сказанное, можно выбирать тему для любительского фильма.

 

Традиционная область интересов кинолюбителя — се­мейный фильм — находится у самых истоков любительско­го кинематографа, вытекает из желания запечатлеть в движении людей и события, непосредственно связанные с владельцем узкопленочной камеры. К сожалению, такой фильм из-за отсутствия необходимой кинематографиче­ской квалификации и некритического подхода автора в большинстве случаев хорошо воспринимается только близкими родственниками и кажется «кошмаром» для всех посторонних.

В то же время семейный фильм таит в себе такие потен­циальные возможности, которые при правильном исполь­зовании могут способствовать созданию картины, не толь­ко удовлетворяющей автора, но и безусловно интересной для широкого круга зрителей. Вопреки мнению скептиков, этот вид фильмов, неизвестный в профессиональном кине­матографе, имеет все данные, чтобы стать равноправным среди других жанров любительских кинокартин.

Вот несколько примеров использования семейной среды для съемки интересного и полезного фильма.

Раньше всего это круг вопросов, связанных с психоло­гией ребенка, с его умственным развитием и реакцией на различные явления окружающего мира. Имея постоянный контакт с ребенком и удачно используя свои наблюдения, можно сделать фильм интересный и для других родителей и воспитателей.

Для реализации такой темы нужна некоторая общая подготовка в области психологии, но она полезна вообще каждому воспитывающему ребенка.

Дальше идет педагогический фильм, фиксирующий ме­тоды воспитания. Многие семьи имеют в этой области кое-какие собственные достижения.

Неисчерпаемым источником тем этого плана является домашняя работа женщин или детские игры, снятые неза­метно скрытой камерой. Особенно это относится к малень­ким детям, умеющим создавать около себя воображаемый, фантастический мир, когда кусок палки становится гроз­ным мечом или ружьем, а деревянный обрубок — автомо­билем. Возможностей тут много, и результаты могут быть сенсационные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.