Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение экспозиции




 

Определение правильной экспозиции требует каждый раз тщательного измерения. Установка ее «на глаз», как это делают любители при фотографировании, применитель­но к кинолюбительству совершенно недопустима. Кино­пленка и ее обработка стоят дорого, не говоря уже о труде, затраченном на съемку и ее подготовку, чтобы можно было так легко рисковать испортить всю работу. Экспонометр — обязательная принадлежность для каждого кинолюбителя. Только его показания, если, конечно, прибор не испорчен, могут обеспечить правильное экспонирование кинопленки. Последняя забота оператора перед пуском камеры — это измерение освещения снимаемого объекта и установка диафрагмы, соответствующей частоте съемки и чувстви­тельности кинопленки.

Во избежание ошибок, заряжая в аппарат новую пор­цию кинопленки, нужно сразу установить на соответству­ющей шкале экспонометра величину ее светочувствитель­ности, указанную на упаковке.

Экспонометр показывает величины диафрагмы объек­тива при разном времени экспонирования. Каждому вре­мени соответствует своя величина диафрагмы. При кино­съемке частота кадросмен приблизительно соответствует удвоенному времени экспонирования. Так, при частоте съемки 24 кадр/с время экспонирования составляет около 1/50 с, а при 16 кадр/с — около 1/32 с. Может быть опреде­лено время экспонирования и для других частот, количе­ство которых ограничено и они применяются редко для за­медленных или ускоренных съемок.

В табл. 1 приведены значения диафрагм для различ­ных частот съемок. По экспонометру нужно определить диафрагму для частоты в 16 или 24 кадр/с и по таблице найти соответствующую диафрагму для выбранной часто­ты съемки.

Сведения эти приведены потому, что некоторые фото­графические экспонометры не имеют специальной шкалы для киносъемок и возникает необходимость пересчетов. Как следует из сказанного, при киносъемках, проводимых с постоянной частотой, возможна только одна диафрагма, соответствующая правильной экспозиции.

При съемках на натуре предметов, расположенных близко к кинокамере, производят измерение отраженного ими света, направляя фотоэлемент экспонометра на объект с близкого расстояния. Если же нужно на натуре снять.светлый объект (например, лицо человека) на значитель­ном расстоянии, следует измерить яркость, направив экс­понометр на собственную ладонь, поставленную на одном уровне с объектом съемки. Направление экспонометра не­посредственно на этот удаленный объект дало бы непра­вильный результат из-за дополнительного света от окру­жающей среды, попадающего в этом случае на прибор. При съемке пейзажей по тем же причинам экспозицию опреде­ляют, направляя экспонометр к земле, которая освещена одинаково с деревьями и другими элементами пейзажа (рис. 8, а).

 

Таблица 1

ЗАВИСИМОСТЬ ДИАФРАГМЫ ОТ ЧАСТОТЫ СЪЕМКИ

Частота съемки, кадр/с
           
Диафрагма
           
          И
           
          5,6
      6,3 5,6  
  6,3 5,6 4,5   2,8
5,6 4,5   3,2 2,8  
  3,2 2,8 2,3   1,4
2,8 2,3   1,6 1,4
  1,6 1,4

 

 

Снимая против света, для сохранения деталей в тенях изображения экспозицию следует определять по теневым местам. В противном случае все темные объекты и поверх­ности, находящиеся между камерой и источником света, будут переданы только как силуэты.

Интервал яркости или разница между самыми светлы­ми и самыми темными местами объекта съемки иногда бывает больше, чем могут передать современные светочув­ствительные материалы для черно-белых съемок. Вследст­вие этого одновременная правильная передача деталей в тенях и светах изображения ограничена. Поэтому нужно определить, которые из деталей объекта в данном случае важнее, и соответственно установить диафрагму. Остается еще возможность подсветки теней искусственным светом, если кинолюбитель им располагает.

Рис. 8. Измерение отраженного света (а) и падающего света (6)

Оператор, снимающий в определенных световых усло­виях объекты с большим или меньшим контрастом, может рационально использовать специфические особенности от­дельных сортов кинопленок, которые он должен хорошо знать. Характеристики кинопленок приводятся в каталогах и в соответствующей профессиональной литературе.

Если по каким-либо причинам нельзя измерить отра­женный свет, то для определения экспозиции можно из­мерить свет, падающий на объект съемки (рис. 8, б). Для этого на фотоэлемент экспонометра надевают специальную насадку с молочным стеклом и направляют его на источ­ник света. Если применяется искусственное освещение и несколько источников света, то экспонометр следует по­очередно направить на каждый из них, а потом определить среднюю величину и на ее основе установить нужную диафрагму.

Применяя на объективе кинокамеры светофильтры, по­глощающие некоторое количество света, следует помнить о необходимости дополнительного открытия диафрагмы на одно или более делений относительно величины, опре­деленной по экспонометру в зависимости от плотности при­меняемого светофильтра.

 

* * *

 

Как видно из содержания этой главы, задачи, стоящие перед оператором, весьма разнообразны. Однако из-за не­достатка места в этой книге, посвященной целому комп­лексу вопросов, связанных с постановкой фильма, мы вы­нуждены ограничиться только основными проблемами, относящимися к кругу обязанностей оператора, а о чисто технических вопросах только упомянуть.

Закрепление этих сведений и их усвоение может быть достигнуто только практической работой, в которой будут использованы приведенные правила и приемы. Дальней­шего углубления знаний можно достичь, сочетая собствен­ный опыт съемок с изучением соответствующей литерату­ры и анализом просматриваемых фильмов! Чем серьезнее будет выполнена эта работа, тем лучше будет подготовка оператора к подаче команды: «Камера готова!»

 

ГЛАВА VI. СНИМАТЬ - ЗНАЧИТ СТАВИТЬ

 

Забавное, иногда еще применяемое, выражение — «кру­тить фильм» идет от того времени, когда оператор при съемке рукой крутил ручку съемочного аппарата, приводя этим в движение механизм камеры. Так были сделаны первые еще примитивные произведения формировавшегося тогда нового вида искусства. Таким способом снимали свои картины братья Люмьер, Мельес и другие пионеры кине­матографа. Постановка фильма в то время сводилась к вы­бору темы и механической регистрации на кинопленке продиктованных ею образов.

Теперь редко говорят — крутить фильм, чаще — сни­мать или ставить. Искусство кино прошло процесс эволю­ции и совершенствования, стало зрелым видом искусства. Сегодня оно является одновременно и отраслью промыш­ленного производства. Для постановки фильма необходимы специальная сложная аппаратура и совместная работа коллектива различных специалистов, к числу которых пре­жде всего нужно отнести режиссера, оператора, художни­ка, монтажера и других.

Не случайно на первом месте назван режиссер. Он яв­ляется главным создателем фильма, отвечающим за его художественное качество. От его таланта, умения, работо­способности зависят результаты всего начинания. Этим обосновывается признание за ним основного авторства в кинопроизведении без уменьшения при этом роли и заслуг других участников постановки — сценариста, оператора, актеров, композитора, художника, индивидуальный вклад которых можно выделить и оцепить при детальном анали­зе готового фильма. Однако основным организатором, ко­ординирующим работу этих людей, является режиссер-постановщик принятого к производству сценария. Он ру­ководит постановкой в соответствии с собственным пони­манием будущего фильма.

Удачное определение роли режиссера-постановщика дано известным режиссером Ж. Беккером. Он считал, что заслужить звание автора фильма можно только в том слу­чае, если режиссер сам много работает, делает в фильме столько, сколько нужно. Он должен отлично знать сцена­рий, продумать его идею, определить стиль, тщательно следить за монтажом. Только в этом случае режиссер может сказать, что сделал все возможное.

Эти слова, относящиеся к творческой практике в про­фессиональной кинематографии, в не меньшей степени от­носятся и к работе кинолюбителей, с той лишь «неболь­шой» поправкой, что любители при реализации своих кинематографических намерений практически все должны делать сами.

Поэтому снимать фильм — значит делать его от начала и до конца. От замысла или найденной темы до последнего кадра на экране.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.