Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие как высшая форма движения




Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие — сложноорганизованное изменение циклического характера. В нем осуществляется органический синтез изменения и сохранения. Момент сохранения в развитии выражается в понятии повторяемости или возвращения якобы к старому. Момент изменения — в понятиях «необратимость», «поступательность».

Геометрическим образом развития, как и сложного противоречия, является спираль. Развитие органически соединяет стрелу времени и круг времени (периодичность, ритм), т.е. необратимость и обратимость.

Развитие — это реорганизующее, а не разрушающее или созидающее, изменение. Если рассматривать развитие с точки зрения соотношения прямых и обратных изменений, то вырисовывается такая картина. Когда речь идет просто об изменении, то это либо прямое изменение (возникновение, созидание), либо обратное изменение (уничтожение, разрушение). Здесь действует "закон" ИЛИ.

Когда речь идет о сохранении (сохраняющемся процессе), то в нем прямое и обратное изменение уравновешивают друг друга и в целом мы наблюдаем сохранение. В этом случае действует "закон" И (прямое и обратное изменение).

Теперь, если мы возьмем развитие, то увидим, что в нем действуют сразу оба "закона": ИЛИ и И. Рассмотрим это на примере индивидуального развития человека. Сначала рождение, затем рост, взросление, возмужание. Здесь преобладают процессы, которые имеют характер прямого изменения (возникновение, созидание). На стадии старения преобладают процессы, имеющие характер обратного изменения (разрушения, уничтожения). В зрелом возрасте процессы созидании и разрушения уравновешиваются. Таким образом, в одном случае мы видим "или": либо рост и взросление, либо старение и умирание; а в другом случае — "И": созидание и разрушение в зрелом возрасте, т.е. человек в этот период одновременно растет и стареет, причем в одинаковой мере.

Развитие связано с конкретными системами, а не развитием «вообще» (вне конкретных систем нет развития). Оно разнопланово, многоуровнево и многоэтажно. Сам же момент возникновения системы, прекращение её существования – не может быть развитием.

Основные фундаментальные черты развития:

1. Неотрывность от движения, изменения, причем не отдельные, а комплексные, в рамках системы, сопровождающиеся дифференциацией и изменением качества системы, ее усложнением или упрощением - качественный характер самих изменений.

2. Необратимость изменений. Развитие характеризуется не разовыми преобразованиями, а комплексом таких преобразований, которые приводят к качественному преобразованию системы. Развитие это смена состояний, в основе которых лежит невозможность сохранения прежних форм функционирования.

3. Направленность. Развития «вообще» не существует. Оно связано с прошлыми и будущими состояниями системы, ему присуща преемственность. Развитие возможно в двух направлениях: прогрессивном и регрессивном. Прогрессивное развитие сопровождается увеличением степени дифференциации систем, усилением ее мобильности, возможностью воспроизведения в расширенных масштабах основных функций системы, усилением степени организации и целостности. Регрессивное развитие напротив – уменьшением степени дифференциации системы, ее упрощением, потерей ранее присущих системе функций.

 

Регресс и прогресс в объективной реальности существуют рядом как противоположные направления развития. Для установления восходящих или нисходящих линий развития используют признаки (критерии) прогресса и регресса. Прогресс имеет место там, где имеет место усложнение структуры объекта (для неживой природы: например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомным; для живой природы: прогресс определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет системе выполнять функции, недоступные старой системе). В отношении общества применяется комплексный критерий – учитывающий темпы роста производства, уровень демократизации общественной жизни, развитие индивидов, увеличение счастья и добра, который можно назвать гуманитарным.

В истории философской мысли необходимо выделить модели развития:

- рационалистическая, логико-гносеологическая модель – разработанная Кантом, Фихте, Гегелем, Шеллингом;

- диалектико-материалистическая модель, предложенная К. Марксом и В. Лениным, в большей степени политизированная модель;

- градуалистическая, предложенная Г. Спенсер, разработанная им в «Гипотезе развития». Спенсер обосновал теорию всеобщей эволюции как процесс механистического перераспределения: от однородности к разнородности, от разнородности к еще большей разнородности и в конечном итоге – к равновесию системы. В основе лежала идея сводимости высших форм движения материи к низшим (социальных к биологическим, биологических к физическим и химически). В отличие от Дарвина Спенсер считал, что эволюция - это результат приспособления живых форм к внешним условиям среды.

- натуралистическая модель, разработанная Ч. Дарвиным в труде «Происхождение видов и естественный отбор». Это научная концепция основанная на принципах наследственности и изменчивости. Однако Дарвин не учитывает социальный фактор в эволюции.

- творческий эволюционизм или «эмерджентизм» (от англ. emergent — внезапно возникающий). Автором теории является К. Ллойд Морган, представленной им в работе «Эмерджентная эволюция» (1921).

Основой его теории являются:

1). признание факта возникновения нового качества, не сводимого к исходному;

2). утверждение, что новое качество – результат внутренней «творческой силы»;

3). более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из натуральных качеств;

4). в ходе внезапных скачков формируется система уровней эволюции.

Морган различает «результант» - тип изменения, определяемый арифметически; и «эмерджмент» - при котором свойства устанавливаются априорно.

- антропологическая модель, предложенная Ж.П. Сартром - диалектика это только тотальность человеческого духа, природа же аналитична.

- равновесно-интеграционная модель, разработанная на основе теории Спенсера Ле Дантеком и Л.Ф. Уордом, отрицающим роль противоречий в развитии, рассматривающим развитие как механистической изменение

- теория конфликтов, предложенная Р. Дарендорфом и Дж. Тернером, отводящим особую роль конфликтам в обществе - социальная жизнь – есть конфликт, равновесия нет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.