Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система физических знаний




Содержание обучения

Исторические виды физической картины мира

Физическая картина мира как модель мира и предмет изучения курса физики средних образовательных учреждений и вузов

Система физических знаний

Содержание обучения

 

Содержание обучения – это отчуждённый от учащихся социальный опыт человечества, накопленный им и содержащийся в различных источниках информации и предназначенный для освоения (рис. 1).

 

 

 


Рис. 1. Компоненты содержания обучения

 

Рассмотрим подробнее компоненты содержания обучения как социального опыта на примере физики (см. таблицу 1).

ТАБЛИЦА 1. Компоненты содержания обучения (физика)

Когнитивный опыт- знания Опыт практической деятельности: Состав и виды Творческий опыт Этапы формирования: Опыт отношений личности Состав и виды
Система физических знаний: 1) Предметные (эмпирические, теортические);   2) Методологичес-кие; 3) Оценочные; 4) Операциональные или процедурные зания (знать, как действовать в случаях практического применения знаний, в том числе в ситуациях преодолния трудностей)     Деятельность: · Познавательная · Трудовая · Коммуникативная · Интеллектуальная · Профориентационная Умения и навыки, сформированные в рез. деят-ти: · Общие (общеучебные); · Специфическиев сфере выбранной профессии · Внешние,приобретенные в процессе физического труда · Внутренние - интеллектуальные   · -Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию -Видение новой проблемы в новой ситуации - Видение структуры объекта и его новой функции - Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый - Нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств -Построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных способов -Самостоятельный поиск решений, решение нестандартных задач   Производственные отношения в сфере трудовой деятельности и деятельности выбранной профессии Оценочное отношение к окружающему миру, к профессиональной деятельности, к людям Эмоционально-волевые отношения Мотивационно-ценностные отношения: -К проф. деятельности, к общечеловеческим проблемам -Ответственность перед человечеством за последствия научных открытий в области физики
             

Знанием называют проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Система физических знаний представлена на схеме 2

       
   
 
 


 
 
Рис. 2. Система физических знаний и результат её освоения.


Рассмотрим подробнее общенаучные принципы, выражающие связи между теориями.

1. Принцип соответствия (Н. Бор) гласит: теории, “… справедливость которых установлена для той или иной предметной области, с появлением новых более общих теорий не устраняются, как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области как предельная форма и частный случай новых теорий”

2. Принцип дополнительности (Н. Бор) – означает, что вновь разработанная теория дополняет старую, причем каждый из дополнительных аспектов теории без другого имеет физический смысл.

3. Принцип симметрии – общенаучный принцип познания выражается в том, что все физические законы и явления пронизаны теми или иными свойствами симметрии, которые отражаются в них. Понятие симметрии и ассиметрии связано с понятиями однородности и анизатропности, равномерности и неравномерности, однородности и разнородности, порядка и беспорядка, покоя и движения, сохранения и изменения, равенства и неравенства. В физике выделяются два класса симметрий: симметрия физических законов (динамическая симметрия) и симметрия физических объектов (структурная симметрия. Пример – элементарные частицы и античастицы).

С симметрией связаны законы сохранения по теореме Нётер. Пифагорейцы трактовали симметрию как способ согласования многих частей, с помощью которого они объединяются в единое целое.

3. Принцип причинности предусматривает наличие и учёт причинно-следственных отношений: 1) «любое явление всегда имеет свою причину», «не существует беспричинных явлений»; 2) причина всегда порождает своё следствие.

В механике Декартом, Галилеем, Ньютоном показано, что всякое изменение в мире является результатом материального взаимодействия объектов этого мира, что доказывает объективный характер причинности. Сомнения в универсальности причинного подхода к объяснению явлений возникли в начале 20 века с появлением неклассический концепций – квантовой механики, кибернетики, в которых фундаментальное место стали занимать понятия вероятности и случайности. Однако, в настоящее время принцип причинности выступает в роли метапринципа, выполняющего важную методологическую, регулятивню функцию при построении теорий, в том числе физических. Например, в современной квантовой теории поля он формулируется в чётком требовании к уравнениям: форма их записи должна учитывать, что физические события, происходящие в некоторой пространственно-временной области, могут оказывать влияние лишь на последующие события (но не на прошедшие) и со скоростями не превышающими скорость света в вакууме (Философ. Словарь,2001 с.464.)

Причинность является ядром концепции общего детерминизма – сердцевины современной научной картины мира.

4. Принцип относительности предусматривает учёт характеристик явлений и процессов от условий их протекания, а также от выбранной системы отсчёта, связанной с фиксированными интервалами.

 

Рис.3. Структура теории

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.