КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учащегося и как предмет изучения физики
ФКМ как упрощённая модель природы, адаптированная к восприятию школьниками, изложена в школьных учебниках физики и описана доступным для понимания языком элементарной математики. Формирование индивидуальной ФКМ учащегося, адекватной ФКМ – модели мира, зависит от следующих основных факторов, из которых выделяются объективные и субъективные. Объективный фактор: · Качество учебников. Субъективные факторы: · Качество обучения (методов, средств, форм, условий, подходов обучения) · Компетентность учителя. Основным фактором является качество учебников. Сказанное поясняется рис.8.
Рис.8. Формирование ФКМ в индивидуальном сознании учащегося
Отметим, что модель мира, построенная сообществом учёных, значительно отличается от ФКМ – предмета изучения физики в следующих аспектах: · полнотой (учебники физики отражают далеко не всё многообразие модели мира, созданной учёными-физиками); · сложностью (содержание физики в учебниках адаптировано к восприятию учащихся, т.е. сильно упрощено); · отставанием содержания учебников физики от современного содержания научных знаний в этой области на n лет. Например, в настоящее время в учебниках отсутствует информация о ФКМ на наноуровне, а в учебнике астрономии 1967 г. отсутствовала информация о Большом Взрыве и расширении Вселенной, хотя А. Фридман опубликовал свои работы о нестационарных моделях в начале 20-х годов и в то же время Хаббл обнаружил разбегание галактик. Мы, ученики конца 60-х, изучали, что мир вечен и бесконечен. «Вселенная никогда не имела начала и никогда не будет иметь конца, она всегда существовала и будет существовать (Воронцов-Вельяминов, 1967: 147). В нашем сознании формировали неадекватную Ньютоновскую картину мира, как истинную. В последнем вопросе отрицательную роль сыграла философия, стоявшая на позициях атеизма, запрещавшая концепции, связанные с рождением мира и его смертью. Поэтому, позиции отрицания диктата философии и политики в областях естественных наук вполне обоснованы.
Незнание законов, принципов, научных фактов и других элементов знаний приводит к формированию искажённой ФКМ. Например, опрос студентов 4 курса гуманитарного факультета Ульяновского госуниверситета по выяснению астрономической грамотности показал, что только 21% правильно ответили на вопрос: «Каков период обращения Луны вокруг Земли?». Остальные студенты выделили ответы: 1 год (26%,), 1 сутки (16%,), «не знаю» (37%). Почему светит Луна, знают только 58% (остальные вовсе не знают, или считают, что она светит за счёт химических или термоядерных реакций внутри неё). Количество планет Солнечной системы (8 или 9) указали 47%. На вопрос «Как движутся Солнце и Земля относительно друг друга?» 26% студентов считают, что Солнце вращается вокруг Земли. Результаты опроса свидетельствуют о том, что у части студентов сформировался образ мира, соответствующий средневековой картине мира.
4. Исторические виды ФКМ В истории физики существовали три ФКМ: механистическая (МКМ), электродинамическая (ЭДКМ) и современная квантово-полевая (КПКМ) или квантово-релятивистская картина мира (см. рис 9).
Рис. 9. Исторические виды ФКМ
Однако, анализ литературы показывает: все три картины не являются взаимоисключающими, а взаимно дополняют друг друга в процессе эволюции научного знания о мире. При этом современная квантово-релятивистская картина мира основана на единстве механистической и электромагнитной картин мира в соответствии с принципом дополнительности. Поэтому неверно утверждать, что в процессе эволюции происходит смена картин мира. Таким образом, ФКМ следует представлять как единую целостную научную картину физической реальности, которая дополнялась в процессе эволюционных и революционных преобразований научного знания во всех или в отдельных её компонентах. Три вышеназванные картины мира являются лишь этапами её развития (таблица 2).
Таблица 2. ФКМ и этапы создания её звеньев
Как соотносятся понятия «физическая картина мира» и «научное мировоззрение»? Современная философия выделяет три компонента научного мировоззрения. Ими являются (Стёпин, 2007): · Онтологический (онтология - бытиё) – воззрение на бытиё, отражение бытия в сознании (т.е. научная картина мира). · Аксиологический (ценностный компонент). · Эпистимиологический = гносеологический (познавательный). Эпистимиология – теория познания. НКМ отражает только онтологическую составляющую научного мировоззрения. Таким образом, понятие «научное мировоззрение» шире понятия «научная картина мира» и включает в себя последнее. Таким образом: · Содержание обучения физике как социальный опыт включает в себя: 1) Когнитивный опыт - систему физических знаний; 2) Опыт практической деятельности; 3) Творческий опыт 4) Опыт отношений личности. · Физическая картина мира как модель мира включает систему физических знаний и систему представлений о материальном мире, его свойствах и атрибутах. · ФКМ как индивидуальная научная картина мира формируется в сознании учащегося, при этом решающую роль в этом играет качество учебников. · Мировоззрение как многокомпонентный объект, включает в себя физическую картину мира в виде онтологической составляющей. Словарь терминов Содержание обучения – это отчуждённый от учащихся социальный опыт человечества, накопленный им и содержащийся в различных источниках информации и предназначенный для освоения. Знания - проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Научная картина мира – образ мира, сформированный на основе научных знаний. Представление – чувственно-наглядный, обобщённый образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Образ – результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Библиография 1. Гурина Р.В., Соколова Е.Е. Научная картина мира. Что мы формируем у наших учеников? // Народное образование. – 2009, №8. – С.200-206. 2. Каменецкий Е.С., Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. (2000) Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений /Под. ред. С.Е. Каменецкого и Н.С.Пурышевой. – М.: Изд. Центр «Академия». 3. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов (2008)/Под ред. Л.А. Михайлова. – СПб: Питер. 4. Кубрякова, Е.С., Демьянков, В.В., Панкрац, Ю.Г., Лузина Л.Г. (1996) Краткий словарь когнитивных терминов; Под общ. ред. Е.С. Кубряковой. – М.: Филологич. фак-т МГУ им. М.В.Ломоносова. 5. Маланов. С.В. (2004) Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. Учеб. Пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 6. Мансуров А.Н. (2008) Физическая картина мира: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физика». М.: Дрофа. 7. Мултановский В.В (1988) Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе. – М.: Просвещение. 8. Разумовский В. Г., Бугаев А.И., Дик Ю.И. и др. Основы методики преподавания физики в средней школе/ Под ред. А.В. Пёрышкина и др. – М.: Просвещение. - 1984. 9. Пурышева Н.С., Гурина Р.В., Интерпретации физической картины мира //Знание. Понимание. Умение. – 2011. – №2. – С.50-55 10. Стёпин В.С. О третьей научной картине мира (2007) //Общая и прикладная ценология. №1. С. 5 – 14. 11. С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка / РАН. – 4-ое изд, дополненное. М.: Азбуковник, 1997. - 944 с. 12. Современный словарь по педагогике (2001) /Сост. Рапацевич Е.С. – Минск: Современное слово. 13. Соколова Е.Е., Гурина Р.В. О соотношении языковой и научной картин мира // Знание. Умение. Понимание. – 2010, №3. – С. 83-88. 14. Философский словарь (2001)/ Под ред. И.Т. Фролова. – 7 изд., перераб. и доп. – М.: Республика.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |