КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада 26 страница
81 См.: Ovid. Metamorphoses, II, 27 (со ссылкой на Ver novum). Варбург (op. cit. S. 17) убедительно доказывает, что «cinctum согопа» в сочетании с «pictis incinctae vestibus Ногае»"" в «Фастах» (Fasti, V, 217) подсказали ему пояс и, добавим также, ожерелье из цветов — атрибуты Весны как в «Рождении Венеры», так и в «Весне». 82 Lucretius. De rerum natura, I, 1—20. Четверостишие, приписываемое Евфорбию (до сих пор цитировалось в «Иконологии» Рипы, «Времена года», и у Картари: Cartari V. Op. cit. P. 52), можно найти в кн.: Anthologia Latina, 570 (RieseA (ed.). Leipzig, 1906. Bd. II, 1. S. 77). 83 Оры одевают не только новорожденную Венеру, но также, например, и новорожденного Меркурия (ср, к примеру: Philostratus. Imagines, I, 26). 84 Politian. Giostra, I, 68—71; Rusticus, 210 ff. И то и другое, вместе со стихами Горация (Carmina, I, 4, 5—7), можно найти у Варбурга (op. cit. S. 42). О стихах Лукреция и об их правильном начале («It Ver et Venetis [не Veris] praenuntius ante/Pennatus graditur») также написано у Варбурга (с. 41, 321). «Крылатый вестник» Венеры, конечно, Купидон. «Lieta Primavera» — белокурая, с волнистыми волосами, описана в «Джостре» Полициано (I, 72: Ferruolo А В. Op. cit. Р. 19). 85 Politian. Giostra, I, 40; цитируется, хотя это не связано с мотивом стрелы с огненным наконечником, о чем см. в прим. 89, у Ферруоло (ibid. Р. 18). 86 Comutus. De natura deorum, XVI (Lang С. (ed). Leipzig, 1881. S. 20): Hyeuova 8e ясфа51боао auxcov tov 'Epufjv, ёцфаСуоУтес, бтд ейХоуютос. xapi^eoGai 5eT кси цт) evktj, аХКа топ; dcjio*. Такая трактовка, подтвержденная Джиральди (Gy-raldus. Op. cit., col. 419), принятая Картари (Cartari. Op. cit. 1571. P. 536 f.) и положенная в основу знаменитой картины Тинторетто во Дворце дожей (Seznec J. Op. cit. P. 303 f Fig. 108), видимо, не была знакома Сенеке, который в сочинении «De beneficiis» (I, 3, 2—7; цит. у Варбурга, с. 28, 40) предположил, что Меркурий был связан с Грациями не столько благодаря разуму или красноречию (ratio vel oratio), создающим благорасположение, а просто потому, что так захотелось живописцу («quia pictori ita visum est»). Тем не менее описание Сенеки могло иметь какое-то воздействие на «Весну» Боттичелли. Поскольку почти все более ранние изображения Трех Граций, включая даже средневековые книжные миниатюры Гермес назначен их [Граций] водителем, чтобы показать, что лага следует даровать разумно, и не кое-как, а только достойным (ор.-греч). (например, см. ил. 56—58 наст, изд.), показывают их совершенно обнаженными (факт, отмеченный и объясненный всеми мифографами, от Сервия и Фульгенция до «Морализован-ного Овидия» и до «Libellus de imaginibus deorum»), их облик в картине Боттичелли согласуется с распространенной интерпретацией Сенеки слов Горация «solutis Gratiae zonis» (Carmina, I, 30, 5): «solutis itaque tunicis utantur, perlucidis autem» («они одеты в широкие, но прозрачные туники»). 87 Павсаний (Pausanias. Graeciae descriptio, I, 22, 8; цит. no: Cartari. Op. cit. P. 561) описывает рельеф работы Сократа, сына Софрониска, который он видел при входе на афинский Акрополь. О схожем образе, действительно найденном на Акрополе: Bulletin de Correspondance Hellenique. 1889. Vol. 13-PI. XIV. P. 467. 88 Много спорили о том, что делает Меркурий с поднятым вверх кадуцеем; но ни одно из возражений против принятого здесь толкования не кажется убедительным, меньше всех — утверждение Гомбриха о том, что Меркурий, наподобие олицетворения Истины в «Клевете Апеллеса» Боттичелли, «указывает» на небеса (Gombrich Е. Н. Botticelli's Mythologies. P. 28. PI. 1 la, b). Все дело в том, что Меркурий никуда не указывает, а Истина, если можно так сказать, только этим и занимается. С другой стороны, не существует литературного источника для мотива, изображенного на каргине Боттичелли. Стихи Вергилия (Энеида, IV, 242 ff.; ссылки на них: Ноте Н. P. Op. cit. Р. 53; Warburg A Op. cit. Bd. I. S. 320) описывают его только в традиционной роли бога ветров (Ro-scher W.H. Hermes der Windgott. Leipzig, 1878), но не как гонителя туч: «Turbida nubila tranat» означает, что он «разреживает», а вовсе не «разгоняет» тяжелые тучи. 89 При всем уважении к автору, проницательности которого мы столь часто обязаны пониманием философского смысла ренессансного искусства вообще и мифологии Боттичелли в частности, я не могу понять, как можно преуменьшать влияние «Джостры» Полициано и вместо этого выводить главные мотивы «Весны» из описания своего рода музыкальной пантомимы, представляющей «Суд Париса» в «Золотом Осле» Апулея, X, 30—32 (Gombrich Е. Н. Op. cit. Р. 22—32). В композиции Боттичелли нет музыки, так что «.деликатные жесты» его Венеры, как их ни толковать, едва ли соответствуют «сладостному звуку флейты». Меркурий, хорошо заметный на картине, изящно покинул театр Апулея, как только вручил яблоко Парису, в действительности еще до появления Юноны, первой из богинь появляющейся на сцене. Но даже если предположить, что он задержался по причинам, хорошо известным ему одному, Купидон едва ли выбрал бы его своей мишенью (см. об этом на с. 301—304). В то время как Венера Алулея «окружена веселой толпой Купидонов», которые «зажженными факелами освещают путь своей повелительницы словно на брачном празднестве», Боттичелли изобразил только одного Купидона, и то, что его стрела имеет огненный наконечник, может, как уже говорилось, быть объяснено «ого focoso» Полициано. Даже если бы Боттичелли допустил в некотором роде смешение стрелы и факела, он и без Апулея мог знать, что факел не менее законное оружие Купидона, чем стрела (см. с. 160—163, ил. 64— 67, 75 и некоторые немногочисленные примеры, собранные в кн.: Panofsky Е. Studies in Iconology. P. 96, 98). Наконец, в то время как Венера Боттичелли одета с почти что показным приличием, Венера в пантомиме Апулея одета еще более вызывающе, чем она появляется в смягченном переводе, заимствованном Гомбрихом. Ее «tenue pallium bombycinum» отнюдь не «роскошная ткань, прикрывающая очаровательную девственницу», но короткая шелковая юбка или шарф (позднее названная lacinia — «пола» или «лоскут»), которая едва «скрывает» (inumbrabat) ее «приятные взору формы» (specta-bilem pubem), и, будучи приподнята «любознательным ветерком», открывает еще больше. Даже если бы (не документированное) исправление текста подсказало перенос этого описания с Венеры на другую фигуру, это не согласовалось бы с прозрачной, но спускающейся до щиколоток одеждой Флоры Боттичелли. Единственное сходство, которое можно Допустить между текстом Апулея и картиной Боттичелли, — это симметричное расположение, благодаря которому Вене-Ра появляется между Грациями, с одной стороны (nine), и Временами года — с другой (inde); однако эта аналогия, сама по себе не слишком убедительная, еще больше ослаблена тем, что на картине изображено только одно Время года, * «Это Венера на сносях» (лат). а именно — Весна. А так как Грации — сггутницы Венеры с незапамятных времен (см., например, ил. 56—58 наст, изд.), в то время как Весна, как уже упоминалось, появляется в «Джостре» (I, 72) как одинокая фигура, нет необходимости приписывать Боттичелли знакомство с текстом, который подсказал бы ему расположение, подобное «Весне», но лишь после деления на четыре, и во всех прочих отношениях с его картиной не сходного. 90 О неоплатонизме Полициано: Ferruolo А В. Op. cit. (хотя он, видимо, его несколько преувеличивает); об эпикурействе Фичино: Gabotto F.F. Op. cit. 91 Francastel P. La Fete mythologique. P. 397. 92 Gombrich E.H. Botticelli's Mythologies. P. 16; письмо частично было процитировано на с. 287—288. 93 Франкастель (Francastel P. Op. cit. Р. 396, note 1) называет ее «cette Venus gravide**; но так как слишком много дам в искусстве XV века — от элегантных «damoiselles» в «Роскошном часослове», скорее всего бездетной Мари Гельдерс и новобрачной Жанны Ченами Яна ван Эйка до «Добродетелей» Пьетро и Антонио Поллайоло и «Минервы» самого Боттичелли — имеют явно не менее подозрительный вид, я не решаюсь высказываться о гинекологическом аспекте этой проблемы 94 Gombrich E.H. Op. cit. P.42. PI. 10a, b. 95 Summa Theologiae, III, qu. XXXV, art. 4c. Подобные утверждения в изобилии встречаются в богословской литературе. 96 Warburg A. Op. cit. Bd. 1. S. 310 (с дальнейшими ссылками); Heckscher W.S. The Anadyomene, passim, особенно с. 3, 7. 97 Gombrich E.H. Op. cit. P. 54 ff. PI. 15a, b. 98 Например, Франкастель в двух статьях рассматривает «Весну», но не «Рождение Венеры»; а Хекшер — «Рождение Венеры», но не «Весну». С другой стороны, Гомбрих и Фер-руоло разбирают — совершенно законно с более общей точки зрения — все мифологические картины Боттичелли как одну обитую группу. 99 Это было блестяще показано Гомбрихом (ibid. Р. 49). 100 в то время как более ранние авторы считали доказанным, что картина «Паллада и Кентавр» была заказана Ло-ренцо Великолепным, Гомбрих (ibid. Р. 50 f.) справедливо отмечает, что геральдический девиз, на котором строилось это предположение, носили и другие члены семейства; но его собственное мнение о том, что картина происходит «из дворца Лоренцо ди Пьерфранческо», заведомо спорно. 101 Лоренцо де Пьерфранческо Медичи (1463—1503), хорошо известный историкам искусства как ранний и вдохновенный покровитель Микеланджело, был внуком Лоренцо ди Джованни Медичи, незаконного брата Козимо Медичи, деда Лоренцо Великолепного. Он был назван как адресат «Весны» Хорном (Ноте Н. P. Op. cit. Р. 50 ff.), в то время как заслуга связи этой картины с письмом Фичино принадлежит Гомбриху. 102 Ссылаться на «Весну» и на «Рождение Венеры» как на парные картины (HarttF. Botticelli. New York, 1953- P. 12) значило бы при настоящем состоянии наших знаний заявлять слишком многое. «Весна», написанная, вероятно, около 1478 года, исполнена на дереве, ее размеры — 2,05 х 3,16 м (видимая часть — 2,03 х 3,14л). Картина «Рождение Венеры», завершенная, вероятно, несколькими годами позже (согласно одним экспертам, около 1480 года, согласно другим — только около 1485 года), написана на холсте, и ее видимая поверхность равна только 1,70 х 2,72 м. Однако, со слов доктора Уго Прокаччи, которому я весьма обязан за его любезность, формат ее был первоначально несколько шире, чем в настоящее время. На трех сторонах «истинные края» записанной поверхности могут быть определены: наверху они превышают ныне видимую часть на 4 си (из которых, однако, только 1 см был, очевидно, виден), внизу — на 2 см (первоначально видимы целиком) и слева — на 2,5 см (первоначально также видимы целиком). Однако с правой стороны не меньше 5 см скрыты за теперешней рамой, и они не ограничены «истинным краем»: здесь холст был разрезан прямо по краске. Исходя из допущения, что фигура, ныне слегка смещенная с оси, была первоначально центром композиции, мы можем предположить, что первоначальная ширина записанной поверхности была равна 2,90—2,95 м. Однако ни эта разница в размере и формате (вероятно, вызванная архитектурными соображениями), ни различие в основе для живописи не могло само по себе исключить возможность задуманного соответствия: «Рождение Венеры» могло быть написано на холсте, а не на дереве из экономии времени — особенно если оно было выполнено около 1480 года, когда Боттичелли собирался отправиться в Рим, где он работал два последующих года, — или просто-напросто поскольку она должна была находиться над камином, где дерево могло потрескаться. 103 Vasari G. Op. cit. Т. III. P. 312: «A Castello, villa del Duca Cosimo, sono due quadri figurati, l'uno Venere che nasce e quelle aure e venti che la fanno venire in terra con gli amori, e cosi un' altra Venere che le Grazie la fioriscono, dinotando la Primavera». 104 О двух Венерах Праксителя, о «Felicita Eterna» и «Fe-licita Breve* Рипы (равно как и о схожих олицетворениях) и о «doi Veneri* Мантеньи: Panofsky Е. Studies in Iconology. P. 150—160. О «Воротах Комуса* (при широком участии Лоренцо Коста): Wind Е. Bellini's Feast of the Gods. P. 47. Fig. 59. О «Любви земной и небесной» Тициана см. прим. 76. 105 См. с. 287. 106 О выражении «duplex Venus» см., например, «Комментарий» Фичино на «Пир» Платона (II, 7: Ficino. Opera omnia, П. P. 1326) — locus classicus для изложенного здесь учения; о выражениях «duae Veneres* и «geminae Veneres* см. «Комментарий» Фичино к «Энеидам» Плотина (III, 5; ibid. Р. 1713 ff). Ю7 фичино. Комментарий на «Пир» Платона, VI, 4 (Ibid., П. Р. 1344). 108 Lucian. Pro Imaginibus, XXIII (DindotfW. (ed.). P. 420). 109 Наоборот, отождествление Венеры с «Venus coelestis* («Венерой Небесной*) заставляет обратить внимание не только на повторение типа «Venus Pudica* в «Рождении Венеры» Боттичелли (Ferruolo А В. Op. cit. Р. 21; Heckscher W.S. The Anadyomene. P. 6), но и на его изменение в картине «Клевета Апеллеса» (ил. 149). Как и «Venus coelestis*, Истина спускается с неба; но, согласно Фичино, она принадлежит к transcenden-tia, находясь в «соответствии вещей природным разумным основаниям (rationes) Божественного Разума* (Kristeller Р. О. The Philosophy of Marsilio Ficino. P. 52 f). Поэтому Истина у Боттичелли согласуется с Венерой жестом левой руки, выражающим эпитеты «vergogniosa» и «pudica», первоначально присущие Раскаянию, но переданные Альберти Истине; вместе с тем она не согласуется с Венерой, так как ее правая рука указывает вверх. 110 См. с. 283—284. То, что Меркурий в «Весне» олицетворяет Разум, было признано Ферруоло (Ferruolo А В. Op. cit. Р. 20 f; дальнейшие его ссылки, как это ни странно, умалчивают о письме Фичино «Prospera in fato»), однако его специфическая роль в контексте картины толкуется несколько иначе. 111 Те, кто верит, что существует сходство между чертами лица Меркурия Боттичелли и Джулиано де Медичи, могли бы объяснить его надменное поведение тем, что в «Джостре» Полициано Джулиано описывается как своего рода новый Ипполит, преданный исключительно охоте и здоровому времяпрепровождению, но совершенно чуждый всякого общения с женщинами (Francastel P. Op. cit. Р. 401). Однако нет никаких свидетельств о том, что в столь раннее время в Италии встречались подобного рода ad hominem живописные намеки. К тому же сходство Меркурия с Джулиано де Медичи весьма приблизительно; его лицо настолько схоже с лицом св. Себастьяна на более ранней (1474) картине в Берлине, что живописец мог воспользоваться одной и той же моделью для обеих фигур. 112 BurckhardtJ. Op. cit. S. 279, 391. 113 Tietze-Conrat E. Mantegna. P. 21 ff, 183 f PL 108—117. Хотя «Триумф Цезаря» (все еще не законченный в 1492 году) выполнен в цвете, а «Триумф Сципиона» в Лондонской Национальной галерее (ibid. Р. 27, 184 ff. PI. 147; датируется 1504 годом) монохромный, умышленно имитирующий рельеф, я никак не могу понять, почему дух первого менее «ар-хеологичен», чем последнего. 114 См. особенно: Antal F. Studien zur Cotik im Quattrocento // Jahrbuch der preussischen Kunstsamrnlungen. 1925. Bd. 46. S. 6 ff; Weise G. Die spatgotische Stilstromung in der Kunst der italienischen Renaissance // Bibliotheque d'Humanisme et Renaissance. 1952. Vol. 14. P. 99 ff.; idem. Spatgotisches Schreiten und andere Motive spatgotischer Ausdrucks- und Bewegungsstilisierung // Marburger Jahrbuch fur Kunstgeschichte. 1949. Bd. 14. S. 163 ff. Необходимо отметить, что взглады Анталя были, по крайней мере частично, предвосхищены Р.Хаманом (На-тапп R. Die Fruhrenaissance der italienischen Malerei. Jena, 1909), который не только ввел в обиход термин «Neugotik», но и настолько отождествил «неоготический» стиль со всем Ранним Возрождением, что опустил в своей книге всех живописцев кватроченто, заявивших о себе либо до возникновения этого стиля, либо недостаточно им затронутых. Такие мастера, как Мазаччо, Кастаньо, Уччелло и Пьеро делла Франческа, не принадлежат, по мнению Хамана, к Fruhrenaissance, а относятся к тому, что ему угодно было назвать «Vorrenaissance». В качестве противоядия можно было бы рекомендовать недавнюю статью: Kauffmann Н. Italienische Fruhrenaissance // Ar-beitsgemeinschaft fur Forschung des Landes Nordrhein-Westfalen. Jahresfeier 1956. K61n; Opladen, 1956. S. 31 ff 115 Мы все же можем несколько утешиться тем фактом, что химия сама по себе была бы невозможной, находись она в ведении статистики. В природе количесгво, скажем, «чистого углерода» бесконечно ничтожно по сравнению с количеством смесей, не говоря уже о всяких соединениях. И все же существование и доступность анализу всяких смесей и соединений предполагает существование и возможность установления наличия «чистых» элементов. 116 О происхождении этой музы от Ариадны говорилось часто; однако я не помню ссылки на тот факт, что верхняя часть ее тела, особенно положение левой руки и плеч, обнаруживает влияние Адама Микеланджело — влияние, кстати говоря, незаметное в первоначальной версии «Парнаса», известной по гравюре Маркантонио (В. 247, ил. 152 наст. изд.). 117 Winternitz Е. Archeologia musicale del rinascimento nel Parnaso di Raffaello // Rendiconti della Pontificia Accademia Ro-mana di Archeologia. 1952-1954. T. 27. P. 359 ff; idem. Instruments de musique etranges chez Filippino Lippi, Piero di Cosimo et Lorenzo Costa // Les Fetes de la Renaissance. Paris, 1956. Vol. 1. P. 379 ff. 118 ScharfA. Filippino Lippi. Wien, 1935. S. 111. Abb. 109; Neil-son KB. Filippino Lippi. Cambridge (Mass.), 1938. Fig. 88; Ha-mann R. Die Fruhrenaissance der italienischen Malerei. Abb. 53- 119 Мисс Нейлсон (NetisonKB. Op. cit. P. 176 f.) усматривает, на мой взгляд без основания, связь с «Ледой» Леонардо, в то время как Шарф (op. cit. S. 71) заходит так далеко, что утверждает, что «даже тогда, когда Филиппино Липпи трактовал аллегорические и мифологические сюжеты, его заимствования из античности нельзя продемонстрировать». «Купидон, натягивающий лук» Лисиппа был известен Ренессансу через посредство целого ряда все еще существовавших копий; его популярность и способность к адаптации подтверждаются рисунком Дюрера (L 456) примерно 1495 года (отражающим итальянский прототип), в котором фигура Лисиппа превратилась в Аполлона (Panofsky Я Albrecht Diirer. Vol. II. P. 93, № 909. Fig. 57). 120 Wintemttz E. Instruments de musique etranges. P. 391. 121 Lucian. Dialogi Marini, I, 4 (DindorfW. (ed.). P. 73). 122 Об этой теме (ср. прим. 105 к главе II) см., например Sternfeld F. W. The Dramatic and Allegorical Function of Music in Shakespeare's Tragedies // Annales Musicologiques. 1955. Vol 3-P. 265 ff, особенно с. 272 и след. 123 В ответ на мое сообщение об этом наблюдении д-р Винтерниц любезно сообщил о том, что в музыкальном трактате XVI века Филиппино, «quello eccelente pittore», особо вменяется в заслугу то, что он даже плектры (plectron) изображал в их подлинной классической форме. Фантастические инструменты на его фреске в Санта-Мария-Новелла (Scharf А Op. cit. Abb. 119; еще лучшая иллюстрация — в кн.: Hamann R. Die Friihrenaissance der italienischen Malerei. Abb. 52) тоже, по-видимому, являются добросовестной попыткой археологической реконструкции. 124 Winternitz Е. Archeologia Musicale. P. 373- 125 Ibid. P. 375 ff. Fig. 10-18. 126 Ibid. P. 384 ff. 127 Гомбрих (Gombrich E.H. Botticelli's Mythologies. P. 30, note 1) правильно указывает, что этот мотив, встречающийся в «Венере Франчабиджо» из Галереи Боргезе, не может быть выведен из какого-либо классического источника, разве что, как мы помним из неверного чтения одного отрывка, из Фульгенция, приводимого в прим. 97 к главе И. 128 Об «археологических» книжках зарисовок и набросков XV века и их существенном отличии от схожих документов, созданных в XVI и XVII веках, см. недавний и прекрасно иллюстрированный обзор в кн.: Bober Ph. Pray. Drawings after the Antique by Amico Aspertini: Shetchbooks in the British Museum. London, 1957. (Studies of the Warburg Institute. Vol. 21), особенно с. 17 и след, с. 96 и след О явных заимствованиях из античности в искусстве кватроченто и чинквеченто читатель может узнать из библиографии в кн.: Ladendorf Н. Ор. cit. Эта область слишком широкая для ее исчерпывающей трактовки; очень полезная книга А фон Салиса (Salts A von. Antike und Renaissance: Ueber Nachleben und Weiterwirken der alten in der neueren Kunst. Erlenbach-Ztirich, 1947) — в действительности лишь сборник монографий. 129 Одно из возможных исключений — это свободное подражание Яна ван Эйка провинциальным римским надгробиям в его лондонском портрете (изображающем, вероятно, Жиля Беншуа): Panofsky Е. Early Netherlandish Painting. P. 196 f. (а также примечания). Другое — в трансформации «Снятия с креста» у Рогира ван дер Вейдена в «Перенесение Тела» (рисунок с картины Рогира в Лувре, воспроизведенный, например, у Панофского: ibid. Fig. 292) под влиянием римского саркофага; подобное влияние, по-видимому, было возможным, потому что сюжет композиции Рогира не имел прецедента в северной традиции его времени (Sulzberger S. Relations artis-tiques italo-flamandes autour d'une oeuvre perdue de Roger van der Weyden // Bulletin de l'lnstitut Historique Beige de Rome. 1950-1951. Vol. 26. P. 251 ff). 130 См. c. 172 и далее. 131 См. в особенности источники, приведенные выше (см. с. 145—147); Seznec ]. Op. cit, passim, особенно с. 91 и след, с. 174 и след. 152 Приводимые слова Эразма можно найти в «Похвале Глупости» (гл. XXXI). О мифической родословной отдельных династий: Seznec J. Op. cit. P. 25 f. '33 См. прим. 116 к главе I. 134 Копии XV века с планетных богов в «Хронографе» 354 года (где они служат иллюстрациями астрологических текстов) см. в родственных ему рукописях в Библиотеке Ватикана в Риме (Cod. Pal. lat. 1370) и в Дармштадте (Государственная б-ка, MS. 266): Panofsky £, Saxl F. Classical Mythology in Mediaeval Art. P. 247 f. Fig. 33a; Stern H. Op. cit. P. 21 f. PI. XIX [нижние иллюстрации], XX). О копии XV века с сочинения «De universo* Рабана Мавра (Рим, Библиотека Ватикана, Cod. Pal. lat. 291): Panofsky E., Saxl F. Op. cit. P. 258. Fig. 41. 135 Более подробный анализ этого феномена: Panofsky Е. Durer's Stellung zur Antike. "6 Текст письма Донди (Венеция, Библиотека Сан-Марко, MS. lat. cl. XIV, 223, 5 и 58) опубликован в кн.: Prince d'Essling, Mtintz Е. Petrarque: Ses etudes d'art, son influence sur les artistes... Paris, 1902. P. 45, notes 2, 3 (со ссылкой на другого члена кружка Петрарки — Ломбардо делла Сета, известного своим интересом к античности и коллекционированием классической скульптуры). О Донди и делла Сета: Schlosser J. von. Ueber einige Antiken Ghibertis, особенно с. 157; кроме того, более свежее: Mommsen Т.Е. Petrarch's Testament. P. 27, 33. Отрывки, переведенные в тексте, звучат в подлиннике следующим образом: «Нес profecto sunt magnorum argumento [вернее argumenta] virorum. Talibus similia ob similes causas hoc nostra evo non fiunt et quare putas nisi quia desunt tarn hi qui ilia agant quibus talia premia debeantur, quam hi qui sic agen-tibus, si forent, faverent quo talia largirentur». И далее: <De arti-ficiis ingeniorum veterum quamquam pauca supersint, si que tamen manent alicubi, ab his qui ea in re sentiunt cupide querun-tur et videntur magnique penduntur. Et si illis hodierna contu-leris, non latebit auctores eorum fuisse ex natura ingenio potiores et Artis magisterio doctiores. Edificia dico Vetera et statuas sculpturesque cum aliis modi hujus quorum quedam cum diligenter observant hujus temporis artifices obstupescunt. Novi ego mar-morarium quemdam famosum illius facultatis artificem inter eos quos turn haberet Ytalia, presertim in artifltio figurarum; hunc pluries audivi statuas atque sculpturas quas Rome prospexerat tanta cum admiratione atque veneratione morantem, ut id refer-ens poni quodamodo extra se ex rei miraculo videretur. Aiebant enim se quinque cum sociis transeuntem inde ubi alique hujus-modi cernerentur ymagines, intuendo fuisse detentum stupore artiflcii et societatis oblitum substitisse tarn diu donee comites Per quingentos passus et amplius preterirent; et cum multa de •Harum figurarum bonitate narraret et auctores laudaret ultraque modum eomendaret ingenia, ad extremum hoc solebat addicere, " «Невозможным кажется уму человеческому, каким образом такие большие здания могли быть построенными, (лат). ut verbo utar suo, nisi illis ymaginibus spiritus vite deesset, me-liores illas esse quam vivas, ac si diceret a tantorum artificum ingeniis non modo imitatam fuisse naturam verum etiam super-atam». — Так как слово «sculptura» постоянно употребляется в противоположность «statua», я перевел его как «relief». Интерпретация Краутхеймером письма Донди (Krautheimer R. Lorenzo Ghiberti. P. 295 ff.), прочитанная мной лишь после того, как был написан мой собственный текст, может быть, излишне подчеркивает разницу между художниками и знатоками, с одной стороны, и гуманистами — с другой. Хотя, бесспорно, реакция Донди на «эстетические» ценности классического искусства была менее непосредственной и сильной, чем его друзей-художников, он вряд ли достоин называться «недальновидным». Он симпатизировал им, по крайней мере, в той степени, что принимал их веру в превосходство искусства и доблести (virtu) древних. И когда он говорит о последней как о сочетании «справедливости, стойкости, умеренности и разумности», мы должны помнить, что этот «квадривиум средневековых добродетелей» был установлен Платоном (см, например, «Государство», 427—428) и оставался общепризнанным в течение всей классической эры. Что касается отношения Донди к классическим памятникам, то можно сказать, что он занимает промежуточную позицию между его друзьями-художниками и таким человеком, как Никколо да Мартони, нотариус из Капуи, который посетил Афины в 1395 году (Paton J. М. Chapters on Mediaeval and Renaissance Visitors to Greek Lands. Princeton, N.J, 1951. P. 30 ff). Последний относится к памятникам Афин почти так же, как «Mirabilia Urbis Romae» к древностям Рима; он пересказывает и верит в самые невероятные истории, восхищается Парфеноном только потому, что такое большое здание было воздвигнуто на вершине холма: «Impossibile videtur menti homi-nis quomodo ipsa tarn magna hediflcia construi potuerunt»*. 137 См. c. 139-140. Библиография* Abrahams P. Les Oeuvres poetiques de Baudri de Bourgueil. Paris, 1926. Ackerman J. S. Ars Sine Scientia Nihil Est: Gothic Theory of Architecture at the Cathedral of Milan // Art Bulletin. 1949-Vol.31. P.84 ff. АаЪётаг J. Influences antiques dans l'art du moyen age fran-gais: Recherches sur les sources et les themes d'inspiration // Studies of the Warburg Institute. London, 1939. Vol. 7. Alberti Leon Battista см. Janitschek, Male, Spencer. Altrocchi R. The Calumny of Apelles in the Literature of the Quattrocento // Publications of the Modern Language Association of America. 1921. Vol. 36. P. 454 ff Amelli AM. Miniature sacre e profane dell'anno 1023 illus-tranti l'Enciclopedia medioevale di Rabano Mauro. Monte Cas-sino, 1896. Amelung W. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Amira К von. Die Dresdner Bilderhandschrift des Sachsen-spiegels. Leipzig, 1902. Anonimo Fiorentino см. Fanfani. Antal F. Studien zur Gotik im Quattrocento // Jahrbuch der preussischen Kunstsammlungen. 1925. Bd.46. P. 6 ff. Ashmole B. Cyriac of Ancona and the Temple of Cyzicus // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1956. Vol. 19. P. 179 ff. Atwood E.BV Whitaker V.K. (eds.). // Excidium Troiae. Cambridge (Mass.), 1944. Библиография включает издания после 1800 года, более ранние издания приводятся автором только по необходимости. Aubert М. L'Art francais a l'epoque romane architecture et sculpture. Paris, 1929—1950. Auerbach E. Lateinische Prosa des 9. und 10. Jahrhunderts (Sermo humilis, II) // Romanische Forschungen. 1955. Bd. 66. P. 1 ff. Bacci P. Dipinti inediti e sconosciuti di Pietro Lorenzetti... in Siena e nel contado. Siena, 1939- — La ricostruzione del pergamo di Giovanni Pisano nel Duomo di Pisa. Milano, 1926. Baeyens H. Begrip en probleem van de Renaissance: Bijdrage tot de geschiedenis van hun ontstaan en tot hun kunsthistorische omschrijving. Louvain, 1952. Bainton R H. Michael Servetus and the Pulmonary Transit // Bulletin of the History of Medicine. 1951. Vol.25. P. 1 ff.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |