КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада 23 страница
24 См. с. 123. 25 Париж, Национальная б-ка, MS. lat. 8846 (издана целиком Омоном: Omont Н. Paris, п. d). О дополнении, написанном рукой испанца: Meiss М. Italian Style in Catalonia and a Fourteenth-Century Workshop // The Journal of Walters Art Gallery. 1941. Vol.4. P.45 ff. О сравнении этой Парижской псалтири с Утрехтской псалтирью и промежуточными рукописями (Британский музей, MS.Harley 603), а также Кен-терберийской псалтирью (The Canterbury Psalter / М. R. James (ed.). London, 1935): Swarzenski H. Monument of Romanesque Art. P. 37. Fig. 2-5. 26 См. c. 126. 27 Там, где этот закон нарушался (когда, например, к концу XV века некоторые пустоты в скульптурной декорации портала Ульмского собора были заполнены деревянными статуями), это нарушение диктовалось особыми причинами (недостаток времени, отсутствие материала или квалифицированных рабочих), и факт использования дерева вместо камня тщательно скрывался. 28 Классическим примером этого рода остается, конечно, «Псалтирь св. Людовика» (Париж Национальная б-ка, MS. lat. 10525; издана целиком Омоном: Omont Н. Op. cit.). 29 На иллюстрациях показаны внутренняя и наружная стороны обходных капелл Реймсского собора из альбома Виллара де Оннекура, fols. 30v, 31 (Hahnloser Н. R. Villard de Honnecourt: Kritische Gesamtausgabe des Bauhuttenbuches, MS. fr. 19093 der Pariser Nationalbibliothek. Wien, 1935. S. 162 ff. Taf. 60, 61). Для передачи выпуклости и вогнутости верхушки боковых окон сдвинуты на изображении к центру, а на внутренней стороне — от центра, то есть как раз обратное тому, что полагалось согласно законам перспективы. 30 См. с. 71-77. 31 См. хорошо известную ссылку Сугерия на установленную им novum contra usum" мозаику на фронтоне северного фасада собора в Сен-Дени (Panofsky Е. Abbot Suger... P. 46, 161 t). 32 OertelR. Op. cit. S. 70 ff, 219, note 127. Вопреки новым обычаям (лат.). 33 Показательно, что фактически вся известная нам северная живопись на дереве, еще не испытавшая влияния итальянской живописи треченто, в том числе хорошо известный алтарь XIII века из Зеста (ранее в Музее Кайзера Фридриха) и вышеупомянутый алтарь для Вестминстерского аббатства заменяли, по существу, ювелирные изделия. 34 См. поучительные замечания Сварзенского: Swarzen-ski G. A Marriage Casket and Its Moral // Bulletin of the Museum of Fine Arts. Boston, 1947. Vol.45. P. 55 ff. 35 Арнольфо ди Камбио, например, работал не только вместе с Чимабуэ, но и с Каваллини (Oertel R. Op. cit. S. 60). To, что Джотто, по-видимому, был лично связан с архитектором капеллы дель Арена в Падуе и что мозаика Торри-ти в Санта-Мария-Маджоре (ок. 1290—1295), изображающая Коронование Марии (в противоположность «Триумфу»), предполагает французское влияние, очевидно и так, независимо от того, где именно мы будем искать предшественников иконографической формулы (Zamecki G. The Coronation of the Virgin from Reading Abbey // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1950. Vol. 13. P. 1 ff; Oertel R. Op. cit. S. 217, note 109). 36 См. c. 132. 37 О влиянии на Дуччо скульптуры XIII века, в особенности сиенской кафедры Никколо и Джованни Пизано (легко распознаваемом не только в несколько спорном «Бичевании Христа» из собрания Фрик, но и в «Маэста»): Meiss М. A New Early Duccio // Art Bulletin. 1951. Vol.33. P.95 ff. 38 В высшей степени полезен был бы систематический обзор возрождения — или возрождений — раннехристианского искусства в период дученто, в особенности подробный анализ мозаик Флорентийского баптистерия. Об искусстве Венеции см. отличное исследование Отто Демуса (Demus О. A Renascence of Early Christian Art in Thirteenth Century Venice // Late Classical and Mediaeval Studies in Honor of Albert Mathias Friend, Jr. Princeton, 1954. P. 348 ff), в котором можно видеть основу для будущей книги автора о венецианском Проторенессансе, а также статью М. Мураро (Muraro М. Antichi Affreschi veneziani // Le Meraviglie del Passato. Firenze, 1954. P. 661 ff). Долгое время оставленные без внимания школы, возникшие на Святой земле до вторичного ее завоевания неверными, были изучены Гуго Бухталем; так, например, ему удалось доказать, что до сих пор загадочная рукопись (Париж, Библиотека Арсенала, MS. 5211: Martin Я, Lau-er P. Les principaux Manuscrits a peintures de la Bibliotheque de l'Arsenal. Paris, 1929- P. 17. PI. XI—XIII), в которой стиль зрелой готики непосредственно сталкивается с византийским и своеобразно видоизменяет такие композиции, как «Вдохновение Давида» в знаменитой Парижской псалтири (Париж, Национальная б-ка, MS. gr. 139), была создана в Латинском иерусалимском королевстве. Великолепное издание Бухталя (Buchtal Н. Miniature Painting in the Latin Kingdom of Jerusalem [With Liturgical and Palaeographical Chapters by Francis Wor-mald]. Oxford, 1957) появилось слишком поздно, чтобы быть нами рассмотренным в деталях. i9 Mather F.J. The Isaac Master: A Reconstruction of the Work of Gaddo Gaddi. Princeton, 1932, а также: Lochoff L. Gli affreschi dell'Antico e del Nuovo Testamento nella Basilica Supe-riore di Assisi // Rivista d'Arte. 1937. T. 11. P. 240 ff, в особенности с. 266 и след.; Toesca P. Storia dell'arte italiana. Torino, 1951. T. 2: II Trecento. P. 466 ff; Oertel R Op. cit. S. 66 ff. 40 Особенно: Horb F. Das Innenraumbild des spaten Mittelalters: Seine Entstehungsgeschichte. Zurich; Leipzig, [1938]; idem. Cavallinis Haus der Madonna // Goteborgs Kungl. Veten-skaps- och Vitterhets-Samhalles Handlingar. 7th Series, A 1945. Bd. 3. № 1 (ср. более поздние: Rohlfs A. Das Innenraumbild als Kriterium der Bildwelt // Zeitschrift fur Kunstgeschichte. 1955. Bd. 18. S. 109 ff); Demus O. Op. cit. P. 36 f; Paeseler W. Der Ruck-griff der spatromischen Dugentomalerei auf die christliche Spat-antike // Beitrage zur Kunst des Mittelalters (Vortrage der I. deut-schen Kunsthistorikertagung. Berlin, 1950. S. 157 ff). Хорошо известно, что Каваллини начал свою деятельность с реставрации и частичной реконструкции раннехристианских фресок в Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (которые произвели впечатление на Микеланджело) и что Джотто кроме живописи и мозаики изучал раннехрисгианские саркофаги, о чем свидетельствует одна иконографическая деталь: его «Рождество Христово» в капелле дель Арена происходит под деревянным навесом, а не в архитектурном окружении или византийской пещере. Необходимо отметить, что Дуччо сохранил «пещерный тип». 41 Совсем недавно М. Мураро {Muraro М. Antichi Affreschi veneziani // Le Meraviglie del Passato. Firenze, 1954. P. 661 ff.) открыл в Сан-Дзан-Дегола в Венеции серию очень интересных фресок, выполненных, по всей вероятности, в третьей четверти XIII века. Своей широкой живописной моделировкой, и особенно перспективной трактовкой уходящих вглубь ниш, карнизов и т. п, они явно предвосхищают стиль, представленный в искусстве Пьетро Каваллини. Вряд ли можно точно установить предшественников замечательного художника, создавшего эти фрески, но его произведения свидетельствуют как о широком размахе раннехристианского возрождения XIII века, так и о том, что конечные достижения великих тречентистских мастеров были органически связаны с достижениями их предшественников. 42 См. с. 179—180. 43 Необходимо отметить, что случаи «оптического обмана», встречающиеся в искусстве зрелого Средневековья (показательно, что самый поразительный из них относится к кругу Роберта Гроссетесте), вовсе не являлись проекцией рисунка на живописную плоскость, а были результатом непосредственных манипуляций с элементами, составляющими зрительный опыт наблюдателя (см. интересные наблюдения: Nordstrom F. Peterborough, Lincoln and the Science of Robert Grosseteste). В большинстве случаев оптическая иллюзия, согласно наставлениям Витрувия, применяется для «эврит-мического» корректирования, а не для обмана зрения. Так, например, объективные пропорции статуй, помещенных высоко над землей (часто выше ста футов), искажаются настолько, что кажутся правильными только тогда, когда смотришь на них снизу. В Средние века это облегчалось тем, что скульпторы работали над статуями, располагая их горизонтально, а не вертикально; поэтому для того, чтобы воссоздать впечатление высоко поставленной статуи, надо просто отступить от нее настолько, чтобы она казалась находящейся выше зрительного уровня (см, например: Coulton G. G. Art and the Reformation. New York, 1928. P. 177 f). 44 Cm. c.250. 45 О братьях Лоренцетти: DeWald Е. Т. Pietro Lorenzetti // Art Studies. 1929. Vol.7. P. 131 ff.; CecchiE. Pietro Lorenzetti. Milano, 1930; idem. The Sienese Painters of the Trecento. New York; London, 1931; Sinibaldi G. I Lorenzetti. Siena, 1933; Bacci P. Di-pinti inediti e sconosciuti di Pietro Lorenzetti... in Siena e nel con-tado. Siena, 1939; Oertel R. Op. cit. S. 142 ff. Профессор Дж Po-ули готовит монографию об Амброджо Лоренцетти. 46 Необходимо отметить, что даже братья Лоренцетти (их менее прогрессивные современники при случае все еще применяли устарелую «схему рыбьего хребта») полностью не соблюдали перспективного единства на ортогональных плоскостях, когда их зрительное единство бывало нарушено или затемнено. В картинах Дуччо и Джотто (да будет разрешено неспециалисту придерживаться приятной привычки ссылаться на недавно открытого Мастера капеллы Барди как на Джотто: Oertel Я Op. cit. S. 105 ff.) можно заметить, например, что если потолок разделен на участки, между которыми помещаются балки, поддерживаемые консолями, то ортого-нали боковых частей заметно отклоняются от центральной, в то время как там, где нет таких делений (как, например, в «Возвещении о смерти Богоматери» Дуччо или в «Утверждении Устава францисканского ордена» Джотто), все ортого-нали сходятся с разумной точностью. Это различие между центральными и боковыми ортогоналями есть даже в таких известных образцах перспективной точности, как «Введение во храм» (датируется 1342 годом) и «Благовещение» (датируется 1344 годом) Амброджо Лоренцетти. Здесь боковые ортогонали явно расходятся (ил. 101, 105), что не сразу заметно, поскольку фигуры отделяют их от центральной ортогонали. Абстрактно-математическая идея плоскости была на этой стадии, видимо, недостаточно сильной, чтобы возобладать над визуальным различием между «трансцендентными» и «имматентными» картине линиями схода. Ни один живописец треченто не мог направить ортогонали, помещавшиеся в разных плоскостях (как, например, пол, потолок и боковые стены) в единую точку схода. То было подвигом, Достигнутым Италией лишь после открытия costruzione legittima в третьем десятилетии XV века; а на Севере, с попытками и ошибками, — не раньше середины века. 47 Таким образом, любой живописец мог получить непогрешимо правильный «угол» равноотстоящих друг от друга небоковых ортогоналей (см. рис.7) следующим методом: допустив точку схода в А, линия основания делится на равные части, и конечные точки а, Ь, с... соединяются с А — что легковыполнимо при помощи гвоздика и бечевки. Этот метод, которым пользовались в Италии до открытия построения Альберти (а в северных странах и того позднее), не может, конечно, определить местоположения боковых ортогоналей, и это чисто техническая причина их странного поведения в самых передовых образцах тречентистской живописи. Раз боковые ортогонали срезаны краями доски в точках s, L. (или, соответственно, в точках и>, х.), то определить эти точки, а тем самым и правильную последовательность равноотстоящих поперечных линий (правильную при допущении, что расстояние, отделяющее глаз от проекционной плоскости, равно либо АВ, либо АВ1), возможно лишь в том случае, если существует способ продолжить линию основания за пределы ее боковых границ, чтобы разделить это продолжение так же, как саму линию основания, и соединить точки этого деления с А. Однако этот способ, по-видимому, никому не приходил в голову, до того как открытие Брунеллески автоматически не разрешило проблему боковых ортогоналей вместе с проблемой последовательности поперечных линий. 48 О принципах применения «скрытого символизма» в творчестве Амброджо Лоренцетти: Rowley G. Ambrogio Loren-zetti il Pensatore // La Balzana. 1928. Т. 1. № 5. 49 Хотя и существуют основания предполагать, что базилика в картине «Мадонна в церкви» Яна ван Эйка, равно как и многие архитектурные мотивы в других его произведениях, является реминисценцией его конкретных впечатлений от какой-нибудь постройки, в данном случае — от собора в Льеже (LejeuneJ. Les Van Eyck, peintres de Liege et de sa cathe-drale. Liege, 1956, особенно с. 35 и след), однако все они изменены в соответствии с эстетической и иконографической точкой зрения; Ян ван Эйк не колеблясь осветил базилику с северной стороны (Panofsky Е. Early Netherlandish Painting. P. 146 ff.), хотя собор в Льеже ориентирован, как обычно, с запада на восток; см. также возражения О. Пэхта: Pdcht О. Ра-nofskys «Early Netherlandish Painting*, II // Burlington Magazine. 1956. Vol.98. P.267 ff, 274, note 31. В этой связи необходимо упомянуть, что господин Ж.Лежен (чьи фактические наблюдения столь же ценны, как неприемлемы сделанные из них выводы) меня не понял, говоря, что я рассматривал церковь Нотр-Дам в Дижоне как возможный источник для «Мадонны в церкви» Яна ван Эйка. В действительности план, выведенный мною из картины Яна ван Эйка (см. ил. в кн.: Early Netherlandish Painting. P. 434), вполне совпадает с Льежским собором и был сопоставлен с церковью Нотр-Дам в Дижоне только для того, чтобы показать, что последний, явившись образцом для бургундского «Сретения» в Лувре (ibid, I. Fig. 64), ничего общего не имеет с «Мадонной в церкви» Яна ван Эйка. 50 Париж, Национальная б-ка, MS. lat. 10538, fol. 78. О приеме «диафрагмы»: Panofsky Е. Early Netherlandish Painting. P. 58 f. 51 Алтарь Мероде, написанный Мастером из Флемаля, объединяет с «Рождеством Богоматери» Пьетро Лоренцетти то, что центральная и правая доски образуют как бы единое целое (дом Иосифа), в то время как на левой доске изображены донаторы, находящиеся вне его; однако в известном смысле это шаг назад, поскольку комната «Благовещения», показанная на центральной доске, не совпадает с мастерской Иосифа (показанной на правой доске), а отделена от нее глухой стеной. Не совсем ясно, было ли сохранено такое же разделение в последнем из известных произведений Мастера из Флемаля — Алтаре Верля (1438 года), поскольку утеряна его центральная доска, однако, принимая во внимание реконструкцию П. Пипера, последнее весьма вероятно (Pteper P. Zum Werl-Altar des Meisters von Flemalle // Wallraf-Richartz-Jahrbuch. 1954. Bd. 16. S. 87 ff). 52 Kleinschmidt B. Die Basilika. Bd. 2. S. 267 f. Abb. 198; Cec-chi E. Pietro Lorenzetti. PI. LXI. Что касается датировки цикла в Ассизи, я согласен с Эртелем (Oertel R. Op. cit. S. 146 ff.), но я полагаю — совместно с Деволдом и другими, — что он был выполнен скорее помощником, чем самим мастером. 53 Собачки, лижущие блюдо или воду с пола, изображены, например, на листе «Январь» в «Роскошном часослове» братьев Лимбург (см. с. 251 и далее) или «Туалет» Яна ван Эйка (некогда в собрании кардинала Оттавиани), ныне утерянный, но описанный Бартоломео Фацио (текст перепечатан в кн.: Panofsky Е. Early Netherlandish Painting. P. 361, note 27). Обычай изображать Февраль в образе человека или людей, греющихся у огня, преобладал в Италии и сохранялся в Германии, Испании и Франции (см. статистику в кн.: Webster]. С. Op. cit. Р. 175 ff.). Быть может, не случайно, что единственное известное мне исключение, разумеется, кроме календарных циклов, вообще обходящихся без человеческих фигур, это изображение Февраля в «De Buz Hours» из Библиотеки Гарвардского колледжа {Panofsky Е. The De Buz Book of Hours: A New Manuscript from the Workshop of the Grandes Heures de Rohan // Harvard Library Bulletin. 1949- Vol.3. P. 163 ff PI. lb), в котором слуга сушит у огня посуду почти так же, как в «Тайной вечере» в Ассизи. Тот факт, что два немецких живописца XV века — Ганс Мульчер и так называемый Мастер Алтаря Регле в Эрфурте — использовали восьмигранный павильон в сцене «Сошествие Святого Духа», свидетельствует, насколько глубокое впечатление именно эта фреска производила на Севере (Closer С. Die altdeutsche Malerei. Munchen, 1924. S. 103. Abb. 70; S. 121. Abb. 80). О мотиве шкафа, утопленного в нишу, см. с. 232 и далее. 54 Например, «Благовещение» Джованни да Милано из палаццо Венеция в Риме около 1360 года (Robb D. М. The Iconography of the Annunciation in the Fourteenth and Fifteenth Centuries // Art Bulletin. 1936. Vol. 18. P. 480 ff. Fig 10). О портретах Петрарки (Sala dei Giganti в Падуе; Государственная б-ка в Дармштадте. Cod. 101 и др.) и их связи с такими произведениями, как портрет монаха работы Джусто ди Мена-буои в монастырской церкви в Виболдоне: Mommsen Т.Е. Petrarch and the Decoration of the Sala Virorum Illustrium in Padua // Art Bulletin. 1952. Vol.34. P.95 ff, особенно с. 99 и след, ил. 3—6. 55 О «подразумеваемом интерьере»: Panofsky Е. Early Netherlandish Painting. P. 19, passim. Несколько характерных французских и франко-фламандских образцов, подводящих к фазе, представленной Мадонной Солтинг (ibid. Fig. 203): fig 23, 26, 40, 55, 61 etc. 5б О натюрморте Таддео Гадди: Tolnay С. de. Les Origines de la nature morte // Revue des Arts. 1952. Vol. 1. P. 151 ff.; Sterling C. La Nature morte de l'Antiquite a nos jours. Paris, 1952, особенно с. 16 и след, ил. 10, 22—27, табл. 8—11. Подобный самостоятельный натюрморт, созданный, вероятно, в Австрии или Южной Германии около 1470 года, и, судя по изображенным на нем предметам, служивший дверью медицинского кабинета (он написан на необычно тяжелой дубовой доске и изображает коробки и бутылки), проиллюстрирован в кн.: Ibid. PI. 10. Об иллюзорном (trompe-1'oeil) характере ранних натюрмортов и их особой связи с наукой о перспективе и технике наборных работ: Wintemitz Е. Quattrocento Science in the Gubbio Study // Metropolitan Museum of Art Bulletin. New Ser. 1942. Vol. 1. P. 104; Chastel A Marqueterie et perspective au XVе siecle // Revue des Arts. 1953. Vol.3. P. 141 ff. (а также: Sterling C. Op. cit. S. 30 ff). 47 Согласно исследованиям Эртеля (Oertel R Op. cit. S. 225, note 205), опись платежей между 1332 и 1338 годами относится не к капелле Барончелли, ныне сохранившейся, а к той, что была разрушена в 1566 году. Как бы то ни было, стиль дошедших до нас фресок не позволяет датировать их иначе, чем указано в означенных списках. Относительно хронологии цикла Страстей Пьетро Лоренцетти см.: Ibid. S. 146 ff, 229 f, note 259, 263; Эртель не без основания относит его к 1320 и 1330 годам. 58 HorbF. Das Innenraumbild. S. 63 ff; Oertel R Op. cit. S. 229, note 260. Эртель только подтверждает заявление Хорба о том, что шестиугольная эдикула Пьетро происходит от классических образцов. 59 См. прим. 29. Во Франции подобное исправление Вил-лара де Оннекура происходило (под влиянием Италии) примерно в то же время, как, например, эдикула с фигурами апостолов в витражах приората Сент-Имер-ан-Ож выполненных около 1325 года (Lefrancois-Pillion L, LafondJ. L'Art du XlVe siecle en France. Paris, 1954. P. 200. PI. XLII). 60 Horb F. Das Innenraumbild. S. 65. 61 Хорб (Horb F. Op. cit.) упоминает только рог изобилия. Что касается описания комнаты, где происходила Тайная вечеря: Марк, 14:15 (coenaculum grande stratum) и Лука, 22:12 (coenaculum magnum stratum). 62Проблема ггутто в средневековом и ренессансном искусстве заслуживает более пристального внимания, чем ей до сих пор уделялось. Наиболее серьезное исследование можно найти пока что в книге Венцеля (Wentzel Н. Antiken-Imitationen, в особенности с. 49 и след. и 66 и след.); изображения путти на одной из капителей в Монреале, на колоннах в церкви Санта-Тринита-деи-Монти и Сан-Карло в Каве и на мраморной консоли из Флорентийского баптистерия см.: Ibid. Fig. 24, 27, 28, 38. 63 Wentzel Н. Op. cit. S. 67. Fig. 36, 37 (два путти на бордюрах фресок Чимабуэ в Ассизи). Дальнейшие иллюстрации: Kleinschmidt В. Die Basilika. Bd. 2. S. 91. Abb. 60; Toesca P. Affre-schi del Vecchio e Nuovo Testamento della Chiesa Superiore del Santuario di Assisi. Firenze, 1948. Т. 1. PI. 83—90 (бескрылые); Bd. 2. PI. 131 — 134 (крылатые). Кстати, необходимо отметить, что аканф в итальянской скульптуре после периода Проторенессанса никогда не исчезал и всегда соперничал с готическим орнаментом, но, видимо, так и не был усвоен двухмерными формами вплоть до конца XIII века. 64 Вопрос о датировке францисканского цикла в Ассизи (до 1307—1308 годов) рассматривается в кн.: White J. The Date of The Legend of St. Francis' in Assisi // Burlington Magazine. 1956. Vol.98. P. 344 ff; Schone W. Studien zur Oberkirche von Assisi // Festschrift Kurt Bauch. Berlin, 1957. S. 50 ff. Путти, несущие гирлянду, появляются в качестве декоративных статуй на крышке лоджии в фреске «Представление св. Франциска султану» (Kleinschmidt В. Die Basilika. Bd. 2. S. 116. Abb. 82; Weigelt C.H. Giotto. Stuttgart; Berlin; Leipzig, 1925. (Klassiker der Kunst. Bd. 29). S. 149); другой путто находился также на рельефах, украшающих верхнюю часть церкви в «Святом Франциске, изгоняющем демонов из Ареццо» (Kleinschmidt В. Op. cit. S. 115. Abb. 81; idem. Die Wandmalerein. S. 115 ff. Abb. 81; Weigelt C.H. Op. cit. S. 148). В первом случае языческое значение путти совершенно очевидно (ср.: «Сон Папы Иннокентия III»: Kleinschmidt В. Op. cit. S. 107. Abb. 73; Weigelt С. Н. Op. cit. S. 146, где статуи на крыше изображают ангелов). Во втором их присутствие оправдывается тем, что действие происходит, согласно источникам, «за городскими воротами Ареццо», где до сих пор сохранились остатки римского амфитеатра и «нимфей» в пределах ограды церкви Сан-Бернардо. В падуанском цикле Джотто есть такая же пара рельефных путти, несущих раковину с изображением полуфигуры Бога Отца, которые в точности повторяют изображения на римских саркофагах и явно скопированы с классического оригинала. Они имеются также на фронтоне дома Иоакима как в «Явлении ангела св. Анне», так и в «Рождестве Богоматери» (Weigelt С.Н. Op. cit. S. 8, 13, ил. 107 наст. изд.). В этом случае тот факт, что путти, а не ангелы несут изображение Господа, подчеркивает то, что, хотя Иоаким и Анна были людьми правоверными, а непорочное зачатие и освящение Девы Марии еще до ее рождения прервали передачу первородного греха, эти путти все же принадлежат эре до Благодати. Что касается других фигур Джотто, обнаруживающих влияние классической скульптуры, см. с. 240 и далее. 65 Kleinschmidt В. Op. cit. S. 270 ff. Abb. 200; Cecchi Е. Pietro Lorenzetti. PI. LXIV.TpH путти в «Бичевании Христа», изображенные на капителях, которые поддерживают консоли в виде львов, показаны коленопреклоненными или на корточках, причем один из них трубит в рог, а два других играют с небольшими зверьками. 66 Об обширной литературе, посвященной пизанским фрескам (особенно: Meiss М. The Problem of Francesco Traini // Art Bulletin. 1933. Vol. 15. P. 97 ff, особенно с. 168 и след.), см. недавний обзор в кн.: Guerry L. Le Theme du 'Triom-phe de la Mort' dans la peinture italienne. Paris, 1950. P. 122 ff, где воспроизведены многочисленные надписи и их источники. Насколько мне известно, зависимость путти от пизанских саркофагов была впервые отмечена Доббертом (Dobbert Е. Der Triumph des Todes // Repertorium fur Kunstwis-senschaft. 1881. Bd.4. S. 1 ff), но их зловещее значение дтя беззаботной парочки, расположенной под ними, по-видимому, никем не было отмечено. 67 Примером появления путти на полях рукописей в то время, когда они уже почти исчезли, является «Matricola del Cambio> (Муниципальная б-ка Перуджи), иллюстрированная Матеолом Сер Камби в 1377 году (D'Ancona P. La Miniature italienne du Xе au XVIе siecle. Paris; Bruxelles, 1925. P-44. Fig. 54). Особенно интересен Бревиарий Мартина II Ара- гонского, выполненный в первые годы XV века (Париж, На циональная б-ка, MS. Rothschild 2529); опубликован Ж. Порш (Porcher J. Le Breviaire de Martin d'Aragon. Paris, [1953]). Зде испанский иллюстратор, работая в итальянизирующем стил и сохраняя связь с парижским образцом, созданным в мае терской Жана Пюселя около 1340 года, изображает малень ких зверьков, обычных для французских оригиналов, вмест с путти. 68 Saxl F. The Classical Inscription in Renaissance Art an Politics //Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1940-1941. Vol.4. P. 19 ff PI 5c, e; Krautbeimer R. Lorenzo Ghiber S. 278 ff. В противоположность Краутхеймеру я, однако, пс лагаю, что четыре означенные фигуры, включенные в явн богословскую программу и чередующиеся с ангелочками, еще допускают interpretatio Christiana. В действительна как мне кажется, они изображают четыре основные добродетели; близкий им иконографический тип можно найти на пи занской кафедре Джованни Пизано 1302—1311 года (Bacci Р. La ricostruzione del pergamo di Giovanni Pisano nel Duomo Pisa. Milano, 1926; Keller H. Giovanni Pisano. Wien, 1942). Be ликолепный обнаженный «Геркулес» (Krautbeimer R Op. ci Abb. 6) все еще или, вернее, снова олицетворяет доброде Силы. Так называемая аллегория Изобилия («Abundantia») рогом и сосудом, полным воды (ibid. Abb. 5), изображает д" родетель Умеренности, которая на кафедре Джованни Пизано также держит рог изобилия и обычно связывается с Милосердием (Keller Н, Op. cit. Abb. 107); другим атрибутом фигуры Джованни Пизано является компас, но скульптор Порта-дел-ла-Мандорла с полным основанием заменил компас сосудом с водой; водой разбавляли вино, что было обычным атрибутом Умеренности. Обнаженная фигура со спины явно копирует центральную фигуру общеизвестной группы Трех Граций и иногда толкуется как богиня Гигиея (ил. 111 наст, изд.). Она держит стандартные атрибуты Мудрости — змею и зеркало; ее нагота, видимо, связана с идеей «nuda veritas», так популярной в искусстве Средневековья, что «Укротители коней» на Монте-Кавалло толковались как два философа, для которых все явления «обнажены и открыты», и имеет прецедент на пизанской кафедре Джованни Пизано (ibid. Abb. 108); а то, что фигура изображена со спины, как будто оправдывается этимологически: «Prudens quasi potro videns» (Исидор Севиль-ский. Этимология, X, 201). Аполлон же мог служить олицетворением Правосудия в равной степени как бог музыки, который, как и Правосудие, сводит споры и разногласия к гармонии, и как бог Солнца, так как христианская мысль привыкла ассоциировать Аполлона с солнцем Правосудия (sol iustitiae: пророк Малахин, 4:2). Наконец, обилие сцен из жизни Геркулеса на архивольте можно объяснить тем, что в Италии в период треченто Геркулеса истолковывали не только как олицетворение Силы, но и как «вообще» добродетель — virtus generalis или virtus generaliter sumpta. Эта идея, сформулированная уже около 1300 года Франческо Барберино, была выражена в пизанской кафедре Джованни Пизано в образе Геркулеса, который, отделенный от четырех основных добродетелей и подчеркивающий всю структуру кафедры, соответствует по значению архангелу Михаилу, воплощая сумму моральных добродетелей, в то время как архангел Михаил олицетворяет сумму добродетелей богословских (Keller Н. Op. cit. Abb. 116). Необходимо отметить, что сочинение «Libellus de imaginibus deorum», современное Порта-делла-Мандорла, неизменно и настойчиво толкует подвиги Геркулеса как exempla virtutis (Liebeschutz Н. Fulgentius Metaforalis. S. 124 ff.; Panofsky E. Hercules am Scheidewege. S. 146 ff). В попытке распутать иконографию Порта-делла-Мандорла немалую помощь мне оказал А Р. Тернер. 69 См. с. 218-221. 70 Тесная зависимость ранней тречентистской живописи от классической стенописи может быть подвергнута сомнению в случае с «Тайной вечерей» Пьетро Лоренцетти, но это не компрометирует данную теорию, которую особенно рьяно проповедует Хорб и которая широко признана; вне сомнения, такая фигура, как аллегория Мира в «Добром правлении» Амброджо Лоренцетти, вызывает сравнение не только с классической скульптурой, но также, например, с олицетворением Аркадии в хорошо известном «Нахождении Телефа» из Геркуланума. Однако при более внимательном рассмотрении отличия в этом, а также во всех других случаях, попавших в поле моего зрения, по-видимому, перевешивают сходства, и чисто * «Когда она казалась постыдной» (лат). практические соображения приводят меня к скептическим заключениям. Допуская возможность того, что образцы «римской живописи в более узком смысле этого термина», ныне утерянные, все еще сохранялись и были доступны в XIV веке, они вряд ли существовали в Тоскане; но как раз в случае братьев Лоренцетти (о которых мы не знаем, были ли они когда-нибудь в Риме, не говоря о Южной Италии) такие аналогии наиболее убедительны.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |