КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада 21 страница
О символике всяких чудовищ и зверей см.: White Т. Н. The Book of Beasts, Being a Translation from a Latin Bestiary of the Twelfth Century. New York, 1954. P. 271 ff. В качестве добавления: Bemheimer R. Romanische Tierplastik und die Ursprun-ge lhrer Motive. Munchen, 1931; Jalabert D. Recherches sur la «Марта названье от Марса идет, прародителя римлян, / Все жи-в°е тогда в браке стремится сойтись» (лат.). faune et la flore romanes // Bulletin Monumental. 1935. Vol. 94. P.71 ff.; 1936. Vol.95. P.433 ff; 1938. Vol.97. P. 173 ff; Wittko-wer K. Marvels of the East: A Study in the History of Monsters // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1942. Vol.5. P. 159 iUJanson H.W. Op. cit.; Heckscher W. S. Bernini's Elephant and Obelisk // Art Bulletin. 1947. Vol. 29. P. 155 ff; Nordstrom F. Peterborough, Lincoln and the Science of Robert Grosseteste: A Study in Thirteenth-Century Iconography // Art Bulletin. 1955. Vol.37. P.241 ff Книга М.-М.Дэви (DavyM.-M. Essai sur la sym-bolique romane (XIIе siecle). Paris, 1955) несколько разочаровывает в этом и других отношениях. 102 Так, в этих двух случаях можно предложить следующее пробное толкование. Из пяти медальонов, украшающих гробницу Арнульфа из Лизьё, только четыре, изображающие профили языческих правителей, навеяны классическими монетами, между тем как длиннобородая голова в центре, изображенная анфас, была, по-видимому, просто придумана. Мне кажется вероятным, что четыре «языческие» головы изображают Четыре Царства (согласно «Книге пророка Даниила», 7), голова же в центре, таким образом, изображала «Ветхого день-ми» (Даниил, 7:22), то есть Христа, чье Второе Пришествие отмечает начало Пятого, или Мессианского, Царства. Как раз около середины XII века пророчество Даниила снова привлекло к себе внимание, а Четыре Царства и их цари (раньше обычно соотносившиеся с Вавилонско-Халдейским царством во главе с Навуходоносором; Индийским во главе с Дарием; Персидским во главе с Киром и Греко-Македонской империей во главе с Александром) заново истолковывались и изображались как Вавилонско-Халдейское во главе с Навуходоносором; Мидийско-Персидское во главе с Киром; Греко-Македонская империя во главе с Александром и Римская империя во главе с Цезарем или Августом (см.: Clemen P. Die romanische Monu-mentalmalerei in den Rheinlanden. Dusseldorf, 1916. P. 323 £). Тимпан церкви Св. Урсина в Бурже является одним из немногих романских тимпанов, разделенных на регистры. Снизу вверх на нем изображены Труды и Дни; охотничья сцена, вольно скопированная с римского саркофага, хранящего останки св. Лузория (Сен-Людр) и до сих пор находящегося в аббатстве Деоль, около Бурже (АаЪётагJ. Op. cit. Fig. 25); а также сцены из басен про злые поступки лисицы и волка, последний изображен в хорошо известной сцене его встречи с журавлем (см.: Porter А К. Op. cit. Fig. 1263; АаЪётаг]. Р. 164 ff. Fig. 24; CrozetR. L'Art roman en Berry. Paris, 1932. P. 299 ff). Поскольку могила св. Лузория сделалась предметом организованного паломничества в X веке, ее воспроизведение на тимпане церкви Св. Урсина как бы переносило часть славы св. Лузория на св. Урсина, первого епископа Бурже, который, согласно легенде, был близким другом св. Лузория. Как говорят, последний рукоположил св. Урсина и умер после этого на восьмой день, после чего св. Урсин похоронил его в римском саркофаге в Деоле. Согласно Францу Кюмону, сцена охоты на диких зверей, часто встречающаяся на римских саркофагах, символизировала постоянную борьбу человека со злом (Си-tnontF. Recherches sur le symbolisme funeraire des Romains. Paris, 1942. P. 449 ff). Автор специально ссылается на языческий саркофаг из Деоле, так же как и на христианские саркофаги, на которых мотив охоты удержался по крайней мере по боковым сторонам, даже в том случае, когда на лицевой стороне изображался Христос среди апостолов. Поэтому скульптор в Бурже вполне правомерно мог сочетать изображение Трудов и Дней, указывающих на природные циклы, с воспроизведением охотничьих сцен из саркофага св. Лузория, символизирующих нравственную борьбу человека; он даже позаботился о том, чтобы убрать из римского оригинала только одну фигуру, изображавшую поверженного охотника. Добавление сцен из басен как будто лишь подкрепляет такое морализирующее толкование, ибо как лисица, так и волк являются воплощениями черта; см. кроме бестиариев: Hugh de St. Victor. De bestiis et aiiis rebus // Patrologia Latina, CLXXVII, col. 15 ff (<'istam autem figuram [scil. лисицы] diabolus possidet»*), col. 59 («eius figuram [scil. волка] diabolus portat qui semper humano generi iugiter invidet, ac circuit Ecclesias fidelium ut mactet et per-dat animas eorum»"). Журавль, с одной стороны, обозначал << «Ее внешностью [лисицы] дьявол обладает» (лат.). «Его внешностью [волка] дьявол обладает, который всегда завидует роду человеческому и обходит верующих, чтобы осквернить и погубить их» (лат). людей праведных, которые «создают в самих себе наставления Писания к хорошей жизни» («in se praecepta scripturae bene vivendi formant»; Hugh de St. Victor. Op. cit, col. 39 f.). 103 О шёнграбенских рельефах: Novotny К. A. Zur Deutung der romanischen Bildwerke Schongraberns // Zeitschrift des deutschen Vereins fur Kunstwissenschaft. 1940. Bd. 7. S. 64 ff. 104 О двуглавых и многоруких фигурах в немецких юридических книгах: Amira К von. Die Dresdner Bilderhandschrift des Sachsenspiegels. Leipzig, 1902. Bd. 1, 2. S. 25, со специальным упоминанием fol. 68b (табл. 136, верхняя ил.). 105 Грешники, изображенные в Шёнграбене, были хорошо известны Средним векам через Овидия (Metamorphoses, IV, 458 ff.) и Сенеку (Hercules furens, V, 750 ff). Толкование Сизифа, Тантала и Иксиона как олицетворения Гордыни, Скупости и Сладострастия настолько типично и постоянно, что приведение частных источников было бы утомительным; так, например, для равенства Тантал = Скупость см.: Вег-nardus Morlanensis. De contemptu mundi, II, 869 ff (Hos-kier H. C. Op. cit. P. 67), где автор говорит о скупом: «Он делается Танталом, не будучи им именован, только подразумевая его имя» («Fit sine nomine nominus omine Tantalus ille»); или, перескакивая через четыре столетия: Andrea Alciati. Emble-mata, эмблема LXXXIV. Фразы, цитируемые в нашем тексте, заимствованы из прозаического «Ovide moralise* 1466 года (Boer С. de. Op. cit. S. 191, 195, 257). Интересно, что в тексте о Сизифе употребляется тот же глагол («trebucher» — «оступиться»), который Виллар де Оннекур применяет для определения самой Гордыни (Orgieus). Об интерпретации св. Бо-навентурой грехов Гордыни, Скупости и Сладострастия как трех главных ветвей «древа грехов»: Bloomfield М. The Seven Deadly Sins: An Introduction to the History of a Religious Concept with Special Reference to Medieval English Literature. Michigan State College Press, 1952. P. 89, 371. О греховном использовании светской музыки: Nordstrom F. Peterborough, Lincoln and the Science of Grosseteste. P. 246 f. Один из лучших примеров можно найти в миниатюре псалтири XII века (Кембридж, Колледж св. Иоанна, MS. В. 18, fol. 1; ил. в кн.: Swarzen-ski Н. Romanesque Monuments. Fig. 288), верхняя часть которой изображает Давида и его музыкантов, исполняющих священную музыку. По контрасту с ними внизу изображено чудище (вероятно, не медведь, а актер, одетый лесным человеком и олицетворяющий дьявола), которое бьет в барабан, в то время как одни фигуры соучаствуют в этом нечестивом музыкальном исполнении, а другие заняты акробатическим танцем, которым наслаждаются зрители-бездельники. 106 О рельефах собора в Осере и их возможной связи с «Кладом св. Дидье»: Adhemar J. Op. cit. P. 283 f. Fig. 114 (спящий Купидон), 116 (сатир и Геркулес); лучшие ил. ср.: La Cathedrale d'Auxerre. Ed. Tel. Paris, n.d. Fig. 7, 10, 15. 107 Слова Цицерона, цитируемые в тексте, можно найти в кн.: «De natura deorum», III, 42 (цит. также в кн.: Conti Natale. Mythologiae, VTI, I. Paris, 1605. P. 691). Слова Помпония Мелы («Chorographia», III, 46) цитируются также в кн.: Gyraldus L G. Opera omia. Leiden, 1696, I, col. 329; слова двух средневековых мифографов цитируются в кн.: Bode G.H. Scriptores rerum mythicarum latini tres... Celle, 1834. P. 23, 129. О миниатюрах Штутгартской псалтири: DeWald ЕЛ. The Stuttgart Psalter. P.71, fol. 93v. (ср.: Janson H.W. Op. cit. P. 18. PI. Ia). 108 О моденских рельефах- Bertoni G. Atlante storico-artis-tico del Duomo di Modena. Modena, 1921. PI. 17; Ladendorf H. Op. cit. S. 86, note 35. Abb. 6, 7. О средневековом перетолковании классического Купидона как Amor carnalis: Panofsky Е. Studies in Iconology. P. 95, 107. Fig. 84, 85, 88. 109 Hugh de St. Victor. Op. cit., col. 55. В «Iconologia» Чезаре Рипы ибис все еще остается атрибутом infamia. 110 Dolfen С. Der Kaiserpokal der Stadt Osnabriick. Osna-bruck, 1927; Nordstrom F. Virtues and Vices, passim (Index. P-131), со ссылками на медальоны только самого cuppa. 111 О влиянии камеи с изображением «Hercules Musa-rum» не на один, а на целых два медальона на крышке Императорского кубка: Wentzel Н. Mittelalter und Antike. S. 81 f. Abb. 9—11; idem. Die grosse Kamee. S. 74. Abb. 51. 12 Вот как Аполлон описан в Кембриджском лапидарии (Gonville and Caius College, MS. 435); слова тем более подходящие, что они описывают классическую камею: En ceste pire ot un sciel, un Deu an guise de danzel: Apollo numez esteit Et une harpe se meins teneit*. (Pannier L. Lapidaires francais du XIIе, XIIIе et XIVе siecles. Biblio-theque de l'Ecole des Hautes Etudes. Paris, 1882. Vol. 102. P. 147). 113 О капители с изображением бога Митры в Монреале: Sheppard С. D, The Iconography of the Cloister of Monreale. P. 160. Fig. 1; Wentzel H. Antiken-Imitationen. S. 55 f. Abb. 29. 114 О незнакомстве Ренессанса с истинной природой Митры: Seznec J. Op. cit. P. 229. Fig. 94 (из кн.: Johannes Herold. Heydenwelt. Basel, 1554; ср. также: Cartari V. Imagini dei Dei degli antichi. Venezia, 1571. P. 72, гравюра на дереве из этой книги, представленная на ил. 80 наст, изд., является незрелым производным; в особенности ср.: Saxl P. Mithras: Typengeschichtliche Untersuchungen. Berlin, 1931. S. 110), а также: idem. The Origin and Survival of a Pictorial Type [The Mithras Reliefs] // Proceedings of the Classical Association. 1935. Vol.32. P. 32 ff); слова Джиральди («Syntagmata», VII, ср.: Bode G.H. Op. cit. P. 80. Ch. 19) можно найти в кн.: Gyraldus LG. Op. cit, I, col. 232. О сельскохозяйственной интерпретации Команини: Panofsky Е. Idea. Ein Beitrag zur Begriffsgeschichte der alteren Kunsttheorie // Studien der Bibliothek Warburg. Leipzig; Berlin, 1924. Bd. V. S. 114, note 238 (ит. пер.: Idea. Firenze, 1952. P. 157, note 69), где имя Винченцо Картари должно быть заменено на Ло-ренцо Пиньориа, который, насколько нам известно, первый предложил правильное толкование рельефов с изображением Митры. Он видел образец, находягцийся на римском Капитолии, в 1606 году и возвестил о своем открытии в дополнении к «Imagini.> Картари, впервые опубликованном в Падуе в 1615 году (в венецианском издании 1674 года, с. 274 и след.). 115 О Везеле, Бес-ан-Шандес и Шарльё: АаЪётаг J. Op. cit. Р. 177 ff, 205. Fig. 78 (Бесс), 93 (Везеле). О Бес-ан-Шандес см. также анонимную монографию: Eglise de Besse, Monument his-torique. P. 16; DeshouUlieres F. Besse-en-Chandesse // Congres Ar-cheologique, 1924 (Clermont-Ferrand). P. 251 ff. Капитель, воспроизведенная у Адемара (ил. 78), на которой изображено ри * На этом камне печать / Бога в обличье юноши: / Имя ему Аполлон, / И у него в руках арфа (лат.). туальное убийство вола или быка, соседствует с другой, изображающей двух мужчин, несущих животное, в котором сочетаются задняя часть барана с головой быка, так что все трое животных составляли, возможно, три части римского suovetaurilia (жертвоприношения). Что же касается сюжета тимпана (в отличие от фриза) над порталом в Шарльё, то относительно него существуют некоторые разногласия. Адемар считает этот сюжет «Тайной вечерей», а Э. Маль (MdleE. L'Art religieux du XIIе siecle en France. Paris, 1922. P. 421 ff.), видимо, справедливо отождествляет это изображение с «Браком в Кане» и связывает его с трактатом Петра Достопочтенного (Adversus Petrobrusianos Haereticos // Patrologia Latina, CLXXXIX, особенно col. 796, где описывается иудейская кровавая жертва и перечисляются те же животные, которые изображены на рельефе в Шарльё, и col. 802, где дается параллель между «Тайной вечерей» и «Браком в Кане»), что, очевидно, не было замечено Адемаром. Интерпретация этой сцены как «Тайной вечери» легко объясняется ее композицией (с изолированной фигурой перед столом), схожей с традиционным изображением «Вечери Господней» (Cena Domini). С другой стороны, число участников сцены либо слишком мало, либо слишком велико (в зависимости от того, считать ли головы на заднем плане): только две фигуры по сторонам от Христа имеют нимбы; одна из них, под покрывалом, возможно, изображает Деву Марию; две обнимающиеся фигуры, несомненно, являются женихом и невестой. В связи с противопоставлением Евхаристии дохристианскому жертвоприношению следует обратить внимание на множество миниатюр XII века, в которых жертвоприношение сопоставляется с Распятием (или со встречей Ильи с бедной вдовой из Са-репты) или появляется в таком контексте, который делает ipso facto его значение. Один из трех примеров — это миниатюры знаменитой Большой Библии из Флореффа, которая в свою очередь восходит к Евангелиям из Авербоде: Льеж, Б-ка университета, MS. lat. 363, fol. 86v. (Gevaert S. Le Modele de la Bible de Floreffe // Revue Beige d'Archeologie et d'Histoire de l'Art. 1935. Vol. 5. P. 17 ff. Fig. 8); Dodwell C. R. The Canterbury School of Illumination 1066-1200. Cambridge, 1954. P87 ff.; PL 58. В книге Сварзенского (Swarzenski H. Monuments of Romanesque Art. Fig. 284) сюжет миниатюры в Доверовской библии (Кембридж, Колледж Тела Христова, MS. 4, fol. 191 v, Dodwell С. R Op. cit. PI. 58a) истолкован как «Св. Лука, убиваюгций своего зверя». В действительности эта миниатюра, хотя и находится в инициале Евангелия от Луки, вне сомнения, изображает священника Ветхого Завета (возможно, Захарию, отца Иоанна Крестителя, с чьей истории и начинается Евангелие); подобное толкование убедительно подтверждает факт, который любезно сообщил мне профессор Фрэнсис Вормальд, что шкура животного окрашена в красный цвет, намекающий на vacca rufa [красную голову] из стиха 9:2 (Евангелие от Луки), о чем, по словам аббата Сугерия («De administratione», XXXIII), неизменно вспоминали авторы XII столетия, когда обсуждали разницу между жертвоприношением Ветхого Завета и Евхаристией. Другим интересным примером XII века является миниатюра в Вердене (Городская б-ка, MS. 119, fol. 94), на которой изображена Синагога, убивающая животное (Panofsky Е. Studies in Icono-logy. Fig. 79). Нетрудно понять, что противопоставление дохристианского жертвоприношения и Евхаристии, видимо, утратило свою популярность после конца XII столетия. Одним из редких исключений, насколько я знаю, является голландская доска, датируемая примерно 1470 годом, из Музея Бойманса в Роттердаме, служившая первоначально парой к «Сбору манны» (также один из многих прообразов Евхаристии); обе эти доски, вероятно, сочетались с «Распятием» (Begemann Е. Haverkamp. Een Noord-Nederlandse Primitief // Bulletin, Museum Boymans Rotterdam. 1951. VoL 2. P. 51 ff). 116 Об истории различных памятников Вергилию в Ман-туе. PortioliA Monumenti a Virgilio in Mantova // Archivio Storico Lombardo. 1877. T. 4. P. 536 ff; Muntz E. La Renaissance en Italie et en France. Paris, 1885. P. 10, 345; Burckhardt J. Die Kultur der Renaissance. lOte Ausg / E. Geiger (ed.). Leipzig, 1908. Bd. I. S. 158, 339 f; SchlosserJ. von. Vom modernen Denkmalkultus // Vortrage der Bibliothek Warburg. 1926—1927. S. 1 ff.Jullian R. Les sculp-teurs romans de l'ltalie septentrionale. PI. CXIII; Francovich G. de. Benedetto Antelami, architetto e scultore, e l'arte del suo tempo. Milano; Firenze, 1952. T.I. P.99, 102, 108; Т.Н. Fig. 183, 184; вышедшая недавно статья, в которой говорится о других памятниках знаменитым классическим писателям: Frey D. Аро-kryphe Liviusbildnisse der Renaissance // Wallraf-Richartz-Jahrbuch. 1955. Bd. 17. S. 132 ff., особенно с. 158 и след. Общепризнано, что прекрасная статуя из красного мрамора в палаццо Дукале (ил. 84 наст, изд.), датировка которой (около 1215 г.) основана на стилистическом анализе, была создана раньше, чем гораздо более слабый, но лучше известный портретный бюст из белого мрамора, исполненный, вероятно, после 1227 года, на Бролетто (ил. 85 наст. изд). Изображений третьего средневекового памятника Вергилию, якобы снесенного Карло Малатестой, не сохранилось. Однако даже в новейшей литературе связь обеих статуй с grosso 1257 года (ил. 86 наст, изд.) недостаточно оценена. То, что Фрей идентифицировал как «Христос во славе» — изображение на венецианских монетах grossi, является на самом деле довольно грубой копией со статуи из красного мрамора, за исключением скуфьи. А так как на монете 1257 года написано: «MANTVE VERGILTVS», нынешние сомнения относительно тождества обоих мраморных портретов ни на чем не основаны. Действительно, статуя из красного мрамора обладала своего рода официальным статусом еще до того, как послужила моделью для монеты. Первоначально она стояла в палаццо делла Раджоне (судебной палате), «куда каждодневно отправлялись судьи для вершения правосудия» («dove tutti i giorni i giudici si recavono a fare giustizia»), и как бы освящала судебные заседания, подобно Распятиям (или образам Троицы) в других средневековых городах или как в наши дни портрет королевы висит в судебных палатах Англии. Возложение подобной функции на Вергилия было возможным не только с точки зрения местного патриотизма, но и потому, что в его присутствии не могло быть высказано ни одно ложное свидетельство (существовала легенда, связывающая его со знаменитым «Восса delle Verita» в Санта-Мария-ин-Космедин). 17 Подделки под «Augustales» иллюстрированы в книге Канторовича (Kantorowicz Е. Н. Kaiser Friedrich der Zweite. Bd. II. Taf. 1, 3—6), коллекция печатей опубликована Венце -лем: Wentzel Н. Italienische Siegelstempel und Siegel all'antica im 13. und 14. Jahrhundert // Mitteilungen des kunsthistorischen Institutes in Fiorenz. 1955. Bd.7. S. 73 ff. 118 Adhemar J. Op. cit. P. 215 f: «...on est etonne de voir a partir du debut du XIIIе siecle cette figure parait brusquement et ab * «Удивляешься, когда видишь, что с начала XIII века эта фигура внезапно совершенно исчезает» (фр.). " Здесь и далее — Bartsch A von. Le Peintre graveur. Leipzig, 1854— 1870. — Прим. ред. "' «Иоанн [из Солсбери] пересказывает здесь изложенное Цицероном („De offlciis", I, 50) и восходящее к Посидонию и Исократу учение, согласно которому разум и речь (ratio и oratio), вместе взятые, образуют основу нравов и общества... Расцвет схоластики в XIII веке сделал этот гуманистический культурный идеал к северу от Альп несовременным. Но итальянский гуманизм XIV века придал ему новую жизнь. Между миром Иоанна Солсберийского и миром Петрарки существует духовное родство» (нем.). solument>*. Адемар объясняет такое внезапное исчезновение статуй Константина тем, что отождествление статуи Марка Аврелия с Константином с XIII века стало ставиться под сомнение. Подобное исчезновение так хорошо согласовывалось с общим развитием готического стиля, что «'Тождество» с Марком Аврелием можно рассматривать лишь как дополнительный фактор. Следует отметить, что две хорошо известные конные статуи, созданные в Германии около середины XIII века («Всадник» в Бамбергском соборе и статуя Отгона II на рыночной площади в Магдебурге), не имеют никакого отношения к типу «Марка Аврелия — Константина» и что возрождение этого типа в период Ренессанса во Франции связано главным образом с влиянием гравюры Дюрера (В. 98)", которая в свою очередь восходит к Леонардо да Винчи. 119 Wormald F. Paintings in Westminster Abbey and Contemporary Painting // Proceedings of the British Academy. 1949. Vol. 35. P. 161 ff. 120 Curtius E.R Op. cit. S. 84 f: «Johannes reproduziert hier die von Cicero (De offlciis, I, 50) vorgetragene, auf Poseidonios und Isokrates zuruckgehende Lehre, wonach Vernuft und Rede (ratio und oratid) zusammen die Grundlage von Gesittung und Gesell-schaft bilden... Die Hochblute der Scholastik im 13- Jahrhundert machte dieses humanistische Bildungsideal nordlich der Alpen un-zeitgemass. Aber der italienische Humanismus des 14. Jahrhun-derts hat ihm neue Entfaltung gewahrt. Zwischen der Welt des Johannes von Salisbury und der des Petrarca besteht eine geistige Verwandtschafb"*. О несхоластическом отношении Петрарки к поэзии, в противоположность схоластическому отношению Данте, см. с. 98. 121 об Альберте Штадском (правильно названным Кур-циусом «эпигоном»: Curtius Е. R. Op. cit. S. 486): Manitius М. Op. cit. Bd. III. S. 924; Raby F.J.E. Secular Latin Poetry. Vol. II. P. 346. См. также литературу, указанную в прим. 63. О «Philippid-> Гильома Бретонского и о «Gesta Ludovici Francorum Regis* Никола де Брея: Manitius М. Op. cit. S. 923 f.; Raby F.J. E. Op. cit. S. 343. 122 Список рукописей Теренция, иллюстрированных в XV веке: Jones L W, Morey C.R. The miniatures of the manuscripts of Terence. P. 225. 123 Об изменениях в астрономических и астрологических иллюстрациях под влиянием арабских книжных миниатюр: Saxl F. Verzeichnis astrologischer und mythologischer il-lustrierter Handschriften des lateinischen Mittelalters in der Na-tional-Bibliothek in Wien // Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, phil.-hist. Klasse, 1925/1926. Wien, 1927. S. 19 ff; Panofsky £, Saxl F. Classical Mythology in Mediaeval Art. P. 238 ff; Seznec J. Op. cit. P. 154 f О Персее в особенности: Saxl F. Op. cit. S. 36 ff; Panofsky £, Saxl F. Op. cit. P. 240 ff. Fig. 22—24 (ср., однако: Panofsky E. Albrecht Durer. Princeton, 1948. P. 167. № 1711a). 124 Об изменениях в астрономических и астрологических изображениях под влиянием текстов Абу Машара, Михаила Скота и других: Saxl F. Beitrage zu einer Geschichte der Planetendarstellung im Orient und Occident // Der Islam. 1912. Bd. 3. S. 151 ff; Panofsky £, Saxl F. Classical Mythology in Mediaeval Art. P. 242 ff; Seznec J. Op. cit. P. 156 ff; Saxl F, Meier H. Op. cit. Vol. I. P. XXXV, LXI ff. О Меркурии в облике епископа (Мюнхен, Государственная б-ка, elm 10268, fol. 85): Panofsky £, Saxl F. Op. cit. Fig. 27; Panofsky E. Studies in Iconology. Fig. 14; idem. Meaning in the Visual Arts. Fig. 14; о Меркурии в облике писца (встречается очень часто: Британский музей, MS. Add. 16578, fol. 52v.): Seznec J. Op. cit. P. 159. Fig. 62; о Меркурии в облике музыканта (Нью-Йорк, Б-ка Моргана, MS. 785, fol. 48): Panofsky' Е. Early Netherlandish Painting. P. 107. Fig. 136; об образцах и копиях этой рукописи: Saxl F, Meier Н. Op. cit. Vol. I. • LXXII ff.; 247 ff; о Юпитере в облике епископа см., например, рукопись: Вена, Национальная б-ка, MS. 2378, fol. 12v. (Seznec J. Op. cit. P. 157. Fig. 61); о Юпитере в облике монаха (рельеф на Кампаниле во Флоренции): Seznec J. Op. cit. P. 161. Fig. 63. 125 О Сатурне «в шлеме» см, к примеру, рукописи: Мюнхен, Государственная б-ка, elm. 10268, fol. 85 (см. предыдущее прим.); Вена, Национальная б-ка, MS. 2378, fol. 12v. (Saxl F. Verzeichnis,. Bd. II. Abb. 22). В буквальном соответствии с чтением: «caput galeatum amictu соорегшт» (см. рукопись: Вена, Национальная б-ка, MS. 2352, fol. 27; SaxlF. Beitrage., Abb. 28). Искажение подлинного текста «caput glauco amictu cooper-tum», восходящего к «Энеиде» (VIII, 33; XII, 885), сохраненного в «Mythographus III» и повторенного у Петрарки в «glau-со distinctus amictu» (Africa, III, 145), произошло, вероятно, при жизни Михаила Скота (умер в 1234 году), хотя было зафиксировано только сто лет спустя, а именно у Берхория, в его «Metamorphosis Ovidiana» (Liebeschutz Н. Fulgentius Meta-foralis. S. 58; Panofsky £, Saxl F. Classical Mythology in Mediaeval Art. P. 242, note 20). 126 Gaeta F. Lorenzo Valla: Filologia e storia neU'umanesimo italiano. Napoli, 1955. 127 Nitze W.A The So-Called Twelfth-Century Renaissance // Speculum. 1948. Vol. 23. P. 464 ff. (цит. фраза — с. 466). О письме Рабле см. с. 68, 338. 128 Париж Национальная б-ка, MS. lat. 9428, fol. 43v. (Weber L. Einbanddecken, Elfenbeintafeln, Miniaturen und Schrift-proben aus Metzer Handschriften. Metz, 1912. Taf. XXIII, 5). Об амбивалентном и изменчивом отношении к Синагоге в средневековой литературе: Schlauch М. The Allegory of Church and Synagogue // Speculum. 1939. Vol. 14. P. 448 ff. 129 Мюнхен, Государственная б-ка, elm. 13601, fol. 94 (ср.: Panofsky E. Studies in Iconology. P. 110 ff. Fig. 78). 130 Верден, Городская б-ка, MS. 119 (см. прим. 115). Более раннее изображение Синагоги с завязанными глазами можно найти на витраже из Музея декоративных искусств в Париже (Musee des Arts Decoratifs: Vitraux de France du XIе au XIVе siecle. 2-me ed. Paris, 1953. PI. V). Интересно, что практика заставлять евреев носить такую дискриминационную одежду, как общеизвестные «еврейские шляпы», была отмечена художниками еще за три четверти века до того, как это было записано в законе Иннокентия III (Kisch G. Jewry-Law in Mediaeval Germany: Laws and Court Decisions Concerning Jews. New York, 1949- P. 116). 131 См. витраж Сугерия, изображающий фигуру Бога Отца с семью голубицами на груди, которые символизируют Семь даров Св. Духа; правой рукой он венчает Церковь, а левой «разоблачает» Синагогу (Panofsky Е. Abbot Suger. P. 194. Fig. 15). 132 Иоанн Солсберийский. Metalogicon, III, 4 // Patrologia Latina, CXCIX, col. 900; McGarry D. (ed.). Op. cit. P. 167: «Dicebat Bernardus Carnotensis nos esse qusi nanos, gigantium humeris incidentes, ut possimus plura eis et remotiora videre non utique proprii visus acumine, aut eminentia corporis, sed quia in altum subvehimur et extollimur magnitudine gigantica». Об этих часто цитируемых словах Бернарда Шартрского: Klibansky R. Standing on the Shoulders of Giants // Isis. 1936. Vol. 26. P. 147 f.; CurtiusE.R. Op. cit. S. 127. Вполне возможно, что этот отрывок мог подтолкнуть художников изображать апостолов на плечах пророков. Главный аргумент в поддержку этому предположению — тот факт, что обсуждаемый нами мотив встречается на витражах северного трансепта Шартрского собора до его появления на Княжеском портале Бамберга и на витражах западного хора собора в Наумбурге, опровергается двумя бесспорными памятниками, предшествующими шартрским витражам: купель в Мерзебургском соборе (Вееп-ken Н. Romanische Skulptur in Deutschland. Leipzig, 1924. S. 86 ff. Abb. 43, 44) и, возможно, одна из капителей в церкви в Пайерне, примерно на полпути между Берном и Лозанной (GantnerJ. Kunstgeschichte der Schweiz. Frauenfeld, 1936. Bd. I. S. 226 ff. Abb. 167). С другой стороны, остается верным и то, отбрасывая сомнительную реконструкцию стенной росписи в Сан-Себастьяно на Палатине в Риме (WilpertJ. Die romischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten... Freiburg, i. B, *916. Bd. 2. Abb. 513—515; Bd. 4. Taf. 225, №1), что все вышеприведенные примеры относятся ко времени после не только жизни Бернарда Шартрского, но и даты создания ''Metalogicon* Иоанна Солсберийского (значительно расширившего его в 1159 году), и, несмотря на некоторые проти- * «Разве Христу, как Юпитеру, идолы стали по нраву, / Иль возжелала Мария Весте подобною стать?» (лат.) воречивые суждения, этот мотив был чужд византийскому искусству. Таким образом, вполне возможно влияние сравнения Бернарда Шартрского на изобразительное искусство через иллюминированные рукописи. Так, Франкович (Fran-covich G. de. Op. cit. Т. I. P. 194 f.) обращается к этому мотиву в связи с изображением пророков, держащих медальоны, на которых изображены апосголы (Баптистерий в Парме), но не затрагивает проблем, поставленных упомянутым нами сравнением Бернарда Шартрского. •33 в дополнение к хорошо известному определению Виллара де Оннекура, назвавшего «римскую» гробницу «li se-pouture d'un sarrazin» (fol. 6, ср.: Adhemar J. Op. cit. P. 279), можно сослаться на фразу в Кембриджском лапидарии (см. прим. 112), где языческие боги названы «des dieux sarazinais» (Pannier L. Op. cit. P. 147).
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |