Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции в развитии социальных отношений. Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры об­щества




ЛЮМПЕНЫ И МАРГИНАЛЫ

Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры об­щества.

Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen — «лох­мотья». К люмпенам относят людей, опустившихся на дно


общественной жизни, — бродяг, нищих, бомжей. Как прави­ло, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация насе­ления) опасно для общества, так как она служит питатель­ной средой для разного рода экстремистских организаций.

Иное положение и другая социальная роль у марги­нальных слоев (от лат. marginalis — «находящийся на краю»). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основ­ных каналов маргинализации — массовая миграция из се­ла в город. Такой процесс происходил, например, в конце 1920-х — 1930-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся инду­стриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским ук­ладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальны­ми связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общест­венным положением, стремились к твердому, установленно­му государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима, замет­но снижало революционное ожидание перемен.

Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же вре­мя нельзя не признать, что нередко выходцы из этих групп населения бывают наиболее предприимчивыми и успешны­ми в профессиональной деятельности.

Социальная структура, как и другие стороны жизни об­щества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы зна­ете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современно­го человечества также пестра и подвижна. Наиболее устой­чива социальная структура в существующих и поныне тра­диционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, нату­ральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ря­де случаев поддерживаются принципы религиозно-общин­ной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.

Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового»


среднего класса. К нему относят большинство интелли­генции, управленцев среднего и низшего звена, высоко­квалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в боль­шинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциа­цию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающе­го по найму. При этом структурные изменения в экономи­ке ведут к сокращению численности промышленного рабо­чего класса. Меньше становится и самостоятельных крес­тьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-техни­ческой революции возрастает значение высококвалифициро­ванного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.

Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях — и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях кон­курентной экономики слоев населения — престарелых, инва­лидов, многодетных семей.

■■Основные понятия: социальная сфера, социальная диф­ференциация, социальное неравенство, социальная страти­фикация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины: социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.

Проверьте себя

1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связа­ны понятия «социальная стратификация» и «социальное не­равенство»? 3) Укажите три вида социальной стратифика­ции. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основны­ми классами, по мысли Маркса, приобретают антагонисти­ческий характер? 6) Какие основания социальной стратифи­кации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понима­ется под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социаль­ным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в разви­тии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чем отличия маргиналов от люмпенов?


Подумайте, обсудите, сделайте

1. Проанализируйте различные точки зрения на пробле­
му социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующее
различие между классами и стратами: «Стратификация
предусматривает некую упорядоченность членов общества на
основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования,
образа жизни, этнического происхождения... Классы... яв­
ляются конфликтными группами, которые, объединяясь, ос­
паривают существующее распределение власти, преиму­
ществ и других возможностей».

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Современный английский политолог утверждает: «Вся
история человечества доказывает, что неравенство необходи­
мо для достижения некоего идеала человеческого совершен­
ства, как индивидуального, так и коллективного».

На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и
М. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы раз­
личия в позициях исследователей?

5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мо­
бильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, соци­
альные «лифты» существуют в современном обществе?

6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви­
тых странах падает доля «синих воротничков» в составе на­
селения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и
возрастает численность «белых воротничков» (к ним отно­
сятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруден­
ции, медицины, образования, технические служащие и уп­
равляющие).

Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

7. Известно, что маргинализация, переход в новое соци­
альное качество, связана с социально-психологическим
стрессом. Во многих странах для его смягчения используют­
ся различные средства: пособия по безработице, фонды
помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной
переподготовки и т. д.

Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих це­лях?

8. Термин «класс» происходит от латинского слова, оз­
начающего буквально «разряд». Разделение римского обще­
ства на классы приписывается легендарному римскому ца­
рю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество
на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое коли-


чество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Какой признак был положен в основу классового деле­ния? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного рос­сийского социолога М. Н. Руткевича.

Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охва­тывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вто­рых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуще­ствляться как через политические организации (государст­во, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-пси­хологические различия, поскольку в оценке престижа за­нятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людь­ми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий... Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества... Их основ­ная черта — попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые до­пускают использование количественно измеряемых показа­телей. <...>

На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в по­знании общества. Она позволяет установить внутренние свя­зи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критери­ями деления общества на группы.

Руткевич М. Н. Социальная структура. — М., 2004. — С. 93, 95.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем автор видит достоин­ства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведе­ны в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.


§ 2. Социальные институты

Вспомните:

каковы основные сферы жизни общества? Что такое по­требность? Какие потребности человека и общества можно отнести к базовым? Какую роль в обществе вы­полняют социальные нормы?

Когда мы произносим слово «институт», первое его зна­чение, которое приходит на ум, — это высшее учебное заве­дение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». По­нятие «социальный институт» существенно шире. Уже по­чти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называе­мый институциональный подход, который позволяет рассма­тривать общественную жизнь сквозь призму основных соци­альных институтов.

В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях иссле­дователи единодушны в том, что институты играют огром­ную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в со­временную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие — все более сложным.

Рассмотрим основные характеристики понятия «социаль­ный институт».

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ?

Приглядимся к нашей повседневной жизни. Вот неболь­шая зарисовка «Обычный день старшеклассника». Трудное пробуждение (вчера опять не удалось лечь вовремя), домаш­няя утренняя суета (сборы детей в школу, родителей — на работу), школьные будни; опоздание на занятия на подгото­вительных курсах захотелось компенсировать срезанием пу­ти, переход проезжей части в неположенном месте обернул­ся строгим внушением милиционера; вечером — семейный ужин и извечная внутренняя борьба между должным (под­готовка к завтрашним занятиям) и желаемым (просмотр те­лепередачи, блуждание в Интернете и т. п.).

В этот обычный день поведение старшеклассника направ­ляли как минимум три основных института общества — се­мья, школа и государство (в лице представителя правоохра­нительных органов). В семье он выступал в ролях сына,


брата с вытекающими отсюда обязанностями и возможнос­тями; в школе — в роли ученика, в отношениях с милицио­нером — в роли гражданина. В каждом случае предусматри­валась своя модель поведения, регулируемая определенными правилами.

Таким образом, мы можем определить социальный ин­ститут как набор социальных ролей, комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих. Некоторые исследователи относят сюда и то, что называется базовыми ценностями, которые, в свою оче­редь, лежат в основе норм. Например, сложившиеся в обще­стве представления о добре и зле получают свое выражение в комплексе моральных правил и запретов.

К признакам социального института относят также ис­пользование символов. Например, символы государст­ва — флаг, герб. Своя символика у религиозных организа­ций — крест, иконы. Символом бракосочетания и создания семьи во многих странах являются обручальные кольца. В производстве используются фабричные марки, патентные знаки. Институты имеют и свои материально-вещественные проявления, например школьное здание, храм, семейный дом, производственное помещение, правительственное зда­ние и т. п.

Сам процесс становления института — институциализа-ция — проходит ряд этапов. Социологи различают следую­щие фазы:

• возникновение насущной потребности, осознание ее об­
ществом, формирование на этой основе общих целей;

• постепенная выработка социальных норм, призванных
регулировать соответствующую область;

• создание особой системы знаков, символов, говорящих
о принадлежности к данному институту;

• возникновение соответствующей системы статусов и ро­
лей;

• создание материальной базы социального института;

• включение сложившегося института в существующую
социальную систему, формирование набора санкций для
обеспечения ожидаемого поведения.

Проиллюстрируем сказанное на примере такого институ­та, как наука. Элементы науки как особого вида познава­тельной деятельности появились очень давно. Уже древние народы, как вы знаете из курса истории, располагали опре­деленными математическими, астрономическими и другими знаниями. Однако как особый институт наука стала оформ­ляться только в Новое время. Были переосмыслены ее це­ли, существенно расширились функции. Возникли первые научные сообщества (в XVII в. — Лондонское королевское общество, Парижская академия наук, в начале XVIII в. —


Петербургская академия наук), начинают издаваться науч­ные журналы. Формируется особая этика науки, призванная регулировать как отношения между учеными, так и взаимо­отношения научного сообщества с обществом в целом (ее ос­новными проблемами становятся самоценность истины, со­циальная ответственность ученых за результаты своей деятельности). Постепенно складывается материально-тех­ническая база, обслуживающая научный поиск (эксперимен­тальные установки, исходные материалы, здания академий, научных институтов и т. п.). Развивается комплекс научных отличий и регалий (ученые звания, научные дипломы и т. п.). Усиливаются связи науки с другими институтами общества: государством (государственное финансирование фундаментальной науки, влияние научных подходов на практику управления), производством (превращение науки в непосредственную производительную силу), школой (усиле­ние научной направленности образования, специализирован­ная подготовка кадров для научных учреждений).

Итак, социальные институты вносят упорядоченность в нашу жизнь.

При этом очевидно, что такое упорядочивание поведения людей отвечает насущным потребностям и личности, и об­щества.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Социальные институты подразделяются на главные и не­главные (неосновные), которые входят в главные. Социоло­ги выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей. Эко­номические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования. Потреб­ности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, вклю­чая важнейший из них — государство. Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода. Еще один круг базовых потребностей людей заключается в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, в передаче накопленного опыта под­растающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институ­ты — наука, образование, культура. Духовным потребнос­тям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствова­нии отвечает институт религии.

Неосновные институты, в отличие от главных, выполня­ют более частные задачи. Например, в состав экономичес­ких институтов входит институт собственности, призванный


регулировать отношения владения, пользования, распреде­ления. Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди го­сударственных институтов назовем, например, институт пре­зидентства, институт монархии.

Одной из черт социального института является его исто­ричность. Институты возникают на определенном этапе раз­вития общества, видоизменяются с течением времени, часть из них в какой-то момент прекращает свое существование. Проследим эволюцию социального института на примере та­кой хорошо вам известной организации, как школа. Из кур­са истории вы знаете, что в эпоху Средневековья школа не играла той роли, которую обрела в последующие эпохи. По­требность общества в социализации подрастающих поколе­ний удовлетворяла преимущественно семья. Организацион­но школы в значительной степени принадлежали церкви: они создавались при церковных приходах, монастырях.

Со вступлением общества в индустриальную стадию раз­вития обнаружилась недостаточность прежних форм социа­лизации. Ее и призвана была компенсировать превращаю­щаяся в самостоятельный социальный институт школа. Именно она должна была подготовить человека к выполне­нию им основных социальных ролей. Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему. Постепенно школа, сперва начальная, а за­тем и средняя, становилась общедоступной, обязательной для всех; особое внимание стало уделяться так называемым реальным предметам, основанным на научных знаниях и представлениях.

Социальные институты взаимодействуют между собой (один из примеров приведен выше). Выделяют несколько ви­дов такой взаимосвязи. Институты могут сотрудничать меж­ду собой, особенно если они выполняют сходные функции. Так, для определения содержания школьного образования объединяют свои усилия учреждения науки и педагогичес­кие организации. В решении задачи социализации подрас­тающих поколений призваны координировать свои усилия семья и школа.

Бывает, что взаимодействие институтов приобретает кон­фликтный характер. Из курса истории вы знаете, как в средневековой Европе противоборствовали в борьбе за влия­ние на жизнь общества государство и католическая церковь. Одной из причин возникновения конфликтов на институци­ональном уровне являются разные темпы изменений, эволю­ции отдельных институтов. Особенно это становится очевид­ным в переходные эпохи. Попытайтесь самостоятельно проиллюстрировать это явление известными вам фактами из прошлого и современности.


ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Уже рассмотренная нами связь основных институтов и базовых потребностей человека и общества показывает, что главная функция любого института — удовлетворение опре­деленной потребности (ради этого и создается сам институт). Эти функции открыто определяются, записываются в зако­нах, программах, уставах; закрепляются в системах соци­альных статусов. Так, цели образования в нашей стране на­шли отражение в Законе РФ «Об образовании», задачи и функции Академии наук записаны в ее уставе. Такие функ­ции называют явными. Изучая обществоведческий курс, вы уже познакомились с функциями многих социальных ин­ститутов. Вспомните, к примеру, основные функции семьи.

Помимо явных, декларируемых, социальным институтам присущи и скрытые функции. Возьмем, к примеру, произ­водство предметов потребления. Его явная функция очевид­на — удовлетворять потребности людей через комплекс раз­нообразных товаров (продукты, ткани, посуда, мебель, товары длительного пользования и т. п.) в пище, тепле, комфортной среде обитания. Но есть у этого производства и скрытая функция. Она, по мнению американского социоло­га Т. Веб лена, заключается в том, что производство этих ве­щей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих. Другой пример. С началом индустриального развития стали возникать крупные промы­шленные предприятия. Их основное экономическое назначе­ние состояло в том, чтобы сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары — более деше­выми. При этом работа на таких предприятиях учила рабо­чих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника. История показала, что эта функция крупного производства, на пер­вых порах неявная, оказалась в дальнейшем не менее зна­чимой, чем основная. Скрытые функции многие исследова­тели отмечают и у такого института, как современные средства массовой информации, которые не только сообща­ют сведения о событиях, но и неявным образом внедряют в сознание людей определенные установки, модели ожидаемо­го поведения.

Если скрытые функции приобретают негативный харак­тер, а главные функции не реализуются, можно говорить о дисфункции самого социального института. К примеру, од­ним из проявлений дисфункции какого-либо государствен­ного органа может стать его бюрократизация. В этом случае акцент в деятельности смещается с целей на средства. Пред­ставим себе министерство, которое не столько решает кон­кретные насущные задачи в своей области, сколько плодит


различные резолюции, постановления, создает всевозмож­ные комиссии. В этом случае, как сказал один социолог, «на социальную реальность накладывается бумажная решет­ка и бюрократ оказывается неспособен воспринять первую из-под второй». Внешне учреждение работает, служащие си­дят на своих рабочих местах, однако к ожидаемым общест­вом результатам такая организация не приводит.

Дисфункция социального института может проявляться в падении его престижа в обществе, в неопределенности, раз­мытости целей, а также в потере такого качества, как де­персонализация. Рассмотрим последнее более обстоятельно. Представим себе такую ситуацию: в некоей стране впервые был введен пост президентства. Первый избранный прези­дент оказался не только выдающимся политиком, но и на редкость яркой личностью. Преждевременная смерть лиде­ра стала трагедией для всего народа. Понимая, что следую­щий избранник вряд ли будет столь же хорош, политичес­кая элита пришла к выводу о необходимости упразднить должность президента и перейти к парламентской форме правления. В этом решении ее поддержал народ. Можно ли говорить о том, что введение поста президента привело в этой стране к формированию института президентства? Вряд ли. Обеспечение функций института не должно зависеть ис­ключительно от личностных качеств тех, кто возглавляет властный орган.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.