Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика как подсистема общества




Роль экономики в жизни общества

Вспомните:

что характеризует общество как сложную динамичную систему? В чем проявляется многообразие и неравно­мерность общественного развития? Каковы основные со­циальные институты и их функции?

Экономическая сфера общества является важнейшей из сфер жизни. Она играет значительную роль в существова­нии общества: обеспечивает саму возможность жизни людей (производство необходимых благ), возможность нехозяйст­венной деятельности человека (научной, культурной и др.), участие в той или иной форме каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домашнем хозяйстве, потреб­ление продуктов производства и т. п.).

Экономика — это хозяйственная система, обеспечиваю­щая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ. Ее главная цель — поддержание жизнедеятельности людей, со­здание условий д,ля продления рода человеческого.


«Экономика лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель ее, не высшая ценность и не опре­деляющая причина».

Н. А. Бердяев

Экономическая жизнь общества многогранна и изучается различными экономическими науками. Мы остановимся на рассмотрении таких ее сторон, как соотношение между жиз­нью общества в целом и его экономическим развитием, вли­яние, оказываемое экономикой на общественную жизнь, ос­новные проявления экономической жизни, взаимосвязь экономики с другими сторонами жизни общества (политика, социальная структура, культура).

Экономическая жизнь общества представляет собой, прежде всего, производство, распределение, обмен и потреб­ление товаров и услуг. Это могут быть как материальные блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт), так и духовные ценности (предметы искусства, достижения на­уки и т. д.).

В процессе производства происходит преобразование при­родных материалов, придание им свойств, благодаря кото­рым они могут удовлетворять потребности людей. Отноше­ния распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут ли­бо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно сти­мулирует труд наемных работников, порождает материаль­ную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не по­рождает таких мотивов. (Подумайте, каковы экономические интересы в развитии производства у свободного предприни­мателя.)

Основополагающим стимулом развития производства яв­ляется потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребнос­тей людей, общества. Потребление влияет на рост масшта­бов производства, развитие его отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества яв­ляются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обмени­вает фермер продукты земледелия или животноводства, что­бы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?


Развитие общества и развитие его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как це­лое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, по­литической, духовной), в свою очередь, оказывает сущест­венное влияние на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

• существование общества невозможно без постоянного
производства материальных благ;

• общественное производство, и прежде всего сложивши­
еся разделение труда и отношения собственности, определя­
ет появление и развитие социальной структуры;

• экономические отношения активно влияют на полити­
ческую жизнь общества (экономически господствующие со­
циальные группы, как правило, стремятся влиять на рабо­
ту госаппарата, направления деятельности политических
партий и др.);

• в процессе производства создаются необходимые мате­
риальные условия для развития духовной жизни общества
(здания и имущество библиотек, театров, оборудование для
издания книг, газет и т. п.).

Значительная роль в регулировании взаимодействий между людьми и организациями в экономике принадле­жит экономическим институтам. Экономические институ­ты — нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники. Формальные правила действуют в виде кодексов, законов и других писаных норм экономического поведения (например, законов, определяющих рамки предпринимательской дея­тельности, или постановлений по конкретным видам эконо­мической деятельности, экономических правил и норм, устанавливающих права собственности). Неформальные пра­вила выступают в виде традиций, обычаев, привычек и стереотипов поведения субъектов экономики (например, раз­работан Кодекс чести предпринимателя; в переходной рыночной экономике при нехватке денег для поддержания процессов обмена используется бартер). Экономические ин­ституты, как своеобразные «правила игры», в виде писаных и неписаных законов и правил экономической деятельности позволяют сделать более определенными и предсказуемыми экономические процессы за счет ограничения свободы и про­извола в действиях хозяйствующих субъектов.

Понятие «экономические институты» нередко использу­ется учеными и для обозначения системы основополагаю­щих экономических категорий (например, рынок, собствен­ность, конкуренция, налоги, государственное регулирование, бюджет и др.), а также непосредственных участников эко-


номических отношений (предприниматели, фирмы, органи­зации). Например, под финансово-кредитными институтами подразумевают банки, финансовые компании, пенсионные фонды, страховые компании. В процессе проведения эконо­мических реформ происходит преобразование различных экономических институтов (ликвидация одних и возникно­вение других). Вспомните, какие экономические институты были преобразованы при переходе России от централизован­ной экономики к рыночной.

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономи­ческие перемены стали, прежде всего, следствием научно-технической революции. Компьютеризация, информати­зация стали реальностью общественного производства. По­явились совершенно новые технологии, значительно возрос­ла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% амери­канских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось 5 лет. Практически за такой же период пользователями со­товой связи стали две трети населения России.

На рубеже 90-х гг. родилось то, что сегодня называется экономикой знаний или новой экономикой. Ее отличитель­ной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний со­ставляют основу новой экономики. По существу, в XX в. ли­дерство в общественном производстве перешло к духовному производству: именно человеческий интеллект (его возмож­ности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства.

На базе этих перемен резко возросло материальное и ду­ховное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стандарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостоя­ния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве основываются на развитии творческих индиви­дуальных качеств и способностей основного участника про­изводства — человека и требуют такого развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.