Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

SWOT - анализ




S- сильные стороны W – слабые стороны
1.Наличие широкого спектра организаций – баз практики по программе.   2.Высокий уровень остаточных знаний студентов программы.   3.Высокая степень вовлечённости студентов программы в научные исследования учёных факультета. 1. Недостаточная активность студентов специальности в программах академической мобильности.
О - меры по устранению слабых сторон Т - возможные риски в случае неустранения слабых сторон
1.Усиление работы руководства факультета и кафедры по расширению партнёрских связей вузами страны, ближнего и дальнего зарубежья. 1.Снижение конкурентоспособности студентов программы на рынке труда.

Раздел 4. Образовательные результаты, эффективность

К студентам, поступающим на образовательную программу, предъявляется ряд требований:

- наличие документа об окончании средней школы или колледжа или вуза;

- наличие сертификата о сдаче Единого национального тестирования или Комплексного тестирования абитуриентов;

- наличие сертификата о государственном образовательном гранте или проходного балла не ниже 50 баллов из 100.

При поступлении на специальность география абитуриент должен проявить знания в области географии, в качестве четвертого и профильного предмета в рамках Единого национального тестирования или комплексного тестирования абитуриентов. Минимальная сумма баллов для поступления на специальность должна быть не менее 50 баллов.

Анализ набранных суммы баллов по профильному предмету показывает, что абитуриенты обладают достаточными знаниями по географии на общеобразовательном уровне, что способствует дальнейшему углубленному обучению не только географических, но и общеобразовательных дисциплин ВУЗа.

Статистика отчётного периода показывает, что балл абитуриентов, поступивших на программу, в среднем составляет 65 баллов из 100, что свидетельствует о выполнении установленных требований. При этом средний балл абитуриентов, получивших государственные образовательные гранты, составил 88-91 баллов из 100.

О степени подготовленности выпускников программы к выполнению требований государственных образовательных стандартов свидетельствуют высокие показатели выпускных экзаменов, защиты дипломных работ, положительные отзывы руководителей практик, рецензентов дипломных работ, заключения председателей государственных аттестационных комиссий: за отчётный период при сдаче выпускных экзаменов 100% выпускников получили положительные оценки (98% качества); 100% выпускников получили положительные оценки по результатам прохождения практик; успеваемость студентов программы за отчётный период составила 100% при показателе качества 95,5%.

О востребованности выпускников программы на рынке труда свидетельствуют высокие показатели трудоустройства по профилю подготовки: за отчётный период было трудоустроено в среднем 95% выпускников, при этом выпускники-обладатели государственных образовательных грантов имеют 100% трудоустраиваемость. По отзывам работодателей, трудоустроивших выпускников программы, можно сделать вывод о высокой степени их подготовленности, адаптивности к реализации современных стандартов обучения.

Образовательные результаты подготовки бакалавров оцениваются в контексте компетентностного подхода, который формирует у студентов умение разрешать проблемы психолого-педагогического характера, навыки педагогической деятельности. При разработке программы учитывается важная составляющая компетентностного подхода – постоянное развитие профессиональных качеств личности. В этой связи набор компетенций, формируемый у студентов в ходе обучения, ориентирован на смысловое содержание педагогической деятельности. Так, в процессе обучения моделируются профессиональные ситуации, которые студенты должны разрешить с помощью педагогических компетенций. Общекультурные (универсальные, надпредметные) компетенции формируются в процессе изучения дисциплин общеобразовательного модуля:

- История Казахстана

- Философия

- Казахский (русский) язык

- Иностранный язык

- Информатика

- Экология и устойчивое развитие

- Социология

- Политология

- Основы экономической теории

- Основы права

- Основы безопасности жизнедеятельности.

Ознакомление с основными научно-практическими положениями в области гуманитарных, социально-экономических и естественных наук позволяет студентам овладеть культурой мышления, комплексным подходом к анализу социальных ситуаций, уметь осуществлять самопрезентацию личности, быть эрудированным, владеть современными информационными технологиями, уметь поддерживать отношения в профессиональном сообществе, осознавать социальную ответственность за профессиональную деятельность.

Профессиональные (предметно-специфические и предметно-специализированные) компетенции формируются в процессе изучения базовых и профилирующих модулей:

- Методика преподавания географии;

- Профессиональные языки;

- Введение в физическую географию (общее землеведение, картография с основами топографии);

- Наука о земле (геоморфология, метеорология и климатология, историческая география, гидрология, геология с основами палеогеографии);

- Введение в экономическую географию и новые технологии в обучения географии (Введение в экономическую, социальную и политическую географию, почвоведение, развитие географического образования в Казахстане, технология модульного обучения в школьной географии);

- Основы экономической географии и геоэкология (геоэкология и охрана природных ресурсов Республики Казахстан, геоинформатика, ГИС, география мирового хозяйства, земельные ресурсы Республики Казахстан и земельный кадастр);

-Теоретические основы воспитательной работы;

- Естествознание;

- Физическая география Казахстана и методы географических исследований (методы географических исследований, физическая география Казахстана);

- Физическая география мира (физическая география материков и океанов, ландшафтоведение и физико-географическое районирование);

- Экономическая география мира и Казахстана (экономическая и социальная география Казахстана, экономическая, социальная и политическая география мира, география населения);

- Основы туризма и краеведения (краеведения, топонимика).

Приобретение выпускниками программы объема, уровня, содержания теоретических и эмпирических знаний в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования и требованиями работодателей предполагает наличие профессиональных знаний и знания научно-теоретических основ по общеобразовательным дисциплинам; овладение системными знаниями мировоззренческого характера, знаниями правовых и этических норм, основными навыками методики преподавания географии. В свою очередь полученные теоретические знания позволяют студентам пройти педагогическую практику, подготовиться к осуществлению профессиональной деятельности в образовательных учреждениях, овладеть знаниями и умениями проведения занятий образовательных учреждениях. Наряду с умением применять общие и специальные знания на практике, способностью интерпретировать профессиональные ситуации выпускники программы обладают необходимой эрудицией для восприятия и понимания проблем современного мира, в числе которых политические, этические, правовые, экономические, этнические и религиозные проблемы. В целом подготовка специалистов в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым в рамках образовательной программы «География» и позволяет применять физико-географические и экономико-географические знания и теоретический материал методики преподавании географии в своей будущей профессиональной деятельности.

Принятая в университете оценка результатов носит комплексный системный характер, что позволяет обеспечить соблюдение принципов преемственности и непрерывности, ориентированности на потребителей, прозрачности. Так, согласно внутреннему «Положению о проведении мониторинга качества образования в КарГУ им. Е.А. Букетова», в систему мониторинга входит анализ качества приёма, текущей успеваемости, остаточных знаний, итоговой аттестации студентов, качества преподавания, удовлетворённости обучающихся и работодателей, профессионального прогресса преподавателей. Мониторинг качества приема предполагаетоценку академической подготовленности абитуриентов к освоению образовательной программы. В связи с этим ежегодно анализируются результаты Единого национального тестирования и комплексного тестирования абитуриентов при поступлении в университет. В рамках проводимого анализа определяется средний суммарный балл тестирования, качество освоения экзаменационного материала, характер динамики в контексте предшествующих лет приёма, позитивная группа специальностей с точки зрения качества приёма, группа специальностей, формирующих фактор снижения академической успеваемости студентов в процессе дальнейшего обучения в университете. Данные показатели являются исходными при анализе экзаменационных сессий и государственных экзаменов, что в свою очередь позволяет оценить характер корреляции качества приема с качеством текущей успеваемости и итоговой аттестации выпускников. Мониторинг текущей успеваемости предполагает оценку прогресса студентов в рамках семинарских занятий, коллоквиумов, СРСП, самоподготовки и контрольных мероприятий. Анализ текущего прогресса студентов осуществляется посредством рейтинговой системы, преимущество которой заключается в прозрачности её механизмов. Основными параметрами рейтинга студентов являются результаты текущего, рубежного контроля и итоговой аттестации, которая имеет форму комплексного тестирования. В рамках мониторинга текущей успеваемости проводится анализ профессионального прогресса студентов, обязанных в процессе обучения подтвердить полученные теоретические знания на практике. Наблюдение за качеством приобретаемых студентами профессиональных компетенций осуществляется в рамках прохождения ими педагогической практики. По результатам мониторинга текущей успеваемости принимается решение о переводе студентов с курса на курс. Модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов обеспечивает интенсификацию учебного процесса, контроль освоения студентами учебных дисциплин, повышение академической мотивации студентов и преподавателей. В условиях модульно-рейтинговой системы увеличилась роль преподавателей в разработке и совершенствовании образовательной программы: в определении перечня и содержания элективных курсов, разработке учебно-методической литературы и контрольно-измерительных материалов, применении современных методов обучения. Дифференциация видов контроля обеспечила его полноту, регулярную периодичность, измеримость. Данная система усиливает самостоятельность студентов в освоении программы, индивидуализирует процесс обучения, обеспечивает академическую поддержку за счёт занятий СРСП, летнего семестра. Мониторинг остаточных знаний предполагает оценку эффективности мониторинга текущего прогресса студентов, которые, достигая выпускного курса, проходят комплексное тестирование по изученным ранее дисциплинам. Анализ статистических данных осуществляется в контексте качества преподавания дисциплин и транспарентности оценивания знаний студентов в рамках экзаменационных сессий. Это позволяет подтвердить сложившиеся тенденции качества и обеспечить индивидуальный подход к выявлению профессионального уровня преподавателей. Мониторинг итоговой аттестации предполагает оценку эффективности мониторинга текущей успеваемости студентов на разных этапах обучения. В соответствии с требованиями государственных стандартов образования студент выпускного курса обязан сдать государственный экзамен по профильной дисциплине и защитить дипломную работу.

Как показывает статистика, средний балл абитуриентов программы по результатам ЕНТ увеличился за отчетный период на 6 позиций и составлял в 2010-2011 учебном году 72 баллов, в 2011-2012 учебном году - 69 баллов, в 2012-2013 учебном году – 75 баллов. Это обеспечивает стабильно высокий показатель успеваемости, который составил в 2010-2011 учебном году - 95%, в 2011-2012 учебном году – 99%; в 2012-2013 учебном году 98%. При этом нормативный уровень остаточных знаний демонстрирует 94% студентов, что свидетельствует об эффективности применяемой системы оценки текущих знаний. Данные показатели подтверждаются результатами итоговой государственной аттестации, в рамках которой 100% получают положительные оценки, 98% сдают экзамен на «отлично и хорошо» при среднем балле 3,4 из 4, 100%, защищают дипломную работу на «хорошо и отлично» при среднем балле 4 из 4 (таблица 5, приложение 20). Об уровне практической подготовки студентов свидетельствуют высокие показатели прохождения профессиональной практики. За отчетный период 100% студентов были оценены руководителями практик на «отлично» и «хорошо», средний балл по результатам практик составил 3,8 баллов из 4.

Таблица 5

Показатели академического прогресса студентов

При приёме на программу В процессе обучения При выпуске
Учебный год Показатель качества сдачи ЕНТ Показатель успешной сдачи сессий Показатель качества сдачи контроля остаточ ных знаний Показатель качества прохождения профессио нальной практики Показа те ль качества сдачи выпуск ных экзаменов и защиты дипломных работ
2010-2011 72% 95% 100% 100% 97%
2011-2012 69% 99% 98% 100% 100%
2012-2013 75% 98% 94% 100% 100%

 

Статистка отчетного периода показывает, что успеваемость студентов в рамках отдельно взятого набора повышается в процессе обучения в среднем на 14%. Это свидетельствует об эффективности реализации программы и механизма отбора студентов на программу.

Согласно расписанию в течение академического периода обучения, в соответствии с образовательной программой проводится текущий контроль студентов. Текущий контроль оценивался 15-30 баллами. Промежуточный (рубежный) контроль проводится не менее двух раз в течение одного академического периода в рамках одной учебной дисциплины. Рубежный контроль студентов также составляет 15-30 баллов и проводится лектором в течение периода обучения (на 7 неделе), а также на 13 неделе. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена, проводимого по завершении изучения дисциплины и составляет 20-40 баллов. Сравнительный анализ показателей по рассматриваемым учебным годам текущего, промежуточного (рубежного) контроля студентов программы отражены на Рис.1.

 

 

Рисунок 1

Динамика показателей текущего, промежуточного (рубежного) контроля студентов по учебным годам

В 2012-13 учебном году оценка осуществлялась по новой шкале, все виды контроля – текущий, рубежный и итоговый – по 50-100 баллов каждый, поэтому результаты 2012-2013 учебного года в диаграмме не отражены. Показатели за этот учебный год следующие: текущий контроль -89, рубежный контроль - 90 и итоговый контроль – 98 баллов.

Анализ успеваемости студентов специальности по годам демонстрирует положительную динамику. Например, если за 2008-2009 учебный год показатель успеваемости студентов составил 89,09%, из них у студентов, обучающихся по образовательному гранту – 100%, а у студентов, обучающихся на коммерческой основе, этот показатель составлял 85,37%, то в 2012-2013 учебном году этот показатель увеличился на 12,45%. Анализ успеваемости в динамике последних 5 учебных лет показан на рис.2.

Подготовленность студентов и выпускников программы к выполнению требований ГОСО и к профессиональной деятельности дополнительно иллюстрируется показателями внешней оценки учебных достижений (ВОУД). В рамках оценки знаний студентов с 2012-2013 учебного года проводится внешняя оценка учебных достижений (ВОУД). В 2012-2013 учебном году по результатам ВОУД студенты выпускного курса продемонстрировали высокий результат – 112 баллов.

Рисунок 2

Процент успеваемости студентов, обучающихся на бюджетной и коммерческой основе, по учебным годам

Мониторинг качества преподавания дисциплин. В отчетный период заведующим кафедрой, членами методической комиссии факультета было посещено 18 занятий ведущих доцентов, профессоров и молодых преподавателей. Все посещенные занятия, по заключению экспертов, соответствуют предъявляемым требованиям. Практика посещения занятий и их анализа позволили, во-первых, повысить методический уровень молодых преподавателей, во-вторых, продемонстрировать педагогическое мастерство опытных преподавателей, в-третьих, успешно внедрить в учебный процесс интерактивные средства обучения, в том числе проводить мультимедийные лекции, в-четвертых, активно использовать в ходе обучения электронные учебники, обучающие программы, интернет-ресурсы, в том числе разработанные преподавателями факультета. Это способствовало повышению уровня овладения преподавателями IT-технологий, рациональному использованию учебного времени в рамках 50-минутного занятия, расширило возможности студентов при проведении самоподготовки. Так, за отчетный период преподавателями выпускающей кафедры было разработано 32 мультимедийных презентаций, 9 электронных учебников, за отчетный период ППС выпускающей кафедры прошли курсы повышения квалификации по применению дистанционной технологии обучения.

Мониторинг удовлетворённости студентов и работодателей. Как отмечалось выше, показатель удовлетворенности студентов составляет 91,2%, в частности, высоко оценивают качество преподавания 93,9%, качество организации самостоятельной работы –85,8%; качество проведения профессиональной практики –95,3%; качество организации НИРС – 85,8%; уровень приобретенных теоретических знаний – 90,3%, уровень приобретенных умений и навыков – 91,7%; обеспеченность учебной и научной литературой – 92,5%. В рамках социологического опроса выявлялись трудозатраты студентов в разрезе видов учебной деятельности. Так, 96,7% студентов тратят на посещение учебных занятий и самоподготовку по 3-4 часа в день, на работу под руководством преподавателя – 18 и более часов в неделю, на работу в библиотеке – 2-4 часа в неделю. Это свидетельствует о наличии сбалансированной учебной нагрузки студентов и обоснованном планировании вузом процесса обучения. По результатам проведенного опроса были учтены предложения студентов по улучшению материальной базы факультета, например, была приобретена учебная программа ArcGIS для освоения современных методов составления картографических материалов по дисциплинам геоинформатика, геоинформационная система и картография с осовами топографии. Увеличена скорость Интернет-сети до 50 Мб/с, приобретена учебная литература, например, Е.А. Токпанов, О.Б. Мазбаев «Картография және топография негіздері», С.Ә. Әбілмәжинова «Жалпы жертану», С.А. Құсайынов «Жалпы геоморфология», Ә.С. Бейсенова «Қазақстан табиғатының зерттелуі», К.Д. Каймулдинова «Қазіргі дүние географиясы».

Приведенные выше показатели удовлетворенности студентов коррелируют с результатами социологического опроса, проводимого в рамках самооценки по стандартам НКАОКО (Приложение 11), а также результатами анкетирования студентов в рамках государственной аттестации вуза (100%).

Удовлетворенность работодателей, как отмечалось выше, составила по результатам опросов 91%, что является высоким показателем. В опросе приняли участие работодатели 12 организаций, в том числе и руководители общеобразовательных школ. Опрос показал, что опрошенные работодатели в большинстве случаев выдвигают общие требования к уровню подготовки выпускников программы: навыки работы на компьютере (100%), знание языка обучения (100%), средний балл диплома на уровне «хорошо и отлично» (81,4%). Наряду с этим работодателями учитываются отдельные факторы, способные косвенно указать на уровень подготовки специалиста, в том числе форма обучения (очная или заочная) и имидж выпускающего вуза. Высокую оценку работодателей получила теоретическая (93,1%) и практическая подготовка (83,8%) выпускников, общий уровень культуры (97,7%). Данные показатели подтверждаются частыми случаями трудоустройства выпускников, проходивших профессиональную практику у опрошенных работодателей. Как показывают полученные ответы, 72,1% опрошенных работодателей пригласили на работу выпускников программы, руководствуясь результатами практики. На вопрос о том, какими знаниями и навыками должен обладать выпускник, работодатели указали преимущественно умение применять методы экономико-географических исследований, умение решать профессионально-педагогические проблемы, знание возрастных психологических особенностей учащихся и др. На сегодня учебная программа подготовки бакалавров специальности «География» отвечает данным требованиям работодателей. Вместе с тем, учитывая мнение работодателей, в учебные планы были включены новые элективные курсы, в числе которых «Геоинформатика», «Методы экономико-географических исследований», «Геоэкология природных ресурсов Республики Казахстан». В целом, по результатам опросов студентов и работодателей не было выявлено критических показателей.

Мониторинг профессионального прогресса преподавателей. Механизм, применяемый в рамках аттестации профессорско-преподавательского состава КарГУ, позволил определить эффективность работы преподавателей в контексте их функциональных обязанностей и стратегических задач университета. Так, в 2012-2013 учебном году 7 преподавателям, проходившим аттестацию, было настоятельно рекомендовано в течение трёх последующих лет участие в мероприятиях, направленных на повышение академической мобильности, проектах, предусматривающих предоставление грантов для проведения научных и образовательных стажировок за рубежом. В числе других рекомендаций опубликование научных статей в зарубежных изданиях, подготовка электронных учебников и учебно-методических пособий. В целом, достижения аттестуемых преподавателей, методический уровень преподавания, оценка студентов, заведующего кафедрой и декана позволили аттестовать всех преподавателей, вошедших в приказ ректора об аттестации.

Помимо внутренней оценки образовательная программа оценивается в рамках плановой государственной аттестации и национальной аккредитации. Формат государственной аттестации предполагает проведение независимого внешнего тестирования и анкетирования студентов. По результатам государственной аттестации 2013 года образовательная программа «География» была признана соответствующей требованиям ГОСО. При этом в ходе анкетирования 100% опрошенных студентов программы отметили высокую удовлетворённость качеством обучения, в ходе тестирования 100 % студентов программы получили положительную оценку. Показателем высокого качества подготовки специалистов программы являются их профессиональные достижения:

1. Сейткалиев Ильяс - 1 место в научно-практической конференции «Жастар. Экология. Мәдениет»;

2. Кенетаева Жибек – 1 место в V Международной научно-практической конференции;

3. Сейткалиев Ильяс - участвовал в ХVII международной студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов ХІІ столетия» естественные науки в г.Новосибирск

В университете практикуется «постдипломное сопровождение», которое проявляется в различных формах взаимодействия факультета биолого-географического факультета с выпускниками и работодателями. На факультете существует ассоциация выпускников, которая позволяет устанавливать партнерские отношения с выпускниками разных лет, отслеживать их карьерный рост, получать спонсорскую помощь, привлекать выпускников к образовательной деятельности факультета в качестве рецензентов, работодателей, председателей государственных аттестационных комиссий. Сотрудничество факультета с работодателями носит системный характер: сложилась практика согласования содержания образовательной программы с работодателями региона; привлечения работодателей к руководству практиками, рецензированию дипломных работ и методических разработок преподавателей; включение работодателей в состав государственных аттестационных комиссий; оценивание удовлетворённости работодателей качеством подготовки специалистов; проведение Дней карьеры с участием работодателей.

На факультете созданы условия для достижения студентами образовательных результатов:

- цели, задачи и ожидаемые результаты программы сформулированы в Государственном общеобязательном стандарте образования;

- дизайн программы носит оптимальный характер за счёт чёткой, продуманной структуры программы;

- профессорско-преподавательский состав соответствует лицензионным и квалификационным требованиям, предъявляемым государственными общеобязательными стандартами образования;

- образовательная программа обеспечена кредитной и дистанционной технологиями обучения;

- образовательная программа включает эффективную систему оценки учебных достижений студентов;

- программа в полной мере обеспечена необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей;

- факультет обеспечивает обратную связь с работодателями и выпускниками программы.

Управление образовательной программой осуществляется через работу коллегиальных органов университета и факультета, подразделений, курирующих учебный процесс и мониторинг, взаимодействие с работодателями. К методам управления программой относятся конкурсный отбор и внутренняя плановая аттестация преподавателей, проведение социологических опросов участников образовательного процесса, анализ учебных достижений студентов, вовлечённость работодателей в реализацию программы, внедрение современных технологий обучения, финансовый менеджмент, внешние оценки эффективности реализации программы в виде рейтингов, государственной аттестации, национальной аккредитации.

Результаты реализации образовательной программыоцениваются через количественные индикаторы, в числе которых за отчётный период в среднем 94 студента имели отличные и хорошие оценки успеваемости; 31 студент получили диплом с отличием; 171 студент получили дипломы; уровень трудоустроенности выпускников составил 95%; степень удовлетворённости работодателей составляет 100%.

Требования рынка труда находят отражение в целях и содержании элективных курсов, которые составляются на весь период обучения и пересматриваются по мере изменения внешней среды. Например, по инициативе работодателей в Каталог элективных куров 2012 года включены такие дисциплины, как «Технология модульного обучения в школьной географии», «Развитие географического образования в Казахстане», «История и методология географической науки», «Краеведение», «Геология с основами палеогеографии», «Новые технологии в преподавании географии».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.