Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика и ее роль в жизни общества




Билет № 10

Экономика — хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

Экономика является основным источником материальных благ для общества и от её благополучия и соответствия современному уровню развития общества напрямую зависит благополучие всего общества: социальная сфера, политика, образование. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться.

Э кономические блага бывают двух видов: свободные (морская вода, вода в реке, солнечный свет, лесной воздух) и экономические (предметы потребления – продукты питания, жилье, одежда и средства производства – производственные здания, оборудование, сырье, транспорт, энергоресурсы, информационные ресурсы).

В экономике все связано с производством товаров и услуг, распределением, обменом и потреблением экономических благ.

Для развития общества главными вопросами экономики являются: что производить? Как производить? Для кого производить экономический продукт (или благо)?

Что производить? Общество в целом не может увеличить производство всех товаров и услуг одновременно. Общество стоит перед выбором: что получить сейчас и немедленно, с получением чего можно подождать или от чего вообще отказаться. Суть проблемы состоит в том, что ресурсы ограничены и экономика не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг, поэтому необходимо принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких следует отказаться.

Как производить? Решение этого вопроса связано с выбором экономических ресурсов, технологии, места размещения предприятия, организации производства. Необходимо определить, какой вариант соединения необходимых для производства ресурсов (труда, капитала, земли и информации) является оптимальным? То есть определить экономическую эффективность – получение данного объема продукции при наименьших затратах.

Для кого производить? Кто сможет приобрести товары и услуги и как они распределяются между членами общества? Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает, для кого производить: для богатых (предметы роскоши), для массового потребления или для бедных (дешевые товары).

Все эти вопросы решаются участниками экономики в тесной взаимосвязи.

Для того, чтобы экономика любой страны работала нормально, необходимо найти способ координации выбора миллионов людей. Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности, методов принятия экономических решений об организации производства и распределении благ, а также методов привлечения людей к экономической деятельности.

Совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики называется экономической системой.

Экономисты выделяют типы экономических систем:

1) Традиционная -традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов, основана на использовании ручного труда, отсталой техники, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Экономические ресурсы находятся в коллективной собственности. Сохранились у некоторых племен Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии.

2) Административно-командная или централизованная- экономические решения принимаются государством, ее характеризует государственная собственность на средства производства, централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ, способы принятия решений основаны на приказах, распоряжениях, законов, плановых заданий. Была такая система в СССР. В настоящее время действует на Кубе, Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии.

3) Рыночная -основана на многообразии форм собственности, господствующая – частная собственность, регулирует экономику - рыночный механизм, спрос и предложение определяют цену. Свобода выбора, конкуренции. В настоящее время – Россия, США, Япония, Германия страны Европы.

4) Смешанная- сочетает рыночные отношения с государственным регулированием (наиболее распространена). Примером оптимального сочетания свободы предпринимательства и роли государства считаются Швеция и Дания.

Определяя роль экономики, можно заметить, что автор популярного труда «Капитал» Карл Маркс считал, что экономика является базисом, основанием, которое определяет надстройку, общественное сознание.

2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над детьми — это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном соглашении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает всеобщим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

Сам этот вопрос возникает, прежде всего, из-за упрощенного понимания равноправия. Право в справедливом обществе одновременно заключает в себе обязанность. Право на отдых связано с обязанностью трудиться, право на уважение чести и достоинства — с обязанностью уважать чужое достоинство.

Другими словами, равноправие заключается не в том, что каждый человек пользуется материальными благами одинаково с другими — это бессмысленно. Например, человеку большого роста, занимающемуся физическим трудом, требуется больше пищи. А в том, что труд каждого человека (директора, специалистов и уборщицы) должен оплачиваться справедливо и не должно быть обогащения одних за счет других.

Родители несут обязанность обеспечивать материальное благополучие семьи, уже поэтому они имеют право решать вопросы материального плана.

Сравните: в тех редких случаях, когда дети вынуждены содержать семью из-за болезни родителей и пр. — они приобретают решающий голос и это закреплено законодательно (см. билет 5).

Во-вторых, большое значение имеет жизненный опыт родителей. Дети зачастую просто не понимают последствий и значения своих поступков (даже ответственность за правонарушения детей до определенного возраста несут родители). Поэтому власть родителей над детьми защищает, прежде всего, интересы самих детей, родителей и всех членов общества.

Это не противоречит принципам равноправия в отношениях родителей с детьми. Соблюдение принципов равноправия необходимо, прежде всего, чтобы дети выросли самостоятельными и ответственными людьми. Если дети в семье бесправны и им не приходится брать на себя ответственность за свои поступки, велика вероятность, что они останутся безответственными на всю жизнь.

Неписаное соглашение подразумевает, что дети, как и родители, имеют право быть выслушанными, уважаемыми, в демократической семье не применяются телесные наказания. Каждый член семьи имеет право на свой внутренний мир, в который остальные не должны грубо вмешиваться.

3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную работу, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подписываемого вами документа следует обратить особое внимание?

Необходимые документы:

паспорт;

справка о предварительном медицинском осмотре (обследовании);

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (лучше готовить заранее!);

трудовая книжка (если есть);

При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в данном случае — срочный трудовой договор.

В трудовом договоре следует обратить внимание на следующие пункты:

место работы; конкретный вид работы, непосредственные обязанности; дата начала работы;

срок действия договора; условия оплаты труда; режим рабочего времени и времени отдыха.

Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.