Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические системы и собственность. Право собственноcти




Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.

Экономическая система — совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?

Для того, чтобы экономика любой страны работала нормально, необходимо найти способ координации выбора миллионов людей. Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности, методов принятия экономических решений об организации производства и распределении благ, а также методов привлечения людей к экономической деятельности.

Совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики называется экономической системой.

Экономисты выделяют типы экономических систем:

1) Традиционная -традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов, основана на использовании ручного труда, отсталой техники, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Экономические ресурсы находятся в коллективной собственности. Сохранились у некоторых племен Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии.

2) Административно-командная или централизованная- экономические решения принимаются государством, ее характеризует государственная собственность на средства производства, централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ, способы принятия решений основаны на приказах, распоряжениях, законов, плановых заданий. Была такая система в СССР. В настоящее время действует на Кубе, Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии.

3) Рыночная -основана на многообразии форм собственности, господствующая – частная собственность, регулирует экономику - рыночный механизм, спрос и предложение определяют цену. Свобода выбора, конкуренции. В настоящее время – Россия, США, Япония, Германия страны Европы.

Смешанная- сочетает рыночные отношения с государственным регулированием (наиболее распространена). Примером оптимального сочетания свободы предпринимательства и роли государства считаются Швеция и Дания

Экономическая система способствует решению задачи эффективного использования ограниченных ресурсов. Основная задача экономической системы – привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение вопросов: что, как и для кого производить?

В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

Отличия:

- господствующая форма собственности;

- механизм ценообразования;

- наличие или отсутствие конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в нашей стране «признаются и защищаются равным образом частная, муниципальная и иные формы собственности», например, государственная, общественная, коллективная.

Собственность – принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам - собственникам; юридическое право на такую принадлежность: на владение, пользования и распоряжения объектом собственности (например, имуществом, землёй, финансами).

Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям. Например, государственная собственность принадлежит либо Российской Федерации (федеральная собственность), либо субъектам РФ (собственность субъектов РФ) – республикам, краям, областям, автономным округам. Только в федеральной собственности могут быть ресурсы территориальных вод, морской экологической зоны РФ, природные парки, объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности и другие объекты общественного значения, а также гос. казна, золотой запас, имущество Вооруженных сил, различных учреждений, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета России.

Муниципальная собственность - это имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности равноправны.

2. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери однажды написал: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». Установи связь между мнением писателя и тем, что ты изучил в курсе обществознания о развитии способностей человека. Что необходимо человеку, чтобы стать музыкантом, поэтом, художником, ученым?

Этот монолог в повести «Планета людей» обращен к соседям по автобусу, которые «замуровали себя» в своих косных привычках и превратили свою жизнь в серые однообразные будни.

Смысл высказывания Экзюпери в том, что человек, не растущий духовно, подобен библейскому персонажу, который зарывает свои таланты в землю. При этом не следует понимать в узком смысле, что гибнет только способность к изящным искусствам. Нет, сказанное относится к любому проявлению живого творчества — в том числе, в самой привычной работе, например, продавца или водителя троллейбуса.

Экзюпери обращал особенное внимание на развитие способностей в детском возрасте. В своей широко известной сказке «Маленький принц» он прямо указывает на взрослых, как на людей, неспособных к гармоничному восприятию окружающего мира.

Действительно, многие способности хорошо поддаются развитию именно в детстве, когда сознание ребенка еще не сковано шаблонами и штампами, устоявшимися правилами. Но было бы ошибкой думать, что с какого-то возраста уже поздно заниматься музыкой, рисованием или наукой. Для того, чтобы стать настоящим мастером, будь это музыка, поэзия или труд каменщика, необходимы несколько условий:

Большое значение имеют врожденные задатки и способности: высокий рост для баскетболиста, музыкальный слух для пения и т.п. Однако, известны случаи, когда выдающихся результатов в баскетболе добивались игроки обычного роста. Существует ряд методик развития музыкального слуха у людей, лишенных его, позволяющих добиваться удивительных результатов.

Очень важны увлеченность, интерес человека к данной сфере занятий. Во-первых, это очень способствует упорному и полноценному труду, тренировкам — важнейшему условию мастерства. Во-вторых, самый титанический труд, не согретый интересом и творческим отношением к делу, не даст необходимых результатов.

Этих двух условий: наличия необходимых способностей и постоянной работы над собой, — бывает достаточно для того, чтобы работать в избранной отрасли и считаться профессионалом. Для того, чтобы стать Мастером с большой буквы, необходимо еще

быть гармонично развитым и знающим, полноценным человеком в духовном плане. Важнейшее средство для этого — работа, которая даёт «хлеб насущный», то есть производство необходимых обществу товаров и услуг.

Известный французский композитор XX века Артю́р Онегге́р писал: «Молодой человек, желающий стать композитором, должен выбрать для себя коммерческое дело, которое предлагают ему родители. Если призвание к музыке у него в крови, то занятия ради твёрдо обеспеченного заработка не помешают ему сочинять.»

Уже упоминавшийся ранее Джером К. Джером писал: «Музыка на своих крыльях вознесет вас высоко над земной суетой, Искусство вам приоткроет Истину. По цветущим тропинкам литературы вы сможете бродить, как в собственном саду… Взамен требуется, чтобы вы жили скромно, не гнались за мирскою славой, вели бы такую жизнь, в которой нет места страстям, из которой изгнаны низменные стремления…»

Погоня за богатством, славой, праздный образ жизни, страсти, низменные стремления — вот то, что делает глину, из которой «человек слеплен» сухой и неподатливой гораздо сильнее, чем возраст.

3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?

Положение, которое человек занимает в обществе, называется социальным статусом. Человек обладает несколькими статусами. Статус может быть прирожденный (пол), приобретенный (умения, навыки, должность), предписанный — не зависит от желания (возраст).

Свой статус можно проанализировать по следующим позициям (порядок не особо важен):

Гражданство

Пол

При желании, материальное положение (среднее, выше или ниже среднего — особо не стоит увлекаться, учителям платят постыдно мало)

Социальное положение (школьник)

Образование (незаконченное основное)

То, что имеет отношение к портфолио, достижениям: успехи в спорте, предметных олимпиадах, проектной деятельности, школьном самоуправлении, общественных организациях и т.п.

Возраст (подростковый)

Семейное положение (в браке не состоите)

Прогноз может включать Ваши планы закончить школу, поступить учиться или работать, вступить в брак.

Новые статусные позиции, которые вы хотели бы приобрести, старайтесь формулировать коротко: стать студентом (рабочим, предпринимателем), обрести материальную независимость, пойти в армию.

Что сделаете, тоже конкретнее: буду готовиться к экзаменам, поступлю на курсы, продолжу занятия в секции, поступлю на работу.

 

Билет № 13 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».

План ответа:

1. Что такое «правовое государство».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.