Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клинические примеры сопротивления




Резюме

Раздел IV. Достижение большей глубины

Более того, мы обнаружили, что эти паттерны представляют собой не отдельные трудности, но формируют комплекс, ограничивающий мир клиента (включая его Я-кон-цепцию), создающий у него впечатление, что он защищен и способен управлять своей жизнью. Все это иногда называют «неврозом переноса», так как здесь в миниатюре в рамках психотерапевтического кабинета представлен большой невротический геш-тальт, который калечит жизнь клиента. Осознание этого комплекс паттернов, который ограничивает концепцию «Я-и-Мир» клиента — открытие огромной важности, так как помогает нам понять глубинную функцию сопротивления, увидеть его позитивные аспекты и сориентировать наши психотерапевтические интервенции таким образом, чтобы сделать их наиболее успешными.

Сначала я проиллюстрирую это положение, а затем перейду к обсуждению его значения.

В процессе психотерапии постепенно вскрылась потребность Нан заполнять каждое мгновение деятельностью и ее почти паническое состояние, когда она обнаруживала, что нет ничего, что «нужно делать». Когда она начала лечение, она со смущением призналась в скрываемых от других навязчивых мыслях. Они пугали ее, и она надеялась, что психотерапия принесет ей облегчение. Теперь становилось очевидным, что эти мысли были нужны, чтобы заполнить ее ум в свободные минуты. Точно так же ее опоздания — это способ сделать так, чтобы ей никогда не приходилось ждать и, таким образом, сталкиваться с пустотой.

Данный пример очищен от всех маскирующих и усложняющих аспектов, чтобы показать стержневой способ проявления и в интервью и в общих жизненных паттернах тех забот, которые так беспокоят наших клиентов. Теперь рамка большей величины (рис. 10.3) включает сопротивление, проявляющееся в процессе интервью, и сопротивление как паттерн жизни, подтверждая, как важно то, что мы открыли для жизни клиента в более общем плане.

 

 

 

 

Жизнеограничивающие процессы
  Сопротивление как жизненный паттерн  
  Сопротивление интервьюированию  
     
     

Рис. 10.3. Оба вида сопротивления — сопротивление как стиль жизни и сопротивление интервьюированию — являются подсистемами процессов, ограничивающих жизнь


Глава 10. Базовый подход к сопротивлению 173

Система конструктов «Я-и-Мир»1. Каждый из нас должен развивать или конструировать концепцию того, кто и что он есть, что есть его мир, как он функционирует и как можно проложить в нем свой путь. Мы приходим к определенному пониманию нашей силы и слабости, наших потребностей, опасностей, которые особенно угрожают нам, и тех вещей или состояний, к которым мы стремимся или которых избегаем. Мир необъятен, мы постоянно должны находить некий компромисс, позволяющий нам выжить.

Ролло Мэй2 описал, как мы выхолащиваем мир, сужая его до тех пропорций, внутри которых чувствуем себя защищенными. Некоторые из нас оказываются в мире очень маленьких размеров, другие, как кажется, постоянно открывают новые возможности. Большинство людей обустраиваются в комфортном, но ограниченном мире и только иногда исследуют новые альтернативы.

В ходе психотерапии Нан обнаружила, что бегство от одиночества и потребность быть постоянно занятой пронизывают всю ее жизнь, что они разрушают ее отношения с другими и снижают качество ее работы. Будучи неспособной рискнуть и сделать паузу, чтобы все переосмыслить, она в большинстве жизненных ситуаций выбирала все более поверхностные и сиюминутно доступные альтернативы, и таким образом не была способна ни работать на своем истинном уровне, ни поддерживать отношения, которые были бы чем-то большим, чем просто короткие случайные связи. Теперь, узнав об этих своих недостатках, она смогла смотреть в лицо пустоте, от которой так долго убегала, и через эту конфронтацию прийти к использованию всего своего потенциала.

Система конструктов «Я-и-Мир», конечно, намного шире, чем любые виды сопротивления, она включает также конструктивные, функциональные структуры, которые делают жизнь клиента возможной и обеспечивает реализацию его устремлений. Мы видим, таким образом, что существует более широкая рамка, в которую встроены паттерны сопротивления (рис. 10.4).

Теперь должно быть ясно, почему концепция сопротивления является принципиально значимой. Распознать сопротивление — значит открыть центральный для психотерапии аспект того, как клиент идентифицирует себя и структурирует свой мир. Выявленные таким образом патологические или продуцирующие дистресс-элементы обнаруживают себя прямо в ходе психотерапевтической сессии и могут поэтому стать объектом непосредственной работы. В результате работа начинает влиять на жизнь клиента сразу же (в противоположность случаям, когда требуются специальные усилия, чтобы перенести достижения психотерапии в повседневную жизнь клиента).

Преимущество такого взгляда на сопротивление состоит также в том, что он привлекает наше внимание к конструктивным, жизнеутверждающим элементам системы конструктов «Я-и-Мир» и напоминает, что сопротивление — это элемент, и не более того. Структуры, частью которых оно является, имеют также и позитивные аспекты.

1 Kelly (1955) и мои работы — Bugental, 1978; 1981. — Примеч. авт.

2 May, 1977. — Примеч. авт.


174 Раздел IV. Достижение большей глубины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Система конструктов «Я-и-Мир»  
  Жизнеограничивающие процессы  
  Сопротивление как жизненный паттерн  
  Сопротивление интервьюированию  
     
     
     

Рис. 10.4. Все формы сопротивления показаны как структурные составляющие системы

конструктов «Я-и-Мир» клиента

Нан родилась в семье, которая состояла из ее родителей и двух старших сестер. Эти четверо образовали теплую группу еще до того, как неожиданно появилась Нан. Когда Нан было пять лет, младшая из ее сестер, любимица семьи, погибла в результате несчастного случая, произошедшего во время катания на лодках. Нан, возможно, видела ее смерть, хотя и не наверняка. В любом случае, у нее появилось ощущение, что она каким-то образом несет ответственность за эту трагедию. Даже теперь она размышляет о том, каким образом она могла быть причиной этого или как она могла бы это предотвратить.

По словам Нан, в семье были разговоры о том, что после этого она радикально переменилась, став замкнутой и раздражительной. На протяжении всего детства ее преследовали ночные кошмары и страхи при пробуждении, и у нее до сих пор периодически бывают ночные кошмары, в которых она сражается, чтобы защитить себя или своих де^ей от неизвестной угрозы.

В процессе психотерапевтической работы Нан вспомнила, как она привыкла читать до тех пор, пока не заснет, всегда подыскивать занятие в часы бодрствования, задавать себе мыслительные задачи, когда сталкивается с вынужденным бездействием. Все эти способы предупреждения мыслей, полных тревоги, страхов и самообвинения, продолжали существовать в различных формах. Теперь ей кажется, что все они были тем, что спасло ее от сумасшествия или суицида в одинокие, перегруженные напряжением годы в старших классах.


Глава 10. Базовый подход к сопротивлению 175

Настало время перейти от концептуального уровня к клиническим примерам сопротивления и показать, как психотерапия стремится уменьшить его угнетающее воздействие. Сначала обратимся к ряду примеров, демонстрирующих всевозможные превращения этих жизненных процессов. Затем мы проанализируем функции сопротивления. Два этих шага подготавливают к детальной психотерапевтической работе с сопротивлением.

Типичные паттерны сопротивления

Ниже приведены примеры того, как сопротивление нарушает присутствие клиента и его вовлеченность. Это, как мы только что видели, те самые паттерны поведения, которые чаще всего позволяют нам в первый раз осознать наличие сопротивления. Однако психотерапевту необходимо осознавать, что он не борется с сопротивлением и не старается разрушить его. Напротив, он надеется найти конструктивные аспекты сопротивления и подкреплять их, в то же время помогая клиенту уменьшить его калечащие аспекты.

Элис задавала психотерапевту много вопросов о нем самом: «Женаты ли вы?», «Где вы выросли?», «Приносит ли вам удовлетворение ваша работа?». Когда это стойкое любопытство было ей возвращено в качестве обратной связи, она протестовала так, как будто ее обвинили в нарушении правил приличия. «Я просто интересуюсь вами. Вы знаете обо мне так много, а я... Я думала, это поможет мне расслабиться, если я буду знать о вас больше. Я не хотела быть навязчивой. Надеюсь, что не раздражаю вас».

Психотерапевт заметил, что вопросы Элис часто мешали ее вовлеченности — казалось, они превращают интервью в обычную беседу. Как правило, они звучали тогда, когда Элис подходила к чему-то неприятному для нее. Ясно, что вопросы — это одна из форм, которые принимало сопротивление Элис.

Чарльз был преувеличенно предан психотерапии, поэтому идея о том, что он сопротивляется, ошеломила бы его. Он приходил на каждую сессию со списком проблем, с которыми он хотел «работать» или с тщательно записанным сном. Он уважительно и внимательно слушал все, что бы я ни говорил, и часто отмечал, что ценит мою помощь.

Что это — идеальный клиент? Нет. Чарльз настолько сильно контролирует содержание и уровень нашей работы, что она напоминает учебное упражнение, а он — студента, который стремится стать отличником. Сколько я ни пробовал помочь ему стать более открытым к тому не придуманному, неожиданному, импульсивному, что есть внутри него, он оставался зажатым, нетерпеливым и слегка обижался.

Линда — сама психотерапевт. Она заинтересована в том, чтобы научиться глубинной психотерапии и, в равной степени, — получить помощь «по некоторым личным вопросам», как она сама сформулировала. Время от времени работа над этими личными проблемами прерывается, так как профессиональный интерес побуждает Линду





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.