Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отслеживание. Сначала клиенту нужно помочь понять, насколько важно достичь определенной глубины в процессе внутреннего исследования себя (в главе 2 дано детальное описание




Сначала клиенту нужно помочь понять, насколько важно достичь определенной глубины в процессе внутреннего исследования себя (в главе 2 дано детальное описание этого процесса).

Далее, клиент должен начать осознавать паттерны, которые отвлекают его от исследования себя. Чтобы помочь ему, психотерапевт сначала должен идентифицировать для себя одну, кажущуюся наиболее заметной и доступной осознанию клиента группу его ответов, выражающих сопротивление. Затем он должен снова и снова привлекать к этому паттерну внимание клиента. Вот несколько типичных примеров:

• «Сейчас вы испытываете смущение»;

• «Вы только что изменили тему»;

• «Теперь вы переключили внимание с себя на меня»;

• «Вы хотите, чтобы я сказал вам, о чем сейчас говорить»;

• «Вы потеряли направление мысли».


178 Раздел IV. Достижение большей глубины

Работа по отслеживанию сопротивления заключается в том, чтобы снова и снова выделять паттерны сопротивления по мере их появления. Это значит, что отмеченный психотерапевтом паттерн должен часто проявляться и постоянно вмешиваться в исследование клиентом его собственной субъективности. Это означает также, что лучше выбирать только один паттерн в каждый конкретный момент. Позже, когда будут идентифицированы несколько паттернов, каждый в свое время, можно отслеживать большее их количество.

Я сказал, что психотерапевт должен снова и снова отмечать сопротивление, выбранное для работы. «Снова и снова» означает следующее. Все чаще и чаще психотерапевт должен подчеркивать зависимость клиента от данного способа управления своими сиюминутными переживаниями. Первый раз психотерапевт может за время интервью предпринять три или четыре попытки отследить сопротивление; на следующем интервью следует сделать восемь-десять попыток, в дальнейшем необходимо указывать на выбранное поведение каждый раз, как оно проявляется. Психотерапевт может чувствовать себя неуверенно, оказывая такое значительное давление, но если паттерны сопротивления корректно и часто отслеживать именно так, то очень вероятен переход на более глубокие уровни работы.

Если отслеживание уже проводится в течение какого-то (даже очень короткого) времени, и особенно если клиент начинает понимать, как это связано с его работой, полезно вводить комментарии, которые напоминают клиенту о том, насколько часто он прибегает к своему сопротивлению:

• «Вы снова чувствуете себя смущенным»;

• «Вы заметили, что еще раз изменили тему?»;

• «Ну, вот снова — мы ушли от вашей внутренней работы и сосредоточились на мне»;

• «Мы снова вернулись к тому же — стараемся заставить меня направлять вас, не так ли?»;

• «Вы снова потеряли мысль?»

Нужно отметить, что эти примеры различаются по силе межличностного давления. Психотерапевт может изменять процесс в соответствии с уровнем достигнутого альянса, со степенью приверженности клиента внутреннему исследованию себя и со способностью клиента воспринимать действия психотерапевта как искреннюю поддержку его усилий.

Разъяснение эффектов сопротивления

В результате отслеживания клиент начинает осознавать, как часто он опирается на определенный паттерн, и по мере этого осознания необходимо расширять отслеживание, показывая влияние данного паттерна на работу. Обычно задача психотерапевта состоит в том, чтобы подчеркивать, каким образом сопротивление заставляет клиента себя объективировать, снижать эмоциональную вовлеченность или как-то по-другому уменьшать концентрацию на субъективности. Заметьте, что психотерапевт указывает только на непосредственные эффекты сопротивления, ограниченные данным моментом. На более позднем этапе будет раскрыта мотивация сопротивления, но


Глава 10. Базовый подход к сопротивлению 179

если сделать это сейчас, то можно спровоцировать бесполезную дискуссию или даже спор о том, действительно ли названное психотерапевтом, но совершенно неосознаваемое клиентом намерение является причиной конкретного блока.

Эпизод 10.1 является иллюстрацией того, как может разворачиваться этот процесс.

Эпизод 10.1

КлиенткаБетти Стивене, психотерапевт — Карлтон Блэйн.

К-21. Я позже обдумывала то, что сказала тебе о моем отце и о том, как он изменился, когда я прошла через пубертатный возраст. Я не знаю, является это моей фантазией или так оно и было на самом деле.

П-21. Находясь в стороне от этого, как ты сейчас, трудно продвинуться куда бы то ни было.

К-22. Да, я знаю. Но когда я пробую почувствовать, у меня все перемешивается в голове.

П-22. У тебя все перемешалось сейчас?

К-23. Ну, прямо сейчас нет, но почти. Подожди минуту (пауза). Хорошо, сейчас, когда я думаю об этом, я вспоминаю, какой он был добрый, когда я была младше, и я чувствую, что готова расплакаться, так я хочу, чтобы он оставался таким.

П-23. Тогда он был таким хорошим по отношению к тебе.

К-24. О да, но потом... Когда мне исполнилось двенадцать или тринадцать, ну, это стало чем-то другим.

П-24. Тогда это стало меняться.

К-25. Да, но я не могу больше ничего об этом вспомнить. Я имею в виду, что знаю, что это стало чем-то другим, но не могу вернуть эти чувства. (Пауза.) Да, когда я пробую сделать это сейчас, приходят только всякие мысли, и я смущаюсь. Это то, что случается всегда.

П-25. Итак, снова твое смущение не дает тебе узнать, что тебе нужно знать.

Эпизод 10.1 демонстрирует два момента, важных в работе с сопротивлением: клиент уже начинает осознавать (К-21) паттерн сопротивления — смущение, но психотерапевт не делает попытки объяснить его до тех пор, пока он не становится актуальным в конкретный момент (П-25 — разъясняющий ответ идет после того, как клиентка осознала переживание блокирования — К-25, но не тогда, когда она просто заговорила об этом — К-22).

Разъяснение неслучайности

По мере осознания клиентом своего паттерна сопротивления, имеет смысл разъяснять ему, что подобное поведение является не просто плохой речевой привычкой или мимолетной небрежностью, а мотивированным действием.

Эпизод 10.1 (продолжение)

К-26. Ну, меня не смущает цель, ты знаешь. Я ничего не могу с этим поделать.

П-26. Это звучит, как будто я обвиняю тебя в том, что ты что-то делаешь не так.

К-27. Да, то есть нет, я имею в виду, я знаю, что ты стараешься помочь мне, но я ничего не могу поделать с тем, что я смущаюсь.

П-27. Тебе трудно заметить, что каким-то образом ты можешь бессознательно использовать свое смущение.

К-28. Зачем бы мне это делать?

П-28. Ладно, пусть это вопрос немного подождет. А теперь скажи мне, ты прямо сейчас испытываешь смущение?


Раздел IV. Достижение большей глубины

К-29. Сейчас нет.

П-29. Сейчас мы, если можно так сказать, не внутри твоего переживания, а где-то снаружи и говорим о нем.

К-30. Угу. Да, верно.

П-30. Хорошо, теперь попробуй попасть снова внутрь. Ты можешь снова соприкоснуться с желанием быть любимой своим отцом, которое у тебя было, когда ты была маленькой?

К-31. (Садится глубже в кресло, закрывает глаза и вздыхает. Молчит какое-то время. Затем снова вздыхает и открывает глаза, которые теперь затуманены.) Да, да, кажется, это чувство всегда там. Ты знаешь, я видела отца на Рождество, и теперь он выглядит таким старым, таким старым и таким слабым. От этого становится грустно.

П-31 {мягко). Просто оставайся с этой грустью.

К-32. Я спрашиваю себя, сколько еще раз для него наступит Рождество. С тех пор как умерла мама, у него, кажется, нет воли хотя бы попытаться что-то предпринять. Интересно, думает ли он, как нам быть, ему и мне. Я хочу, чтобы мы смогли говорить об этом. Я хочу... я хочу... Ох, я не знаю, чего я хочу. {Садится прямее.) Я не знаю, все опять перепуталось в голове.

П-32. Когда все перепутывается — это еще одна форма твоего смущения. Как оно мешает тебе понять свои собственные чувства!

К-33. Да, это оно мешает! Я никогда так об этом не думала. Но что я могу с этим сделать?

Важно отметить, что перед тем как предложить интерпретацию сопротивления, психотерапевт снова удостоверился, что клиентка субъективно готова к этому. Если бы он высказал свое предположение в тот момент, когда клиентка первый раз задала вопрос (К-28), это могло оказаться не просто бесполезным, но и осложнило бы дальнейшую работу по осознанию эффекта сопротивления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.