Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Схемы наблюдений 1 страница




Приложение

Приложение

УПРАЖНЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ДАВЛЕНИИ А

П. О чем вы сейчас думаете?

К. Я думаю о том, что я должен сейчас сказать.

[Составьте 8 ответов психотерапевта между обозначенными ниже «1» и «10». Распределите их равномерно на шкале интенсивности межличностного давления.]

1. Мх-гмм. {Мягко, внимательно.)

2________________________________________________________________________

3__________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________ '___

5._________________________________________________________________________

6._________________________________________________________________________

7._________________________________________________________________________

8._________________________________________________________________________

9._________________________________________________________________________

10. Очень важно, что вы сказали, что с вами в данный момент происходит. Если бы вы этого не сделали, то в нашем разговоре не было бы никакого толка. Теперь перейдем к делу.

Ниже используйте римские цифры для обозначения октавы шкалы межличностного давления, которую представляет каждый ответ:

#2 #3 #4 #5 #6 #7_____#8______#9_______

Насколько хорошо вы рассчитали изменение давления? На каждую октаву пришлось по два ответа?

УПРАЖНЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ДАВЛЕНИИ В

П. Вы сейчас чувствуете сильную боль и гнев.

К. Да. Ощущение такое, будто это уже слишком, и я боюсь, что не смогу этого вынести.

[Составьте 9 возможных ответов психотерапевта, которые бы располагались на шкале межличностного давления между двумя ответами, помещенными ниже.] 1. Ммммм. (С симпатией.)


Приложение

2._________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________

5._________________________________________________________________________ 6._________________________________________________________________________

7._________________________________________________________________________ 8._________________________________________________________________________

9._________________________________________________________________________

10._________________________________________________________________________

11. У вас действительно нет выбора. Это такая штука, с которой каждый из нас должен встретиться и вынужден что-то делать с ней. Если вы попытаетесь избежать этого, то будет только еще больше боли и надолго; так что, дерзайте. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы быть с вами.

Используйте римские цифры, чтобы обозначить октавы шкалы межличностного давления, которые представляет каждый ответ:

#2_____#3 #4 #5 #6 #7 #8 #9 #10

Раздел III: влияние на субъективное

Освоение материала в этом разделе по всем главам идет одинаково. Естественно, для каждой используются разные схемы наблрдения:

5.1 Параллелирование темы. 6.1 Параллелирование чувств. 7.1 Параллелирование рамок. 8.1 Параллелирование локуса.

Поищите возможность использовать каждую схему в разных условиях, для разговоров, которые бы сильно различались. Целенаправленное подслушивание, записи разговоров и проигрывание ролей предоставят вам такую возможность.

Упражнения

А. Вернитесь к эпизодам 2.8 (с. 55-56) и 3.6 (с. 70-71). Просмотрите их, используя схемы наблюдения (одну за раз) и отмечая ответы психотерапевта и клиента разны-


268 Приложение

ми цветами на одном бланке. Эпизод 2.8 представляет психотерапевта, поддерживающего исследование себя клиентом. Эпизод 3.6, наоборот, показывает, как психотерапевт бросает вызов сопротивлению клиента, его реакции на вмешательство. Оцените, как различие во взаимодействии отражается на процессе параллелирования.

B. В отрывках интервью из этих глав помечены все четыре формы параллелирования. Выберите несколько и разметьте самостоятельно; а потом сравните ваши суждения с авторскими, как показано в III части приложения. Не ждите, что мы всегда будем полностью согласны, но отмечайте тенденцию любого последовательного расхождения.

C. С другом проведите короткий отрывок интервью, в котором попытайтесь дать столько ответов в одном типе параллелирования, сколько будет возможно (например, все ответы «отклонение», или акцентирование исключительно чувств, или расширение рамок, или сосредоточение внимания на вас). В работе это редко бывает желательным, но интересно попытаться и увидеть, как это повлияет на вашего партнера.

Глава 9: Соотношение объективации и субъективного

Попросите друга позволить вам записать короткий отрывок разговора с ним. Пообещайте (и выполните свое обещание), что все, что будет сказано, останется между вами. Затем запишите ответы на один из следующих вопросов, который будет задан так, как я сейчас описываю.

Когда начнется запись, скажите своему другу, что вы собираетесь задать один-единственный вопрос, но отвечать на этот вопрос он должен до тех пор, пока не ответит на него полностью. Также объясните, что вы хотите продолжать разговор минимум пять минут, и попросите его набраться терпения и продержаться все это время.

Когда станет ясно, что ваш товарищ понял, что вы от него хотите, задавайте свой вопрос. После этого вам нужно делать две и только эти две вещи:

• Когда ваш друг сделает паузу, просто скажите ему или ей спасибо и задайте свой вопрос снова.

• Ограничьте свои реакции первой октавой межличностного давления (слушанием). Еще раз взгляните на рис. 4.2 (с. 80), чтобы еще раз проверить пределы своей активности.

Продолжайте разговор, по крайней мере, пять минут по часам. Если ваш друг захочет остановиться раньше, постарайтесь уговорить его продолжать до тех пор, пока не закончится время.

Для каждого человека выберите только один вопрос. Задавая вопрос, сделайте так, как здесь описано. Когда вы будете его произносить, не надо делать никаких специальных ударений, менять интонацию или ваш обычный темп речи. Обычный, непосредственный разговорный тон — вот что вам нужно. (Суть в том, чтобы сделать «стимул» нейтральным, чтобы ваш товарищ мог сделать с ним все, что ему захочется.)

«Кто ты?»

«Куда ты идешь?»

«Чего ты хочешь?»


Приложение 269

Если есть возможность, желательно повторить эксперимент еще с одним или несколькими друзьями (из тех, кто не слышал предыдущего интервью). Вы можете использовать тот же вопрос или другой, если хотите.

Изучение результатов. Используя схему наблюдения 9.1 и записи разговоров, поместите каждый из пяти первых ответов вашего товарища в один из отделов шкалы объективации/субъективности. Затем забегите вперед, примерно на середину интервью, и оцените еще пять ответов. Наконец, сделайте то же самое с пятью последними ответами, перед окончанием беседы. Конечно, вы можете использовать больше пяти ответов в каждой точке, — чем больше ответов вы оцените, тем больше у вас будет материала для работы.

• Какую тенденцию можно увидеть, по мере продвижения по шкале?

• Были ли точки, в которых работа углублялась, а затем снова становилась более поверхностной?

• Что казалось особенно полезным для углубления взаимодействия?

• Что мешало углубиться?

• Как этот опыт воздействовал на вашего друга эмоционально?

• Как это воздействовало на вас?

• Как это повлияло на ваши чувства друг к другу?

Глава 11: Забота: источник силы и направляющий фактор

Это — возможность заняться направленным исследованием собственной субъективности. Совершенно не обязательно показывать результаты этих упражнений кому бы то ни было, и я бы рекомендовал, чтобы сейчас вы этого не делали. Таким образом, вы можете искренне принять это приглашение быть совершенно открытыми.

Ниже вы найдете серию вопросов. Если возможно, используйте магнитофон, если нет, — запишите свои ответы на эти вопросы. Отвечайте настолько полно и подробно, насколько необходимо, чтобы действительно выразить ваши мысли и чувства. Если же вы предложите обобщенное утверждение, постарайтесь дополнить его одним-дву-мя примерами.

Будет лучше, если вы не станете заглядывать вперед, в предложения по анализу ваших ответов, до тех пор, пока не закончите отвечать на вопросы. Если вы не можете удержаться, это не разрушит упражнение совсем, но, возможно, даст вам меньше информации о вас самих. (Конечно, если вы не можете сдержаться, это тоже может вам кое о чем рассказать.)

Организация условий. Когда вы соберетесь делать это упражнение, было бы неплохо освободить примерно час времени, когда вас не будут беспокоить и прерывать. Затем сядьте поудобнее. Несколько минут потратьте на то, чтобы, по возможности, сосредоточиться, оставить на время все другие дела. Затем начинайте с первого вопроса и работайте дальше.

1. Каким вы кажетесь тем, кто знает вас достаточно хорошо? (Но не вашим близким друзьям и родным.)


270 Приложение

2. Довольны ли вы тем, как идет сейчас ваша жизнь?

3. Что вы откладываете на потом? Что вы собираетесь сделать в будущем, из того, что вы должны или могли бы сделать сейчас?

А. Какова ваша самая сокровенная фантазия относительно себя самого?

5. Если все будет идти хорошо, как бы вы хотели, чтобы ваша жизнь изменилась через пять лет?

6. Как долго вы стараетесь стать психотерапевтом И как долго, по-вашему, вам необходимо будет вкладываться в это в будущем?

7. Какая ситуация могла бы заставить вас серьезно задуматься о том, чтобы убить кого-нибудь?

8. Как вам кажется, что является наиболее вероятным невротическим элементом вашей натуры?

9. Если бы у вас начался психоз (вы сошли бы с ума), как вы думаете, какую форму он бы принял?

10. Если бы у вас была возможность произвести только одно изменение в природе всех человеческих существ, что бы это было? (Избегайте чрезмерных обобщений; держитесь чего-нибудь простого и непосредственного.)

Изучение результатов. Когда у вас выйдет время или вы закончите отвечать (отведите себе достаточно времени, чтобы поработать как следует), отложите эти вопросы, по крайней мере, на 24 часа. Надо подойти к ним со свежим взглядом.

Теперь прочитайте каждый вопрос и свой ответ на него. Держите поблизости блокнот или диктофон. Поразмышляйте над тем, что вы сказали. Может быть, сейчас вы хотели бы что-то сказать иначе? Удивили ли вас некоторые ответы? Смутили? Были особенно приятны?

Теперь вернитесь к четырем аспектам заботы психотерапевта: потребности, видению, присутствию и сензитивности. Если бы эти ответы исходили от вашего клиента, смогли бы вы почувствовать свою заботу по поводу этого клиента в полной мере? Если бы вы были клиентом и это были ответы вашего психотерапевта, что бы вы чувствовали к нему или к ней?

Наконец, вы можете захотеть взглянуть на свои ответы с точки зрения заботы клиента. Насколько ваши ответы демонстрируют мобилизованную и фокусированную заботу клиента? Способны ли вы показать самому себе любую свою боль? (У нас у всех она есть, так что не вините себя за это.) Как у вас насчет надежды на себя? Вы действительно готовы взять на себя ответственность за свои проявления? Или вы считаете, что все это появилось лишь благодаря вопросам, или мне, или еще чему-то; или вы, все же, смотрите еще и внутрь себя?

Заметьте: если вы сделали это упражнение серьезно и пришли к некоторым проблемам, вы оказали себе и своим клиентам настоящую услугу. Если вы легко перепрыгнули его — что ж....

Глава 12: Интенциональность и воодушевленность

Еще одно интроспективное упражнение. Пока вы его будете делать, вы можете обнаружить черты сходства, между тем, что вы делали, отвечая на вопросы упражнения в главе 11, и тем материалом, с которым вы будете иметь дело сейчас. Это вполне приемлемо и даже приветствуется. Извлеките пользу из этих связей, так как они указывают на важные процессы в вас самих.


Приложение 271

Цели упражнения. Многие считают, что хорошо знают свои собственные намерения и что только внешние обстоятельства могут помешать надлежащим образом актуализировать большинство наших побуждений. В некотором смысле, это, скорее всего, верно, но верно и то, что действительно беспристрастное исследование наших собственных внутренних поисков часто выявляет способы, которыми мы блокируем себя. Это упражнение показывает, как можно взглянуть на это изнутри, но не имеет никакой магической силы. То, что вы получите в результате, будет непосредственным следствием того, что вы вложили туда от себя, ваших искренних надежд и страхов, предвидений и опасений. Помните о лозунге пользователей компьютеров — «мусор на входе — мусор и на выходе».

Сбор информации. В процессе сбора информации о ваших интенциях вам нужно пройти три ступени. Делайте каждый шаг спонтанно и в обстоятельствах, которые дают вам максимум возможностей без помех работать глубоко внутри себя. Сейчас вы узнаете, что это такое и не нужно больше инструкций.

1. Вспомните свою прошлую неделю и подумайте, как вы использовали эти 168 часов. Используйте ту самую прошлую неделю, которая была, а не гипотетическую «лучшую», «наиболее типичную» или какую-нибудь другую неделю. Если хотите, вы можете сделать и так, но нам нужно то, что вы действительно делали. Распределите эти 168 часов между всеми вашими делами.

2. А теперь вообразите себе идеальную жизнь, точно такой, какую вы хотели бы, если бы все ваши мечты разом стали реальностью. Разделите 168 часов недели этой идеальной жизни.

3. Наконец, — как можно более реалистично, — подумайте о том, что бы вы хотели сделать в следующем году. Что вы надеетесь сделать, испытать или существенно изменить за год, начиная с сегодняшнего дня?

Когда вы напишите свои ответы на эти три вопроса, отложите их, по крайней мере, на 24 часа. Дайте им возможность отстояться.

Изучение информации. Прочитайте свой ответ на третий вопрос — ваши реальные надежды на следующий год. Попытайтесь отыскать и записать от пяти до десяти совершенно ясных, конкретных целей, которые вы ставите в своей жизни.

Затем просмотрите последовательность интенциональности (табл. 12.1 на с. 219) и решите, в какой точке этой последовательности расположена каждая интенция, которую вы определили. Наверное, самым удобным для вас будет, если вы сгруппируете их так, чтобы интенции были подписаны под каждым шагом — «желание, хотение, воля, действие, актуализация».

Теперь взгляните на эти группы и поразмышляйте об их отношении к «воротам», которые нужно пройти ради актуализации этих целей (см. табл. 12.2 на с. 221). Есть ли сходства в том, что вам необходимо сделать? Можно ли найти способ усилить одни интенции с помощью других? Может быть, какие-либо интенции находятся в конфликте? Какую помощь могло бы оказать выделение приоритетных интенций?

Теперь вернемся к вашей реальной неделе (первый вопрос): прямо взглянув на неприглядное зрелище того, как в действительности идет ваша жизнь, оцените pea-


листичность размещения ваших интенций по группам? Серьезно ли вы отнеслись к реальному ограничивающему воздействию ворот? Какие перестановки обозначились в общем распределении ваших ресурсов (времени, денег, эмоций, энергии)?

Наконец, взгляните, на вашу идеальную неделю (второй вопрос): она может стать источником обновления энергии и укрепления надежды, который вы можете открыть для себя. Сфантазированный идеал — это не что-то поверхностное, легковесное; это ваше соприкосновение с более глубокими ресурсами внутри вас. Если вы найдете способ пробиться к нему, вы сможете укрепить ваши реальные интенции и мало-помалу действительно актуализировать желаемое будущее.

Эти схемы действуют, как специфические линзы, помогая увидеть обычно незаметные детали и расширить возможности для развития мастерства. Научиться использовать их очень просто. Нужно только иметь в виду несколько моментов:

• Буква «П» обозначает вас, психотерапевта, или интервьюера, того, кто стремится развить свое мастерство.

• Буква «Д» обозначает другого человека, с которым ведется разговор, пациента или клиента, или интервьюируемого, или друга, который позволил использовать себя для выполнения задания.

• Многие схемы содержат сетку, чтобы можно было потом проследить наблюдения, сделанные на протяжении всей беседы. Когда это происходит именно так (это отражено на образце), каждая вертикальная линия соответствует реплике. Проставьте в рядах отметки, отражающие природу каждой реплики.

СЛУШАНИЕ                
РУКОВОДСТВО                      
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ                        
ТРЕБОВАНИЕ                            
Ключевые слова                              

Некоторые схемы построены немного по-другому, но каждая содержит инструкцию, в которой объясняется, что нужно сделать. Место для ключевых слов используется для определенных слов, по которым можно определить, в какой момент разговора сделана запись.

Схема наблюдения 2.1: невербальная коммуникация

Вам следует наблюдать и за П, и за Д: поза, жесты, выражения лица, движения, даже тон голоса и скорость речи — короче, все, кроме слов и их значений. Посмотрите, что вы можете узнать об общении, которое возникло между этими двумя людьми — или о том, что мешает их искреннему общению.


Приложение

Ниже дано несколько вопросов, которые могут подсказать, за чем стоит наблюдать. Не ограничивайтесь ими, используйте собственную сензитивность и интуицию.

1. Последовательность движений или интеракций (например, когда один наклонялся вперед, другой тоже обычно наклонялся или, наоборот, отшатывался?).

2. Какие невербальные каналы в основном использовал каждый (например, руки, позу, изменения скорости речи)?

3. Была ли какая-нибудь тенденция у кого-либо (или у обоих) из собеседников (например, к другому, от него, сохранение неподвижности)?

4. Насколько вербальная коммуникация каждого собеседника соответствовала невербальной?

5. Если бы вы видели только беззвучную запись этого разговора, что бы вы могли о нем сказать?

©James F.T. Bugental, 1978

Схема наблюдения 2.2: уровень присутствия

Ответьте на следующие вопросы, сверяясь с соответствующим бланком.

1. Было ли то, что говорил П, ясным и понятным для Д?

Всегда____В основном____Наполовину____Изредка___Никогда___

2. Как вам кажется, П понимал то, что пытался сказать Д?

Всегда____В основном____Наполовину____Изредка___Никогда___

3. Отметьте наиболее глубокий уровень присутствия, достигнутый Д: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.___Крит.___Интимн.____

4. Отметьте наиболее глубокий уровень присутствия, достигнутый П: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.___Крит.___Интимн.____

5. Отметьте наиболее часто встречавшийся уровень присутствия Д: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.___Крит.____Интимн.___

6. Отметьте наиболее часто встречавшийся уровень присутствия П: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.____Крит.____Интимн.___

7. Как вам кажется, был ли Д действительно открыт и доступен? В осн.____До некот. ст.____По-разн.___Не очень___

Был блокирован своей ролью__

8. Как вам кажется, был ли П действительно открыт и доступен? В осн.____До некот. ст.____По-разн.____Не очень__

Был блокирован своей ролью__

9. Как вам кажется, хотел ли Д раскрыться, выразить себя?

В осн.____До некот. ст.____По-разн.___Не очень___

Был блокирован своей ролью__


274 Приложение

10. Как вам кажется, хотел ли П раскрыться, выразить себя? В осн.___До некот. ст.___По-разн.____Не очень___

Был блокирован своей ролью _

11. Испытывал ли Д желание выйти из разговора?

Часто___Время от времени____Иногда____Редко___Никогда__

12. Если Д испытывал желание выйти из разговора, П замечал это? Немедленно__

Замечал потом____Не похоже____Не могу сказать__

13. Если на 10-й вопрос ответ утвердительный, как П реагировал на это?

Предпринимал эффективные действия_____Была какая-то помощь____

Очевидно, игнорировал это_____Менял тему_____Тщетно пытался помочь_______

Другие______________________________________________

14. Каков был основной эмоциональный тон разговора? Просмотрите следующие примеры и используйте из них столько, сколько подходит к вашему случаю: Дружеский____Неровный, но неплохой___Легкий_____Напряженный_____Холодный_____С высоким уровнем контроля___С ощущением неловкости___Слишком

бойкий и гладкий____С ощущением дезорганизованности____П следовало лучше

слушать___Другие______________________________________________________■

©James F. Т. Bugental, 1980

Схема наблюдения 3.1: исследование субъективного

Каждый раз, когда П или Д что-нибудь говорят, отмечайте птичкой, на что, в основном, было направлено высказывание: на объективное (О), субъективное (С) или на то и другое сразу (О-С) (иногда такое бывает). Если неясно, на что, поставьте в клеточке (?).

П Д

  О О-С с ? Ключевые слова О О-С С ?  
                     
                     
                     
                     
                     

Пд

* О О-С с ? Ключевые слова О О-С с ?  
                     
                     
                     
                     
                     

©James F. Т. Bugental, 1982, с. 290


Приложение ___ ____ 275

Схема наблюдения 3.2: ответственность за ход интервью

Отметьте ответы, наилучшим образом описывающие способы, которыми П побуждает Д принять ответственность за продвижение в интервью или препятствует этому. Вы можете пометить больше одного, только поставьте двойной знак перед теми способами, которые использовались наиболее часто.

П побуждал Д принять ответственность посредством:

_____использования выжидательных пауз в соответствующие моменты.

_____использования прямого структурирования ситуации, обращенного к Д.

_____обращения, в основном, к слушанию и ведению.

_____невербального выражения ожидаемого отношения.

_____использования, в основном, широких вопросов.

_____частого использования параллельных и развивающих реплик.

_____(другое, поясните)_____________________________

(другое)_____________________________________________

(другое)_____________________________________________

П мешал Д принять ответственность посредством:

_____демонстрации нетерпения.

_____частых перебиваний Д.

_____частой смены тем.

_____использования множества узких фокусированных вопросов.

_____ведя себя бесстрастно, не реагируя на Д.

_____демонстрируя отвлеченность или занятость собственными мыслями.

_____слушая недостаточно заинтересованно

_____(другое, поясните)___________________________

(другое)_____________________________________________

(другое)_____________________________________________

Какие у вас есть предложения или наблюдения, которые могли бы помочь П повысить его/ее способность вовлекать Д в активные и ответственные действия?

©James F.T. Bugental, 1982

Схема наблюдения 3.3: распределение времени

Записывайте, сколько времени использует каждый говорящий. Используйте часы или считайте про себя («Один, двадцать один, два, двадцать один, три... и т. д.). Образец на иллюстрации.

©James F.T. Bugental, 1980


Приложение

Схема наблюдения 4.1: межличностное давление

Понаблюдайте за одним из партнеров (не за двумя сразу), чтобы зафиксировать, какой уровень межличностного давления использует этот человек. Запишите, кого вы наблюдали:

Психотерапевт________________Клиент____________

Время от времени записывайте ключевые слова, чтобы определить, в какой момент разговора сделаны ваши пометки.

СЛУШАНИЕ                              
PУКОВОДСТВО                              
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ                              
ТРЕБОВАНИЕ                              
Ключевые слова                              

©James F.T. Bugental, 1981




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.