Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обмен, торговля




Разделение труда и специализация

Об­ще­ст­вен­ное про­из­вод­ст­во тес­но свя­за­но с по­ня­ти­ем «раз­де­ле­ние тру­да». Раз­де­ле­ние тру­да — это та­кая ор­га­ни­за­ция про­из­вод­ст­ва, при ко­то­рой каж­дый ра­бот­ник вы­пол­ня­ет оп­ре­де­лен­ную опе­ра­цию или про­из­во­дит ка­кой-ли­бо про­дукт. При­чи­на дан­но­го яв­ле­ния за­клю­ча­ет­ся в не­об­хо­ди­мо­с­ти бо­лее ус­пеш­но­го вы­пол­не­ния раз­ных ра­бот, а так­же в раз­лич­ных ус­ло­ви­ях тру­до­вой де­я­тель­но­с­ти.

Еще в глу­бо­кой древ­но­с­ти лю­ди по­ня­ли, что раз­де­ле­ние тру­да — важ­ней­шее ус­ло­вие уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­с­ти тру­да и эко­но­мии вре­ме­ни. Пер­вы­ми при­ме­ра­ми об­ще­ст­вен­но­го раз­де­ле­ния тру­да бы­ли от­де­ле­ние зем­ле­де­лия от ско­то­вод­ст­ва, ре­мес­ла от зем­ле­де­лия. В XX в. вы­де­ли­лись и обо­со­би­лись та­кие круп­ные сфе­ры де­я­тель­но­с­ти, как на­уч­ное про­из­вод­ст­во, ус­лу­ги, кре­дит­но-фи­нан­со­вая сфе­ра. В XXI в. на­вер­ня­ка про­изой­дет вы­де­ле­ние и иных сфер.

Се­го­дня кар­ти­на раз­де­ле­ния тру­да в об­ще­ст­ве не­со­по­с­та­ви­мо слож­нее, чем в преж­ние ве­ка. Эко­но­ми­с­ты вы­де­ля­ют не­сколь­ко его уров­ней: вну­т­ри пред­при­я­тия, меж­ду пред­при­я­ти­я­ми, в мас­шта­бах все­го об­ще­ст­ва. Этот по­след­ний уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­де­ле­ни­ем про­мы­ш­лен­но­го и сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го тру­да, в сфе­ре про­из­вод­ст­ва и сфе­ре ус­луг, ум­ст­вен­но­го и фи­зи­че­с­ко­го, ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го и не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, руч­но­го и ма­шин­но­го и так да­лее. Мож­но го­во­рить об осо­бом ин­фор­ма­ци­он­ном тру­де — свя­зан­ном с пе­ре­ра­бот­кой, хра­не­ни­ем и пе­ре­да­чей ин­фор­ма­ции. На пер­вый взгляд, раз­де­ле­ние тру­да толь­ко разъ­е­ди­ня­ет про­из­во­ди­те­лей. Од­на­ко имен­но оно и объ­е­ди­ня­ет их, так как кре­с­ть­я­ни­ну не­об­хо­ди­мы про­дук­ты ре­мес­ла, ре­мес­лен­ни­ку — пи­ща и т.д.

Раз­де­ле­ние тру­да тес­но свя­за­но со спе­ци­а­ли­за­ци­ей — со­сре­до­то­че­ни­ем хо­зяй­ст­вен­ной де­я­тель­но­с­ти на про­из­вод­ст­ве от­дель­ных ви­дов то­ва­ров и ус­луг. Раз­ли­ча­ют­ся не­сколь­ко уров­ней спе­ци­а­ли­за­ции:

1) спе­ци­а­ли­за­ция тру­да от­дель­ных лю­дей, на­при­мер, учи­те­ля, про­грам­ми­с­та, вра­ча, ин­же­не­ра;

2) спе­ци­а­ли­за­ция на уров­не пред­при­я­тий-фирм, на­при­мер, в тек­с­тиль­ном про­из­вод­ст­ве од­ни спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на из­го­тов­ле­нии тка­ней, дру­гие на кра­ше­нии или на­бив­ке;

3) спе­ци­а­ли­за­ция на уров­не от­рас­ли, на­при­мер, ма­ши­но­ст­ро­е­ние, ме­тал­лур­гия;

4) спе­ци­а­ли­за­ция на уров­не ре­ги­о­нов, в за­ви­си­мо­с­ти от име­ю­щих­ся в них ре­сур­сов;

5) меж­ду­на­род­ная спе­ци­а­ли­за­ция, на уров­не стран.

Спе­ци­а­ли­зи­ру­ясь, лю­ди при­ни­ма­ют ре­ше­ние не про­из­во­дить все не­об­хо­ди­мые бла­га, со­сре­до­та­чи­ва­ясь на тех из них, ко­то­рые уда­ет­ся про­из­во­дить луч­ше все­го. Про­из­во­дя дан­ные бла­га в боль­ших ко­ли­че­ст­вах, чем не­об­хо­ди­мо, они рас­счи­ты­ва­ют об­ме­нять их на то, что им нуж­но. Спе­ци­а­ли­за­ция по­рож­да­ет вза­и­мо­за­ви­си­мость и ко­о­пе­ра­тив­ные свя­зи в эко­но­ми­ке. Чем глуб­же спе­ци­а­ли­за­ция тру­да, чем боль­ше вы­де­ля­ет­ся раз­лич­ных ра­бот, тем силь­нее вза­и­мо­дей­ст­вие меж­ду людь­ми. Спе­ци­а­ли­зи­ру­ясь, лю­ди при­ни­ма­ют ре­ше­ние не про­из­во­дить все не­об­хо­ди­мые бла­га, со­сре­до­та­чи­ва­ясь на тех из них, ко­то­рые уда­ет­ся про­из­во­дить луч­ше все­го. Про­из­во­дя дан­ные бла­га в боль­ших ко­ли­че­ст­вах, чем не­об­хо­ди­мо, они рас­счи­ты­ва­ют об­ме­нять их на то, что им нуж­но. Спе­ци­а­ли­за­ция по­рож­да­ет вза­и­мо­за­ви­си­мость и ко­о­пе­ра­тив­ные свя­зи в эко­но­ми­ке.Чем глуб­же спе­ци­а­ли­за­ция тру­да, чем боль­ше вы­де­ля­ет­ся раз­лич­ных ра­бот, тем силь­нее вза­и­мо­дей­ст­вие меж­ду людь­ми.

Именно специализация районов страны на выпуске того или иного вида продукции предопределило в XVII веке формирование единого всероссийского рынка. Новгородцы производили изделия из льна и конопли (холсты, полотно, пеньку, рогожу), Русский Север (Холмогоры и Соль Вычегодская) славился продукцией пушного промысла, солью, соленой рыбой. Замосковный край и земли южнее Москвы производили для других районов товарный хлеб, Поволжье стало поставщиком продукции скотоводства: скот, шерсть, мясо. Хозяйственная специализация стала основой не только единого национального рынка, но и предопределила завершение политической централизации страны.

При выборе хозяйственной специализации учитываются два вида преимуществ: абсолютное и относительное. К примеру, Россия обладает абсолютным преимуществом перед Украиной в добыче и переработке нефти, Туркмения имеет абсолютное преимущество перед своими соседями – государствами Центральной Азии в добыче природного газа. Страны Центральной Америки, в свою очередь, обладают аналогичным преимуществом по сравнению с многими странами мира в производстве бананов и т.д. Суть абсолютного преимущества – наличие полезных ископаемых, уникальных природных условий и т.д.

Относительное преимущество может быть связано, например, с более дешевой рабочей силой, с более высоким уровнем квалификации специалистов в той или иной стране. Например, выгоднее сегодня для многих фирм размещать сборочные производства в Китае, так как там можно меньше платить рабочим за их труд. Этот фактор способствует тому, что Китай сегодня уверенно превращается в мастерскую мира.

В позапрошлом веке Россия была поставщиком хлеба на европейский рынок. Благополучие экономики страны зависели от мировых цен на хлеб. Когда же помимо России в конце XIX века на рынок продаж зерна вышли США, Аргентина, Австралия, случился обвал цен на зерно, разразился мировой аграрный кризис, тяжело отразившийся на нашей стране. Сегодня у России другая проблема – существенная зависимость экономики от мировых цен на энергоносители. Основной экспортный товар России – нефть и газ. Некоторые экономисты даже говорят о том, что все мы «сидим на газовой и нефтяной трубе». Любые резкие колебания цен на энергоносители болезненны для нашей экономики. Поэтому руководство страны предпринимает усилия по изменению структуры экономики, развитию новых, высокотехнологичных отраслей.

Этому посвящены программы модернизации отечественного машиностроения, строительства Технопарков, формирования особых экономических зон, существенные инвестиции в развитие сферы услуг. Специализация страны должна быть разнообразной. Мы можем и умеем делать хорошие самолеты, военную технику, производить программные продукты для компьютеров, создавать многое и многое. Россия обладает главным: квалифицированными инженерами, конструкторами, рабочими. И это – главная гарантия преодоления зависимости от нефтяных и газовых цен.

 


 

Обмен в экономике -, фаза общественного воспроизводства, связывающая производство с распределением и потреблением. Необходимость обмена вызывается общественным разделением труда. На разных ступенях общественного развития обмен выступает как непосредственный обмен деятельностью, продуктообмен, товарный обмен. Важнейшим инструментом обменных отношений в обществе является торговля.

Торговля состоит из оптового и розничного звеньев. Оптовики с полным циклом обслуживаниясобирают ассортимент продукции в определенном месте, обеспечивают торговый кредит, хранят и поставляют товары и ремонтируют их. Чаще оптовик, торгующий за наличный расчет и без доставки товара на дом, предлагает ограниченный ассортимент ходовых товаров по приемлемым ценам.

Розничная торговля – это продажа товаров и услуг непосредственно конечным потребителям. Во всех странах мира она является одной из крупнейших отраслей экономики. Так, на 2 млн. предприятий розничной торговли США занято 16 млн. человек (примерно 13% всех занятых), а во Франции - около 3 млн. человек (15% активного населения). В России на 300 тысячах официально зарегистрированных предприятиях розничной торговли занято всего 3 млн. человек (менее 5% всех занятых), но при этом следует признать, что реальное число занятых в розничной торговле существенно выше, поскольку значительная часть торгового оборота приходится на незарегистрированные предприятия, включая так называемых "челноков".

Рассмотрим основные формы предприятий розничной торговли:

· Независимых розничных торговцев очень много, конкуренция между ними высочайшая.

· Розничные френчайзы (френчайзинг) - это соглашения между владельцами торговых марок и розничными торговцами, позволяющие последним осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой. Франчайзинг позволяет мелким фирмам пользоваться преимуществами уже накопленного опыта, налаженных каналов распределения и имиджа крупных предприятий. В свою очередь владельцы торговых марок получают плату за френчайзинг и расширяют свою сбытовую сеть. Эта форма торговых отношений постепенно расширяется и в России. "Макдональдс" и "Русское бистро» в общепите, сети бензоколонок ЮКОС, Татнефть, ЛУКОЙЛ и ТНК и других представляют собой френчайзы.

· Специализированные магазины сосредоточивают свою деятельность на продаже какой-либо одной товарной группы, например, одежды или бытовой электроники. Ассортимент может насчитывать от 50 до 500 наименований, торговая площадь занимает от 200 до 1000 кв. м., а торговый персонал не превышает нескольких десятков человек. Они занимают значительную часть (до 60-70%) площадей торговых центров. Хотя большинство специализированных магазинов по-прежнему принадлежит независимым торговцам, наблюдается рост сетей таких магазинов.

· Супермаркеты (универсамы) представляют собой достаточно крупные магазины с площадью от 1 до 5 тысяч кв. м и реализующие преимущественно продукты питания и товары для дома в ассортименте от 3 до 12 тысяч наименований по умеренным ценам. Успеху универсамов способствовало повышение мобильности населения, возникновение привычки совершать покупки раз в неделю, создание специального холодильного оборудования и новой упаковочной техники.

· Розничные сети представляют одно из заметных явлений последних десятилетий. В настоящее время в США на долю сетей приходится 20% розничных торговых точек, которые обеспечивают 52% оборота всей розничной торговли. За последние пять лет сети стали лидерами розничной торговли и в России. В чем же причины успеха сетей? Благодаря закупкам больших партий товаров они получают оптовые скидки, одновременно экономя на транспортных издержках. Сети имеют необходимые ресурсы для создания эффективных организационных структур. В ряде случаев удается объединить функции оптовой и розничной торговли. Сети экономят на издержках по стимулированию сбыта и особенно на рекламу.

· Торговые комплексы – это один из видов магазинов сниженных цен. Они впервые появились в Европе. Особую известность получили возникшие в начале 1960-х гг. во Франции торговые комплексы "Каре-фур". Их торговая площадь составляет от 7500 до 20000 кв. м. и включает универсам и магазины сниженных цен. Многие товары поступают непосредственно от производителей в том же виде, что и на оптовые склады. Основной принцип торговли - выкладка товаров навалом с минимальным уровнем услуг со стороны торгового персонала.

· Склады-магазины представляют собой симбиоз оптовой и розничной торговли. В них покупают и мелкооптовые торговцы, и обычные покупатели. Торговая площадь складов может достигать нескольких десятков тысяч квадратных метров, а ассортимент - порядка 100000 наименований. Одной из наиболее интересных форм такой торговли являются мебельные склады-магазины (ИКЕА, например). Здесь покупатели в одном помещении выбирают товар и оплачивают его, а получают товар на складе.

· Электронные магазины, реализующие товары и услуги через Интернет. В мире оборот Интернет-магазинов исчисляется миллиардами долларов. В России первые электронные магазины начали появляться в 1998 г., а в 1999 г. электронная коммерция стала набирать реальную силу. Оборот электронной торговли в потребительском секторе достиг 2-3 млн. долларов. Наибольшие обороты имеют электронные магазины, торгующие компьютерной техникой, книгами, видеокассетами и компакт-дисками.

 

Стимулирование сбыта относится как к покупателям, так и к участникам каналов распределения (оптовикам, розничной торговле и другим посредникам, а также собственному торговому персоналу фирмы). К числу часто используемых методов и средств стимулирования сбыта относятся:

- торговля в кредит;

- бесплатные образцы товара;

- купоны для покупки товара со скидкой;

- скидка при покупке определенного количества товара;

- премии при покупке на определенную сумму;

- использование упаковки для других целей;

- гарантия возврата денег при возврате покупки;

- зачет устаревшего товара при помощи нового;

- лотереи купонов, прилагаемых к приобретаемому товару;

- участие в выставках и ярмарках.

В последние годы отмечается значительный рост различных методов стимулирования. В то же время этими методами следует пользоваться достаточно осторожно. Дело в том, если фирма непрерывно стимулирует сбыт своих товаров, то потребители будут рассматривать такую деятельность как признак ухудшения качества товаров. Кроме того, постоянные скидки будут восприниматься как обычное снижение цен, а прежние цены будут считать высокими. Поэтому методы стимулирования сбыта должны применяться ограниченное время. Они могут негативно отражаться на имидже фирмы. И, наконец, следует помнить, что стимулирование сбыта подкрепляет рекламу, но не заменяет ее.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.