КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обмен, торговля
Разделение труда и специализация Общественное производство тесно связано с понятием «разделение труда». Разделение труда — это такая организация производства, при которой каждый работник выполняет определенную операцию или производит какой-либо продукт. Причина данного явления заключается в необходимости более успешного выполнения разных работ, а также в различных условиях трудовой деятельности. Еще в глубокой древности люди поняли, что разделение труда — важнейшее условие увеличения производительности труда и экономии времени. Первыми примерами общественного разделения труда были отделение земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия. В XX в. выделились и обособились такие крупные сферы деятельности, как научное производство, услуги, кредитно-финансовая сфера. В XXI в. наверняка произойдет выделение и иных сфер. Сегодня картина разделения труда в обществе несопоставимо сложнее, чем в прежние века. Экономисты выделяют несколько его уровней: внутри предприятия, между предприятиями, в масштабах всего общества. Этот последний уровень характеризуется выделением промышленного и сельскохозяйственного труда, в сфере производства и сфере услуг, умственного и физического, квалифицированного и неквалифицированного, ручного и машинного и так далее. Можно говорить об особом информационном труде — связанном с переработкой, хранением и передачей информации. На первый взгляд, разделение труда только разъединяет производителей. Однако именно оно и объединяет их, так как крестьянину необходимы продукты ремесла, ремесленнику — пища и т.д. Разделение труда тесно связано со специализацией — сосредоточением хозяйственной деятельности на производстве отдельных видов товаров и услуг. Различаются несколько уровней специализации: 1) специализация труда отдельных людей, например, учителя, программиста, врача, инженера; 2) специализация на уровне предприятий-фирм, например, в текстильном производстве одни специализируются на изготовлении тканей, другие на крашении или набивке; 3) специализация на уровне отрасли, например, машиностроение, металлургия; 4) специализация на уровне регионов, в зависимости от имеющихся в них ресурсов; 5) международная специализация, на уровне стран. Специализируясь, люди принимают решение не производить все необходимые блага, сосредотачиваясь на тех из них, которые удается производить лучше всего. Производя данные блага в больших количествах, чем необходимо, они рассчитывают обменять их на то, что им нужно. Специализация порождает взаимозависимость и кооперативные связи в экономике. Чем глубже специализация труда, чем больше выделяется различных работ, тем сильнее взаимодействие между людьми. Специализируясь, люди принимают решение не производить все необходимые блага, сосредотачиваясь на тех из них, которые удается производить лучше всего. Производя данные блага в больших количествах, чем необходимо, они рассчитывают обменять их на то, что им нужно. Специализация порождает взаимозависимость и кооперативные связи в экономике.Чем глубже специализация труда, чем больше выделяется различных работ, тем сильнее взаимодействие между людьми. Именно специализация районов страны на выпуске того или иного вида продукции предопределило в XVII веке формирование единого всероссийского рынка. Новгородцы производили изделия из льна и конопли (холсты, полотно, пеньку, рогожу), Русский Север (Холмогоры и Соль Вычегодская) славился продукцией пушного промысла, солью, соленой рыбой. Замосковный край и земли южнее Москвы производили для других районов товарный хлеб, Поволжье стало поставщиком продукции скотоводства: скот, шерсть, мясо. Хозяйственная специализация стала основой не только единого национального рынка, но и предопределила завершение политической централизации страны. При выборе хозяйственной специализации учитываются два вида преимуществ: абсолютное и относительное. К примеру, Россия обладает абсолютным преимуществом перед Украиной в добыче и переработке нефти, Туркмения имеет абсолютное преимущество перед своими соседями – государствами Центральной Азии в добыче природного газа. Страны Центральной Америки, в свою очередь, обладают аналогичным преимуществом по сравнению с многими странами мира в производстве бананов и т.д. Суть абсолютного преимущества – наличие полезных ископаемых, уникальных природных условий и т.д. Относительное преимущество может быть связано, например, с более дешевой рабочей силой, с более высоким уровнем квалификации специалистов в той или иной стране. Например, выгоднее сегодня для многих фирм размещать сборочные производства в Китае, так как там можно меньше платить рабочим за их труд. Этот фактор способствует тому, что Китай сегодня уверенно превращается в мастерскую мира. В позапрошлом веке Россия была поставщиком хлеба на европейский рынок. Благополучие экономики страны зависели от мировых цен на хлеб. Когда же помимо России в конце XIX века на рынок продаж зерна вышли США, Аргентина, Австралия, случился обвал цен на зерно, разразился мировой аграрный кризис, тяжело отразившийся на нашей стране. Сегодня у России другая проблема – существенная зависимость экономики от мировых цен на энергоносители. Основной экспортный товар России – нефть и газ. Некоторые экономисты даже говорят о том, что все мы «сидим на газовой и нефтяной трубе». Любые резкие колебания цен на энергоносители болезненны для нашей экономики. Поэтому руководство страны предпринимает усилия по изменению структуры экономики, развитию новых, высокотехнологичных отраслей. Этому посвящены программы модернизации отечественного машиностроения, строительства Технопарков, формирования особых экономических зон, существенные инвестиции в развитие сферы услуг. Специализация страны должна быть разнообразной. Мы можем и умеем делать хорошие самолеты, военную технику, производить программные продукты для компьютеров, создавать многое и многое. Россия обладает главным: квалифицированными инженерами, конструкторами, рабочими. И это – главная гарантия преодоления зависимости от нефтяных и газовых цен.
Обмен в экономике -, фаза общественного воспроизводства, связывающая производство с распределением и потреблением. Необходимость обмена вызывается общественным разделением труда. На разных ступенях общественного развития обмен выступает как непосредственный обмен деятельностью, продуктообмен, товарный обмен. Важнейшим инструментом обменных отношений в обществе является торговля. Торговля состоит из оптового и розничного звеньев. Оптовики с полным циклом обслуживаниясобирают ассортимент продукции в определенном месте, обеспечивают торговый кредит, хранят и поставляют товары и ремонтируют их. Чаще оптовик, торгующий за наличный расчет и без доставки товара на дом, предлагает ограниченный ассортимент ходовых товаров по приемлемым ценам. Розничная торговля – это продажа товаров и услуг непосредственно конечным потребителям. Во всех странах мира она является одной из крупнейших отраслей экономики. Так, на 2 млн. предприятий розничной торговли США занято 16 млн. человек (примерно 13% всех занятых), а во Франции - около 3 млн. человек (15% активного населения). В России на 300 тысячах официально зарегистрированных предприятиях розничной торговли занято всего 3 млн. человек (менее 5% всех занятых), но при этом следует признать, что реальное число занятых в розничной торговле существенно выше, поскольку значительная часть торгового оборота приходится на незарегистрированные предприятия, включая так называемых "челноков". Рассмотрим основные формы предприятий розничной торговли: · Независимых розничных торговцев очень много, конкуренция между ними высочайшая. · Розничные френчайзы (френчайзинг) - это соглашения между владельцами торговых марок и розничными торговцами, позволяющие последним осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой. Франчайзинг позволяет мелким фирмам пользоваться преимуществами уже накопленного опыта, налаженных каналов распределения и имиджа крупных предприятий. В свою очередь владельцы торговых марок получают плату за френчайзинг и расширяют свою сбытовую сеть. Эта форма торговых отношений постепенно расширяется и в России. "Макдональдс" и "Русское бистро» в общепите, сети бензоколонок ЮКОС, Татнефть, ЛУКОЙЛ и ТНК и других представляют собой френчайзы. · Специализированные магазины сосредоточивают свою деятельность на продаже какой-либо одной товарной группы, например, одежды или бытовой электроники. Ассортимент может насчитывать от 50 до 500 наименований, торговая площадь занимает от 200 до 1000 кв. м., а торговый персонал не превышает нескольких десятков человек. Они занимают значительную часть (до 60-70%) площадей торговых центров. Хотя большинство специализированных магазинов по-прежнему принадлежит независимым торговцам, наблюдается рост сетей таких магазинов. · Супермаркеты (универсамы) представляют собой достаточно крупные магазины с площадью от 1 до 5 тысяч кв. м и реализующие преимущественно продукты питания и товары для дома в ассортименте от 3 до 12 тысяч наименований по умеренным ценам. Успеху универсамов способствовало повышение мобильности населения, возникновение привычки совершать покупки раз в неделю, создание специального холодильного оборудования и новой упаковочной техники. · Розничные сети представляют одно из заметных явлений последних десятилетий. В настоящее время в США на долю сетей приходится 20% розничных торговых точек, которые обеспечивают 52% оборота всей розничной торговли. За последние пять лет сети стали лидерами розничной торговли и в России. В чем же причины успеха сетей? Благодаря закупкам больших партий товаров они получают оптовые скидки, одновременно экономя на транспортных издержках. Сети имеют необходимые ресурсы для создания эффективных организационных структур. В ряде случаев удается объединить функции оптовой и розничной торговли. Сети экономят на издержках по стимулированию сбыта и особенно на рекламу. · Торговые комплексы – это один из видов магазинов сниженных цен. Они впервые появились в Европе. Особую известность получили возникшие в начале 1960-х гг. во Франции торговые комплексы "Каре-фур". Их торговая площадь составляет от 7500 до 20000 кв. м. и включает универсам и магазины сниженных цен. Многие товары поступают непосредственно от производителей в том же виде, что и на оптовые склады. Основной принцип торговли - выкладка товаров навалом с минимальным уровнем услуг со стороны торгового персонала. · Склады-магазины представляют собой симбиоз оптовой и розничной торговли. В них покупают и мелкооптовые торговцы, и обычные покупатели. Торговая площадь складов может достигать нескольких десятков тысяч квадратных метров, а ассортимент - порядка 100000 наименований. Одной из наиболее интересных форм такой торговли являются мебельные склады-магазины (ИКЕА, например). Здесь покупатели в одном помещении выбирают товар и оплачивают его, а получают товар на складе. · Электронные магазины, реализующие товары и услуги через Интернет. В мире оборот Интернет-магазинов исчисляется миллиардами долларов. В России первые электронные магазины начали появляться в 1998 г., а в 1999 г. электронная коммерция стала набирать реальную силу. Оборот электронной торговли в потребительском секторе достиг 2-3 млн. долларов. Наибольшие обороты имеют электронные магазины, торгующие компьютерной техникой, книгами, видеокассетами и компакт-дисками.
Стимулирование сбыта относится как к покупателям, так и к участникам каналов распределения (оптовикам, розничной торговле и другим посредникам, а также собственному торговому персоналу фирмы). К числу часто используемых методов и средств стимулирования сбыта относятся: - торговля в кредит; - бесплатные образцы товара; - купоны для покупки товара со скидкой; - скидка при покупке определенного количества товара; - премии при покупке на определенную сумму; - использование упаковки для других целей; - гарантия возврата денег при возврате покупки; - зачет устаревшего товара при помощи нового; - лотереи купонов, прилагаемых к приобретаемому товару; - участие в выставках и ярмарках. В последние годы отмечается значительный рост различных методов стимулирования. В то же время этими методами следует пользоваться достаточно осторожно. Дело в том, если фирма непрерывно стимулирует сбыт своих товаров, то потребители будут рассматривать такую деятельность как признак ухудшения качества товаров. Кроме того, постоянные скидки будут восприниматься как обычное снижение цен, а прежние цены будут считать высокими. Поэтому методы стимулирования сбыта должны применяться ограниченное время. Они могут негативно отражаться на имидже фирмы. И, наконец, следует помнить, что стимулирование сбыта подкрепляет рекламу, но не заменяет ее.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |