КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторна робота №1. 2 страница
│Сальдо денежных потоков от финансовых операций │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤ │Сальдо денежных потоков за отчетный период │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤ │Остаток денежных средств и денежных │ │ │ │эквивалентов на начало отчетного периода │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤ │Остаток денежных средств и денежных │ │ │ │эквивалентов на конец отчетного периода │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤ │Величина влияния изменений курса иностранной │ │ │ │валюты по отношению к рублю │ │ │ └────────────────────────────────────────────────┴───────────┴────────────┘ Главный Руководитель _________ ______________ бухгалтер _________ _____________ (подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка подписи) подписи)
"__" ________ 20__ г. -------------------------------- Разработка балансового плана предприятия, отражающего состав его активов и пассивов, представляет собой третий этап текущего финансового планирования (табл. 5). Цель разработки данного финансового плана - определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала, обеспечивающей финансовую устойчивость предприятия. Таблица 5. Примерная форма балансового плана предприятия
В процессе разработки балансового плана используется укрупненная схема статей баланса предприятия, отражающая требования бухгалтерского учета применительно к специфике предприятия данной организационно-правовой формы (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.д.). При планировании активов оптимизируется соотношение оборотных и внеоборотных активов, а в составе оборотных активов - соотношение отдельных групп по степени ликвидности. При планировании пассивов оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, а в составе заемных средств - соотношение краткосрочных и долгосрочных обязательств. К балансовому плану разрабатываются приложения и справки установленной формы: 1. Движение заемных средств. 2. Дебиторская и кредиторская задолженности. 3. Справки о движении векселей, о перечне организаций дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность. 4. Амортизируемое имущество. 5. Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. 6. Финансовые вложения. 7. Расходы по обычным видам деятельности. 8. Социальные показатели
Тема 10. Оперативное финансовое планирование. Оперативное финансовое планирование направлено на реализацию текущих финансовых планов и стратегии развития предприятия в целом. Документами оперативного финансового планирования являются: - платежный календарь; - кассовый план; - расчет потребности в краткосрочном периоде. Для предприятия необходимо знать состояние своих финансовых ресурсов не только за определенный период, но и на конкретную дату. Действующая система и сроки платежей в государственный бюджет, порядок расчетов с поставщиками, сроки выплаты заработной платы рабочим и служащим, условия оплаты ссуд банкам - все это требует от предприятия систематического учета соотношения объема поступающих и расходуемых финансовых ресурсов не только в целом за определенный период (год, квартал, месяц), но и в разрезе конкретного времени их поступления и потребности в них. Такую информацию предприятие может получить, составив платежный календарь. Платежный календарь, как правило, разрабатывается на месяц с разбивкой по декадам и неделям. В нем определяются ожидаемые на тот или иной отрезок времени денежные потоки по всем направлениям их поступления и расходования, а также возможность своевременно выполнить все свои финансовые обязательства. Для составления платежного календаря необходимо иметь следующее информационное обеспечение: - планы выпуска и реализации продукции, работ, услуг; - сметы затрат на производство и договоры на поставку материальных ресурсов; - сроки выплаты заработной платы и премии рабочим и служащим; - сроки внесения платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды; - кредитные договоры с банками со сроками получения и возврата кредитов и оплаты процентов по ним; - данные бухгалтерского учета о состоянии дебиторской и кредиторской задолженностей; - выписки из банковских счетов; - оперативные материалы отделов снабжения и сбыта, других функциональных подразделений о поступлении средств и потребности в средствах. Исходя из конкретных платежно-расчетных ситуаций предприятие определяет степень детализации всей информации, которая необходима для составления платежного календаря (табл. 1). Балансовой величиной платежного календаря выступает остаток (сальдо) на расчетном счете, потому что состояние расчетного счета определяет на каждый данный момент платежеспособность предприятия. Отрицательная величина образуется в случае недостачи текущих поступлений средств для покрытия необходимых платежей. Таблица 1. Примерная форма платежного календаря промышленного предприятия На ________________20___г., тыс.руб.
Несбалансированность платежного календаря вынуждает предприятие немедленно искать резервы увеличения объема финансовых ресурсов как за счет ускорения отгрузки продукции, ликвидации недочетов в сфере расчетов с потребителями продукции, так и за счет уменьшения (временной отсрочки) определенных затрат, налаживания партнерских отношений с коммерческими банками. В случае стабильного превышения поступления средств над потребностью в них целесообразно внести определенную сумму свободных денежных средств на банковский депозит, который принесет предприятию соответствующий доход. Для контроля за налично-денежным оборотом на предприятии разрабатывается кассовый план (см. табл. 2). Кассовый план - это план оборота наличных денежных средств (поступления и выплаты через кассу). Исходные данные для составления кассового плана: - предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фондам потребления в части денежных средств; - информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам; - сведения о командировочных расходах; - сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами. Кассовый план включает в себя четыре раздела (см. табл. 2). В первом разделе отражаются поступления наличных денег в кассу предприятия в планируемом квартале: выручка от продажи продукции, оплата работниками предприятия различных услуг, товарно-материальных ценностей со склада предприятия, путевок в санатории и т.п. Второй раздел кассового плана отражает направления расходования наличных денег предприятием. Здесь показываются суммы, необходимые на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы, требующие наличных денег. Третий раздел включает расчет выплат по заработной плате и другим выплатам с учетом всех удержаний, налогов, перечислений. Если заработная плата работников перечисляется на сберегательные счета, на пополнение владельцев пластиковых карточек, то они также находят отражение в третьем разделе кассового плана. Наличные деньги на заработную плату выдаются за вычетом из начисленной суммы удержаний налогов и перечислений. Четвертый раздел кассового плана предприятия представляет собой календарь выдачи заработной платы и разрабатывается в соответствии с коллективным договором и по согласованию с обслуживающим банком. Здесь указываются конкретные числа каждого месяца и необходимые суммы наличных денег для осуществления соответствующих выплат. Согласно договору о расчетно- кассовом обслуживании, который заключается между банком и предприятием, в случае превышения кассовой заявки в том или ином месяце квартала банк, как правило, взимает повышенный процент за выдачу дополнительных наличных денег. Поэтому важно правильно разработать календарь выдачи заработной платы.
Таблица 2. Примерная форма кассового плана промышленного предприятия, тыс.руб.
Третий документ оперативного финансового планирования - расчет потребности в краткосрочном кредите - необходим для финансирования потребности в оборотных средствах по запасам сырья, материалов и других материальных ресурсов, потребляемых в процессе производства продукции (табл. 3). Таблица 3. Расчет потребности в краткосрочном кредите на плановый год
Для расчета необходимо знать: - однодневный расход сырья, материалов и других материальных ресурсов; - норму запаса в днях, которая складывается, как правило, из пяти видов запасов: транспортного, подготовительного, технологического, текущего складского, страхового; - наличие собственных денежных средств для покрытия рассчитанной потребности в сырье и материалах. Если обнаруживается разница между суммой, необходимой для финансирования потребности в оборотных средствах и наличием собственных средств, на величину разницы привлекается кратко краткосрочный кредит (табл. 4). Расчет суммы выплаты процентов за пользование кредитом осуществляется по формуле (КхП):100, где К - сумма полученного кредита; П - банковский процент - 24% годовых. Таблица 4. Кредитный план организации
Бюджетирование в системе финансового планирования на предприятии Стремительное развитие бизнеса во всех отраслях, усиливающаяся конкуренция заставляют предприятия непрерывно повышать эффективность управления материальными и финансовыми ресурсами. Внедрение системы бюджетирования позволяет оптимизировать процесс принятия управленческих решений, а также оценить возможные последствия этих решений. Значительная доля российских руководителей под бюджетированием подразумевает исключительно бюджет движения денежных средств. Бюджетирование - это процесс разработки, согласования, утверждения бюджетов, а также контроль их фактического исполнения. Это система управления предприятием посредством совокупности взаимосвязанных бюджетов, полностью отражающих в количественных или стоимостных показателях контролируемые аспекты деятельности предприятия. Суть бюджетирования сводится к планированию финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью устранения «узких мест», а также использованию анализа отклонений «план- факт» для корректировки его деятельности. Процесс постановки бюджетирования на предприятии можно условно разделить на 4 этапа: 1. Диагностика существующей системы управления в компании. 2. Создание методологии (описание целей, задач и принципов построения) и финансовой модели бюджетирования (определение состава и структуры системы бюджетирования, центры финансовой ответственности, формы, регламенты). 3.Организация бюджетирования (создание системы, контроль и анализ деятельности компании). 4. Автоматизация (выбор платформы, создание технического задания, внедрение и сопровождение системы). На этапе диагностики на предприятии проводятся оценка текущего состояния структуры и системы управления, анализ эффективности существующей системы финансового планирования и контроля с точки зрения полноты, достоверности и оперативности предоставления информации. Затем разрабатывается методология бюджетирования, представляющая собой свод правил, по которым строятся бюджеты. Остановимся более подробно на данном этапе. Описание методологии бюджетирования обязательно должно быть оформлено отдельным документом. В методологии раскрываются цели, задачи и принципы построения системы бюджетирования. Цели и задачи устанавливаются в соответствии с принятой стратегией компании. Существует два варианта построения бюджетирования: «сверху вниз» и «снизу вверх». Под бюджетированием «сверху вниз» подразумевается определение высшим руководством стратегических показателей, которые закладываются в систему бюджетов. Исходя из этих данных менеджмент организации определяет исходные условия ведения бизнеса (определенные показатели затрат), необходимые для достижения поставленных целей. При необходимости происходит процесс корректировки до тех пор, пока бюджеты не станут выполнимыми. Например, генеральный директор поставил цель увеличить чистую прибыль по одной продуктовой группе на 50%. После проведения расчета бюджета движения денежных средств обнаружился дефицит. Директор решил покрыть данный дефицит за счет увеличения краткосрочных заемных средств. По итогам года компания получила только 20%-ное увеличение объема продаж ввиду отсутствия проработанной и согласованной маркетинговой политики, учитывающей потребность рынка в данной продукции. Полученного дохода оказалось недостаточно, чтобы покрыть проценты и сумму займа. Чтобы поставленные руководством цели были достижимыми, их необходимо согласовывать с отделами производства, маркетинга и финансовым отделом. Бюджетирование «снизу вверх» предполагает построение системы бюджетирования с бюджета продаж, на основе которых получают определенные финансовые показатели деятельности организации. Если эти показатели не устраивают высший менеджмент, то бюджеты пересматриваются. Оптимально на практике нужно совмещать подходы «сверху вниз» и «снизу вверх» при постановке целей организации. Составной частью методологии являются принципы бюджетирования. 1. Принцип минимизации форм для заполнения. Сотрудник компании, ответственный за подготовку информации и внесение ее в бюджеты, должен видеть только те позиции, которые он должен заполнить. Например, в бюджетах производственных подразделений предприятия предусматривается 7 колонок, но по факту заполняется максимум 3. В то же время нет колонки, в которой была бы представлена информация об удельном весе каждой статьи расходов. Либо в бюджетах числа представлены в неудобном масштабе - с 3 знаками после запятой, в то время как суммы указаны в тысячах рублей. При заполнении бюджетов сотрудник компании должен концентрировать свое внимание только на той информации, которую от него ждут. 2.Минимум информации. В некоторых компаниях используются бюджеты, которые занимают несколько страниц. Такие бюджеты очень трудно использовать на практике. В них могут разобраться только те, кто их разработал, а большинство менеджеров воспринимают их с трудом. Например, менеджеры хотели в одном отчете видеть сразу все, и бюджет предприятия составлялся на трех страницах. В результате предоставляемая информация воспринималась с большой потерей времени. Поэтому при разработке форматов бюджетов в обязательном порядке необходимо привлекать будущих пользователей информации, содержащейся в данных бюджетах, и стараться их не перегружать ненужной информацией.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |