КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторна робота №1. 3 страница
3.Принцип приоритетности статей в каждой группе. Например, в бюджете движения денежных средств строительной компании, кроме того, что он размещался на 2 страницах мелким шрифтом, разделы были вставлены в бюджет в хаотическом порядке. Рекомендуется разделы бюджета располагать по важности: самый значительный бюджет (бюджет коммерческого отдела - около 50%), затем следующий по объему денежных выплат - бюджет финансового отдела (30%). К тому же бюджеты разной величины должны представляться с разной степенью детализации. Например, бюджет, занимающий порядка 1%, нет необходимости раскрывать в 10-15 статьях. Его следует поместить в сводный бюджет одной строчкой. Далее методика включает в себя описание финансовой модели (методика бюджетирования) - конкретизация используемых методов путем выработки инструкций и алгоритмов, необходимых действий для функционирования системы бюджетирования. Финансовая модель бюджетирования определяет порядок и схему расчетов всех показателей бюджетных форм, принятых в организации. Методика бюджетирования оформляется отдельным документом, формализующим описание основных исходных данных. К сожалению, на большинстве отечественных предприятий методика существует только в головах сотрудников, занимающихся подготовкой и консолидацией бюджетов и отчетов, что порой вызывает трудности одинакового расчета показателей. Также очень важно сделать модель интегрированной. Компании, использующие информационные системы для ведения бюджетирования, как правило, не испытывают проблем с согласованностью бюджетов, так как финансовые модели, зашитые в данные системы, содержат все необходимые межбюджетные связи. Но даже если организация использует MS Excel в качестве информационной системы бюджетирования (это довольно распространенное явление, по крайней мере, среди некрупных предприятий), то и в этом случае можно создать интегрированную финансовую модель. Для этого нужно установить все необходимые связи между статьями различных бюджетов. Отсутствие интегрированной финансовой модели может привести к ошибкам при принятии решений. Например, на одном предприятии были утверждены операционные и финансовые бюджеты на месяц. В ходе реализации планов выяснилось, что поступлений в плановом периоде будет на 30% меньше, поэтому пришлось в оперативном режиме изменять бюджет закупок, который составлял основные платежи предприятия. Бюджет закупок скорректировали, а планы производства оставили прежними. Естественно, планы не были выполнены в требуемом объеме. Используя информационную интегрированную финансовую модель бюджетирования, можно проводить многовариантные расчеты бюджетов. На практике могут не выполняться прогнозы, заложенные в бюджеты, например, цены на сырье могут расти более быстрыми темпами, чем ожидалось, уровень инфляции будет выше, чем планировалось, и т.д. Организация должна быть готовой и к таким вариантам развития событий. Поэтому распространенной практикой является построение оптимистичных, пессимистичных и наиболее вероятных сценариев. Еще одной ошибкой в построении финансовых моделей бюджетирования можно назвать излишнюю простоту и неточность. Например, в одной торговой компании продажи на месяц планировали сразу в деньгах, причем общей суммой, которую потом раскидывали между 7 продуктовыми группами, в соответствии со сложившейся структурой продаж. При этом компания занималась розничной торговлей и имела около 40 торговых точек. Для уточнения модели было принято решение при планировании продаж рассчитывать не одно число, а заполнять матрицу продаж «торговые точки / продуктовые группы». Выяснилось, что 13 торговых точек дают 80% от оборота, а 3 товарные группы дают 70% продаж. Поэтому для начала по этим 13 торговым точкам и 3 товарным группам планировались объемы продаж и цены, а по остальным позициям матрицы сразу планировали выручку. Причем выяснилось, что объемы продаж в штуках по товарной группе, дающей 40% продаж, за последний год упали на 30%, но за счет поднятия цены поставщиками выручка осталась на прежнем уровне. Для всех это было неожиданностью, хотя коммерческий директор утверждал, что они постоянно проводят анализ продаж. Учитывая данный опыт, компания стала вести детальное планирование продаж в разрезе каждой торговой точки и отслеживать динамику не только выручки, но и объемов реализации в разрезе каждой товарной группы. Разработка любой финансовой модели бюджетирования должна производиться с учетом ограничивающих факторов. Помимо рыночных ограничений (цены и объема) на бюджетные показатели оказывают влияние производственные и логистические ограничения, степень влияния которых может меняться от сезона. Например, летом рост стратегических показателей в компании, производящей мороженое, могут ограничивать производственные мощности заводов, а зимой - спрос на рынке. Из изложенного выше следует, что описание финансовой модели бюджетирования должно как минимум содержать следующие разделы: 1) блок-схема формирования сводных (финансовых) бюджетов (последовательность составления бюджетов); 2) методика формирования значений по каждой статье бюджета (описать максимально полно в произвольном формате); 3) основные гипотезы и предположения, используемые при подготовке каждого бюджета; 4) методика формирования фактической информации; 5) методика проведения анализа исполнения бюджетов. После разработки методологии и создания финансовой модели компания переходит к следующему этапу постановки - организации бюджетирования. Для эффективного внедрения системы бюджетирования, как правило, создают специальную временную рабочую группу. В состав данной группы должны входить: заместитель финансового директора или начальник ПЭО, бухгалтеры и специалисты информационных технологий. В среднем на постановку бюджетирования уходит год. В дальнейшем, если это необходимо, компания занимается процессом совершенствования системы. Бюджетирование предусматривает разработку системы бюджетов, которые можно классифицировать по следующим признакам. 1.По сферам деятельности организации - бюджет по операционной деятельности; бюджет по инвестиционной деятельности; бюджет по финансовой деятельности. 2.По видам затрат - текущий бюджет (бюджет текущих затрат) состоит из двух разделов: текущих расходов, включающий издержки производства и обращения по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных от реализации продукции, работ, услуг. Капитальный бюджет (бюджет капитальных затрат) включает результаты текущего плана капитальных вложений в части нового строительства, реконструкции, модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования, нематериальных активов. 3. По широте номенклатуры затрат - функциональный бюджет - разрабатывается по одной или двум статьям затрат (бюджет оплаты труда персонала), комплексный бюджет - по широкой номенклатуре затрат (бюджет производственного участка или административно-управленческих расходов). 4. По методам разработки - фиксированный бюджет (не меняется от изменения объемов деятельности предприятия (бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия), гибкий бюджет - предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксированных суммах, а виде нормативов расходов, привязанных к объемным показателям деятельности. 5. По длительности планируемого периода - оперативный бюджет, текущий бюджет, перспективный бюджет. 6. По непрерывности планирования - самостоятельный бюджет - изолированный, не зависящий от других бюджетов. Непрерывный (скользящий) бюджет - по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый. 7. По степени содержания информации - укрупненный бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупненно. Детализированный бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью. Разработка бюджетов осуществляется в следующей последовательности: Первый этап - подготовка бюджета: - подготовка и анализ необходимой информации; - формулировка целей и задач деятельности предприятия; - формирование целевых показателей и ограничений; - выявление полного перечня альтернатив; - выбор допустимых вариантов бюджета; - предварительный выбор лучшего варианта. Второй этап - принятие бюджета: - оценка варианта со стороны управляющего; - корректировка бюджета; - выбор единственного варианта. Третий этап - реализация бюджета: - обеспечение работ по выполнению бюджета; - выполнение бюджета. Согласно Методическим рекомендациям, утвержденным Минэкономразвития РФ в 1997 г., предлагается примерная схема бюджетов организации.
Ежемесячно для каждого структурного подразделения сводный бюджет верстается по следующей форме.
Сводный бюджет структурного подразделения
В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим статьям затрат.
Бюджет фонда оплаты труда
Бюджет материальных затрат предлагается составлять по следующей форме.
Бюджет материальных затрат
Бюджет потребления энергии
Бюджет амортизации
Бюджет прочих расходов
Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей. В оптимальном бюджете доходная часть равна расходной.
В настоящее время применяются специализированные компьютерные системы бюджетирования, которые поддерживают всю необходимую для бюджетирования функциональность. Например, корпоративная информационная система «Флагман» компании «ИНФОСОФТ». Финансовый контроллинг Концепция контроллинга была разработана в 1980-е гг, как средство активного предотвращения кризисных ситуаций. Идеей этой концепции, получившей название «управление по отклонениям», является оперативное сравнение основных плановых и фактических показателей с целью выявления отклонений между ними и определение взаимосвязи и взаимозависимости этих отклонений на предприятии для последующего воздействия на узловые факторы нормализации деятельности. Осознание управляющим невозможности контроля подчиненных в свое отсутствие, в особенности на крупных предприятиях, привело к идее контроля через информацию о действиях и фактах, с которыми соприкасается подчиненный, нередко собранную с помощью самого подчиненного. Переход к контролю с помощью чисел и фактов является даже эффективней большого количества промежуточных управляющих. Самой первой и древней системой финансового (численного) контроля является бухгалтерский учет. К сожалению, он не в состоянии полноценно выполнить большинство потребностей управленцев даже в отношении первичной информации, поэтому и был разработан и внедрен управленческий учет, включая его специализированные подсистемы, такие как производственный учет, складской учет, учет в маркетинге и т.д. Управленческий учет совместно с бухгалтерским составляют информационную базу контроллинга. Современный контроллинг включает в себя: 1) управление рисками; 2) обширную систему информационного снабжения предприятия; 3) систему оповещения путем управления ключевыми («финансовыми») индикаторами; 4) управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования; 5) систему менеджмента качества.
В различных странах менеджеры, занимающиеся контроллингом, могут иметь различный уклон. Так, например, в США присутствует сильный финансовый уклон, включающий бюджетирование, управление страховками, управление налоговыми отношениями и т.д., а в Германии более сильно развито управление затратами и их планирование и т.д. Практика контроллинга была заимствована из Англии как часть общепринятой практики бизнеса, дошедшая до нас из 1700-х гг. Сам термин «controlling» зародился в Америке, в 1970-е гг. понятие контроллинга пришло в Западную Европу, а затем в начале 1990-х гг. - в страны СНГ. Контроллинг объединяет две составляющие: контроллинг как философия и контроллинг как инструмент. Контроллинг - философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе. Контроллинг - интегрированная система информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия, ориентированная на достижение целей. Контроллинг - технология управления различными областями финансово-хозяйственной деятельности организации, включающая в себя: 1) определение целей деятельности; 2) отражение этих целей в системе эффективных и сбалансированных показателей (KPI); 3) регулярный контроль (измерение) фактических значений показателей; 4) анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от плановых; 5) принятие на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений. Главная цель контроллинга - построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений. Основные задачи, которые решает контроллинг: - оптимизация управления организационной структурой компании; - организация эффективной системы учета операций и результатов; - внедрение систем планирования, контроля и анализа деятельности; - обеспечение мотивации персонала в повышении эффективности работы компании. Автоматизация систем учета и управления компанией. В зависимости от сферы воздействия контроллинговой системы создаются: - контроллинг производства; - контроллинг НИиОКР; - контроллинг логистики; - финансовый контроллинг. Как видно, финансовая деятельность предприятия является одной из сфер применения контроллинга. В общей системе контроллинга финансовый контроллинг определяют как сложную форму финансового менеджмента организации, представляющую: 1) комплексное информационное и организационное соединение процессов планирования и контроля за состоянием финансов предприятия; 2) действия по управлению финансами предприятия и действия по поддержке управления финансами предприятия (т.е. финансовый контроллинг выполняет функции управления и поддержки управления); 3) синтез отдельных методов управления денежными отношениями между субъектами, составляющих систему управления всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (информационное обеспечение, анализ, планирование, оперативное управление, регулирование, мотивация, учет и контроль). Финансовый контроллинг представляет собой контролирующую систему, которая обеспечивает концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности, своевременное выявление отклонений фактических результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений по исправлению выявленных отклонений. Основные функции финансового контроллинга: 1. Наблюдение за ходом реализации финансовых заданий, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов. 2. Измерение степени отклонения фактических результатов финансовой деятельности от плановых. 3. Диагностирование по размерам отклонений, серьезных ухудшений в финансовом состоянии предприятия и существенного снижения темпов его финансового развития. 4. Разработка оперативных управленческих решений по нормализации финансовой деятельности предприятия в соответствии с предусмотренными целями и показателями. 5. Корректировка при необходимости отдельных целей и показателей финансового развития в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Специфика финансового контроллинга в том, что процесс принятия управленческих решений в области финансов предприятия осуществляется непрерывно, исходя из систематического контроля за результатами производственно-хозяйственной деятельности, т.е. систематического информационного обеспечения разработчиков управленческих решений. В процессе реализации финансового контроллинга осуществляются следующие этапы: 1. Определение объекта контроллинга. Таким объектом является процесс реализации управленческих решений по основным аспектам финансовой деятельности. 2. Определение видов и сферы контроллинга: стратегический контроллинг (контроль финансовой стратегии и ее целевых показателей); текущий контроллинг (контроль текущих финансовых планов); оперативный контроллинг (контроль бюджетов, оперативных финансовых планов). 3. Формирование системы приоритетов контролируемых показателей. Все показатели ранжируются по значимости. Выделяются приоритеты первого, второго и т.д. порядка. Показатели системы приоритетов уровня n+1 находятся в факторной связи с показателями приоритетов n-го уровня. Например, показатель чистой прибыли находится в зависимости от показателей выручки, затрат, налогов. Показатель выручки, в свою очередь, находится в зависимости от показателей объема реализации, структуры реализации, цен и т.д. 4. Разработка системы количественных стандартов контроля. Стандарты могут быть абсолютными и относительными, стабильными и подвижными. 5. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в финансовый контроллинг. Система мониторинга - это основа контроллинга, самая активная его часть. Система финансового мониторинга - разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями финансовой деятельности, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений. Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений. Могут быть несколько вариантов действий: - ничего не предпринимать; - устранить отклонение; - изменить систему плановых или нормативных показателей. Методы контроллинга: 1. KPI - Key Performance Indicators - ключевые показатели эффективности, или ключевые индикаторы результативности, - система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей. Их использование дает организации возможность оценить свое состояние и помочь в оценке реализации стратегии. KPI позволяет производить контроль деловой активности сотрудников и компании в целом в реальном времени. 2. Сбалансированная система показателей. Balanced Scorecard (BSC) - это механизм последовательного доведения до персонала стратегических факторов успеха, целей компании и контроль их достижения через так называемые ключевые показатели эффективности - Key Performance Indicator (KPI). KPI являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте BSC является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Отличия системы сбалансированных показателей от других систем управления: - BSC управляет не только финансовыми показателями, но и нефинансовыми (процессы, клиенты, персонал, финансы); - BSC - это система управления с помощью показателей, а не система измерения показателей; - BSC управляет компанией, объединяя все процессы воедино; - BSC - это система управления не только для руководителей компании, но и для всех сотрудников; - BSC работает, а не просто разрабатывается и кладется в стол. 3. Процессный расчет затрат является одним из методов расчета затрат в управленческом учете, учете затрат и анализе. Процессный расчет затрат позволяет более объективно (в причинно- следственном смысле перерасчета) распределить косвенные затраты на конечную продукцию или же на издержки содержания подразделений предприятий (в зависимости от целей расчета). Изначально составляется список всех операций в определенных подразделениях предприятия, которые выполняют сотрудники этих подразделений. Потом из отдельных операций составляются укрупненные процессы предприятия. Затраты каждого процесса имеют как минимум временную связь с конечным продуктом или затратами подразделения. Предварительно определенное (измеренное) время на проведение каждой операции и учет количества таковых операций в процессах и их взаимосвязь с конечным продуктом являются фундаментом распределения затрат на единицу себестоимости конечной продукции или себестоимость единицы ресурса (подразделения). Планирование и расчет легче осуществлять, опираясь на более экономически обоснованные бизнес- процессы. 4. Расчет себестоимости по видам деятельности (Activity Based Costing, ABC) обеспечивает аналитическую модель, которая описывает, как конкретные продукты или клиенты используют различные объемы услуг, поставляемые из непрямых или дополнительных источников. На первом этапе модели ABC расходы на приобретаемые ресурсы увязываются с выполненными действиями и процессами. Поскольку качество и время измерить просто, их и оценить обычно бывает легко. Однако издержки представляют собой некую аналитическую «конструкцию», не всегда осязаемую, - ее нельзя измерить секундомером или отградуировать лазерным инструментом. Только модель ABC может точно проследить все расходы организации: на закупки, производство, распределение или доставку. Таким образом, правильно составленная модель ABC является основным элементом оценки затрат внутренней составляющей сбалансированной системы показателей. Однако определение издержек операционного процесса - это только первый шаг, после которого менеджеры и работники должны начать действовать в направлении его совершенствования. Управление на основе видов деятельности охватывает те функции, которые повышают эффективность, сокращают затраты и улучшают использование активов. ABC стремится либо увеличить мощность, либо снизить расходы таким образом, чтобы для производства продуктов или услуг компании требовалось меньше физических, человеческих и оборотных капитальных ресурсов. Финансовая выгода от управления на основе видов деятельности оценивается сокращением затрат, ростом доходов (за счет более оптимального использования ресурсов), а также возможностью уклониться от издержек, поскольку наращивание производительности существующих ресурсов устраняет необходимость дополнительных инвестиций в капитал и людей.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |