Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила поведения при пожаре 2 страница




левизоров, компьютеров, медицинских рентгеновских аппаратов, радиоактивных атмосферных

осадков, выпадающих после испытаний ядерного оружия, а также в результате работы АЭС.

Весомый вклад в повышение радиационного фона на планете вносят аварии на АЭС.

Причины таких ЧС носят разнообразный характер — от ошибок в работе персонала и износа

оборудования до злого умысла. Высока вероятность террористических атак на АЭС. В единич-

ных случаях ЧС на АЭС могут перерасти в катастрофы, наносящие огромный ущерб.

В настоящее время в мире насчитывается около 45 тысяч ядерных боеголовок.

При ядерных взрывах радиационное поражение людей происходит за счет проникаю-

щей радиации и радиоактивного загрязнения местности (рис. 3.3.).

Рис. 3.3. Поражение людей радиацией

Проникающая радиация — это поток гамма-лучей и нейтронов, испускаемых из

зоны ядерного взрыва во все стороны в течение несколько секунд.

Радиоактивное загрязнение — это результат выпадения из облака взрыва огром-

ного количества радиоактивных веществ. Они, выпадая на земную поверхность,

создают зараженный участок, называемый радиоактивным следом.

Искусственное и естественное радиоактивные излучения схожи по своей природе и мо-

гут оказывать вредное воздействие на здоровье человека.

Особенности действия ионизирующего излучения характеризуются:

• действие излучения на организм неощутимо человеком (люди не имеют органов чувств,

которые воспринимали бы ионизирующее излучение);

• ионизирующее излучение может оказывать вредное воздействие на здоровье человека

(границы между вредом и пользой радиации пока не установлены, поэтому к любому

ионизирующему излучению следует относиться как к опасному);

• индивидуальные особенности организма человека проявляются лишь при небольших до-

зах радиации (чем моложе человек, тем выше его чувствительность к облучению, начи-

ная с возраста 25 лет, человек становится наиболее устойчивым к облучению);

• чем больше доза облучения, полученная человеком, тем выше вероятность появления у

него лучевой болезни;

• видимые поражения кожного покрова, недомогание, характерное для лучевой болезни,

появляются не сразу, а лишь спустя некоторое время;

• суммирование доз происходит скрытно (со временем дозы излучения суммируются, что

приводит к лучевым заболеваниям).

В результате воздействия радиации нарушается течение биохимических процессов и

обмена веществ в организме человека. В зависимости от поглощенной дозы и индивидуальных

особенностей организма изменения могут быть обратимыми или необратимыми. При неболь-

шой дозе пораженная ткань восстанавливает свою функциональную деятельность. Большая

Поражение людей радиацией

Проникающая радиация

Радиоактивное

загрязнение

Определение

БЖД

доза при длительном воздействии может вызвать необратимое поражение отдельных органов

или всего организма в целом.

При возникновении ЧС, сопровождающейся ионизирующим излучением, необхо-

димо предпринять все меры, чтобы полученная доза облучения была как можно

меньше.

Существует три действенных способа защиты от радиации — это «защита временем»,

«защита расстоянием», «защита экранированием и поглощением «(рис. 3.4.).

Рис. 3.4. Способы защиты от радиации

Защита временем подразумевает ограничение времени пребывания на местности или

объектах, пораженных радиоактивным загрязнением (чем короче промежуток времени, тем

меньше полученная доза облучения).

Под защитой расстоянием понимается эвакуация людей из мест, где отмечается или

ожидается высокий уровень радиации.

В условиях невозможности проведения эвакуации осуществляется защита экранирова-

нием и поглощением. В этом способе защиты используются убежища, укрытия и средства инди-

видуальной защиты.

Оповещение населения о радиоактивном загрязнении организуется органами ГО ЧС.

Сигнал «Радиационная опасность «подается при выявлении начала радиоактивного заражения

данного населенного пункта (района) или при угрозе радиоактивного заражения в течение

ближайшего часа. Он доводится до населения по местным радио и телевизионным сетям. Сиг-

нал также может подаваться сиренами. После уведомления о радиационной опасности насе-

лению следует незамедлительно действовать согласно полученным по средствам массовой ин-

формации рекомендациям.

3.5. Чрезвычайные ситуации, вызванные электричеством

Электрический ток — это процесс упорядоченного движения заряженных частиц.

Для человека опасность представляет как переменный, так и постоянный ток. Он вызы-

вает судорожное сокращение мышц, нарушает деятельность дыхательной и сердечно-

сосудистой систем, может привести к полной остановки дыхания и прекращению сердцебиения.

После 5 — 6 минут с момента остановке сердца наступает гибель клеток головного мозга в

результате кислородного голодания. В течение указанного времени необходимо провести реа-

нимацию с целью восстановления работы сердца.

Действие электрического тока может вызвать в организме человека ряд сложных физио-

логических и рефлекторных изменений: потерю сознания, паралич дыхательного центра, необ-

ратимые изменения в клетках, расстройство нервной системы. Кроме того, действие электриче-

ского тока может вызвать ожоги, разложение крови, разрыв тканей.

Способы

защиты от радиации

Защита

временем

Защита экранированием

и поглощением

Защита расстоянием

Определение

Техногенные чрезвычайные ситуации

В бытовых условиях чаще всего используется переменный электрический ток напряжени-

ем 220 Вольт, частотой 50 Герц. Вероятность сильного поражения увеличивается в случае дли-

тельного (более 2 секунд) воздействия электрического тока, прохождения его через головной

мозг, сердце, легкие.

Основные причины поражения электрическим током:

• случайное прикосновение к проводам, которые находятся под напряжением;

• эксплуатация неисправного электрооборудования и электробытовых приборов;

• нарушение требований техники безопасности.

В случае падения на землю электрического провода, который находится под напряжением,

вокруг него образуется зона растекания электрического тока. Выходить из опасной зоны необхо-

димо маленькими шажками, практически не отрывая ног от земли, или прыгая на одной ноге.

Правила электробезопасности

1. Не пользуйтесь неисправными электроприборами.

2. Не занимайтесь ремонтом электрооборудования и приборов под напряжением.

3. Прежде чем включить любой новый электроприбор в сеть, внимательно ознакомьтесь с

инструкцией по его эксплуатации.

4. Проверяйте наличие или отсутствие напряжения с помощью приборов.

5. Прежде чем касаться токоведущих проводов или частей оборудования, даже если вы

убеждены, что электричество отключено, попробуйте сначала прикоснуться к ним тыль-

ной стороной ладони.

6. Помните, что плохой контакт в электропроводке приводит к ее нагреву, образованию

искр и может стать причиной пожара.

7. Пользуйтесь только стандартными предохранителями.

8. Не подходите к торчащим, лежащим на земле, висящим электропроводам.

9. Нельзя тушить водой горящие электроприборы, которые находятся под напряжением.

10. Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы.

11. Не подогревайте воду в ванне с помощью электрокипятильника.

12. Не держите в ванной комнате включенными электроприборы.

В тех случаях, когда человек оказался под напряжением и не может самостоятельно ос-

вободиться от действия электрического тока, ему необходимо незамедлительно оказать по-

мощь. В первую очередь следует освободить его от действия тока путем отключения подачи

электричества. Если это не удалось, пострадавшего необходимо оторвать от токоведущих про-

водов или приборов. Делать это необходимо за одежду, если она сухая. Провод с пострадав-

шего снимают сухими подручными средствами: шест, палка, доска. После освобождения по-

страдавшего от действия электрического тока ему необходимо обеспечить полный покой до

прибытия врача, согревание, приток свежего воздуха. Можно дать понюхать нашатырный

спирт. При необходимости провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, быст-

ро доставить его в ближайшее лечебное учреждение.

3.6. Чрезвычайные ситуации, вызванные транспортом

Жизнь современного общества невозможна без транспорта. Современные транспорт-

ные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наря-

ду с этим они являются причиной возникновения ЧС, в результате которых травмируются и гиб-

нут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, на-

носится ущерб окружающей природной среде.

БЖД

Таблица 3.3.

Динамика смертельных несчастных случаев на транспорте в России

Вид годы

транспорта 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Автомобильный 32800 29500 27700 29000 29716 29594 30916 33243 35602

Авиационный 175 219 80 37 80 65 361 131 103

Железнодорожный 17 20 2 6 - 3 5 4 3

Водный 2 7 10 4 2 8 - 8 17

К основным видам транспорта относятся: автомобильный, железнодорожный, авиаци-

онный, водный (рис 3.5.).

Рис. 3.5. Виды транспорта

Для того, чтобы сократить число ЧС на транспорте и их последствия, необходимо знать

и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного

движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникно-

вения ЧС на транспорте.

3.6.1. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте

Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния

(100 — 200 километров) является автомобильный транспорт. В нашей стране на его долю при-

ходится более 50% объема всех пассажирских и 75% грузовых перевозок. В 2003 году авто-

мобильным транспортом было перевезено около 25 миллиардов пассажиров, что составляет

52% от общего объема перевозок всеми видами транспорта.

Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству

человеческих жертв. По данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий

(ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 миллиона человек, становятся инвалидами 8 мил-

лионов человек, экономические потери составляют в среднем 500 миллиардов долларов. Авто-

дорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения. Ка-

ждые сутки в России происходит более 400 ДТП, в них погибает более 80, травмируется около

500 человек. Ежегодно на дорогах России регистрируется более 160 тысяч ДТП, в которых

участвуют транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, трамваи, троллейбу-

сы, тракторы и другие самоходные механизмы. В ДТП ежегодно погибает в среднем 30 тысяч

россиян, инвалидами становятся около 200 тысяч человек. В России количество погибших в

ДТП в 5 — 10 раз больше, чем в странах Европы. Социально-экономический ущерб от ДТП в

России огромен, он исчисляется сотнями миллиардов рублей. ДТП происходят в результате

столкновения — 37,9%, наезда — 37,1%, опрокидывания — 16,1%.

водный

Транспорт

автомобильный железнодорожный авиационный

Техногенные чрезвычайные ситуации

ДТП — это событие, возникшее с участием хотя бы одного находящегося в движе-

нии механического транспортного средства, повлекшее за собой гибель или ра-

нение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной

материальный ущерб.

Участник ДТП — лицо, имеющее к нему непосредственное отношение: водитель,

пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД, велосипедист, дорожный рабочий.

Таблица 3.4.

Количество ДТП и пострадавших в России

Количество ДТП, годы

пострадавших 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Количество ДТП 160523 156515 160300 159823 157596 164000 184365 204267

Погибло 29468 27665 29021 29716 29594 30916 33243 35602

Ранено 178378 177924 183846 182123 179401 187790 215678 243919

Таблица 3.5.

Ущерб от ДТП в России, 2002 год, млрд. руб.

Гибель и ранения людей 117,8

Повреждения транспортных средств 47,1

Повреждения дорог 25,6

Утрата грузов 1,2

ИТОГО 191,7

В последние годы в нашей стране отмечен устойчивый рост количества ДТП, числа по-

гибших и раненых, материальных потерь (табл. 3.4.). Риск оказаться в ДТП, получить травму или

погибнуть имеет довольно высокую степень вероятности.

Источником повышенной опасности на дорогах является совокупность факторов, среди

которых на одном из первых мест стоят автомобили. Это связано с огромным их количеством,

большой скоростью движения и массой, ограниченной маневренностью, наличием «человече-

ского фактора», невозможностью мгновенной остановки в случае возникновения опасной си-

туации. Если автомобиль движется со скоростью 60 км/час, то после начала торможения он

проходит путь в 15 метров, при скорости 100 км/час тормозной путь увеличивается в четыре

раза и составляет 60 метров. Чаще всего в результате ДТП транспортные средства резко ос-

танавливаются после удара или опрокидывания; деформируются, происходит заклинивание

дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опасных веществ. Транспортное средство с людьми

может оказаться в воде, в лавине, селевом потоке и т.д.

Основные причины ДТП

1. Незнание или нарушение Правил дорожного движения.

2. Превышение скорости движения.

3. Неисправность транспортного средства.

4. Плохое состояние дороги.

5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте.

6. Наезд на пешехода.

7. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

8. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Если вы попали в аварию:

• сохраняйте самообладание в любой ситуации;

Определение

БЖД

• пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или на сидение, защитить го-

лову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;

• покиньте автомобиль только после полной его остановки;

• после аварии быстро оцените обстановку, положение транспортного средства, наличие

факторов опасности;

• определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;

• постарайтесь самостоятельно выбраться из автомобиля и помочь всем пострадавшим

покинуть автомобиль. В случае невозможности это сделать успокойтесь, не делайте

резких движений, примите оптимальную позу, позовите на помощь, ждите спасателей;

• покиньте автомобиль через двери, окна, люки;

• отойдите на безопасное расстояние от места аварии;

• вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков. Окажите помощь по-

страдавшим;

• при возникновении пожара постарайтесь погасить огонь подручными средствами или

вызвать специалистов;

• сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГИБДД;

• при падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после

полного погружения автомобиля под воду;

• в случае попадания автомобиля в лавину дождитесь ее остановки не выходя из автомо-

биля, затем действуйте по обстановке.

3.6.2. Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то,

что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепен-

ное внимание, ЧС все же происходят.

ЧС на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с

высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого ко-

личества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкну-

том пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных

мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстро-

течностью развития событий.

Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте яв-

ляются силы, возникающие при ударе воздушного судна при падении, пожар, взрыв, отрав-

ляющие газы, декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. По-

этому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их

возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находит-

ся на борту воздушного средства.

В случае возникновения аварийной ситуации в самолете необходимо быстро принять

безопасное положение: сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на ко-

лени. Нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом. В момент удара

они могут быть травмированы. Оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не под-

нимайте панику, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

• нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэро-

порта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, тро-

гать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;

• категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные ма-

териалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядо-

витые, отравляющие, едкие вещества;

• запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;

Техногенные чрезвычайные ситуации

• запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по

здоровью;

• запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по

земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по

спасению людей заключается в быстрой эвакуации. Она должна осуществляться через основ-

ные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия,

проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как

изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физиче-

ских усилий. Места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков по-

крашены яркими красками.

Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травми-

рованных должны спасатели с помощью специальных средств. После покидания транспортного

средства необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается рас-

стояние не менее 100 метров.

Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эва-

куации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.

Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на

трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса

во время полета.

Необходимость оперативного проведения эвакуации с терпящего аварию воздушного

средства связана с возможностью взрыва или пожара.

Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является бы-

строе отравление продуктами горения и в первую очередь двуокисью углерода. Через не-

сколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не ме-

нее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю

одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.

Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации

для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой во-

ды, медикаментов, средств сигнализации.

3.6.3. Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте

В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых гру-

зов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров,

работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близо-

сти от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по желез-

ной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и ра-

диационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.

Основные причины ЧС на железнодорожном транспорте:

• сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения

целостности путей, обрушения мостов;

• пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;

• наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт и т.д;

• воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

ЧС на железнодорожном транспорте приводят к травмированию и гибели людей, поврежде-

нию и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пере-

сечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах

хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 метров.

БЖД

Переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом, в послед-

нее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.

Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах. Перед

началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движуще-

гося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти

метров от них.

Меры безопасности на железной дороге:

• нельзя ходить по железнодорожному пути;

• во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;

• нельзя преходить железнодорожный путь перед близко идущим составом;

• опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной

звуковой и световой сигнализации;

• нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок). В случае

автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними;

• нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металли-

ческим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;

• в пассажирском составе наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в

середине состава;

• на перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на железно-

дорожные пути;

• заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона

или посадочной платформы, после полной остановки поезда;

• нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона или открывать их;

• нельзя высовываться из окон или дверей при движении поезда;

• запрещается ездить на крыше вагона, на подножках, переходных площадках, в грузо-

вом вагоне.

Контактная подвеска над вагонами находится под напряжением 27,5 тысячи вольт. На-

пряжение контактного провода настолько велико, что на расстоянии двух метров образуется

электрическая дуга, которая поражает человека.

В случае обрыва и падения на вагон или землю контактного провода необходимо ос-

таваться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и отойти от вагона

на безопасное расстояние мелкими шажками или прыжками. Нельзя подходить к лежащему на

земле проводу на расстояние ближе 10 метров.

Чрезвычайную опасность на железнодорожном транспорте представляют пожары. Наи-

большая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах. Причиной возгорания чаще

всего становится неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрообору-

дования, нарушение требований противопожарной безопасности. Скорость распространения

огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе — 2,5 м/мин. В течение 15 — 20 минут после

начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950°С. Поражаю-

щими факторами во время пожара в пассажирском поезде являются: дым, открытый огонь, высо-

кая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

В случае возникновения пожара необходимо сообщить проводнику или начальнику со-

става. До прибытия специалистов необходимо организовать тушение пожара с помощью огне-

тушителей. В случае невозможности потушить огонь необходимо остановить поезд с помощью

стоп-крана, предупредить всех о пожаре и незамедлительно покинуть вагон через двери, люки,

окна или перейти в соседний вагон. Нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тон-

неле, на акведуке. В этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены.

Если поезд приходится покидать во время его движения, опуститесь на самую нижнюю ступень-

ку, убедитесь в отсутствии препятствий, прыгайте по ходу движения состава.

Техногенные чрезвычайные ситуации

3.6.4. Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте

Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями,

троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт

становится причиной возникновения ЧС. Это приводит к травмированию и гибели людей, унич-

тожению материальных ценностей.

Основные требования безопасности на наземном транспорте:

• ожидайте общественный транспорт только на остановках, при отсутствии специальных

площадок на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки;

• входите или выходите из транспортного средства только после его полной остановки;

• при движении не высовывайтесь из окон и люков;

• нельзя перевозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные предметы, колю-

щие и режущие инструменты.

ЧС на наземном транспорте имеют свои специфические особенности, которые связаны

со скоплением большого количества людей в замкнутом пространстве салона или вагона, вы-

сокой скоростью движения транспортного средства, возникновением неожиданных ситуаций на

дорогах, резким торможением, ДТП.

В случае возникновения ЧС необходимо:

• соблюдать спокойствие, не паниковать;

• быстро покинуть транспортное средство через двери, люки, оконные проемы и отойти

на безопасное расстояние;

• выполнить команды водителя;

• в случае пожара незамедлительно сообщить об этом водителю, попытаться погасить

огонь с помощью огнетушителя;

• быстро покинуть горящее транспортное средство и отойти на безопасное расстояние.

3.6.5. Чрезвычайные ситуации в метрополитене

Метро — это большая, сложная, техническая система, в которой возникают ЧС с трав-

мированием и гибелью людей.

Повышенную опасность для пассажиров метро представляет эскалатор.

Самой частой и чрезвычайно опасной ситуацией на эскалаторе является падение лю-

дей вниз по лестнице. Это может случиться в результате неожиданной остановки эскалатора

или падения тяжелого предмета. Внизу у места cхода эскалатора быстро образуется давка,

травмируются и погибают люди.

Требования безопасности при пользовании эскалатором:

• стоять с правой стороны лицом по направлению движения;

• держаться за поручень;

• проходить с левой стороны;

• не прислоняться к неподвижным частям эскалатора;

• не сидеть на ступеньках;

• не ставить вещи на ступеньки и поручень;

• не допускать падения вещей на эскалатор.

ЧС может произойти на платформе. Находясь на платформе, человек может упасть на

железнодорожные пути, попасть в пространство между вагонами.

Требования поведения на платформе:

• не заходите за оградительную линию у края платформы до полной остановки поезда;

• при падении предметов на железнодорожные пути сообщите дежурному по станции. Не

пытайтесь достать свои вещи самостоятельно.

БЖД

В случае падения на рельсы:

• не пытайтесь выбраться самостоятельно, позовите на помощь;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.