Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфраструктура рыночной экономики




Предприятие и фирмы в рыночной экономике не могут успеш­но функционировать, если не создана надлежащая финансовая инфраструктура. Ее составляет совокупность взаимосвязанных институтов, группирующихся чаще всего по предметному прин­ципу и призванных обеспечить активное функционирование и поддержание рынка. Основу такой инфраструктуры создают три элемента - рынок, биржа, банк.

Рынки специализируются по предмету продажи в зависимости от того, что предлагают продавцы. Например, место, где бедней­шие слои населения продают подержанные вещи - старые часы, ношеную одежду, всевозможные гвоздики, гаечки, замочки и т.д., именуется толкучкой, или базаром. Место, где продавцы - солидные фирмы, выставляют образцы продукции и, рекламируя ее, призы­вают потенциальных покупателей заключать с ними сделки на крупные партии товара, называются ярмарками и выставками-продажами. Место, где горожане могут приобрести небольшие партии предметов первой необходимости - крупу, масло, овощи, мясные и рыбные изделия, по ценам более низким, чем в магазинах, именуют оптовыми рынками. Место, где люди продают и покупают акции, называют рынком ценных бумаг, или фондовой биржей.

Биржа (голл. beurs, нем. Borse) - уникальное изобретение чело­веческой мысли. Обычно это просторное и оснащенное передо­вым оборудованием здание, где целый день на странном для не­посвященных языке, перемежающем сленг и жесты, идет бойкая торговля компаниями, партиями товаров, валютой, полезными ископаемыми, акциями и даже рабочей силой. На официальных фондовых биржах допускаются операции с акциями только круп­ных компаний. Такие учреждения состоят из брокеров и дилеров. Брокеры (англ., ед. ч. broker) (маклеры) - отдельные лица или фирмы, специализирующиеся на посреднических биржевых опе­рациях. За посредничество получают вознаграждение в форме оп­ределенного процента с суммы сделки. Дилеры (англ. ед. ч. dealer) -отдельные лица или фирмы, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг, валют, различных товаров. Они действуют от сво­его имени и за свой счет. Прибыль дилера формируется из разни­цы цен (курсов) продавца и покупателя, а также за счет изменения цен (курсов) во времени.

В биржу стекается информация о ценах и рыночной конъюнк­туре со всей страны и со всего мира. Биржевые маклеры система­тизируют информацию о всех или большинстве факторов, влияющих на цену товаров и объемы запасов последних. Они в курсе колебаний цены на разных рынках, объеме спроса и пред­ложения. На цены влияют инфляция, соотношение цены на один и тот же товар на разных рынках страны и мира, уровень их произ­водства, изменения в технологии, крупные политические потрясе­ния, например революция, война, дворцовые перевороты, смены правительства, отставка президентов, а также стихийные бедст­вия, например вызванные засухой неурожаи.

Банки (от итал. banco - скамья, лавка менялы) - учреждения, ак­кумулирующие денежные средства и накопления, предоставляющие кредит, осуществляющие денежные расчеты, учет векселей, эмис­сию денег и ценных бумаг, операции с золотом, иностранной валю­той и другие функции. Это еще один экономический институт в сфере обмена. Главная функция банков - обеспечивать сохранность вкладов, фондов и быть источником ссуд.

Банки являются финансовыми посредниками. Они выполняют эту роль, передавая деньги от вкладчика заемщику, т. е. от тех, кто хочет оставить деньги на будущее, тем, кто желает использовать их в настоящем. Люди помещают в банк свои сбережения, так как знают, что эти деньги будут возвращены им тотчас, как только они этого захотят. Они знают также, что кроме физической со­хранности денег от пожара и грабежа банки предоставляют стра­ховку по вкладам.

Подобно тому, как кровь в нашем организме прокачивается по всем сосудам, наполняя его живительной силой, банки прогоняют деньги по всем финансовым артериям экономики, придавая ей силу и здоровье. Всякие приостановки платежей подобны заку­порке сосудов. А мы знаем, к каким необратимым последствиям это может привести. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что деятельность банков является жизненно важной для нормаль­ного функционирования экономики. Коммерческие кредиты по­зволяют фирмам оплачивать текущие счета и финансировать рас­ходы. Ссуды населению позволяют гражданам приобретать това­ры сейчас, расплачиваясь за них из будущих заработков.

Одна из основных статей дохода банков и сберегательных ин­ститутов - это процент с кредитов и ссуд. Банки, обеспечивающие экономику, дают предприятиям и частным лицам кредиты и ссуды под проценты. Конечно, это невыгодно, ведь через год придется отдавать занятую сумму с прибавкой набежавших процентов. По­чему же заемщики идут на невыгодный бизнес? А потому, что зав­тра они уже могут умереть. Заняв дорогие деньги у банка, скажем на год, фирма надеется, что дела у нее пойдут в гору и она все с лихвой отработает.

Банки возникали двумя путями: а) через менял и обмен, б) через ювелиров и хранение. Начало банкам положено еще в XII в. деятельностью менял, которые несметно расплодились в самой торговой стране того времени - Северной Италии. Каждый город имел тогда свои собственные монеты. Для торгового оборота необходим был постоянный обмен, и этим делом занима­лись за известное вознаграждение менялы. Они часто брали на себя размен под условием представления требуемой монеты через известный срок. Им приходилось добиваться кредита у своих клиентов. Впоследствии они расши­рили свою деятельность, принимая вклады на хранение. Следующей ступенью был выпуск векселей и денежных переводов.

Использование бумажных денег западной цивилизацией началось еще в средние века. Основной формой денег в те времена были золотые и серебря­ные монеты, малоприспособленные для транспортировки и привлекательные для воров. Чтобы сделать деловые операции безопасными, люди начали при­носить свои монеты местным ювелирам, и те давали им расписки. Так ювели­ры становились средневековыми банкирами. Купцы охотно принимали рас­писки в уплату за товары, так как могли поменять их на золото в ювелирных мастерских. Со временем расписки ювелирных дел мастеров получили попу­лярность у торговцев и путешественников, ворочавших огромными деньгами. В итоге расписки явились самой ранней формой бумажных денег в Западной Европе.

Первоначально расписки золотоделов целиком обменивались на золото. То есть они представляли определенное количество золота в резервах. Со временем, однако, ювелиры заметили, что количество денег, которое люди вкладывали, превышало суммы, которые они изымали. Это навело на мысль предоставлять часть золота своих вкладчиков под проценты. Открытие в 1587 г. первого общественного банка в Венеции положило начало созданию подоб­ных банков по всей Европе. Банки внесли оживление в торговые операции, снижая возможный риск для вкладчиков. Капитал банков составлялся из вкладов, размеры которых не подлежали огласке. Банки вели счета своих вкладчиков, принимали векселя и предоставляли кредиты. Амстердамский банк функционировал до конца XVIII в. и пользовался полным доверием у купцов и промышленников большинства европейских стран.

Первый кредитный банк в России открылся в 1863 г. в Санкт-Петербурге, а первые государственные банки возникли еще при Елизавете в 1754 г. В США первый государственный банк открыт в 1781 г. В начале XX в. здесь массовое развитие получили частные коммерческие банки. В России в начале XX в. происходит обратный процесс: мелкие частные банки поглощаются крупными. В Англии первое крупное кредитное учреждение - Английский банк создан в 1694 г. Но родиной банков считается Италия: итальянские банки - первые в мире, а итальянские банкиры - родоначальники всех банки­ров мира. Отсюда они проникли в Англию, а затем уже распространились по всему миру.

Банки сосредоточивают у себя значительную часть свободных капиталов, имеющихся в стране (пассивные операции), и переда­ют их в руки капиталистов, которые нуждаются в расширении своих оборотов (активные операции). Банки стараются собрать все капиталы, которые лежат в кассах отдельных фирм и у круп­ных бизнесменов, а также на руках («в чулках») рядовых граждан без движения. Памятуя, что деньги должны порождать деньги, банки предлагают передать их на хранение под процент, за тот срок, на который вы отдали деньги, банки «прокручивают» их по нескольку раз. Разумеется, все деньги своих вкладчиков банки не могут отдать взаймы и «прокручивать», поскольку первые имеют право отозвать свои средства в любой момент. На этот случай существуют банковские резервы.

Как обогащаются банки? Они отдают деньги нуждающимся гражданам или фирмам, под процент более высокий, чем обещали отдать вкладчику. Предоставление ссуды служит для «произ­водства денег». Сумма денег, которую может заработать банк, ограничена нормой резерва, которая определяет, сколько денег может быть выдано в каждый определенный момент времени. И здесь работает формула: купил дешевле, продал дороже. На разни­це банки и существуют. Часто очень неплохо: в городе у них луч­шие особняки, лучшая техника, лучшие кадры и самые высокие оклады. Причем замечено, что банки «жиреют» даже в тех стра­нах, где основное население «худеет».

Банки занимаются широкой покупкой и продажей акций. Поль­зуясь огромными связями с миром промышленных предпринимате­лей, они охотно берут на себя размещение акций вновь возникаю­щих промышленных предприятий, а равно и скупку акций для тех капиталистов, которые пожелали бы стать их собственниками.

Банки принимают самостоятельное участие в биржевой игре и, в сущности, являются главными руководителями биржи. Они больше всех осведомлены о действительном положении дел на предприятиях, имеют возможность бросить большие суммы на закупку тех или иных бумаг, чтобы создать на них искусственный спрос и взвинтить цены, или выбросить из своего портфеля боль­шое количество бумаг, подорвав их биржевой курс.

Биржевая игра на понижение и повышение для банков - спо­соб сосредоточить у себя наиболее ценные бумаги и акции. Бан­ки не ограничиваются посредничеством между капиталистами, но и сами владеют промышленными предприятиями. Крупней­шие в стране промышленные предприятия обычно принадлежат банкам. В других предприятиях банки имеют то или иное уча­стие. Подавляющее большинство голосов на общих собраниях русских металлургических заводов до революции принадлежало нескольким коммерческим банкам. В их портфеле находились акции десятков промышленных предприятий, которые таким путем становились предметом собственности банков. Капитал, вложенный банками в акции промышленных предприятий, на­зывается финансовым капиталом. Он ставит промышленность в полное подчинение банкам.

Банки живут насыщенной и беспокойной жизнью. Они сливают­ся и укрупняются, разоряются и поглощаются, расширяются (создают филиалы), выходят на международную арену, их счета мо­гут арестовать, государство может приставить временную админи­страцию, которая берет все руководство на себя. Банки заручаются выгодными политическими и криминальными связями, шпионят друг за другом, возводят немыслимую электронную защиту от ком­пьютерных хакеров, возводят финансовые пирамиды и с награб­ленным «смываются» за границу, берут в долг и не отдают, мошен­ничают, «влипают», «бросают» и делают все то, что делают обыч­ные люди в рыночном обществе, но только в гораздо больших масштабах.

Из всех моделей поведения банки предпочитают слияние. Они меньше конкурируют между собой, чем фирмы и предприятия. Проникая в производство, банки заинтересованы в том, чтобы ме­жду однородными промышленными предприятиями, им принадле­жащими, не было никакой конкуренции. Они стремятся слить од­нородные предприятия, ранее принадлежавшие разным владель­цам, в одно хозяйственное целое. Этим самым банки поддерживают стремление промышленности к организации синдикатов и трестов.

Из истории развития бизнеса

Исторические корни бизнеса лежат в сфере первобытного обмена. Уже то­гда от человека требовались деловые навыки: умение договариваться, беглым взглядом оценивать размер, вес и стоимость товаров, вырабатывать нормы и правила построения отношений взаимного обмена, выторговывать себе луч­шие условия и сбивать цену, рекламировать свой товар и принижать достоин­ство чужого.

Следующий этап в развитии бизнеса связан с появлением денег как всеоб­щего эквивалента. На смену случайному обмену пришла регулярная меновая деятельность. Меняльные конторы Египта, Греции и Рима породили подоб­ные учреждения в Византии, на Востоке и в странах Средиземноморья, пере­жили свой особый расцвет в средние века в Италии и Голландии и стали про­образом современных банков. Психология человека обогатилась целым спек­тром новых понятий, так или иначе связанных с деньгами: с одной стороны, скаредность, жадность, скупость, стяжательство, с другой - щедрость, меце­натство и благотворительность, расчетливость, бережливость и др.

От письменных памятников древности до наших дней тянется цепочка изобретений и нововведений, заложивших фундамент здания современного бизнеса. Сюда относятся:

- система оплаты труда, впервые в масштабном виде разработанная в Рим­ской империи;

- появление бухгалтерского учета в Италии в XV в.;

- появление страхования в Голландии в XVI в., повлекшее за собой сниже­ние риска в деловых операциях (при осуществлении сделок, торговых опера­ций, транспортных экспедиций и финансовых мероприятий);

- появление резервной банковской системы в Лондоне в середине XVII в., означавшее страхование не только перемещения товаров и торговые опера­ции, но и результатов бизнеса -денег;

- развитие операций с акциями, биржевая деятельность - XVIII в. В резуль­тате этого нововведения предприниматели приобрели возможность получить долгосрочные вложения денежных средств, необходимых для развития бизне­са, текущую объективную рыночную оценку, отражаемую в изменении курса акций предприятия и т.д.

Переломные эпохи, сопровождающие крупные изменения в развитии биз­неса, историки часто называют революциями в бизнесе. Можно выделить, как минимум, три переломных момента в развитии бизнеса. Первый - коммерче­ская революция XV-XVI вв., явившаяся результатом открытия Америки, ус­тановления торговых путей, появления класса профессиональных торговцев. Ранее, т.е. в эпоху средневековья, торговля в Европе велась не купцами, а уполномоченными городов. Товары ремесленников и продукты крестьян го­род вывозил для продажи через своих доверенных лиц, а прибыль принадле­жала всей городской общине. Постепенно торговля сосредоточилась в руках вольных купцов и частных банкиров. Второй переломный момент - индуст­риальная революция в Англии в XVIII в. и появление класса наемных рабо­чих в промышленности. Третий - революция «laissez-faire»1 XVIII-XIX вв., ознаменовавшаяся последовательным отказом правительства западноевро­пейских стран от авторитарного управления экономикой. Иначе она называ­ется «наступлением эпохи свободного предпринимательства».

Следствием этого явилось предоставление бизнесменам и предпринимате­лям права действовать в возможно более свободных законодательных рамках в расчете па то, что предпринимательская инициатива и внутренние законы бизнеса сами выступят оптимальными механизмами подъема и расцвета эко­номики. Если перебросить мостик в наше время, то можно заключить, что в России 1990-х годов такой революции еще не произошло, поскольку прави­тельство серьезно вмешивается в дела бизнеса. Оно не только не предоставля­ет ему максимально возможной свободы, но облагает непосильными налога­ми и не создает цивилизованной системы законов, защищающих предприни­мательство, как это давно уже сделано в большинстве стран.

Следующий коренной сдвиг, приведший к появлению самого бизнеса в его современной форме, произошел на рубеже XIX-XX вв. Изменились масштабы и практика бизнеса: в финансовой сфере - концентрация капитала и образование корпораций, в том числе на транснациональных, в промышленности - зарожде­ние массового производства и конвейера в сборочных цехах, в торговле - соз­дание огромных торговых сетей и универмагов, в управлении - формирование научного менеджмента и класса профессиональных управляющих. Появление первых школ менеджмента и бизнеса (в США это произошло в 1886 г.), а также первых пособий и учебных курсов по менеджменту (в 1914-1916 гг.) можно счи­тать официальной датой рождения современного бизнеса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.