КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебное пособие для подготовки к тестированию и ЕГЭ 1 страница
Красноярск 2006 УДК ББК К-
Кашо В.С. Обществознание (конспект лекций в схемах): учебное пособие для подготовки к тестированию и ЕГЭ / В.С. Кашо. – Красноярск: ЮИ КрасГУ. – 356 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой учебного курса «Обществознание» для средней школы на основе изданных и допущенных Министерством образования РФ учебников по данному предмету; опубликованных Федеральным центром тестирования вопросов централизованного и школьного тестирования, а также типовых тестовых заданий для ЕГЭ по обществознанию. Уникальность пособия заключается в том, что в нем в форме схем и графических конструкций раскрыты все темы и основные понятия курса «Обществознание», что позволяет рассматривать его как наиболее полное схематичное изложение данного предмета. Предлагаемый конспект лекций не является альтернативой имеющимся учебникам, подробно освещающим соответствующие темы. Но с помощью данного пособия можно в короткие сроки систематизировать и конкретизировать приобретенные ранее знания; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках, особенностях; найти ответы на вопросы тестирования и получить высокий результат. Данная книга рассчитана на подготовку выпускников школ, абитуриентов, сдающих ЕГЭ или централизованный тест по «Обществознанию»; может оказать помощь преподавателям школ и подготовительных курсов по данной дисциплине.
Рецензенты: А.Н. Тарбагаев, д.ю.н., профессор кафедры уголовного права и криминологии КрасГУ С.А. Самусенко, к.ю.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики КрасГУ Л.В.Лесовская, к.фил.н., доцент кафедры философии КрасГУ
Полное или частичное публичное воспроизведение или размножение материалов, опубликованных в настоящей книге, допускается только с письменного разрешения автора.
© Юридический институт КрасГУ, 2006 © В.С. Кашо, 2006 СОДЕРЖАНИЕ
От автора. 10 Тема 1. ОБЩЕСТВО.. 13 1.1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА.. 14 1.2. СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.. 15 1.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.. 16 1.4. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.. 17 1.5. ВЗГЛЯДЫ НА ВЗАИМОСВЯЗЬ СФЕР ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.. 18 1.6. ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА.. 19 1.7. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.. 20 1.8. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ.. 21 1.10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.. 37 1.11. ВЗГЛЯДЫ НА ПРОГРЕСС ОБЩЕСТВА.. 38 Тема 2. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 39 2.1. ТИПОЛОГИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 40 2.2. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО.. 44 2.3. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) 45 2.4. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 46 2.5. АНТИЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.. 47 2.6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЫ (X-XIV ВЕКА) 48 2.7. МОДЕРНИЗАЦИЯ.. 49 2.8. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО.. 50 2.9. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ (ИНФОРМАЦИОННОЕ, ТЕХНОТРОННОЕ) ОБЩЕС-ТВО.. 51 2.10. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.. 52 2.11. ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.. 53 2.12. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.. 54 2.13. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА.. 55 Тема 3. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. 57 3.1.. ЧЕЛОВЕК.. 58 3.2.. ИНДИВИД.. 59 3.3.. ЛИЧНОСТЬ. 60 3.4.. ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ.. 61 3.5.. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 62 3.6.. МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 63 3.7.. ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ.. 64 3.8.. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 65 3.9.. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ.. 68 3.10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ.. 70 3.11. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.. 72 3.12. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ. 73 Тема 4. ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. 74 4.1. УРОВНИ ПОЗНАНИЯ.. 75 4.2. ВЗГЛЯДЫ НА ПОЗНАВАЕМОСТЬ ИСТИНЫ.. 77 4.3. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ.. 78 4.4. ВИДЫ ПОЗНАНИЯ.. 79 4.5. ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.. 82 Тема 5. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.. 83 5.1.. ВЗГЛЯДЫ НА ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.. 84 5.2.. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.. 85 5.3.. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ.. 85 5.4.. ВИДЫ КУЛЬТУР. 86 5.5.. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.. 90 5.6.. ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ.. 92 5.7.. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.. 93 5.8.. ПРОГРАММЫ (УРОВНИ) ОБРАЗОВАНИЯ.. 94 5.9.. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 97 5.10. ФУНКЦИИ ИСКУССТВА.. 98 5.11. ВИДЫ ИСКУССТВ 99 5.12. СТРУКТУРА (ЭЛЕМЕНТЫ) РЕЛИГИИ.. 101 5.13. ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ 102 5.14. ВИДЫ РЕЛИГИЙ.. 103 Тема 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА 106 6.1.. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ.. 109 6.2.. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.. 110 6.3. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ КАК ХОЗЯЙСТВА.. 112 6.4. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ДОХОДЫ ОТ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 113 6.5. СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА.. 114 6.6.. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ.. 115 6.7.. ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ.. 116 6.8.. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.. 117 6.9.. ПРИЗНАКИ ТРАДИЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ.. 118 6.10. ПРИЗНАКИ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ (ПЛАНОВОЙ) ЭКОНОМИКИ.. 119 6.11. ПРИЗНАКИ СВОБОДНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.. 120 6.12. ПРИЗНАКИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ.. 122 6.13. ПРИЗНАКИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ.. 123 6.14. ПРИНЦИПЫ РЫНКА.. 124 6.15. ФУНКЦИИ РЫНКА.. 125 6.16. ВИДЫ РЫНКОВ.. 126 6.17. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА.. 127 6.18. ЗАКОН СПРОСА.. 128 6.19. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА.. 129 6.20. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ.. 130 6.21. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.. 131 6.22. ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 131 6.23. СЕМЬЯ (ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО) КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ 132 6.24. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ 134 6.25. ВИДЫ ФИРМ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ.. 135 6.26. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИКИ ФИРМЫ.. 140 6.27. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ.. 142 6.28. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ КОНКУРЕНЦИИ.. 145 6.29. РЫНОК ТРУДА.. 146 6.30. ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ.. 148 6.31. РЫНОК КАПИТАЛА.. 149 6.32. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ. 150 6.33. РЫНОК ЗЕМЛИ.. 151 6.34. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ. ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.. 152 6.35. ВИДЫ ДЕНЕГ 153 6.36. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ.. 154 6.37. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ.. 156 6.38. ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.. 157 6.39. ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ.. 159 6.40. ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.. 160 6.41. ВИДЫ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ.. 161 6.42. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.. 162 6.43. СТАДИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА.. 163 6.44. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 164 6.45. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. 166 6.47. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.. 170 6.48. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 172 6.49. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ 173 6.50. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ СТАВОК.. 175 6.51. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.. 176 Тема 7. CОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.. 178 7.1. СОЦИОЛОГИЯ.. 179 7.2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.. 180 7.3. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ.. 181 7.4. ВЗГЛЯДЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА.. 182 7.5. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ. ЛЮМПЕНЫ И МАРГИНАЛЫ 184 7.6. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЕМЬИ.. 186 7.7. ФУНКЦИИ СЕМЬИ.. 187 7.8. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ И БРАКА.. 188 7.9. ВИДЫ ЭТНОСОВ.. 197 7.10. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАЦИЙ.. 198 7.11. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.. 199 7.12. НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 200 7.13. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ И ПУТИ ЕГО РЕШЕНИЯ.. 201 7.14. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.. 204 7.15. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 206 Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА.. 207 8.1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКИ.. 209 8.2. СТРУКТУРА ВЛАСТИ.. 210 8.3. СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ.. 212 8.4. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ.. 213 8.5. ВИДЫ ПОЛИТИКИ.. 214 8.6. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.. 215 8.7. ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.. 216 8.8. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.. 220 8.9. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.. 222 8.10. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ.. 223 8.11. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ.. 224 8.12. ФОРМА ГОСУДАРСТВА.. 226 8.13. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.. 227 8.14. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.. 231 8.15. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.. 233 8.16. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.. 235 8.17. СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.. 238 8.18. ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.. 241 8.19. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.. 243 8.20. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.. 244 8.21. ВИДЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ.. 248 8.22. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ. 249 8.23. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ.. 250 8.24. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ НОРМ.. 252 8.25. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.. 253 8.26. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.. 254 8.27. ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ.. 255 8.28. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА.. 256 8.29. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ.. 257 Тема 9. ПРАВО.. 259 9.1. ПРИЗНАКИ ПРАВА.. 261 9.2.. ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ПРАВА.. 262 9.3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА.. 264 9.4. ИСТОЧНИКИ ПРАВА.. 266 9.5. ВИДЫ ЗАКОНОВ В РФ.. 269 9.6. ВИДЫ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ В РФ.. 272 9.7. СИСТЕМА ПРАВА.. 273 9.8.. ВИДЫ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА.. 274 9.9. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОГО ПРАВА 276 9.10. СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ.. 278 9.11. СТРУКТУРА ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ.. 279 9.12. СОДЕРЖАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ.. 281 9.13. ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.. 282 9.14. СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.. 283 9.15. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.. 284 9.16. ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 286 9.17. ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 287 9.18. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 289 9.19. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 295 9.20. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНАРНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 297 9.21. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 298 9.22. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.. 300 Тема 10. КОНСТИТУЦИЯ РФ.. 301 10.1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ.. 303 10.2. СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РФ 309 10.3. ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ.. 310 10.4. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РФ.. 311 10.5. ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД.. 312 10.6. ВИДЫ ЛИЧНЫХ ПРАВ.. 314 10.7. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ.. 320 10.8. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ.. 322 10.9. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ.. 323 10.10. ВИДЫ КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ.. 326 10.11. ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ.. 327 10.12. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВА И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА.. 328 10.13. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ.. 329 10.14. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД 332 10.15. ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РФ.. 333 10.16. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РФ.. 334 10.17. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ.. 336 10.18. ПРЕЗИДЕНТ РФ.. 337 10.19. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ.. 342 10.20. ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ.. 345 10.21. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В РФ.. 347 10.22. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ В РФ.. 349 10.23. ПРОКУРАТУРА РФ.. 350 10.24. ПРИЗНАКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.. 351
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………......………….354
От автора Взяться за написание данной книги меня побудили следующие обстоятельства. Многолетний опыт преподавания обществознания на подготовительных курсах, изучения существующих учебников по этому предмету, тестов, предлагаемых абитуриентам на централизованном, школьном тестировании, ЕГЭ позволили выявить две основных проблемы. Во-первых, ни один из существующих учебников по курсу «Обществознание» не содержит полного объема знаний, достаточных для решения предлагаемых тестов: где-то больше философии, социологии и культуроведения, но почти ничего нет о праве и экономике; в других учебниках – больше половины объема посвящено политике и праву, но недостаточно знаний об экономике и культуре; в третьих – наоборот, и т.п. С одной стороны – это неплохо, заставляет абитуриента заниматься самообразованием, самостоятельно работать с разными источниками, не ограничиваясь только одним учебником. Но с другой стороны, это порождает неполноту, пробелы в подготовке учащихся, особенно если учитывать трудности с учебной литературой, с подготовкой преподавателей по «Обществознанию». Проводимый мною на протяжении нескольких лет опрос многих школьников Красноярского края во время приема вступительных экзаменов, чтения лекций в КрасГУ показал, что ни в одной школе данный курс не преподается в полном объеме, достаточном для успешного ответа на тесты по всем темам. Во-вторых, традиционное изложение материала в учебнике зачастую не позволяет сосредоточить внимание на основных понятиях, их признаках, особенностях, сформировать системный подход к изучению темы, так как одна и та же тема часто раскрывается в разных местах. Структура учебников по темам не совпадает со структурой абитуриентских тестов. Предлагаемый вашему вниманию конспект лекций рассчитан на помощь школьнику, абитуриенту, преподавателю «Обществознания» в преодолении этих проблем. Во-первых, автор постарался исключить дублирование материала и отразить содержание всех тем и основных понятий в соответствии со структурой абитуриентского теста по «Обществознанию», проводимого на протяжении последних лет Федеральным центром тестирования. При этом были использованы материалы учебников по данному предмету под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой, А.Ю.Лазебниковой; учебники А.И. Кравченко, А.И.Кравченко и Е.А.Певцовой, учебные издания А.Ф.Никитина, А.Ю.Лазебниковой и М.Ю. Брандта, А.В.Клименко и В.В.Румыниной, учебное пособие по политологии Р.Т.Мухаева, по культуроведению П.С.Гуревича и др. Во-вторых, материал изложен в максимально доступной форме – схемы и графические конструкции. Преимущество такого подхода заключается в том, что схемы помогают лучше понять смысл понятия, запомнить его признаки, содержание, и самое главное – оценить его взаимосвязь с другими понятиями. Автором применен подход к конструированию схем, который позволяет сконцентрировать внимание на основных понятиях: они выделены жирным шрифтом, а их определения – курсивом. Приемы, облегчающие запоминание, применяются и при раскрытии содержания каждой темы и каждого понятия: однопорядковые признаки находятся на одной линии и соединены между собой; характеристики самих признаков также соединены между собой, но расположены правее, на другой линии, что соответствует принципам чтения в русском языке «слева – направо» и «сверху – вниз». В соответствии с правилами логики материал раскрывается по принципу «от общего – к частному»: вначале подается вся тема в общем виде, затем происходит детализация вопросов; названия вопросов выделены жирным шрифтом и тенью.
Тема 1. ОБЩЕСТВО
1.2. СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
1.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
1.5. ВЗГЛЯДЫ НА ВЗАИМОСВЯЗЬ СФЕР ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1.6. ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА
1.7. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1.8. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |