Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный контроль. Социализацию мы представляем как процесс обучения куль­турным нормам и освоения социальных ролей




Социализацию мы представляем как процесс обучения куль­турным нормам и освоения социальных ролей. Мы также не мог­ли не заметить, что социализация касается прежде всего индиви­да. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных об­разцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным че­ловеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом - семьей, группой друзей, учреждением или соци­альным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Социальный кон­троль выполняет функцию консерватора в парламенте: предлага­ет не спешить, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено. Он - фундамент стабильно­сти в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к беспоряд­ку, смуте и социальному раздору.

Социальный контроль включает два главных элемента - нор­мы и санкции. Нормы - это предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отноше­ние к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает сообщество сплоченным целым, поэто­му особенно ценится и охраняется. Социальные предписания - за­преты или разрешения что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письмен­ной, формальной или неформальной).

Социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нару­шение одних норм следует мягкое наказание - неодобрение, ух­мылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут следовать очень сильные жесткие санкции - изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь. Если распо­ложить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от ме­ры наказания, то их последовательность примет такой вид: обы­чаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, за­коны, табу. Строже всего караются нарушения табу и юридиче­ских законов (например, убийство человека, оскорбление божест­ва, раскрытие государственной тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, от­каз выключать свет или закрывать входную дверь).

Нормы связывают или, как выражаются специалисты, интег­рируют людей в единую общность, коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы - это также и обязанно­сти одного лица по отношению к другому или другим лицам. За­прещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов опреде­ленные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Во-вторых, нормы - это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идут на­ встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное организованное взаимодействие. При нарушении правил возникают столкновения и беспорядки. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют, - как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Это­му стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защище­ны. У кавказских народов подобная норма ценится особенно вы­соко, а отступление от нее карается очень строго. То же самое можно сказать о южноевропейских народах. Итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стан­дарта поведения карало все сообщество.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество стро­го следит за этим? Нормы - стражники ценностей. Честь и досто­инство семьи - одна из важнейших ценностей человеческого об­щества с древнейших времен. А обществом ценится то, что спо­собствует его стабильности и процветанию. Семья - основная ячейка общества, и забота о ней - его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оце­нивается окружающими. Его социальный статус повышается. На­против, не способный защитить домочадцев подвергается презре­нию, его статус резко снижается. Поскольку защита семьи - осно­ва ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в тра­диционном обществе делает мужчину автоматически главой се­мьи. Не возникает споров о том, кто первый - муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство се­мьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы - действительно, стражники по­рядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Раз­личие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и т. д.

Санкциями называются средства наказания и поощрения, спо­собствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностя­ми они ответственны за выполнение норм. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за вы­полнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказа­ний за отклонение от них, т. е. за девиантностъ. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и нефор­мальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изо­бразить в виде логического квадрата.

Формальные позитивные санкции (Ф+) - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учрежде­ния, творческого союза): правительственные награды, государст­венные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые сте­пени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) - публичное одобре­ние, не исходящее от официальных организаций: дружеская по­хвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, при­знание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) - наказания, предусмот­ренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряже­ниями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) - наказания, не преду­смотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Применение социальных санкций в одних случаях требует при­сутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предва­рительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заклю­чение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем штрафование за без­билетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защи­ты научной диссертации и решения ученого совета. Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц, но тем не менее они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается са­мим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то та­кую форму контроля надо считать самоконтролем.


Самоконтроль называют еще внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы ус­ваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего по­ведения человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит соб­ственную жену, завидует более удачливому сопернику или желает смерти близкому. В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть - прояв­ление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписания­ми, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных им­пульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят, что он «впал в детство». Импуль­сивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соот­ветствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Примерно на 70% соци­альный контроль осуществляется за счет самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контро­ля, в частности армии, судам, государству. Чем слабее самокон­троль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жест­кий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят разви­тие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние во­левые усилия. Таким образом, возникает замкнутый круг, в кото­рый на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принуди­тельному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональны­ми нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обос­нование всякому сопротивлению этим нормам. Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, царе­убийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, оправ­дывались общественным мнением потому, что разумным счита­лось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам.

3 отличие от самоконтроля внешний контроль - это совокуп­ность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение об­щепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на не­формальный (внутригрупповой) и формальный (институциональ­ный). Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со сторо­ны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения спора и конфликта, способы ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В каче­стве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему соци­ального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблю­дение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными празд­никами и обрядами (например, бракосочетания, рождения ребен­ка, достижения зрелости, обручения, урожая), воспитывало чувст­во уважения к социальным нормам, прививало глубокое понима­ние их необходимости.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Соци­альный контроль приобрел институциональную поддержку. Фор­мальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Шко­ла контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правитель­ство - благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро -, но и на макро уровне общества. Его субъектом становится госу­дарство, и он превращается в специализированный общественный институт. Он разрастается в огромную систему, покрывающую всю страну. В такую систему входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюрем­ные надзиратели и конвойные войска, суды, цензура.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА»

1. Что означает слово «экономика» в переводе с греческого:

A. Рациональное распределение ресурсов.
Б. Искусство ведения домашнего хозяйства.

B. Организация хозяйства.

2. Экономика представляет собой процесс взаимодействия человека:

А.С природой и техникой.

Б. С техникой и людьми.

В. Со всей окружающей средой.

3. Что изучает экономическая наука:

A. Поведение человека в быту.

Б. Методы рационального ведения хозяйства.

B. Природные явления.

4. Что из нижеперечисленного является главной производи­тельной силой:

A. Природа.
Б. Люди.

B. Орудия труда.

5. Основной вопрос, который решает экономика:
А. Что производить?
Б. Как производить?

В. Для кого производить?

Г. Все перечисленное.

6. Что такое факторы производства:

А. Все ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства.

Б. То, от чего зависят непосредственно производство и его результаты.

В. Все указанное выше.

7. Что из перечисленного ниже может быть отнесено к пред­метам потребления:

А. Продовольствие.

Б. Фрезерный станок.

В. Сахар для дальнейшей переработки.

8. Что такое производительность труда:

A. Затраты физических или умственных усилий в единицу времени.

Б. Количество продукции, произведенной в единицу времени.

B. Соотношение результатов производственной деятельности и затраченных на их достижение ресурсов.

9. Закончите высказывание: «Попеременное чередование подъемов и спадов в движении объемов производства страной то­варов и услуг называется...»

Ответ: экономическим циклом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.